справка "Эффективность регионального компонента в воспитательно-образовательной работе"
методическая разработка на тему

Рубежная Светлана Юрьевна

материалы тематической проверки по регионализации образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка

по итогам тематической проверки

«Эффективность использования регионального

 компонента в воспитательно-образовательной работе»

В последнее время использованию регионального компонента стало уделяться большое внимание, хотя педагоги и раньше не обходили эту проблему стороной. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальных традиций. В традиционной культуре любого народа следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей:

  • заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания
  • сформировать знания о живой и неживой природе;
  • воспитывать любовь к природе, традициям, истории разных народов посредством практической деятельности.

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении дошкольников с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику, а также краеведческие материалы, исторические очерки   народных писателей.  

 Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных тем, изучаемых в дошкольных учреждениях г.Элисты и республики Калмыкия, которые были разработаны творческой группой  под руководством Министерства образования, науки и культуры РК и представлены Комплексно-тематическим планом работы по образовательным областям в соответствии с ФГТ.  

В соответствии с годовым планом работы МДОУ с 17 декабря по 25  декабря 2012 года была проведена тематическая проверка по эффективности использования регионального компонента в воспитательно-образовательной работе, которую осуществляли заместитель заведующего по ВМР Лашина Г.П., ст. воспитатель  Рубежная С.Ю.,  учитель калмыцкого языка Бадмаева Г.М.

Проверка проведена   на основе разработанной памятки (Приложение 1).

При подготовке к педагогическому совету были проведены   мероприятия по данной проблеме, согласно годового плана:

  • Конкурс  этнографических мини-музеев;  
  • Презентация «Карта программных требований по внедрению регионального компонента в образовательный процесс в дошкольные учреждения РК»; - учитель калмыцкого языка Бадмаева Г.М.
  • Круглый стол «Анализ  комплексно-тематического планирования по образовательным областям в соответствии с ФГТ» заместитель заведующего по ВМР Лашина Г.П.;
  •  Презентация «Знакомство детей с особенностями калмыцкого костюма»; воспитатель национальной группы №1 «Харада»  Каруева Л.В.
  • Презентация  «Развитие представлений о человеке в истории и культуре на примере калмыцкого народа» - учитель калмыцкого языка Бадмаева Г.М.;
  •  Презентация «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с особенностями калмыцкого костюма» -  воспитатель национальной группы №1 «Харада»  Каруева Л.В.;
  • Презентация «Во славу Отечества», посвященная 200 - летию  Отечественной войне 1812 года- учитель калмыцкого языка Бадмаева Г.М.;
  • Открытые занятия «Работаем с увлечением»:

-  «Рассказы старого ученого» - кружковая работа учитель калмыцкого языка Бадмаева Г.М,  

-  «Кибитка в степи»  рисование   -  воспитатель по ИЗО Плугина Л.В,

-  «Игры наших бабушек» презентация проекта воспитатели логопедической группы № 9 «Ромашка»              Богданова Т.П., Седых С.В.;

  • Клуб «Счастливая семья» по теме «Традиции в доме» - учитель калмыцкого языка Бадмаева Г.М.;
  • Родительские собрания по данной проблеме;
  • День открытых дверей по теме «Наш дом - Калмыкия»;
  • Анкетирование «Знаем ли мы   родной край»;
  • Наглядная агитация для родителей «Край родной, навек любимый»;
  • Разработка Комплексно - тематического календарного планирования, в соответствии с ФГТ для апробирования  в средней национальной группе № 1 «Харада»;  
  • Оформление наглядно-дидактического материала  к Комплексно-тематическому календарному планированию;  
  • Оформление выставки методической  литературы «Родной край».
  • Экскурсии в краеведческий музей им. Пальмова (для детей старшего дошкольного возраста и для педагогов).

Проверка проведена в средней национальной группе № 1 «Харада» (воспитатели: Каруева Л.В.,  Сесинова Е.В.) в старшей национальной группе № 3 « Богшурга» (воспитатели:  Исинова Н.В., Кандуева Н.В.), в старшей логопедической группе №  8 «Березка» (воспитатели:  Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н., учитель-логопед Горбачева Н.Д.), в подготовительной к школе группе № 7 «Карусель»   (воспитатели  Беляева Т.П., Бадмаева О.С.)

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, за самостоятельной деятельностью детей, изучения картотеки, анализа календарных и перспективных планов, бесед с воспитателями, обследования   развивающей среды в группах.

Проверка показала, что комплексный подход  внедрения регионального компонента в  ДОУ реализуется через введение в учебно-воспитательную работу системы организационных форм:

  • национально - региональный компонент в   организованной партнерской деятельности воспитателя с детьми;
  • национально - региональный компонент в  организации игровой деятельности;
  • национально - региональный компонент в  организации  совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей через  режимные моменты.

 

Анализ перспективного планирования   в средней национальной группе № 1 «Харада» (воспитатели  Каруева Л.В., Сесинова Е.В.) показал, что перспективный план составлен с учетом регионального компонента во всех видах деятельности, используя методическую разработку учителя калмыцкого языка Бадмаевой Г.М.   «Карта программных требований по внедрению национально – регионального компонента в МДОУ «ЦРР-Д/С №27 «Теремок» (дополнительный раздел к образовательной программе).

Проанализировав  матричное планирование средней национальной группы, необходимо отметить, что во все дни недели, введена работа по данному направлению.  

понедельник - разучивание и повторение стихов калмыцких поэтов, чтение калмыцких сказок, народные игры;

вторник - составление рассказов по мнематаблице «Сказки», рассматривание иллюстраций о растительном мире Калмыкии, чтение стихов;

среда  беседы, заучивание скороговорок, пословиц калмыцкого народа;

четверг  -  беседа об обычаях и традициях калмыцкого народа, калмыцкие игры;

пятница -  рассматривание иллюстраций о животном мире Калмыкии, народные игры.

Анализ календарного планирования показал, что в группе № 1 «Харада» планируется:

  • разучивание и повторение стихов калмыцких поэтов  В. Шуграевой «Боорцг», «Нэрхн хурһдм» (тонкие пальцы), «Шовун, шовун, дуулыч» (птица пой), «Бабушка Зима», «Снежная гостья», «Һацур» (елочка), Б. Сангаджиевой «Степь»;
  • чтение калмыцких сказок, инсценировка  литературных произведений, театрализованная деятельность (различные виды театров) «Лисица, волк и медведь», «Сказка о трусливом зайце», «Цунг», «Как мышь попала в название года календаря», «Почему медведь не вошел в калмыцкий календарь»;
  • сюжетно-ролевые игры «Угостим Ааву и Ээҗ чаем», «Путешествие по степи Калмыкии»;
  • составление рассказов по мнематаблице «Сказки» «Заһсч», «Павлин и петух», «Меняя шорһеҗн хойр»;
  • рассматривание иллюстраций о Калмыкии, о растительном и животном  мире  «Зима в Калмыкии», «Кукуруза»;
  • заучивание скороговорок, пословиц калмыцкого народа.

Проводятся беседы: «Осень в Калмыкии», «О героях Калмыкии», «О зимующих птицах Калмыкии», «Зима в Калмыкии», «Об обычаях и традициях празднования праздника Зул», «Семейный праздник Зул», «Головные уборы калмыков».

Играют в калмыцкие игры   «Ловкий наездник», «Белый верблюжонок» и т.д. Педагоги ввели новую форму работы, как коллекционирование, оформили  совместно с детьми альбомы «Дикие животные родного края», «Музыкальные инструменты».

Использование национально-регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе можно проследить при проведении таких видов деятельности, как конструирование по темам: ознакомление с соборной архитектурой Хурула, «Пагоды», ознакомление с элементами национальной архитектуры: различные виды Ротонды. На занятиях  по развитию речи дети знакомятся с калмыцкими  сказками:  «Лиса и волк», «Петух и павлин» и др.;  на занятиях по развитию экологических представлений знакомятся с растительным и животным  миром Калмыкии.

В рамках подготовки к   педагогическому совету по теме «Проблемы реализации в ДОУ Комплексно тематического планирования регионального компонента» (2 часть образовательной программы)  воспитателю средней национальной группе № 1 «Харада» Каруевой Л.В. было предложено апробировать новый вид календарного планирования  с учетом  образовательных областей по ФГТ и регионального компонента.  С 1  декабря 2012 г.  педагог работает в режиме поиска новых методов и приемов нового планирования. На педагогическом совете представлена презентация матричного планирования одного дня воспитателем Каруевой Л.В. и будут даны педагогам МКДОУ рекомендации и предложения по новой системе планирования с учетом ФГТ.

        Анализируя картотеку в этой группе, следует отметить, что педагоги после проведенной консультации о комплексно-тематическом планировании сразу стали вносить изменения в оформлении картотеки отдельного блока  «Региональный компонент», в соответствии с возрастной группой.     На данный момент немного материала, имеются такие разделы как беседы, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, пальчиковые игры по таким темам (национальная посуда, национальная одежда, мой город Элиста),  но воспитатели творчески подходят к данной проблеме, материал готовят в соответствии методическим и эстетическим требованиям.

          В ходе тематической проверки было просмотрено занятие в средней национальной группе № 1 «Харада» (воспитатель  Каруева Л.В.) по развитию речи: «Письмо от Зимушки». Тема занятия  была о животных нашей местности.   Решению проблемы  оптимальной «плотности» занятия, сохранения атмосферы непосредственности и эмоциональности способствовало чередование обучающих приёмов (пояснение, показ образца) с игровыми, закрепление слов прилагательных  осуществлялось через игру  в мяч, сопровождалось имитационными движениями животных.  

          Была просмотрена организация кружковой работы воспитателя Каруевой Л.В. в форме игры «Волшебное колесо».  В ходе игры по теме «Одежда», дети показали знания  о национальной одежде, о калмыцком фольклоре (пословицы, шаваши), в игре «Собери картинку» закрепили названия головных уборов.  Педагог использовала большое количество разнообразного демонстрационного материала.      Игровой характер заданий побуждал  детей принять воображаемую ситуацию, что вносило оживление в  игре и вызывало интерес к выполняемым заданиям.  

В группе создана прекрасная предметно-развивающая среда, позволяющая детям развивать представления о роли человека в истории и культуре за счет партнерской деятельности со взрослыми, расширять кругозор детей. Воспитатели оборудовали  кибитку, в которой представлены     предметы быта, национальная одежда, посуда, музыкальные инструменты, где дети знакомятся в ходе игры, что способствует развитию обогащений знаний детей о региональном компоненте. Для организации игровой деятельности по ознакомлению с городом, краем изготовлено педагогами много дидактических игр «Кто быстрее соберет кибитку», «Что в кибитке», «У эджи во дворе», «Путешествие по городу», «Повар», «Посуда», «Найди 5 отличий», «Оденьте куклу», «Борцыки», «Отличие старой и новой посуды» и др. анализ наблюдений показал, что этот материал используется детьми в самостоятельной деятельности.  К 21 подвижной игре качественно и эстетично изготовлены атрибуты.

По краеведению собран богатый иллюстративный материал: открытки города Элисты,  «Храмовая архитектура» (русская, буддийская), накопительные папки по таким темам как «Архитектура», «Памятники», «Мой город», «Быт калмыков и других наций», «Калмыцкие писатели», «Прикладное искусство», «Устное народное творчество», «Художники», «Спорт в Калмыкии», «Одежда», материал соответствует возрасту и адаптирован к работе с детьми. В  мини-музеи имеется государственная символика.  

Анализ  перспективных планов по работе с родителями показал, что работа   ведется через разные формы просвещения: в сентябре - выпуск ширм «Мой город», «Почитание к старшим»; октябрь – фотовыставка «Край родной, навек любимый»; ноябрь -  консультация «Роднее мамы никого нет»; декабрь – консультация «Как празднуют Зул»; подготовлена ширма ко дню памяти депортации калмыцкого народа; родительское собрание по теме «Путешествие в прошлое». А также имеется наглядный материал для родителей по темам «Головные уборы», «Женская одежда», «Мужская одежда».

          В  старшей национальной группе № 3 «Богшурга» (воспитатели Исинова Н.В., Кандуева Н.В.) созданы  условия по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательной работе.  

В группе оборудован этнографический мини-музей  в доступном для детей старшего дошкольного возраста месте. Его содержание: макет кибитки, посуда, одежда, предметы быта калмыцкого и славянского народа,  книги,  календари. Следуют отметить, что воспитатели продолжают работу по пополнению   мини-музея оборудованием согласно примерному перечню содержания.  Педагоги группы оформляют  наглядно-дидактический материал: мнематаблицы сказок и пословиц, мнематаблицы по устному народному творчеству, тематические папки  «Растительный мир Калмыкии», «Животный мир Калмыкии», «Герои Калмыкии», «Достопримечательности г.Элисты». Информационный материал для бесед с детьми  и родителей:  «Монументальные памятники г.Элисты», «Обычаи и традиции калмыцкого народа», «Праздники Зул и Цаган Сар», «Краеведение».  Для ознакомления детей с государственной символикой имеются флаги и гербы России и Калмыкии. Педагоги оформили папку «Растительный мир Калмыкии», «Животный мир Калмыкии» в прозе, с учетом рекомендаций комплексно-тематического планирования по образовательным областям в соответствии с ФГТ.

 Анализ перспективного  планирования  показал, что в занятиях по развитию элементарных математических представлений используются  элементы системы УДЕ, по развитию речи -  знакомство с калмыцкими сказками, стихами калмыцких писателей и поэтов, рассматривание репродукций картин калмыцких художников. На занятиях по конструированию используется следующая тематика «Построение конструкций–головоломок. Животные степи», «Строительство декоративной стенки «Золотые ворота», «Строительство Хурула по схеме», конструирование по мотивам калмыцкой сказки «Волк и лиса» и т.д. При проведении занятий по ознакомлению с пространственными отношениями  воспитатели используют   В перспективном плане по художественному конструированию  из 30 занятий, только в 6 занятиях   запланирован  национально-региональный компонент.          

 В  матричное планирование данной группы во все дни недели введён   национально-региональный компонент:

понедельник - беседа об архитектурных сооружениях г. Элисты, народные игры, рассказывание сказок по мнематаблице;

вторник - составление рассказов по мнематаблице «Времена года», знакомство со стихами Калмыцких поэтов, заучивание пословиц, поговорок;

среда - рассматривание калмыцкого орнамента, показ настольного театра;

четверг  - знакомство со скульптурой г. Элисты, составление рассказов;

пятница - знакомство с художниками Калмыкии, народная игра, чтение сказок народов мира

 Матричный календарный план показал,  что в совместной   деятельности взрослого и детей   воспитатели знакомят детей с калмыцким фольклором, с бытом калмыков,   с растительным и животным  миром Калмыкии,  с родным городом, при планировании составлений рассказов не достаточно продумывается тематика.  С сентября по декабрь 2012 г. воспитатели группы проводят знакомство  с работами художников Калмыкии: Г. Рокчинским «Журавлиная песня», «Ээд» (бабушка), К. Ольдаевым   «Хозяин степи»,   «Зая – Пандита – основатель ойрато калмыцкой письменности»,  но нет разнообразия бесед об архитектурных сооружениях г. Элисты, знакомство со скульптурой   проходит однообразно. С начало учебного года запланировано ознакомление только с двумя  скульптурными комплексами: «Исход и Возрождение», «Вечный огонь».  Рассказывание сказок по мнематаблицам  зачастую планируют русские народные сказки «Зимовье», «Гуси лебеди», «Рукавичка» и редко встречаются калмыцкие народные сказки «Петух и павлин», «Рыбак», «Лягушка и муравей». При планировании народных игр    встречается частые повторение, заучивание стихов калмыцких поэтов взяты только В.Шуграевой.  

Анализируя просмотренную  беседу с использованием мнетаблицы «Зима», необходимо отметить, что воспитатель Кандуева Н.В. использовала национально - региональный компонент, вместе с детьми уточнила погодные условия в Калмыкии.  Наталья Васильевна   активизировала речь детей,   используя разнообразие  эпитетов к слову «Зима», закрепила знания детей о животных, как они  зимуют в степи.

Анализ результатов проверки по работе с родителями по данной проблеме показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия. Это и наглядно – текстовая информация ширма «Зая Пандита-основатель старокалмыцкой письменности», «Элиста-моя столица», «Праздник Зул»; родительское собрание «Наша Родина-республика Калмыкия»; индивидуальные консультации.

В ходе тематической  проверки в старшей логопедической группе  № 8 «Березка» (воспитатели Глущенко Г.Н., Горбачева Т.П., учитель-логопед Горбачева Н.Д.) было установлено,  что в группе созданы все условия  для работы  по использованию регионального компонента  в воспитательно-образовательной работе, которые  способствуют раннему усвоению и формированию у детей основ национального  самосознания, интереса к истокам национальной культуры. В этой группе нужно отметить расположение мини-музея: доступность, компактность, где рационально можно использовать пространство музея в развитии познавательных интересов воспитанников. В мини-музее находятся  дополнительно к  примерному перечню оборудования,   предметы быта (утюг, рушники),  посуда (скалка, молоток, чашки, подстаканники, кувшин). К калмыцким национальным играм имеются атрибуты (маля, герлыга, альчики.  Для работы у педагогов накоплен большой иллюстративный материал: иллюстраций, репродукции калмыцких художников: Гарри Рокчинский,  Убуш Бадмаев, Е.Е Баенхараев,  А Захаров,  О. Ользятаев.  Широко используют в работе педагоги  иллюстрации    «Фаворский в Калмыкии»,  книга  с репродукциями  «Гарри Рокчинский».  При ознакомлении с родным краем, с творчеством калмыцких художников воспитатели  предлагают детям краеведческий материал И.Б. Борисенко «Калмыки в русском изобразительном искусстве»,  «Художники Калмыкии»  (сборник книг о творчестве калмыцких художников).

В группе оформлен  иллюстративный  материал, который применяют педагоги при ознакомлении с родным краем, городом: открытки  с видами города, папки с яркими  иллюстрациями:  «Символика России, Калмыкии»,  «Республика Калмыкия», «Путешествие по городу», «Краеведческий музей города»,  «Животные Калмыкии», «Гимн Сайгачонку»,  книга «Республика Калмыкия» по районам, «Моя Калмыкия» и др.

Для ознакомления детей с творчеством калмыцких  детских писателей, поэтов воспитатели  используют широко стихи, рассказы при проведении  занятий и совместной деятельности воспитателя с детьми. Этому способствует большая библиотека, собранная педагогами. В ней представлен широкий ассортимент книг: поэзия  «Современная калмыцкая поэзия», сборник книг поэтов;  сборник стихов Давида Кугультинова, книга о  его творчестве «Давид Кугультинов»; книги  детской поэтессы Веры Шуграевой «Степь послушаем с тобой», «Дом, в котором я живу», «Улицы моего города»; Николая Санджиева «Дождик – озорник», «Тюльпаны в степи»; Эммы Габуншиной «Деткам-кофеткам», «Считалки, загадки», сборник стихов калмыцких детских поэтов (набор книг). При ознакомлении с художественной литературой педагоги читают детям народные калмыцкие сказки, которые ярко иллюстрированы и вызывают интерес к   прочитанному.

Портреты писателей, художников, поэтов представлены  в сборниках, черно-белые,  для рассматривания только в индивидуальном порядке.

Картотека построена по разделам с учетом тематического планирования логопедической группы.

Наработан большой практический материал по темам   регионального содержания: беседы   о Цаган Сар,  Зул, Ур Сар, кибитке, убранстве кибитки, чае,  мясных и мучных блюдах  калмыцкой кухни, посуде,  украшениях, одежды. В картотеке представлено большое количество стихов калмыцких поэтов В. Шуграевой,  Б. Сангаджиевой,   Д. Кугультинова, М. Хонинова, Г. Кукареки и других.

Для ознакомления с народным  творчеством воспитатели используют  пословицы, поговорки, считалки, загадки, ийорали, которые написаны как на русском, так и на калмыцком языке. Имеется  в картотеке описание калмыцких игр, сказок: «Лиса и волк»,  «Лиса, волк и медведь».

Картотека наблюдений представлена по  временам года  за объектами живой и неживой природы. Имеется большой материал по каждому времени года.

Однако при просмотре картотеки было установлено отсутствие описания дидактических, развивающих игр, сюжетно-ролевых игр, рекомендуемых в  комплексно-тематическом планировании образовательных  областей в соответствии с ФГТ.

 Анализ  календарных планов показал, что  в планировании логопедической группы в циклограмме введена еженедельная работа по средам «Родной край».

Проанализировав  планы с 1.09.2012г. по 14.12 2012г,  необходимо отметить систематическую, последовательную  работу педагогов по внедрению  регионального компонента в работу с детьми.  Планирование осуществляется в основном в соответствии с темой, по которой работает группа. Так, с 29.10 по 2.11 2012г  к   теме «Одежда, обувь» в циклограмме запланировано: «Беседа о национальной  мужской одежде, рассматривание иллюстраций, чтение стихов», 1неделя декабря -  тема «Домашние животные» - «чтение стихотворения Веры Шуграевой «Верблюд», рассматривание иллюстраций, беседа  и рассказ о животном.

Тема «Профессии» - «Беседа о  калмыцких художниках Гарри  Рокчинском, чтение стихов, рассматривание репродукции к картине  «Тюльпанный остров» и др.

Однако не всегда  педагоги учитывают взаимосвязь  темы и планирование в циклограмме раздела «Родной край». Так, 3 неделя  ноября  при изучении  темы «Части дома, дом» запланировано в разделе «Родной край»  - знакомство с Краской книгой, беседа, рассматривание иллюстраций;

4 неделя ноября - тема «Мебель»  педагоги знакомили детей с национальной посудой, рассматривали иллюстрации, рисовали пиалу.

Вместе с тем, следует отметить однообразие методов, форм работы  с детьми по внедрению  регионального компонента в воспитательно-образовательной работе  циклограммы «Родной край». В основном планируются формы работы как чтение стихов, сказок, проведение бесед, рассматривание иллюстраций, репродукций к картинам, рассказ воспитателя. Не учитываются рекомендации, предлагаемые    комплексно-тематическим планированием.

Анализ конспектов занятий показал планомерную и систематическую работу педагогов логопедической группы по использованию регионального  компонента при проведении занятий.

Практически на многих занятиях по математике, развитию речи, рисовании присутствует региональный компонент. Так, 23. 10 2012 - развитие речи тема «Продукты питания» как часть занятия представлена  знакомством  с блюдами калмыцкой кухни  - махан,  борцики,  хурсун, калмыцким чаем.

29.10 2012- развитие речи тема «Одежда, обувь»  педагоги  использовали как часть в занятии рассматривание иллюстраций одежды и обуви,  национальной  одежды  на куклах, называли ее на калмыцком языке, использовали художественное слово.

8.12.2012 г в занятии рисование «Пиала, украшенная цветком» использовались приемы:

рассказ воспитателя о быте калмыков в прошлом, (чай наливали в пиалу), рассматривали образцы посуды, закрепили названия калмыцкой посуды: бортха, составляли описательные рассказы.

Планируются режиссерские игры:  кукольный театр сказка «Лиса и волк». -14.11 2012.

Во время проверки была просмотрена организация сюжетно-ролевой игры «Краеведческий музей» Глущенко Г.Н.  Педагог создала игровую ситуацию: провести экскурсию гостям нашего города. Дети распределили между собой роли, обсудили,какие необходимы атрибуты. Гостям, приехавшим на автобусе в город, экскурсовод предложила пригласительные билеты в краеведческий музей. Кассир продавал билеты. Экскурсию проводила педагог совместно с ребенком,  которые показывали и рассказывали об экспонатах мини-музея. Такая организация ролевой игры позволяет детям лучше понять  роль человека в истории,

В работе с семьей ежемесячно запланированы мероприятия по ознакомлению родителей с культурой, обычаями калмыцкого народа, Калмыкией, городом. Были оформлены папки-передвижки «Элиста - мой дом»,  «Старокалмыцкое искусство», фотостенд  «Цвети, Калмыкия родная». В калмыцком уголке постоянно помещаются статьи   Зая-Пандита, Зул. Проведено родительское собрание «Традиции в вашем доме» с приглашением учителя калмыцкого языка Бадмаевой Г.М.

Воспитателями Беляевой Т.П. и Бадмаевой О.С. подготовительной к школе группы №7 «Карусель»   в перспективное планирование по всем видам деятельности введен национально-региональный компонент, но анализ показал следующее:

 В перспективном плане по развитию элементарных математических представлений в каждом занятии используются элементы УДЕ, а по развитию речи запланировано 35 занятий на год и только на   4 занятиях   дети знакомятся с калмыцкими народными сказками: «Кеедя», «Скупой богач», «Почему  у совы нет ноздрей», «Юноша знающий язык птиц и зверей».  Не планируются стихи калмыцких поэтов, беседы по рассказам калмыцких писателей, рассматривание иллюстраций картин художников Калмыкии;  по ознакомлению с пространственными отношениями из 22 занятий в 7 занятиях введен НРК: работа с картой Калмыкии, картой Элисты, составление разных маршрутов по карте г. Элисты, плана улицы 8 Марта.

По развитию экологических представлений запланировано 24 занятий. В 8 занятиях  НРК – знакомство с зоной лесополос Калмыкии, растениями и животными  степи, растительным и животным миром озера Маныч, государственным заповедником «Черные земли», картой Калмыкии (полезные ископаемые), развитие представлений о древних и современных птицах Калмыкии.

В раздел по  развитию элементов логического мышления включены игры: «Раздели животных на группы» (животные степи), «Что общего у животных?» (животные Калмыкии – сайгак, суслик, верблюд), «Кто здесь лишний?» (на примере животных и насекомых Калмыкии).

Конструирование: конструкции архитектурного сооружения триумфальная арка г. Элисты, здание вокзала, «Золотые ворота», фасадная сторона – вход в хурул, Казанский Кафедральный Собор). Художественное конструирование из 28  в 8 занятиях – НРК

При анализе календарно-матричного планирования установлено, что в блоке совместной деятельности с детьми проводится:

- понедельник  в 1 половине дня - рассматривание калмыцкого орнамента;

- вторник –  во 2 половине дня – знакомство с калмыцкими художниками;

- среда – беседа об архитектурных сооружениях г. Элисты;

- четверг –  в 1 половине – знакомство со скульптурой г. Элисты, во 2 половине – чтение калмыцких народных сказок;

- пятница – во 2 половине – чтение стихов калмыцких поэтов, калмыцкие подвижные игры.

Однако, педагогами не планируются заучивание наизусть жанров УНТ, в наличии нет образцов калмыцкого орнамента.

Воспитатели группы №7 «Карусель» Беляева Т.П. и   Бадмаева О.С.   дают знания детям о малой родине: о родном городе, крае используя такие формы работы как беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок.  При этом используют книги с иллюстративным материалом о Калмыкии:  

- Гимн сайгаку;

- Республика Калмыкия;

- Джангариада;

- Элиста;

- Иллюстрации В.А.Фаворского по эпосу «Джангар»;

Накопительные папки:

- Птицы Калмыкии;

- Дикие животные;

- Растительный  мир степи;

- Калмыцкая национальная одежда

При знакомстве детей с калмыцкими народными сказками используют такие книги, как:

- Калмыцкие народные сказки

- Мышь и верблюд

- Охотник Бамбар – Эрдни Эльдышева

- Красавица Бадма – Давида Кугультинова

- Бамба и красавица Булгун – Давид Кугультинова

- сборник поэм Давида Кугультинова

Но вместе с тем, нет произведений других калмыцких поэтов.  

Имеется 2 песенника Татьяны Санджиевой «Хоңх цецг»

Принцип информированности детей по знакомству с писателями и поэтами, художниками, скульпторами обеспечивается разнообразной тематикой альбомов серии    

 Портреты калмыцких поэтов и писателей:

- Егор Буджалов

-  Вера Шуграева

- Давид Кугультинов

- Бося Сангаджиева

- Константин Эрендженов

- Тимофей Бембеев

Портреты калмыцких художников:

- Александр Поваев

- Ким Ольдаев

- Гарри Рокчинский

Портреты скульпторов Калмыкии:

- Владимир Васькин

- Наран Эледжиев

- Никита Санджиев

Установлено, что к тематическим  альбомам имеется картотека. Содержание картотеки соответствует возрастной группе, составлены методически верно,  прописаны цели и ход беседы.  

Картотека «Художники Калмыкии»  состоит из - 6 карточек

- Александр Цебеков

- Гарри Рокчинский

- Вл. Фаворский

- Геннадий Божков

 - Владимир Павлов

Картотека «Скульптура» -5 карточек

- Эхо- Лу

- «Лунный календарь»

- «Танк  Т – 34»

- «Путь к солнцу»

- «Всадник»

Картотека «Архитектура» - 6 карточек

- Хурул

- Золотые ворота

- Сити-Чесс

- Церковь

- Пагода 7 Дней

- Развлекательный центр «Уралан»

  Но фотоальбомов по теме: «Архитектура» и «Скульптура»  отсутствуют.

Хороший материал о выдающихся людях Калмыкии:

- Василий Хомутников

- О.И.Городовиков

- Б.Б.Городовиков

- Зая-Пандита

- Полина Осипенко

А также в  картотеке имеются беседы   о животных и птицах, обитающих в степи (6 карточек о животных, 6 – птицах, 2 - растениях); наблюдения за явлениями в природе - 15 карточек, в которых отсутствуют  задачи. Для данной возрастной группы педагогами разработано недостаточное количество наблюдений за сезонными изменениями в природе, бесед о животном и растительном мире Калмыкии.

В наличии имеются 6 дидактических игр (Найди старинную калмыцкую посуду (наряди куклу, сварим чай, кто быстрее построит кибитку, жарим борцоки, найди 5 отличий), которые соответствуют возрасту детей, но не дооформлены: не наклеены на картон, не разложены в коробки или файлы, не прописаны задачи игр.   Также имеется картотека (23 карточки) по подвижным калмыцким играм.

Проверкой установлено отсутствие словарей, дисков с национальными песнями.

2 декабря 2012 г. просмотрено занятие по математике у воспитателя Беляевой Т.П. На занятии дети вели счет на калмыцком языке. При игре «Посчитаем числа и цифры» использовались картинки животных. Таисия Павловна акцентировала внимание детей на животных, которые обитают в наших степях (суслик, сайгак, ёж, лиса и др.). Педагог  применял элементы системы УДЕ, в частности,  решались примеры. Проводилась физминутка на калмыцком языке.

Просмотр прогулки 1 половины дня у воспитателя Беляевой Т.П. показал, что она проведена    методически правильно, согласно плану тематической недели тема: «Зима в Калмыкии», которая     начиналась с наблюдения за погодой,  сезонными изменениями в природе и проведена беседа о диких животных Калмыкии о том, как они готовятся к зиме.  Педагогом была разучена новая   калмыцкая подвижная игра «Волк и овцы».  Воспитатель  ознакомил детей с правилами игры.   Ведущего «волка» дети выбирали по считалке на калмыцком языке.    

  В календарном плане 6 декабря  была запланирована беседа на тему «Зул», которая была проведена     воспитателем Бадмаевой О.С. во 2 половине дня.  Беседа была интересная, содержательная с использованием иллюстративного материала.

В плане  работы с родителями на начало учебного года запланировано: сентябрь – «Моя Элиста» - ширма (выпущена); октябрь - фотовыставка «Цвети, Калмыкия,  родная!» (выпущена); ноябрь - родительское собрание в форме  «Счастливый случай» по теме: «Край родной навек любимый!» (проведено); консультация «Знакомим с поэтами и художниками Калмыкии»  (не проведено).

Следует отметить, что работа с родителями по данному направлению ведется на недостаточном уровне.

Педагоги Беляева Т.П. и Бадмаева О.С. приняли участие в конкурсе этнографических музеев. Содержание мини-музея   соответствует  возрастным особенностям детей данной группы. В группе  имеется государственная символика России, РК, карта РК, а также представлены предметы быта, посуды, одежды, обуви, атрибуты к играм, музыкальные инструменты.  

 

Методический кабинет  дошкольного  образовательного учреждения располагает материалами для работы воспитателей по  национально-региональному компоненту

 Имеется подборка методической литературы:  

  • историко-этнографический справочник Надбитова Р.К. «Роды и аймаки калмыцкой степи Астраханской губернии»;
  • книга «Ока Иванович Городовиков»; сборник материалов «Этнопедагогика калмыков» академика Г.Н. Волкова;
  • фотоальбом «Калмыкия»;
  • альбом рисунков и стихов  участников телерадиомарафона «Луч надежды» - «Калмыкия глазами детей»;

Учебные наглядные пособия:

  • «Редкие птицы Калмыкии и их охрана»;
  • репродукции Гарри Рокчинского;
  • репродукции «В.В. Фаворский в Калмыкии»;  
  • «Художники Калмыкии»;
  • иллюстрации «Тема депортации в изобразительном искусстве Калмыкии»;
  • цветные таблицы «Костюмы. Вышивка».

 Детская художественная литература: 

  • калмыцкие и русские народные сказки;
  • сказка-притча «Птица Бодхисаттва»; 
  • коллективный сборник союза литераторов Калмыкии  «Озаренные светом Зая -Пандиты»;  
  • сборник стихов Давида Кугультинова;  
  • книги  детской поэтессы Веры Шуграевой «Степь послушаем с тобой», «Дом, в котором я живу», «Улицы моего города»;
  • Николая Санджиева «Дождик – озорник», «Тюльпаны в степи»;
  • Эммы Габуншиной   «Деткам-кофеткам», «Глобус крутится, вертится»;
  • Боси Сангаджиевой «День рождения»;
  • Эрдни Эльдышева «Мудрое дерево»; сборник «Джангр»;
  • тетрадь с занимательными заданиями «Элиста – мой дом родной»;
  • книжки – раскраски «Птицы», «Животные»;
  • дидактические игры «Волшебный ключик».

Литература на калмыцком языке: 

  • «Ахр толь бичкдудт» (словарь);
  • «Нарн» (хрестоматия для детей);
  • «Эн юмб» (животные);
  • «Алтн авдр» (стихи Владимира Нурова);
  • песни и произведения Татьяны Эвеевой (Санджиевой) «Хонх цецг».

В этом учебном году приобретены учебно – наглядные пособия:

  • «Поэзия Калмыкии»,
  • «Этномир Калмыкии»,
  • «Художники Калмыкии»,

Оформлены папки по темам:

  • «Кибитка. Внутреннее убранство кибитки»,
  • «Национальная одежда»,
  • «Дикие животные степи. Дикие птицы»,
  • «Архитектурные сооружения»,
  • «Скульптуры г.Элисты»,
  • «Учебные заведения г.Элисты».

Имеется подписка детских журналов «Баир»

Проверкой установлено:

  • Создана предметно-развивающая среда, способствующая регионализации воспитательно- образовательного процесса;

  • Планирование и содержание воспитательно-образовательной работы по  использованию регионального компонента осуществляется на основании перспективного и календарного планирования;

  • В  средней национальной группе № 1 «Харада» воспитателями Каруевой Л.В., Сесиновой Е.В. оформлена  картотека отдельным блоком  «Региональный компонент», в соответствии с Комплексно-тематическим планированием  и  возрастной группой;

  • В работе с  семьей используются  разнообразные формы педагогического просвещения родителей (Презентации, деловые игры, фотовыставки, выпуск тематических папок передвижек, анкетирование и т.д.);  

  • Для организации свободной игровой деятельности детей  не достаточно дидактических игр с региональным компонентом в старшей национальной группе № 3 «Богшурга» (воспитатели Исинова Н.В., Кандуева Н.В.), в подготовительной группе № 7 «Карусель» (воспитатели Беляева Т.П., Бадмаева О.С.), в старшей логопедической группе № 8 «Березка» (воспитатели Глущенко Г.Н., Горбачева Т.П.);

  • В просмотренных группах отсутствуют атрибуты  к сюжетно-ролевым играм,  включенные в     комплексно-тематический план;

  • В подготовительной группе № 7 «Карусель» воспитатели Беляева Т.П., Бадмаева О.С. в перспективном планировании  по развитию речи не используют стихи  и рассказы калмыцких поэтов и писателей,  рассматривание  иллюстраций к картинам художников Калмыкии, в книжном уголке нет произведений калмыцких поэтов и писателей, а также фотоальбомов с достопримечательностью города Элисты;

  • В старшей национальной группе № 3 «Богшурга» воспитатели Исинова Н.В., Кандуева Н.В., не достаточное количество иллюстраций, картин  художников   Калмыкии,  отсутствуют портреты поэтов, писателей, художников Калмыкии.

 

На основе выше изложенного рекомендуем:

  1. Положительно оценить опыт работы педагогов  средней национальной группы № 1 «Харада»  Каруевой Л.В., Сесиновой Е.В., старшей логопедической группы № 8 «Березка» Горбачевой Т.П., Горбачевой Н.Д., Глущенко Г.Н.
  • по созданию благоприятных условий и пространственно-развивающей среды, способствующих   раннему усвоению и формированию у детей основ национального  самосознания, интереса к истокам национальной культуры.

Рекомендации:

заместителю заведующего по ВМР Лашиной Г.П.,

старшему воспитателю Рубежной С.Ю.

  1. Разработать новый вид календарного планирования  с учетом  регионального компонента и образовательных областей по ФГТ для всех возрастных групп.

                                                                                                             Срок исполнения  18.02.2013 г.

  1. Ввести  новые формы  работы с детьми в календарное матричное планирование, рекомендуемые   комплексно-тематическим планированием: коллекционирование, ТСО,   решение проблемных ситуаций, импровизационные, имитационные движения, викторины, конкурсы.

                                                                                                         Срок исполнения 18.02.2013

Всем воспитателям:

  1. Систематизировать   материал картотеки по разделам в соответствии  с 22 темами и оформить   отдельным блоком  «Региональный компонент»,  на основе комплексно-тематического планирования по образовательным областям  в соответствии с ФГТ и  возрастной группой;

Срок исполнения 18.02.2013 г.

 

  1.  Изготовить атрибуты  к сюжетно-ролевым играм,  включенные в     комплексно-тематический план.

Срок исполнения 01.03.2013 г.

  1. Подготовить тематические папки с портретами поэтов, писателей, художников Калмыкии

Срок исполнения 01.02.2013 г.

  1. Пополнить картотеку дидактическими, развивающими играми, рекомендуемыми комплексно-тематическим планированием.

                                                                                                           Срок исполнения  01.03.2013 г.

  1. Воспитателям группы № 7 «Карусель» (Беляева Т.П., Бадмаева О.С.) привести в соответствие перспективное планирование по всем видам деятельности с использованием национально-регионального компонента.
  1. Воспитателям групп № 3 «Богшурга» Исиновой Н.В., Кандуевой Л.В., № 7 «Карусель» Беляевой Т.П., Бадмаевой О.С., пополнить наглядно-дидактический материал словарями, дисками с национальными песнями.

Срок исполнения   01.02. 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Региональный компонент в воспитательно-образовательной работе ДОУ"

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая ...

Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»

Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...

Календарно-тематический план по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательной работе старшей группы

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в усл...

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».

На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»

Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...

Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)...

Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)

Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)Цель: формирование основ патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Род...