«Формирование толерантности и развитие социальной личности дошкольника».
консультация на тему

Керимова Галимат Имамутдиновна

В последнее время  стал актуальным  вопрос о толерантности .Так что же такое толерантность? Это прежде всего  доброжелательное и терпимое отношение к чему-то. Это способность без агрессии воспринимать мысли, поведения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование  толерантности  и   развитие    социальной     личности

                дошкольника».

 Керимова  Галимат  Имамутдиновна

воспитатель

                                                                МДОУ д/с №25 «Солнышко»

                                                        с. Покойное  Будённовского района  

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном,  значит Россия для него – Родина.

       В  наше неспокойное время  стал актуальным  вопрос о толерантности. Так что же такое толерантность? Толерантность от латинского языка в  словаре   означает «терпение». Терпение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям и идеям. Но такое терпение не означает, что нужно что-то или кого-то сносить из-за снисходительности. Толерантность это, прежде всего готовность  услышать  и  уметь  слышать признавать и принимать поведение, убеждения и взгляды других людей. Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в Российском обществе». В законе РФ "Об образовании" говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей» (ст.«Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

     Понимание  для  дошкольников это - прежде всего  доброжелательное и терпимое отношение к чему-то. Это способность без агрессии воспринимать мысли, поведения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Но  ведь мало говорить и высказывать  красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем направления   развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих, с другой культурой людей.
     В современной, цивилизованной жизни понимание толерантности разными народами оказывается различным, потому что  обусловлено их историческим опытом.
Без толерантности, терпения нельзя  выстроить эффективное взаимодействие  и отношение  между  людьми,  как на  межличностном, так и на других уровнях – социальном и международном. Воспитание толерантности у малышей является необходимым условием формирования полноценной коммуникабельной  толерантной   личности -  это  наше  будущее.

    Научить толерантности детей можно только на собственных примерах. Для этого нужно уделять больше внимания изучению истории собственной страны, её традиций и обычаев. Ведь на неуважении к собственной культуре невозможно построить уважение к какой-то чужой. И в этом главную образующую роль играет не только детский сад или школа, а прежде всего семья.  Нужно  начинать со  своей  семьи,  с самого  себя. Вспомните историю своей семьи и расскажите своему ребенку, как его прапрадед воевал бок о бок с однополчанином из Узбекистана или, как внучатая племянница бабушки вышла замуж за армянина.

   Почему  мы  обратились  к данной проблеме?

      Мы живем на  Северном  Кавказе Ставропольском  крае, в многонациональном селе и каждому ребенку мы должны обеспечить возможность прикоснуться со своей  национальной культурой. Старшие дошкольники не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но мы наблюдаем детскую агрессию по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены такие проявления, как передразнивание, не желание общаться с человеком, не умение правильно вести себя в различных ситуациях, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития.

По  данному  наблюдению  мы  сделали  вывод что, толерантность - педагогическая проблема и воспитание толерантности нужно начинать у дошкольников, не упустить тот момент, когда формируются мировоззрения, принципы, ценности и жизненные установки.

Как формируется толерантность? Для  решения  этой  проблемы необходимо  формирование толерантности у детей начинать  с  малых   лет  для того, чтобы они научились выстраивать положительные взаимоотношения с окружающими, независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений, взглядов на жизнь. Для достижения этой цели необходимо соблюдать принципы формирования толерантности у дошкольников, которые  должны следовать в семье малыша, его ближайшем окружении, а также в ДО.

Эти  принципы  представляют   собой:

1.  Целенаправленность. Для развития толерантности необходимо четкое осознание своей цели педагогом, родителем  и  социумом,  а также совпадения его мотивации с мотивацией ребенка. Объясните малышу, для чего ему нужно формировать терпимое отношение к окружающим и что это даст ему сейчас и в будущем.

2.  Учет индивидуальных особенностей. Толерантность дошкольников, нравственные принципы, должны формироваться с учетом индивидуальных особенностей, психологического  микроклимата, моральных устоев.   учитывать условия, где  растет и развивается малыш и, исходя из этого, важно    делать акцент на ситуациях и моментах. Учитываются и половые различия, например мальчики они  более склонны проявлять физическую агрессию, а  девочки, в свою очередь более чувствительны и подвержены влиянию жизни  извне.

3.  Культуросообразность. Главное  заложить и воспитывать в ребенке качества полноценной личности с учетом национальной особенности культуры, для   избегания возникновения противоречий с общепринятыми правилами и нормами. Проводить  профилактическую  работу с  родителями и  общественностью.

4. Связь толерантности с жизнью.  Формирование  и развитие толерантности у дошкольников должно постоянно сопровождаться примерами из жизни, это могут быть общемировые примеры проявления толерантности и интолерантности,  примеры взрослых и из жизни самого ребенка – как это качество может проявляться в отношениях с близкими, друзьями, педагогами. Важно следить за тем, чтобы слова не расходились с делом самой  жизнью,  хорошо демонстрировать и  показать  необходимость этого качества на личном примере.

 5.    Уважительное отношение к личности.   Формируя  условия и цели воспитания,   важно  делать  акцент  на уважении к ребенку, как к  личности,  прислушиваться  и  учитывать  его мнения, жизненную  позицию.

6.    Опора на положительное.  Формирование  и  воспитание в ребенке толерантность, следует опираться и учитывать  имеющийся положительный опыт социального взаимодействия, а также активно поддерживать и развивать   и  формировать   такие качества как  милосердие,  понимание, терпимость  уважение, которые  будут  способствовать  в  воспитании   малыша и  достичь  поставленных  целей. Ведь  очень  важно  чтобы  те  качества,  которые заложили  в  детстве,  малыш  пронес,   через  всю  его  жизнь.

   Дошкольный  период  — это время  проблем  и достижения не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных национальных культур.  Мы  считаем, что  для решения поставленных задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию  развитию и воспитанию как  коммуникабельному  социально развитому в нравственном  воспитании дошкольника. Так  как детство важный этап  для развития личности ребенка на протяжении всего  детства  интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

    Федеральный государственный образовательный стандарт ДО в качестве особого  направления дошкольного воспитания выделяет  необходимость нравственного  воспитания дошкольников  и создания условий для присвоения детьми моральной позиции. Для новых стандартов дошкольного образования выделение данной задачи закономерно, так как возможности морального развития в детстве трудно переоценить. Именно дошкольное детство-это период становления первичных этических инстанций, т.е. нравственной картины мира. Система дошкольного образования как базовый институт социализации детей несет на себе ответственность и за нравственное становление личности. Согласно ФГОС ДО важной целью нравственного развития личности выступает формирование у ребенка положительного отношения к миру, другим людям и себе.

          Очень  важно и целесообразно формирование толерантности начинать с четырёх  лет, именно этот возраст является сенситивным (восприимчивым) для воспитания нравственности и толерантности, именно для дальнейшего развития личности ребенка, закладывается фундамент основы  характера.

Большая роль  должна отводиться созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Прежде чем начать знакомить детей с их правами и  обязанностями, надо подвести ребенка к осознанию себя человеком, членом общества. Формируется понимание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все они имеют равные права.

 

 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам.

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и, в основном, она проводится вне  занятий.  Воспитывая у детей любовь к своему городу,  подводим их к пониманию, что их  город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

 В работе с семьёй опираемся  на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Одним из обязательных  моментов по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи  очень  важно  в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми  примерами  и основными воспитателями  своих детей, а  педагоги  их  помощниками  и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

      Сотрудничество детского сада с семьёй, с социумом является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Это включает в себя разные формы: родительские собрания, консультации, анкетирование, стендовая информация, совместные праздники, проекты, изучение  своей  родословной.

 Развивая  такие  качества     как  толерантность у  дошкольников  важно опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы  воспитания толерантности закладываются у дошкольников в процессе деятельности на занятиях, в самостоятельных играх, всевозможных экскурсиях, совместных  проектах взрослых  и  детей. Очень  важен  процесс  вовлечения  всех  участников  воспитательно-образовательного  процесса: родители,  педагоги,  дети  и  социум.

По  формированию и воспитанию толерантности у  воспитанников чтобы  наша  работа была плодотворной, мы  используем  большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников, что  даёт  свои  результаты:  это

1) проведение праздников, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) проведение  и  изучение русских народных праздников, например таких как "Масленица",  традиций и  праздников  Северного  Кавказа.

4) Познавательно-развлекательные  мероприятия с привлечением  социальных  партнёров, различные  проекты  по  данной  тематике.

    Недавно в нашем детском саду интересно  прошел фестиваль Дружбы народов Северного Кавказа " Дружинка", под  девизом «Дружба  Народов  Единство  России»  который проводился с целью закрепления и обобщения знаний детей о национальной символике; традициях русского народа и других национальностей, проживающих в нашем селе. Родители принимали активное участие в приготовлении национальных блюд, фотовыставках. Рассказали о семейных  национальных традициях, угостили всех своим любимым блюдом. На празднике было много песен, танцев, смеха и веселья.

В нашем современном мире, как никогда важна толерантность, она означает уважение, принятие и понимание богатств и многообразий культур наших народов, их обычаев, главным из которых является гостеприимство.

                 Толерантность – слово иностранное,

                  Но для всех понятное давно

                  Будь терпимым к дальнему иль странному

                  Отстраненным, будто бы в кино.

                  Речь здесь не идет о равнодушии

                  И о черствости никто не говорит.

                  Деликатность и терпение к живущему

                  Рядом, нам совсем не повредит.

Именно нам, взрослым, так важно помочь нашим детям понять, что мир-это жизнь сохранять мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...