Сценарий родительского собрания
методическая разработка (старшая группа) на тему

Олейникова Жанна Юрьевна

  Конспект сценария родительского собрания "Как научить говорить ребенка правильно?"  (старшая группа) - образовательная область "Коммуникация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_po_grammaticheskomu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 154 "Почемучка"

с приоритетным осуществлением физического направления воспитанников" города Невинномысска

Конспект

Сценария родительского собрания

"Как научить говорить ребенка правильно?"

 (старшая группа)

 (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")  

(образовательная область «Коммуникация»)

Дата проведения –  29. 09. 2013 г.  

Место проведения – МБДОУ № 154, группа № 8

 

 

Воспитатель

высшей квалификационной  категории

МБДОУ  № 154 г. Невинномысска

Олейникова Жанна Юрьевна

2013 - 2014 уч. год

Конспект

Сценария родительского собрания

 "Как научить говорить ребенка правильно?"

 (старшая группа)

 (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")  

(образовательная область «Коммуникация»)

Цель:   привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи:  создание в семье условий, для благоприятного речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Повысить уровень педагогической культуры родителей. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей.

Форма проведения:  «круглый стол».

Участники:  воспитатели, логопед, родители.

Предварительная работа: рассылка приглашений родителям. Подбор литературы и речевых игр по подготовке детей к школе. Запись на магнитофон речи детей (стихи, скороговорки, пословицы, загадки).

План проведения

Вступительная часть. Выступление педагога с сообщением «Грамматический строй речи дошкольника».

Прослушивание записи речи детей.

Выступление логопеда.

Игры с родителями.

Заключительная часть. Рекомендации родителям.

Ход мероприятия

1.Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка. В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.   Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Поэтому мы пригласили вас сегодня, давайте вместе попробуем найти ошибки в нашей речи, и постараться говорить с детьми правильно. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающим, к сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс на самотёк.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около года), как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично, выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»  - Мы рады очень, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей.

Если «нет»  -  Очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание Вы согласны?

Как вы считаете, какой бы вы хотели слышать речь ребёнка к моменту поступления в школу? (Воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске)

Это идеал. А что же получается на самом деле? В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.  Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой. Речь односложная. Речь состоит из одних простых предложений. Недостаточный словарный запас. Слова – «паразиты». Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра передач для взрослых. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему. (А к школе это умение приобрести просто необходимо.)

Речь не выразительна. Не умеют использовать интонации (выразительность), где – то произнести с выразительной интонацией, где – то с грустью или с восторгом, где – то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, плохая дикция. Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

Что мы интересного  делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

-составлению творческих рассказов;

-составлению рассказов по картине;

-разучиванию стихов – это способствует развитию выразительности, тренирует память;

-разучиванию скороговорок, чистоговорок – это улучшает звукопроизношение;

-речевые игры  (учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее).

Мы с вами поиграем в эти игры, но немного позже. А сейчас я предлагаю послушать, как наши дети рассказывают стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки.

2. Прослушивание записи речи детей. (Обмен мнениями)

3. Выступление логопеда. (Ответы на вопросы родителей)

4.Игры с родителями.

Игра с мячом. «Чей, чья, чьё, чьи» (образование притяжательных прилагательных)

Ход игры:

Воспитатель: Сейчас я буду показывать на картинках части тела животных, а вы будете говорить, чьи они. Воспитатель показывает  хвост лисы и спрашивает  «Чей хвост?» Лисий хвост. (Аналогично  с другими частями тела животных)

Игра «Один – много» (образование формы множественного числа существительных)

Ход игры:

Воспитатель:  Я бросаю мяч и называю один предмет, вы ловите мяч и называете много таких предметов (один корабль - много кораблей, один карандаш - много карандашей и т. д.).

Игра «Подобрать родственные слова» (пополнение словарного запаса)

Материал: веревка, прищепки.

А сейчас мы немножко посоревнуемся. Родители делятся на две команды, встают друг против друга, перед ними натянута веревка и лежат прищепки. Послушайте задание: - Я буду называть слова, а каждая команда должна подобрать родственное слово и прикрепить прищепку, у кого больше прищепок та команда и выиграла. (Победители получают медали)

Например: яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

Слова: слива, смородина, лимон, апельсин, снег, виноград, дождь, гриб, ветер. После игры родители садятся за столы.

Воспитатель: Ещё есть много игр, в которые можно играть с детьми. После собрания,  вы можете подойти  к выставке и просмотреть игры и литературу, которую мы для вас приготовили.

5. Рекомендации для родителей. 

Воспитатель: Что дома делать с детьми? Немного рекомендаций (можно раздать как памятки):

-В первую очередь, разговаривая с детьми, постоянно обращайте внимание на собственную речь – она должна быть чёткой и внятной.

- Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за речью, за её правильностью.

- Как можно чаще общайтесь с  ребёнком.

-Если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

- Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обсуждайте прочитанное.

- И конечно же играйте с детьми в речевые игры.

Итог:

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы убедились, что появление развитой, четкой, полной речи у ребенка  требует усилий от родителей? Вы согласны, что заниматься развитием речи ребенка необходимо? Если ваши ответы на мои вопросы положительные, то прошу прикрепить магнитами лепестки к ромашке на доске. Есть ли у вас вопросы?

Далее логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации и следующие родительские собрания, раздает визитки, буклеты. И напоследок мы хотим вам сказать – любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть и большое спасибо за сотрудничество. А сейчас приглашаю вас на нашу выставку.

Список используемой литературы:

  1. Арушанова  А. Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение. 1991
  3. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет. М.: Просвещение, 2000 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или Только вперед!"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Сценарий родительского собрания "В игре готовимся к школе"

Это диагнстическая игра-путешествие в ходе которой родители смогут оценить уровень дошкольной зрелости своего ребёнка....

Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)

Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...

Сценарий родительского собрания «За здоровьем в детский сад!» Собрание - диспут

Хорошее здоровье, ощущение полноты,неистощимости физических сил— важнейший источник жизнерадостного мировосприятия,оптимизма, готовности преодолеть любые трудности....

Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")

Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к...