Приобщение детей к фольклору
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через подготовку и проведение календарно-обрядовых праздников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_detey_k_folkloru.doc840.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к фольклору

Сроки реализации: 1 год

Возраст детей: 6-7 лет

Формы работы: индивидуальные

Фронтальные: работа с подгруппой детей

Актуальность темы

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...

Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, калькулятора, ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Народные праздники -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.

Знакомя детей с народными праздниками, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народных праздниках есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

ЦЕЛЬ:
приобщение детей старшего дошкольного возраста
к русскому фольклору через подготовку и проведение календарно-обрядовых праздников.
 

Задачи

- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные праздники.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных праздников, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями

- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Подготовительный этап

1.   Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русского быта и игрушки.

2.   Составление перспективного плана.

3.  Взаимодействие детского сада с родителями.

Гипотеза

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.

Ожидаемые результаты:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умению играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знать название праздника, петь песни, исполнять частушки, читать стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относится к предметам быта, .

Анализ достижения поставленной цели

-  В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;

-  Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры : календарно-обрядовые праздники

-  Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;

-  В уголках для родителей помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;

-  

-  Знакомим детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:

-  Воспитываем желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;

-  Развиваем координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

-  Развиваем творческие способности;

-  Воспитываем любовь к Отечеству, уважение к предкам;.

Необходимые условия реализации программы

-Владение педагога особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.

-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.

-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.

Развивающая среда в реализации

программы «Русская изба»

Реальные предметы народного быта и интерьера.

«Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.

 «Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.

Люлька с куклой –младенцем Ванечкой. Игровые персонажи из фольклорных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по приобщению детей к фольклору

Разработка конспекта НОД на конкурс профессионального мастерства "Путешествие в страну сказок"...

Приобщение детей к фольклору

Ранний дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.Дети осваивают родной язык,подражая речи взрослых.Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взро...

Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...

Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры" (текст и презентация к нему)...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

"Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольк...

Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.

laquo;Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,...