Программа "Моя Родина-Россия"
проект (старшая группа) на тему

Кирилюк Елена Валентиновна

Програимма по гражданско- патриотическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_rodina_-_rossiya_g._nizhnevartovsk.doc123.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

"МОЯ РОДИНА-РОССИЯ"

Автор: Кирилюк Елена Валентиновна,

воспитатель муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения г.Нижневартовска детского сада № 23 «Гуси-лебеди»

Содержание

I

Паспорт Программы «Моя Родина – Россия»…………………………………………….

3

II

Пояснительная записка …………………………………………………………………….

5

III

Цели и задачи реализации Программы……………………………………………………

6

IV

Содержание Программы…………………………………………………………………...

8

IV.I. Система работы с детьми……………………………………………………………..

8

IV.II. Система работы с родителями……………………………………………………...

12

V

Условия реализации Программы………………………………………………………….

19

V.I. Научно-методическое обеспечение………………………………………………….

19

V.II. Материально-техническое и финансовое обеспечение……………………………

19

V.III. Предметно-развивающая среда...................................................................................

20

VI

Управление реализацией программы……………………………………………………..

22

Мониторинг духовно-нравственного воспитания дошкольников....................................

24


I. Паспорт Программы «Моя Родина – Россия»

Наименование программы

Программа  «Моя Родина – Россия»

Основание для разработки программы

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ (с изменениями).
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»

Руководитель программы

Возмилова Татьяна Александровна, заведующий МБДОУ ДСКВ №23 «Гуси-лебеди»г. Нижневартовск

Рецензент

Тарханова Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры МДиНО НГГУ

Организация – исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №23 «Гуси-лебеди»

Адрес организации –исполнителя

628609, ул. Маршала Жукова 4В, г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область

Контактный телефон

8(3466) 24-27-79, 8(3466) 67-25-05, 8(3466) 61-55-73

Факс

8(3466) 61-55-73

E-mail

Mbdou_23@mail.ru

Автор программы

Кирилюк Елена Валентиновна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения

Территория реализации программы

г. Нижневартовск

Целевые группы

Дети дошкольного возраста 3-7 лет

Форма реализации: групповая, подгрупповая  и индивидуальная.

Цель программы

Обеспечение необходимых условий для развития воспитательной системы в образовательном учреждении; формирование личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с нравственными качествами; повышение профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей.

Задачи программы

  • приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • формирование системы гражданско-патриотического воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;
  • активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений и отечественных традиций в области гражданско-патриотического воспитания;
  • повышение профессионального уровня педагогов в управлении процессом воспитания;
  • усиление роли семьи в формировании гражданской позиции детей;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • сформированность у детей представлений о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
  • наличие в ДОУ развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию, развитию способностей, интересов и творчества детей;
  • овладение педагогами и специалистами современными программами и технологиями, обеспечивающими становление личности ребенка-гражданина;
  • создание системы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;

Направленность программы

Социально-педагогическая

Сроки реализации

2012 - 2017 гг.

Вид программы

Авторская

Уровень реализации

Дошкольное образование

Система организации контроля за исполнением программы.

Координация и контроль выполнения Программы «Моя Родина – Россия» МБДОУ ДСКВ №23 возлагается на педагогический совет.

Педагогический совет:

  • анализирует ход выполнения мероприятий по   реализации Программы «Моя Родина – Россия»  и вносит предложения по их коррекции;
  • координирует взаимодействие всех участников  воспитательного процесса;
  • ежегодно информирует педагогический коллектив,  родителей о ходе выполнения программы.

Финансовое обеспечение программы.

  • бюджетные средства;
  • спонсорские средства.

Краткое содержание программы

Программа состоит из трех блоков:

  • «Работа с детьми дошкольного возраста»;
  • «Работа с педагогами»;
  • «Работа с родителями»;

Блок: «Работа с детьми дошкольного возраста» представлен планированием работы по возрастам – третий год жизни, четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни; рекомендациями по созданию предметно-развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей и мониторинг усвоения программного материла.

Блок: «Работа с педагогами» представлен разнообразием форм и методов повышения компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Блок: «Работа с родителями» представлен разнообразием форм и методов вовлечения родителей в процесс воспитания детей, повышения интереса к вопросам гражданско-патриотического воспитания детей.


II. Пояснительная записка

         Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

         Воспитание в дошкольном возрасте выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния среды и ослабляются отрицательные, у детей формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех звеньев, осуществляющих воздействие на детей (дошкольное учреждение, школа, семья, учреждения дополнительного образования, общественность). Там, где есть воспитание, ребенок оказывается способным к самовоспитанию. С возникновением этого субъективного фактора ребенок становится соучастником воспитателя.

Пришло то время, когда остро встала проблема воспитания гражданина России. Многие годы мы, подражая западной культуре, теряли наследие своих отцов. Не секрет, что нынешнее поколение подростков имеет низкую нравственную культуру. У них не сформированы ценностные ориентации, уважение личности, нравственные нормы. Мы часто слышим, что это поколение «потерянных детей», переживших бум экспериментов и инноваций, в ходе которых как бы выпало нравственное воспитание.

Изменения в современном российском обществе оказали и негативное влияние на семью. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, наблюдается снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Ребенок должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.        

         Стабильное и жизнеспособное общество всегда продолжает себя в будущих поколениях.  Таким образом, если мы хотим стабильности и жизнеспособности нашего общества, для нас становится чрезвычайно важным, какими станут нынешние дети. Становится важным процесс их воспитания и личностного становления. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, гражданско-патриотических, морально-психологических и этических качеств.

        Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков.   

Поэтому в дошкольном учреждении необходим  поиск новых подходов к воспитанию детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге сформированности гражданской позиции ребенка, учете и использовании его возрастных и индивидуальных особенностей, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения  и включения в систему социальных отношений.

Таким образом, появилась идея создания программы, которая решит проблему приобщения детей дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) и формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Но успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, совершенствование семейного воспитания.

III. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: Обеспечение необходимых условий для развития воспитательной системы в образовательном учреждении; формирование личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с нравственными качествами; повышение профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей.

Задачи Программы:

  • приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • формирование системы гражданско-патриотического воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;
  • активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений и отечественных традиций в области гражданско-патриотического воспитания;
  • повышение профессионального уровня педагогов в управлении процессом воспитания;
  • усиление роли семьи в формировании гражданской позиции детей.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • сформированность у детей представлений о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
  • наличие в ДОУ развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию, развитию способностей, интересов и творчества детей;
  • овладение педагогами и специалистами современными программами и технологиями, обеспечивающими становление личности ребенка-гражданина;
  • создание системы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Принципы и подходы к формированию Программы:

  1. Программа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  2. Сочетать и взаимосвязывать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного учреждения).
  3. Отвечать принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы.
  4. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
  5. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
  6. Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  7. В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей.
  8. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны  детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.
  9. В соответствии со спецификой дошкольного образования предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов.
  10. Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.

Сроки реализации Программы: Программа рассчитана на 5 лет  - 2012-2017 гг.

IV.        Содержание Программы

IV.I. Система работы с детьми

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования.

Вся работа по воспитанию в детях дошкольного возраста чувства любви к родному городу и родной стране распределена в нашем плане понедельно. Каждую неделю предлагаются различные формы работы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевая прогулка, беседа, дидактические игры, чтение художественной литературы и др.

Творческой группой дошкольного учреждения был проведен анализ реализуемой программы «Радуга» по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Все занятия, различные формы работы с детьми были выписаны в перспективный план (они заштрихованы в серый цвет), затем нами были подобраны дополнительные занятия, формы совместной деятельности. Содержание данных форм определяется знаменательными датами страны, города и округа, в них закрепляется усвоенный на занятии материал (беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, игры, наблюдения и целевые прогулки).

Занятия проводятся в зависимости от возрастной группы. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

Для детей 5-7 летнего возраста целенаправленно вводится дополнительное познавательное занятие один раз в неделю по патриотическому воспитанию, приобщению к народной культуре, воспитанию толерантных чувств.

Некоторые темы повторяются в каждой группе, но с определенным усложнением. Это, например, занятия, посвященные таким темам, как «День защитника Отечества», «12 апреля - День космонавтики», «9 Мая - День Победы». Каждое занятие должно проводиться с использованием наглядного материала. Воспитатель подбирает его, исходя из тех возможностей, которыми он обладает: что-то заменяет, добавляет что-то свое.

Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее незнакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребенок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит воспримет ребенок новые знания, или эта информация не затронет чувств детей не вызовет у них желания узнать что-то еще. Если приведенные в темы почему-либо не удовлетворяют воспитатели, он может подобрать свою тему занятия, но при этом необходимо помнить следующее:

  • По ходу занятия необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
  • Составляя занятие, воспитатель должен включить в него вопросы к детям, это необходимо чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать рассуждать, в этом случае занятие воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
  • Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения «Это было очень-очень давно» «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими и т.д. Не которые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания.
  • Язык повествования должен быть очень простым. Если в рассказе педагога встречаются незнакомые детям слова, следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.
  • В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, зданиях, храмах, в этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру и использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает или иное здание от других. Например, необычная форма развлекательного комплекса Пирамида, стела Авиаторов, музей авиатехники и т.д.  и сопровождать свой рассказ показом иллюстраций.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, узнать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Последует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых; подготовить приказ, составить список детей и провести инструктаж. По возможности экскурсии проводятся на автобусе.

Знакомя детей с родным городом и родной страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

Данные перспективные планы могут быть использованы для решения задач по воспитанию чувства любви к родному городу и родной стране, представленных в разных вариативных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Используя предлагаемые конспекты занятий по знакомству дошкольников с родным городом («Нижневартовск – малышам»), разработанные педагогами дошкольного учреждения (перед каждым занятием небольшая информационная справка для взрослых об объекте), и родной страной, а также систему работы с детьми вне занятий, вы добьетесь успеха: вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляет группу к праздникам, а после них беседует с детьми, спрашивает, где они были с родителями, что видели.

В основном вся работа по знакомству малышей с родным городом проходит вне занятий. Во время прогулок воспитатель знакомит детей с близлежащими улицами, обращает их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.

Большая работа проходит в книжном уголке, куда воспитатель помешает иллюстрации о природе края, о главных достопримечательностях родного города. Рассматривая иллюстрации, воспитатель повторяет с детьми название города, страны.

В младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки, слушают русские народные песни, играют в народные игры, рассматривают предметы народно- прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними. Воспитатель инсценирует русские народные сказки

На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

В средней группе продолжается работа, начатая с малышами. Углубление представлений о родном крае происходит в процессе ознакомления с родным городом. Воспитатель рассказывает детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляет название родного города и страны. Основная работа проводится вне занятий: целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т.д.

Но, начиная со средней группы, можно проводить занятия о родном городе, родной стране. Занятия проводятся один раз в неделю, их основная задача — показать детям красоту родного города и края, приобщить к ее истории. На занятиях дети знакомятся с главной достопримечательностью родного города, с тем, как давали названия улицам, с природой страны, с праздниками, которые отмечают в нашей стране — День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы. Продолжается работа по знакомству детей с русской культурой. Воспитатель рассказывает детям сказки, заучивает с ними потешки, предлагает послушать русские народные песни, поиграть в народные игры. Усложняется работа по знакомству с народно-прикладным искусством.

В работе по воспитанию патриотических чувств у детей сред ней группы широко используется художественная литература. Детям читают много стихов, рассказов о русской природе, о жизни в городе и деревне.

Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием народа.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

В старшей группе содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения  родным городом, родной страной, но и чувство уважения к  народу, чувство гордости за свою страну. Детей знакомят с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям; дают знания о некоторых событиях из истории России.

Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.

Много внимания уделяется знакомству детей с национальной культурой: устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, народным песням, играм.

Основная работа проходит вне занятий. Занятия проводятся два раза в неделю, одно из них внесено дополнительно. Информация, которую дети получают на занятиях, закрепляется во время беседе детьми, в дидактических играх и упражнениях. Один раз в неделю проводятся целевые прогулки.

Работая с детьми по воспитанию патриотических чувств, воспитатель должен помнить, что только положительная ин формация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

В подготовительной группе даются новые знания и закрепляются и расширяются знания, полученные детьми в старшей группе. Число занятий — два раза в неделю. Информацию, которую дети получают в подготовительной группе, можно разделить на следующие темы:

  • История возникновения родного города и его достопримечательностей.
  • Знакомство с округом, районом, в котором живут дети. Ориентировка в близлежащих улицах.
  • История России и ее символика. Народы России. Города России.
  • Защитники Отечества.
  • Люди, прославившие Россию.
  • Богатство России – полезные ископаемые.
  • Русская культура – устное народное творчество, народные игры, народно-прикладное искусство, музеи родного города, традиции русского народа, архитектура родного города.

Давая знания об истории города, о его памятниках, необходимо связать их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны.

Большая часть работы по-прежнему проводится вне занятий. Во время целевых прогулок необходимо уделить особое внимание обучению детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объяснить детям, что это им пригодится, когда они пойдут в школу. Эффективная форма работы – туристические походы, лыжные походы.

Усложняются формы работы с детьми: детей учат работать со схемами, картой, знакомят с глобусом, учат придумывать герб семьи и группы и др. Воспитатель чаще привлекает к работе родителей, советует им посетить те места в родном городе, о которых он рассказывал на занятиях. Совместно с родителями составляют альбомы, коллажи, ежегодно в дошкольном учреждении проводятся конкурсы плакатов ко Дню Победы, Дню Земли, Дню Защитника Отечества, К международному женскому дню, Дню города и т.д.  Воспитатели убеждают родителей в том, что детям необходимо показывать свой город, свою страну с привлекательной стороны, по каждой возрастной группе педагоги разрабатывают перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Только организуя работу в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями, мы сможем вырастить настоящих патриотов, любящих свою страну, свой народ, свой город.  

                

Содержание материалов:

  1. Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию для детей четвертого, пятого, шестого, седьмого года жизни.
  2. Тематический план по знаменательным датам и событиям страны и города (через все виды деятельности: ознакомление с окружающим, развитие речи, конструирование, лепка, аппликация, рисование, праздники и развлечения):
  • Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 марта – День города, 12 апреля – День космонавтики, 22 апреля – День Земли, 9 мая – День Победы, 1 июня – День защиты детей, 1 сентября – День знаний и т.д.
  1. Рекомендации по организации предметно-развивающей среды.
  2. Цикл занятий по ознакомлению с городом: Город, Авиапредприятие. Герб города. История о символах. Архитектура родного города Нижневартовска. День Защитника Отечества. Туристический поход на Комсомольское озеро. Театр «Барабашка». «Пасха» Ворота Нижневартовска - Железнодорожный вокзал. Экскурсия к железнодорожному вокзалу. Краеведческий музей. Первые ворота Нижневартовска: Экскурсия «Река Обь и набережная в жизни горожан». Памятник Покорителям Самотлора. Экскурсия к памятнику. Ознакомление детей с памятником погибшим солдатам в ВОВ. Центральная городская библиотека. Знакомимся с профессией библиотекарь. Экскурсия в библиотеку.

IV.II. Система работы с родителями

Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей, которое направлено на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

V. Условия реализации Программы

V.I. Научно-методическое обеспечение

Для эффективной реализации программы необходимо соблюдать принцип научности, заключающийся в цикличности процессов анализа, прогнозирования, планирования педагогической деятельности.

Это в свою очередь требует обеспечить следующие условия, необходимые для более эффективной работы программы:

  1. Подготовка кадров:
  • Повышение квалификации воспитателей.
  • Использование дистанционной формы обучения на курсах повышения квалификации.
  • Теоретическое и практическое обучение воспитателя методам и способам внедрения современных образовательных технологий осуществляется на педагогических советах, семинарах и т. д.
  1. Учебно-дидактические пособия:
  • Создать:
  • коллажи на тему: «Наш город», «Символика городов Севера», «Природа края», «Народы мира» и т.д.
  • наглядный материал для теоретических и практических занятий;
  • игровые пособия;
  • дидактические игры;
  • Оформить альбомы: «Наши мамы». «Защитники Отечества», «Победители», «Все работы хороши», и т.д.

3. Разработка пособий.

      4. Взаимодействие с научными и общественными учреждениями: НГГУ, музей русского быта, музей, библиотека и т.д

                                                                                       V.II. Предметно-развивающая среда

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Альбом, фотографии семьи и ребенка

Альбом, фотографии семьи и ребенка

Альбом, фотографии семьи и ребенка

Плакаты, фотографии с видами

г. Нижневартовска

Плакаты, фотографии с видами

г. Нижневартовска, виды города и села (наиболее отличительные особенности)

Плакаты, фотографии с видами достопримечательностей

г. Нижневартовска, виды города и села (наиболее отличительные особенности)

Фотографии аэропорта, ж/д вокзала, автостанции, театра, детского сада.

Картинки, фотографии с архитектурными сооружениями

Символика России  (Герб, флаг, гимн); округа (герб, флаг); города (герб, флаг)

Картинки, плакаты, рамки-вкладыши, календари с изображением времен года

Плакаты с дорогами и дорожными знаками

Глобус, физическая карта России

Картинки, игрушки – домашние (корова, лошадь, кошка, собака) животные; дикие (медведь, лиса, заяц, волк); рыбы; птицы (воробей, курица, петух)

Строительный материал (по типу «Маленький архитектор», конструктор Поликарпова)

Фотографии Москвы, Кремля, Красной площади, основных достопримечательностей (музеи, театры, памятники)

Сюжетные картинки с местами обитания животных

Макет микрорайона, где расположен детский сад

Сюжетные картинки, фотографии из армейской жизни (ракетные войска, артиллеристы, космические, танкисты, пехота, моряки, летчики)

На участке ДОУ растения: деревья (береза, рябина, ель);

Картинки: овощи (морковь, огурец, лук, картофель); фрукты (яблоко, банан)

Наборы автомобилей, различных групп транспорта, предметные картинки с видами транспорта

Художественная литература об Армии, роли армии в годы ВОВ

Гербарий с листьями и цветами.

Фотографии (плакаты) памятников «Покорителям Самотлора», «Павшим солдатам», «Воинам интернационалистам»

Плакаты, картины, схемы с изображением экосистем (лес, луг, поле, степь, горы, болото, водоемы: река, озеро, пруд); выделенными причинно-следственными связями (живая и неживая природа-животные)

Развивающие и дидактические игры на классификацию растений и животных (по типу лото, найди лишнего, чьи детки и т.д.)

Развивающие и дидактические игры по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями.

Изображения, фотографии животных по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые

Комнатные растения и предметы ухода за ними (леки, фартуки, тряпочки, кисточки, палочки для рыхления почвы).

Наличие регулярно меняющихся выставок

Картинки, видеозаписи, фотографии среды обитания животных

Аквариум с рыбками и предметы ухода за ними

Фотографии Москвы, Кремля, Красной площади

Изображения растений по группам: деревья, кустарники, травянистые, комнатные, садово-огородные, культурные растения поля.

Сюжетные картинки с изображением труда людей (прачка, продавец, шофер, медсестра), художественная литература о труде взрослых

Сюжетные картинки с различными родами войск, техники (танкисты, пехота, моряк, летчик), игрушки

По возможности Красная книга России

Картотека народных подвижных игр

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (военный, повар, почтальон, врач, милиционер)

Плакаты  с изображением природоохранных мероприятий, экологические знаки

Маски для подвижных игр

Сюжетные картинки, плакаты, рамки-вкладыши, календари с изображением времен года

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (военный, повар, почтальон, врач, милиционер, строитель, библиотекарь, нефтяник, учитель, парикмахер, работник ателье, транспортники)

Картотека потешек, иллюстрации к потешкам

Картинки, игрушки – домашние (корова, лошадь, кошка, собака, коза, свинья) животные; дикие (медведь, лиса, заяц, волк, белка, еж); птицы (петух, курица, гусь, утка; воробей, синица, голубь, сорока, ворона); рыбы; насекомые (бабочка, жук, стрекоза, муха, пчела)

Произведения ДПИ (хохлома, гжель, городецкий узор, дымка, жостово, хантыйский узор, узоры на бересте, палех)

Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр

Сюжетные картинки с местами обитания животных

Картотека народных подвижных, хороводных игр

Ширмы, модули

Картинки, на участке ДОУ растения: деревья (береза, рябина, ель, сосна, осина);

Картинки: овощи (морковь, огурец, лук, картофель, свекла, редис, кабачок, капуста); фрукты (яблоко, банан, груша, слива, апельсин); ягоды (клубника, малина, смородина)

Маски для подвижных игр, игр-драматизаций

Комнатные растения и предметы ухода за ними (леки, фартуки, тряпочки, кисточки, палочки для рыхления почвы).

Репродукции, иллюстрации с картин Е. Чарушина, Е. Рачева, Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Серова, Ю. Коровина, В. Сутеева)

Аквариум с рыбками и предметы ухода за ними

Подборка произведений устного народного творчества, сказки народов мира и т.д.

Сюжетные картинки с изображением труда людей (прачка, продавец, шофер, медсестра, повар, почтальон, пожарный, милиционер, врач), художественная литература о труде взрослых

Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр

Картотека народных подвижных игр

Ширмы, модули

Маски для подвижных игр, игр-драматизаций

Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр

Ширмы, модули

Художественная литература, сказки народов мира

Народные игрушки (матрешка, богородская, филимоновская, дымковская игрушка)

Произведения ДПИ (гжель, городец, павлово-посадские узоры)

Репродукции с картин Ю.В. Васнецова, В.Лебедева

Картинки, игрушки, литература отражающая быт разных народов (русские, украинцы, ханты)

        

Мониторинг духовно-нравственного воспитания дошкольников

Для выявления качества образовательной работы были разработаны темы, инструментарий и критерии по духовно-нравственному воспитанию. Обследование детей проводится два раза в год (сентябрь – начальный уровень, май – итоговый уровень) по следующим темам:

1. Ознакомление детей с родным краем  

2. Родная природа  

3 Труд людей  

4. Народное творчество  

5. Народы нашей страны  

Для определения качественной характеристики сформированных представлений были выделены следующие показатели:  

- умение выделить главные признаки объектов по теме;  

- способность устанавливать причинно-следственные связи;  

-умение оперировать сформированными представлениями в познавательной, совместной и свободной деятельности,  

- умение выразить свои знания в диалогической и монологической речи.  

С этой целью были разработаны по каждому блоку критерии. Критериальными показателями служили полнота и адекватность представлений о родном городе, крае, стране, родной природе; интерес и стремление к новым знаниям о них; перенос имеющихся представлений в другие виды деятельности; выделение видовых признаков; установление причинно – следственных связей и зависимостей; отношение к людям других национальностей.

Для каждого возраста были определены уровни:

2-4 года

4-5 лет

5-7 лет

  • Самостоятельно называет свою фамилию, имя и членов своей семьи.
  • Находит свою группу, участок, свободно ориентируется на данных территориях.
  • Имеет элементарные представления о понятии «город».
  • Знает о назначении некоторых общественных объектов.
  • Эмоционально откликается на существенные события.
  • Самостоятельно называет основные признаки времён года.
  • Различает диких и домашних животных, растения, умеет делать простейшие обобщения.
  • Имеет представления о содержании труда взрослых и переносит их в игру.
  • Бережно относится к предметам ближайшего окружения.
  • Проявляет активный интерес к труду.
  • Самостоятельно использует малые фольклорные формы в разговорной речи.

  • Знает своё имя, фамилию, называет членов своей семьи и ближайших родственников.
  • Самостоятельно ориентируется на территории детского сада.
  • Знает свой домашний адрес.
  • Различает понятия «город» -«село».
  • Знает о назначении общественных культурных объектов города.
  • Знает название столицы и некоторые её достопримечательности.
  • Активно принимает участие в праздничных событиях.
  • Имеет представление об армии, о некоторых родах войск. Приобретённые знания отображает в игровой деятельности.
  • Знает времена года, основные признаки.
  • Узнаёт и называет некоторые виды животного и растительного мира. Соотносит объекты живой природы по признакам.
  • Имеет представления о содержании и предметах труда взрослых, применяет их в практической деятельности.
  • Проявляет интерес и уважение к труду взрослых и их результату.
  • Принимает активное участие в народных играх, играх- драматизациях.
  • Использует произведения устного народного творчества.
  • Различает произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Проявляет активный интерес к культуре разных народов.  
  • Знает свою фамилию, имя, отчество, возраст и дату рождения.
  • Знает всех членов своей семьи и ближайших родственников по фамилии, имени, отчеству.
  • Самостоятельно ориентируется в помещении и на территории ДОУ, в своём микрорайоне.
  • Знаком с достопримечательностями города, знает улицы города, историю их названия.
  • Имеет представления о символике России, округа, города, и географических особенностях России.
  • Активен в подготовке и проведении общественно-значимых праздников.
  • Самостоятельно называет и определяет культурные центры столицы России (Третьяковская галерея,  Большой театр).
  • Знает назначение Армии, различает рода войск, имеет представление о роли Армии в годы Великой Отечественной Войны.
  • Оценивает и высказывает суждения о явлениях общественной жизни по предлагаемой теме.
  • Определяет экосистемы по характерным признакам. В полном объёме классифицирует, обобщает. Классификация носит содержательный характер.
  • Знает правила поведения в природе и старается их выполнять.
  • Имеет полные представления о содержании труда взрослых и отражает их профессиональные отношения во всех видах деятельности (8-10 профессий).
  • Самостоятельно различает труд людей сельских и городских профессий и понимает их взаимосвязь.
  • Любит трудиться на общую пользу, умеет добиваться результата.
  • Различает и передаёт характерные элементы произведений декоративно-прикладного искусства.
  • Имеет представление о народных промыслах.
  • Проявляет самостоятельность, активность в народных играх. Самостоятельно может организовать игру.  
  • Определяет художников иллюстраций по технике изображения.
  • Понимает смысл и использует в активной речи произведения устного народного творчества.
  • Проявляет интерес к людям другой национальности, выражает стремление петь песни, танцевать, узнавать о них больше.

VI.        Управление реализацией программы

Отчеты участников совещаний содержат:

  1. Информацию о том, какие работы предусматривалось завершить со времени предыдущего     совещания, и какие из них завершены реально.
  2. Ожидаемые сроки выполнения незавершенных своевременных работ.
  3. Предложения по ускорению работ (какие решения и от кого требуются).
  4. Прогноз сроков завершения ведущихся работ (ожидается ли их завершение в сроки, установленные в программе, или их же по каким-то работам уже возникло напряженное положение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России

Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине,  Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Сценарий тематического досуга к Дню России на тему:"Родина - Россия".

Тематический досуг направлен на воспитание у детей чувства патриотизма, чувства любви к людям других национальностей, доброго отношение к родной стране, уважения к её культуре, истории, традициям. Раз...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...