Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми «Добро и зло»
материал (подготовительная группа) на тему

Рассказова Наталья Геннадьевна

Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми подготовительной группы «Добро и зло» направленна на приобщение детей и родителей к семейным духовно-нравственным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми

«Добро и зло»

Пояснительная записка

Жанр и форма мероприятия: тематическая встреча – дискуссия с родителями и детьми.

Возраст  детей: 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа).

Актуальность. 

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, порядочность. Нравственное развитие детей дошкольного возраста актуализируется сложившийся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Задача педагогов и родителей совместными усилиями исправить это положение. Как писал естествоиспытатель и педагог Н. И. Пирогов «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Цель мероприятия:

1.Приобщение детей и родителей к семейным духовно-нравственным ценностям.

Задачи мероприятия:

1.Формировать представление детей о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость.

2.Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

3.Воспитывать желание поступать правильно; критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению своему и других.

4.Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.

5.Способствовать укреплению авторитета родителей, установлению дружеских, добрых отношений между поколениями.

6.Помочь родителям понять процесс формирования личности ребенка и становления его характера.

7.Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности.  

Предварительная работа: разучивание родителями и детьми стихов, пословиц и поговорок о добре и зле; репетиция сказки  Евгении Хочинской «Сказка про добро и зло»; изготовление вместе с родителями бумажных поделок – игрушек для детей младших групп; разработка памяток для родителей (приложение №1).

Оборудование и материалы:

  • проектор, презентация «Добро и зло»; 
  • заготовки вырезанных из бумаги цветов, фломастеры;
  • карандаши, по два  листа белой бумаги для каждой семьи;
  • для инсценировки сказки - накидки для детей и родителей, полумаски на которых написано: зло, зависть, жадность, добро, сострадание, щедрость, любовь;
  • бумага для записи, ручки, поделки для малышей;
  • «Старинные весы» сделанные из маленького коромысла и двух ведер черного и белого цвета;
  • «волшебная» коробочка с тройным дном, конфеты  и диски с песнями о дружбе на каждого ребенка, платок, двусторонний конверт для фокуса (с одной стороны вложена газета, с другой - памятки с афоризмами и рекомендациями для родителей);
  • грустные и веселые смайлики.

Основная часть

Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми

«Добро и зло»

Родители и дети вместе заходят в зал, их встречает клоунесса Веселушка.

Веселушка:

Здравствуйте, дети!
Самые лучшие на свете!
Добрый день вам, папы!
Поклон вам, мамы —

Лучшие самые.
Бабушкам внимание,

Дедушкам — почтение.

Посмотрите, что у меня есть (слайд 1 «Карта сказочной страны). Это карта, которая нас приведет в удивительный город Добряндию (слайд 2 «Добряндия»).  Здесь живут самые веселые и добрые человечки барбарики. В Добряндию мечтают попасть все люди на земле, но не всем это удается! Надо преодолеть много преград и опасностей. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! (Слайд 3 «Развилка двух дорог»). Ой, смотрите, мы стоим на развилке двух дорог. Одна дорога «ЗЛА», а другая «ДОБРА». Что бы это значило? Дети, родители, помогите мне, пожалуйста! Что такое, по вашему мнению «ЗЛО»? (Ответы детей, родителей). А что такое «ДОБРО»? (Ответы детей, родителей). Так по какой дороге мы с вами пойдем? (Ответы детей, родителей – по дороге добра).

(Слайд 4 «Дорога добра»). Родители вместе с детьми под песенку «Барбарики» движутся по залу за воспитателем и рассаживаются на свои места.

Веселушка: Смотрите, перед нами полянка под милым названием «Нравственность» (слайд 5 «Поляна без цветов»). Дети, кто из вас знает, что такое нравственность? (дети с помощью родителей дают определение понятию «нравственность»). Но что – то здесь не так? Ребята, помогите мне, пожалуйста (дети рассматривают поляну и высказывают свои предположения). Ну конечно, на поляне нет цветов! Кто их мог оборвать! (предположения и ответы детей). Что же нам делать? Как полянке вернуть ее цветущий вид? (Дети и родители предлагают посадить цветы). Очень хорошо, но на поляне «Нравственности» не могут расти цветы с названием ромашки и одуванчики, подумайте хорошенько, посоветуйтесь с родителями и напишите на стебельках названия цветов. Воспитатель раздает заготовки цветов на которых дети с помощью родителей пишут:  уважение, справедливость, доброта, милосердие, ответственность, дружба, терпение (слайд 6 «Цветущая поляна»). Ах, какая красота! Поляна стала изумительной! Можно продолжить наше путешествие (слайд 7 «Дорога добра»).

Веселушка: Мы подошли к лесочку «Любопытные истории» (Слайд 8 «Лес»).

Чтобы продолжить путь нам необходимо  пройти через самую чащу и определить, какие истории  хорошие, а какие плохие и всем вместе найти правильное решение, чтобы плохая история превратилась в хорошую.

Детям и их родителям по очереди показываются слайды (слайд 9 - 26 «Любопытные истории») с определенной нравственной ситуацией «Дети не могут поделить игрушку», «Ребенок подметает пол», «Мальчики злятся и ругаются», «Ребенок боится уколов», «Девочка любит животных», «Старшие обижают маленьких» и т.д., которые они обсуждают, делают выводы и предлагают пути преодоления негативной ситуации (педагог в процессе дискуссии задает уточняющие вопросы, направляет, помогает делать правильные выводы).

Веселушка: Какие вы все молодцы! Мы продолжаем свой путь! (Слайд 27 «Дорога добра»). Родители   и   дети   идут  за  Веселушкой,  выполняя   различные   танцевальные движения под музыку.

Веселушка: Смотрите, мы дошли до высокой горы с красивым названием «Поэтическая» (слайд 28 «Гора»). Нам необходимо прочитать  стихи и мудрые пословицы, чтобы преодолеть эту преграду.

1 семья:

Ребенок:

Если я кого обидел,

Так уж получается —

Даже пусть никто не видел,

Зло мне возвращается:

Тем же словом, той же болью,

Неприятностью любою...

Почему ж такой урок

Не идет никак мне впрок?

Родитель:

Пример – лучший учитель доброты.

Когда человек делает добро, ему некогда совершать зло.

2 семья:

Ребенок: 

Словами, мыслями, делами

Твори добро, борись со злом.

Всегда, везде, где только можешь,

Но главное — в себе самом.

Родитель:

Когда захочешь спор начать,

В пылу борьбы не позабудь,

Что очень трудно признавать

Себя глупей, чем кто-нибудь.

И потому-то спор любой

В себе опасности таит.

Он может кончиться враждой,

А истины не прояснит.

3 семья:

Ребенок: 

Вредный мячик

Плохо скачет,

Он никак не слушается —

Попадает в лужицы!

Зло ударив по мячу,

Я попал... по кирпичу!

Ой-ой-ой — беда с ногой!

Гнев — плохой помощник мой!

С ним я больше не вожусь

И на мячик не сержусь!

Родитель:

Все хорошее человек приписывает себе, плохое – сваливает на других.

4 семья:

Ребенок: 

Вслед обидчику злорадно

Пригрозил я: «Ладно-ладно!»

Он ушел, его не видно.

Мне же почему-то... стыдно.

Ну, куда меня несло?

И зачем  я — злом за зло?..

Никогда теперь злорадно

Я не буду больше... Ладно?

Вдруг на сердце отлегло,

В сердце – зло пропало!

И легко, светло, тепло

На душе мне стало...

Родитель:

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Добро – открывает дорогу к счастью.

5семья:

Ребенок:

Солнце светит, пахнет хлебом

Лес шумит, река, трава

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

Родитель:

Нет, глупей и неблагодарней человека, который на добро отвечает злом.

6 семья:

Ребенок:

Мальчики и девочки -

Все у нас равны,

Только помнить мальчики

Об одном должны:

Девочки Слабее их,

Могут и пищать,

И должны их Мальчики

Храбро защищать.

Родитель:

Человек, не стремящийся делать добро, неминуемо сотворит зло.

7 семья:

Ребенок:

Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое – 
В нас живут вот эти двое.

Родитель:

Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.

Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.

Вместе:

Помни истину простую:

Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!

Веселушка: Вот это стихи! Я надеюсь вы поняли где здесь добро, а где зло? Мы преодолели с вами и это препятствие! (Слайд 29 «Дорога добра»). Смотрите, у нас на пути водопад «Сказочная история» (Слайд 30 «Водопад»).

Инсценировка сказки Е. Хочинской «Сказка про добро и зло». Родители и дети одевают накидки и шапочки полумаски.

Веселушка: Как-то раз поспорили Добро и Зло.

1-й родитель «Зло»: Это только в сказках ты меня побеждаешь, а в жизни все наоборот, я сильнее тебя. Посмотри сколько вокруг зла: войны, воровство, ссоры, болезни.

2-й родитель «Зависть»: Не хвастайся! Чего бы ты стоило, если бы не я. Только благодаря мне ты такое сильное. Это я толкаю людей на всякие неблаговидные поступки!

3-й родитель «Жадность»: Не только ты, я тоже помогаю Злу. Ведь именно благодаря мне люди такие ненасытные. Им всегда чего-нибудь не хватает, даже если всё у них есть. Поэтому и воюют. Мы с тобой его надёжные друзья.

 4-й родитель «Добро»: Что бы вы не говорили, а я сильнее вас. Если бы в мире было больше Зла, чем Добра, люди давно бы уничтожили друг друга. И ничего бы на этом свете не было. А все войны всё равно оканчиваются миром.
 Посмотрите вокруг, сколько чудес творю я. Вот ты, Зависть, иногда говоришь, что ты «белая» и не такая уж плохая. А ты, Жадность, прикидываешься даже полезной и твердишь, что жадность к знаниям, например, - это хорошо. А Ненависть вообще говорит, что от неё до Любви один шаг. То есть все вы хотите казаться хорошими.
 Но у меня тоже есть помощники, такие, как Сострадание, Щедрость, Любовь. И ещё много других. Им не надо притворяться, как вам, они и так хорошие.

1-й ребенок «Сострадание»: Да, мне всегда всех жалко. Если бы я было всесильным, я бы всех обогрело и всем помогло. Но я и так много делаю. Именно благодаря мне люди не теряют веру в свои силы, поддерживают друг друга и выходят из самых трудных ситуаций.

2-й ребенок «Щедрость»: Я тоже помогаю Добру. Это ж сколько  сил отдают люди на добрые дела! А когда надо, отдают и последнее, что у них есть! И всё благодаря мне!

3-й ребенок «Любовь»: А я вообще правлю миром, так все говорят. Человек без любви и не человек вовсе. Ведь только любовь раскрывает всё лучшее, что в нём есть, даёт ему силы и вдохновляет на добрые поступки.

Веселушка: Притихли Зависть, Жадность, Ненависть, нечего им было возразить Добру. Вот и суди теперь, кто победил в этом споре. (Дети и родители обсуждают сказку).

Давайте мы отправимся дальше (слайд 31 «Дорога добра»),  поглядите перед нами река, которая называется «Художественная» (слайд 32 «Река»). Давайте попробуем нарисовать добро и зло, как же они выглядят, на что они похожи? Ваши мамы и папы вам помогут!

Родители и дети под музыку рисуют «Добро» и «Зло» (Слайд 33,34 «Рисунок»).

Веселушка: Какое «добро» у вас красивое (дети и родители помогают найти прилагательные: нежное, восхитительное, прекрасное, замечательное, волшебное, изумительное, очаровательное и т. д.). А «зло»… (ужасное, страшное, злобное, устрашающие и т. д.). Добро украшает нашу жизнь, давайте и мы украсим наш зал добром. А что делать со злом? (предложения детей) Давайте мы разорвем его на мелкие кусочки, и сделаем из него красивый салют! (Дети разрывают рисунки со злом и по команде бросают его вверх). Здорово, вам понравилось? Вы почувствовали, как на сердце стало радостней, когда зло исчезло? Но оглянитесь вокруг, что-то здесь не так – грязновато стало! А давайте поиграем в игру «Веселые и быстрые помощники» (слайд 35 «Веселая песенка»). Пока звучит песня дети собирают кусочки бумаги в ведерко черного цвета.

Веселушка: Осталось совсем немного, мы стоим у ворот страны «Добряндии» (слайд 36 «Ворота»). Ворота открываются только очень добрым людям. А определить, какие вы, добрые или нет, помогут старинные весы. Посмотрите, с одной стороны весов весит ведерко черного цвета, куда вы собрали зло, а с другой - ведерко белого цвета, куда мы положим записочки с добрыми семейными историями (родители с детьми советуются, обсуждают и делают запись на листочке).

Веселушка: Давайте послушаем, какие добрые дела совершались вами или вашими родными. Родители или дети рассказывают о значимых добрых поступках, складывают записки  и заготовленные заранее поделки для детей младших групп, в белое ведро. Когда белое ведерко перевешивает звучат фанфары ворота превращаются в радугу (слайд 37 «Радуга») и детей приветствуют жители города Добряндии – барбарики (слайд 38 «Барбарики»).

Веселушка: Мы с вами попали на улицу «Танцевальная» Давайте станцуем танец дружбы и добра, а барбарики нам подпоют! (Слайд 39 «Веселая песенка»). Приглашайте своих родителей!

Веселушка: Ребята, а ведь это еще не все, в Добряндии  есть замечательная площадь «Загадочный сюрприз», чтобы на нее попасть, вы должны ответить на очень важные вопросы. Что такое добрый поступок? (ответы детей - это поступок, от которого становится хорошо другому человеку, животному или растению). А как вы думаете, добрый человек за свою доброту требует награды? (ответы детей). Почему они совершают добрые поступки (ответы детей - добрый человек и не может поступить по-другому). А что такое злой поступок? (ответы детей - это такое дело, от которого становится больно и грустно другому человеку и т. д.). Если вас сейчас спросить, как нужно поступить в том или ином случае, вы наверняка, ответите мне все верно: не ссориться, не обижать, помогать и т. д. Это правило жизни! Но всегда ли мы поступаем по этим правилам? Где они должны в нас храниться, чтобы мы чаще совершали добро? (Ответы детей - в голове, в сердце). Почему? (Ответы детей - в голове, чтобы помнить о них, в сердце, чтобы чувствовать добро ли ты делаешь). Очень хорошо, а теперь нужно крепко зажмурить глаза и произнести волшебные слова «Сим салабим, Крибле-крабле-бумс». Смотрите, мы с вами на площади «Загадочный сюрприз» (Слайд 39 «Площадь»), здесь живет волшебство!

Воспитатель достает коробку с тройным дном, где находятся конфеты и диски.

В этой коробке ничего нет (всем показывается коробка,  в которой ничего нет). Накроем ее платком, дунем три раза, скажем волшебные слова (воспитатель незаметно открывает первое потайное дно),  смотрите – конфеты! Вот для каждого из вас волшебная конфета, кто ее съест, тот станет в сто раз добрее (детям раздаются конфеты). Пустую коробку еще раз накроем платком (дети дуют и произносят волшебные слова, воспитатель открывает второе потайное дно) – это диски с песнями про дружбу их вам дарят жители города Добряндии барбарики. Слушайте их, пойте и дарите людям только добро!

 А для мам и пап у меня тоже есть подарки, посмотрите волшебный конверт. В него мы помещаем обычную газету, дуем, говорим волшебные слова (родители дуют и произносят волшебные слова, воспитатель незаметно переворачивает конверт)   и вот вам, пожалуйста – памятка с афоризмами, которая поможет мудрым советом. Ведь ваши дети должны получить столько заботы и ласки, чтобы они могли дарить их всему миру.

И на прощание мне хочется, чтобы у всех вас  не угасало желание совершать добрые и милосердные поступки, чтобы в сердце жили справедливость и взаимопонимание. Путь к доброте нелегкий. У каждого человека он свой. Я желаю, чтобы каждый из вас нашел его!

Слайд 39 «Стих напутствие».

Горит свеча, и язычок огня

Трепещет и манит, и радует меня

И заставляет думать о пути,

Что нашим детям суждено пройти.

Зло и добро - вот две дороги разных

Одна - поступков страшных, безобразных.

Другая - Света, Веры и Надежды.

Какую выбрать ... Наш ребенок сам решит.

Вот и закончилось наше путешествие! Дорогие родители и дети, кто считает, что  наша встреча подняла  настроение, сблизило всех нас, сделала мудрее и добрее, то положите в белое ведерко улыбающихся смайликов, а кто считает наоборот, то грустных. А вас, уважаемые родители, прошу с другой стороны смайликов написать свои впечатления, пожелания или замечания о нашем путешествии.

До свидания, до новых встреч в стране Добряндии!
 

Список источников

  • Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей. Журнал «Управление ДОУ», №4 – 2008.
  • Богославец Л.Г., Давыдова О.И. «Творческие конкурсы в работе ДОУ с родителями». Журнал «Управление ДОУ», № 1-2010.
  • Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Журнал «Дошкольное воспитание», №№1,2 – 2000.
  • Додокина Н.В. Семейный театр – форма взаимодействия ДОУ и семьи. Журнал «Дошкольное воспитание», №5 – 2005.
  • Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва,2002.
  • Перещепа С.С. Сотрудничество педагога с семьей. Журнал «Управление ДОУ», №3 – 2006.
  • Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. Журнал «Дошкольное воспитание», №11 -2004.
  • Соловей С. Дискуссия как форма работы с родителями. Журнал «Дошкольное воспитание», №2 -2008.
  • Терещюк С.В. От сотрудничества с семьей – к развитию ребенка. Журнал «Управление ДОУ», №2 – 2009.
  • Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников. Журнал «Дошкольная педагогика», №7 – 2007г.

Воспитатель  ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 Рассказова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая встреча с детьми 2-ой младшей группы. Встреча №8 «Сердитый гном»

Предлагаю вниманию конспект групповой работы в рамках моей рабочей программы. Знакомство детей 3-4 лет с эмоцией «гнев»....

Тематическое собрание-дискуссия - Развитие речи детей раннего возраста.

Собрание вллючает в себя 3 части:1. Теоретическая. Родители познакомятся с речевыми особенностями детей второго и третьего года жизни.2.Практическая. Знакомство родителей с особенностями  литерат...

Консультация для воспитателей "Первая встреча воспитателя с родителями и детьми в период адаптации" (обобщение педагогического опыта)

Представляю вашему вниманию, уважаемые педагоги, мой педагогический опыт по теме самообразования "Адаптация к ДОО всех участников образовательного процесса", результатом которого является ко...

Тематическая встреча с родителями "Хотите воспитать доброго человека-читайте ему добрые книжки"

Повышение уровня педагогической культуры родителей, развитие интереса по воспитанию юного читателя....

Конспект творческой встречи логопеда с родителями и детьми старшей группы " Слава воинам"

В данном конспекте отражены инновационные методы работы с детьми по развитию речи. Представлены все направления : работа над фонематическим слухом, интонационной выразительностью, звуко-слоговой струк...

Тематического развлечения психолога и родителей с детьми „В гости к солнышку“.

Тематического развлечения психолога и родителей с детьми „В гости к солнышку“. Цель: Способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя и ребенка.Задачи:&bul...