«Образовательный потенциал художественно - творческой деятельности детей».
методическая разработка на тему

Миндиярова Диля Индусовна

Для успешного развития художественно-творческого потенциала деятельности  детей необходимы  условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией, а именно:

Ø создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;

Ø создание положительно – эмоционального состояния во всех видах детской деятельности;

Ø создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;

Ø введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;

Ø развитие наблюдательности; использование наглядности;

Ø обучение овладению необходимыми для проявления творчества способами и умениями; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;

Ø последовательное усложнение, обеспечение перспектив развития детского творчества;

Ø применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.

Ø учёт индивидуальных особенности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5»

«Многообразие современных подходов к организации детской деятельности в контексте ФГОС ДО»

«Образовательный потенциал художественно - творческой деятельности детей».

 2014

 

    «Образовательный потенциал художественно - творческой деятельности детей».

 Разные виды деятельности тесно связаны и влияют на развитие образовательного потенциала художественно-творческой деятельности детей дошкольного  возраста.

         

Для успешного развития художественно-творческого потенциала деятельности  детей необходимы  условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией, а именно:

  • создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;
  • создание положительно – эмоционального состояния во всех видах детской деятельности;
  • создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;
  • введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;
  • развитие наблюдательности; использование наглядности;
  • обучение овладению необходимыми для проявления творчества способами и умениями; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;
  • последовательное усложнение, обеспечение перспектив развития детского творчества;
  • применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.
  • учёт индивидуальных особенности детей.

Я считаю, что успешному развитию детского творчества очень помогает наличие места для занятия художественной деятельностью, где дети самостоятельно выбирают материалы для своей работы. Например, готовят кисточки для рисования, учась классифицировать их по предстоящему объёму работы: толстые для подмалёвков и работ, требующих широких мазков, тонкие для прорисовки и тонкого мазка. В лепке подбирают пластилин, бросовый и природный материал, в аппликации и конструировании экспериментируют опираясь на личный опыт и фантазию. Иногда, в процессе работы дети меняют материалы или дополняют другими. После работы убирают своё место.

П.Ф. Лесгафт отмечал: «Гораздо выгоднее для ребёнка, если все предметы своих занятий он сам себе приготовит».

                

 Древние римляне говорили «Корень учения горек». Но зачем же учиться с горькими и бесполезными слезами, если можно выучиться с улыбкой? Если заинтересовать, создать условия для положительных эмоций, то корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать вполне здоровый аппетит, который зовётся любознательностью.

    Известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

    Для развития интереса к изобразительному творчеству и создания положительно – эмоционального состояния детей я использую в работе художественно – образное слово. Ведь оно способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.

Практикую чтение потешек, песенок, стихотворений, подходящих к теме непосредственной образовательной деятельности. Если НОД приурочена к праздникам (8 марта, Новый год, Масленица), то дети самостоятельно читают приготовленные стихотворения. Так же читаю выдержки из художественных произведений таких авторов, как Чарушина, Бианки, Житкова.

    Но больше всего мне нравится рассказывать сказки, потому что считаю сказку залом, сценой, где происходит тренировка чувств ребёнка, развитие его воображения. Сказки тревожат душу детей, порождают отклик в их чувствах, а чувства выливаются на лист бумаги в виде изображения. Дети представляют персонажей, их внешний вид, поигрывают ситуации, вставшие перед ними, пытаются разрешить спорные вопросы, часто возникает вопрос «почему?» Сказки учат прощать, сострадать, вызывают желание оказывать помощь.

    В нашем учреждении часто показывают театральные представления, которые чаруют ребенка, рождают в его душе бурю эмоций. Ими он желает поделиться с взрослыми. Моя задача выслушать детей, проникнуться эмоциональными переживаниями, предложить проиграть ситуацию мимикой, пантомимой,  движениями, в продуктивной деятельности, пережить, взяв на себя роль понравившегося персонажа. Мы устраиваем дискуссии, споры, организую игры – драматизации. Так появляется театрализованная деятельность, где дети высказывают свою точку зрения на поведение того или иного персонажа. После этого провожу занятия на темы: «Кто мне понравился в спектакле», «Каким цирковым артистом я бы хотел стать». Здесь дети вырисовывают свои эмоции. В основном дошкольники берут на себя роль положительных персонажей. Но случается и обратное. Таким способом дети вырисовывают отрицательные эмоции, обретая комфорт.

Необходимым условием эффективности развития художественного творчества и поддержания положительно – эмоционального состояния детей является введение в структуру продуктивной деятельности отдельных игровых моментов, художественно – дидактических игр, использование элементов соревнования.

Игра, как известно, - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Психологами доказано и на практике проверено, что играя, ребёнок приобретает представления и отношение к окружающему миру, развивает свои способности, подчас, не догадываясь об этом.

Играем в разные игры, например:

  • «На что похоже?» - рассматриваем геометрические фигуры и представляем, на что они похожи.
  • «Волшебные кляксы» - рассматриваем кляксы и дорисовываем образ.
  • «Найди половинку» - конструируем, используя  пазлы – на одной половинке рисунок, на другой - карандаши. Дети выбирают рисунок, вычленяют цвета и ищут вторую половинку с карандашами необходимого цвета.
  • «Забавные рожицы», «Зеркало» - мимика. Кривляемся у зеркала, пытаясь передать мимику героя, отражение взрослого

или сверстника.

      «Человечки» - предшествует изображению человеческого лица.

  • «Познай себя» -  находим на кукле и на себе части тела и рассуждаем, для чего они нужны.

    Из ответов детей:

     - Это коленки. Они нужны маме, чтобы я на них сидела. А мне они не нужны – они всегда бьются об землю, лавку, обо всё бьются.

     - Это уши. Ими я слушаю. Не всегда, а когда говорят что-то интересное или секретное. А ещё уши нужны, чтобы тягать их на день рождения.

  • «Симметрия» - дети находят половинки ваз, кружек, мебели и т. д.
  • Игры со словом, пластические словесные этюды.
  • Подвижные игры: «Я художником родился» и др.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры – релаксации, игры – имитации, игры - этюды, музыкальные игры.

Не менее важным условием эффективного развития детского творчества является умение видеть.

Смотреть и видеть – это абсолютно разные вещи. Смотреть можно множество раз, но не увидеть. Поэтому необходимо способствовать научению детьми способам  наблюдения – смотреть и видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. В результате обсуждать и восхищаться.

 Дети дошкольного возраста имеют небольшой жизненный опыт, но чуткость и восприимчивость к красоте несравненно больше, чем в более позднем возрасте. Дети более отзывчивы эмоционально, более впечатлительны. Они живут чувствами, захватившими их. Эта черта служит ценной основой эстетического развития в становлении художественного восприятия. Чувства детей способствуют развитию воображения, а воображение влияет на развитие чувств: образы фантазии вызывают реальные чувства. Чем ярче образы воображаемых объектов, тем более глубокие чувства они вызывают, тем больше желания отобразить их.

Борис Неменский не раз отмечал: «Умение внимательно вглядываться в жизнь – это самое главное умение».

Во время наблюдений я стараюсь задействовать у детей все органы чувств: зрение, слух, осязание и обоняние. Это необходимо, чтобы полнее отобразить увиденное.

Например, дерево. У разных деревьев кора своего цвета, фактуры. Они изменяются с возрастом, временем года, освещением. Интересно послушать шелест листвы, почувствовать шероховатость коры, вдохнуть аромат цветов.     Я стараюсь создать условия для разглядывания, стараюсь растянуть время, а уж потом, при необходимости вношу готовую схему.

Я объясняю, что наши глаза похожи на фотокамеру, но увиденное ими не есть полное отражение действительности. Каждый из нас видит мир по-своему, а не так, как друзья и подружки. Своими глазами мы воспринимаем свет, цвет, движение, форму, объём, а чувствами – вкус, запах, фактуру, звуки. А это очень важно для художника.

          Наряду с реальными фактами, например, берёзе нужны чёрные полоски для дыхания, потому что белая кора очень плотная и не пропускает воздух, а чёрная пористая и у берёз является носиком, я даю возможность детям пофантазировать.

«Как вы думаете, что думают о нас деревья, какие сны видят?» «Если бы деревья можно было превратить в человека, какое дерево кем бы стало?»

Рябина у нас получилась модницей и хозяюшкой. Дубы – богатырями.

          При наблюдении за облаками можно дать большой простор для полёта фантазии. Сейчас все дети знают, что облака – это пар, испарения воды с поверхности земли. Но стоит только пофантазировать, и облака превращаются в молоко, небесных овечек, вату, мороженое, а ещё в мыльные пузыри или перья небесной птицы.

Детям нравиться игра «На что похоже». Они находят множество сходных объектов с облаками, листьями, лужами.

Обращаю внимание на красоту посуды, из которой дети кушают, на удобство столовых приборов. Рассматривая их, я предлагаю подумать, что в природе похоже на тот или иной предмет. Дети начинают понимать, что художник сначала внимательно всматривается в природные объекты, а потом придумывает предметы. Например, пузатый заварочный чайник похож на тыкву.  Сочиняем сказки – малютки о чашках, тарелках. И дети начинают относиться к посуде более бережно, стараются быть аккуратными, ничего не разбить.

Представления, полученные в повседневной жизни, живо переносятся на лист бумаги. В дальнейшем эти наблюдения помогут развить чувство вкуса.

          Времена года мы  очеловечиваем (антропоморфизм). Я заметила (да это доказано психологами), что детям проще проникнуться симпатией к живому существу, чем к природному явлению.

Зима у нас озорная, искромётная кружевница, но бывает колючей и вредной. Осень – златовласая щедрая хозяюшка – хлебодарка, которая может всплакнуть холодными дождями и сердиться ледяными ветрами.

Весна – добрая волшебница, мама, которая после зимней спячки осторожно пробуждает своих деток, каждого в свой черёд.

А Лето – щедрая весёлая девчонка, которая не жалеет ни для кого ягод, фруктов и раздаривает всем на свете тепло своего сердца.

 Антропоморфизм помогает детям при рисовании пейзажей на чувственной основе, потому что состояние человека, его эмоции близки ребёнку (их он переживает), а состояние природы (перепады давления, испарения, лунные приливы-отливы) ему ещё не ведомы.

К одним из важных условий успешного развития детского творчества я отношу реализацию принципа наглядности.

Важная роль в раскрытии средств художественно - образной выразительности принадлежит иллюстрации детских книг. Наряду с Чарушиным, Васнецовым, Рачовым – мэтрами книжной иллюстрации, в данное время появилось множество интересных художников – иллюстраторов. Исматулаевы, например, видят иллюстрацию в стиле коллажа.

При чтении  потешек, сказок, художественных произведений и так далее, демонстрирую детям иллюстрации к ним. Дети видят, какими средствами художник передал своё отношение к персонажу и окружающей среде. Часто сама окружающая среда пишется художником как отношение к персонажу. Лес Бабы-Яги, если она злая, мрачен и жуток, а терем Василисы Прекрасной красив, богат и ярок.

Окружающая среда может показать состояние души персонажа. Белоснежка бежит по мрачному лесу, коряги, похожие на уродцев, стараются подставить ей подножку, корявые ветви – руки, желают схватить. Вокруг Золушки, даже когда она в затрапезном платье, всё сияет и лучится.

На одну сказку стараюсь показать несколько иллюстраций разных художников. Для того чтобы дать понять детям, что каждый художник видит образ персонажа по-своему и изображает его так, как чувствует.

Затем провожу занятие на тему «Художники - иллюстраторы» или «Художники - аниматоры». Где дети превращаются в мастеров, которые придумывают персонажей для книги или мультфильма. К новому году рисовали Снегурочек, так было предложено детьми придумать спутниц для зарубежных Дедов Морозов. Детям стало жалко африканских людей, которые и снега то никогда не видели, и Снегурочки у них нет. Работы получились очень интересными.

Так же рассматриваем репродукции и сравниваем изображение с действительностью. Это помогает детям понять, какими средствами пользовался художник, чтобы передать своё чувственное отношение к изображаемому объекту.

Мною используется приём вхождения в картину. При этом я задаю примерно такие вопросы, как: «какие у вас ощущения – холодно вам или жарко?», «чем пахнет воздух?», «как дышится после грозы?», «что вам хочется делать на лугу?» и так далее. То есть я стараюсь соединить образ картины с чувственным опытом детей.

 Детям очень нравиться рассматривать портреты детей разных эпох и сословий. Про них ребята с удовольствием говорят, расспрашивают об игрушках и играх, в которые они играли. Детям нравится представлять себя в их образе.

Так же детишки любят рассматривать портреты с богатой мимикой, повторять их. Это им кажется забавным. Мы с удовольствием играем в игры – кривлялки перед зеркалами, а затем каждый рисует себя таким, каким он себе больше всего понравился.

 Использую в работе и рассматривание фотографий.

Мною подмечено, что любой персонаж, выбранный ребёнком для изображения, будет похож на ребёнка, иногда внешне, иногда своим состоянием. Например, у Тимура, очень робкого мальчика, даже богатыри и разбойники выходят робкими, застенчивыми.

Помимо чувственного восприятия картин, стараюсь подвести детей и увидеть  главное и второстепенное в сюжете, способы построения композиции, способы передачи объекта формой, цветом, то есть  «читать» картину.

С удовольствием ребята рассматривают работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Мы изучаем индивидуальную форму, колористику каждого промысла, расписываем шаблоны по мотивам народного творчества, играем в игры на составление того или иного узора и нахождения промысла по фрагменту или элементу росписи.

Считаю, что развитие потенциала художественно-творческой деятельности  невозможно без овладения техническими навыками. Я знакомлю детей с тремя основными формами создания художественного образа – линией, цветом и композицией.

Цвет – это основа зрительного и эстетического восприятия. Он сопровождает человека всю его жизнь, так как тесно слит с психикой. Так при помощи цветогамм можно воздействовать на личность: лечить, возбуждать, успокаивать. Поэтому необходимо поставить цвет себе на службу.

 Особенности детского восприятия таковы, что зрительный аппарат несовершенен, но, несмотря на это малыши тонко чувствуют цвет.

В младшем возрасте я веду работу над узнаванием, называнием и соотношением цвета. «Гномики и шарики» - для гномика в синей одежде дети рисуют синий шарик, «Каждой бабочке свой цветок» выбирают бабочку и ищут цветок такого же цвета. В младшем и среднем возрасте учу рисовать от пятна (изображается пятно, потом у него появляются ножки, ручки, глаза, нос, рот – получается колобок. «Почему-то колобок не улыбается, что нет у колобка», дорисовываем рот в улыбке.

В среднем возрасте показываю способы смешивания цветов при рисовании монотипий. Дети пытаются перенести полученные знания в свои работы, смешивая другие цвета (нетрадиционное рисование).

В старшем возрасте провожу занятия на полное смешивание красок для получения новых цветов и оттенков. Играя в игры с красками «Краски поссорились» или, сочиняя сказку на тему « Как сказки в гости ходили» через экпериментальную деятельность познаем все об оттенках. Смешиваем как на палитре, так и непосредственно на рисунке. Самые первые опыты проводим в стеклянных баночках, где каждый ребёнок пытается смешать любые цвета, а, увидев, что получилось, показать остальным, рассказав, как это у него получилось. Какие цвета он смешал. В старшем возрасте  классифицируем цвета на тёплые и холодные. Провожу занятия «В гостях у Голубой и Розовой фей», коллективные работы: «Жар-птица», «Птица-метель».

При изображении натюрморта я объясняю детям, что холодные тона считаются отступающим и ими хорошо изображать фон, а тёплые - выступающими и ими рисуют главные предметы.

 Для создания пейзажа мы с детьми используем подмалёвки. Рисуем их путём вливания цвета в цвет или приёмом «а ля прима». Использование заранее приготовленного подмалёвка помогает избежать фризового построения композиции, когда небо и земля изображаются на одной линии внизу листа.

 Объясняю, что народные мастера используют определённые цвета в росписи своих изделий, и эти цвета являются визитной карточкой промысла: «Голубая гжель», «Золотая хохлома».

Цветом можно передать своё состояние, настроение, отношение к чему-либо. Мы практикуем занятия на беспредметное рисование. «Осень», «Весна», «Радость», «Моё настроение».

Цвет – это одна из основных форм самовыражения.

Другой основной формой самовыражения является линия.

Линия запечатливает неуловимые мгновения жизни, сплетаясь в разнообразные формы.

Я объясняю, что линия может быть предельно разнообразной: злая - колючая, добрая – плавная, робкая – штриховка, неровная – рваные края, элегантная, грациозная. Линию учу детей рисовать с яслей. Это и рельсы для паровозика, и заборчик, где дети учатся рисовать длинные линии. А с короткими знакомлю на занятиях: «Травка для зайчиков», «Дождик».

    Постепенно линия превращается в форму: колобок, смешарики.

  В средней группе играем в доброю линию – «Кот, свернувшийся в клубок», «Улитка», а злая линия – это «Злой кот с вздыбившейся шерстью».       Так же показываю, что линия – искусница – умет плести кружева.

         Рисование карандашами и мелками я считаю упражнением для приобретения навыков использования линии во всех формах.

Но создание художественного образа без грамотно составленной композиции, невозможно. Поэтому я учу детей создавать композицию на основе богатого опыта, который великие художники вырабатывали веками.

Я объясняю детям, что для передачи образа чего-то статичного подойдёт построение композиции в геометрической форме. Например, портрет женщины в полный рост в пышной юбке заключают в композиционный треугольник. А для панорамного сюжета, например, пейзажа, где нужно показать большой простор, используют открытый тип композиции, уходящий за пределы рамки, так дети используют, полученный ранее математический опыт.

Пробуем составлять композицию и на занятиях народно – прикладного искусства, где наиболее чётко просматриваются ритм, симметрия – составные композиции. Дети вписывают элементы росписи в геометрические фигуры, выделяя центральные и второстепенные детали. (Подносы под  Жостово, тарелки в стиле Золотой хохломы и так далее).

Предлагаю  детям на выбор  разнообразные материалы. Рисуя, они используют элементы аппликации и лепки и наоборот, во время лепки, рисуют фон и приклеивают кусочки  бумаги или природный материал, изображая полянку для ежика и др. Это вызывает у них интерес, сохраняется  эффект новизны, но в то же время дети продолжают работать над овладением техниками и материалами.

       Вношу новые материалы, чтобы вызвать детскую активность и дать толчок творческому процессу. Детям нравятся занятия на удивление.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. (Ильина А.)

  • Отпечатки ладошками, колпачками, сырым картофелем и прочим,
  • Пальцеграфия, монотипия, беспредметное рисование,
  • Кляксография, набрызги, выдувание пузырей,
  • Тычки, работа с пластилином и природным, бросовым материалом,
  • Рисование мятой бумагой, на цветной бумаге, нитками,
  • Коллаж и многое другое.

 Детям очень нравится конструировать из природного и бросового материала. Вместе, позже в совместной деятельности создается коллективное панно при помощи пластилина, макаронных изделий, всевозможных круп, вязальных ниток, бусин и прочих подручных средств. Практикую метод возвращения к ранее сделанным работам. Дети вспоминают тему, рассматривают рисунки или лепные работы, постройки из разных конструкторов, решают, что можно, а, главное, нужно изменить, закончить в своём творении. Это очень стимулирует творческий процесс. Ведь не всегда сразу можно, придумав сюжет, сделать его, так как хочется. Обязательным в занятиях является  двигательная деятельность (физминутки, музыкальные игры и этюды, двигательно-ритмичные паузы и др.), часто в процессе непосредственной образовательной деятельности использую фоновую музыку.

   

Вся непосредственная образовательная деятельность строится по принципу «от простого к сложному», от предметного рисования к сюжетному и обязательно все темы подытоживают сказочные образы. Например, дерево – пейзаж – место, где ты был с родителями - лес Бабы-Яги. Или портрет – портрет мамы – автопортрет - сюжетное рисование – иллюстрация к любимой сказке – фантазийные сюжеты.  НОД выстраиваю в блоки:

 а) обязательной привязкой ко времени года, чтобы при необходимости понаблюдать за тем или иным явлением или объектом перед его изображением в  любой из продуктивной деятельности

 б) обязательной фантазийной концовкой блока, дабы иметь представление умеет ли ребёнок переносить представления и умения, приобретённые ранее, в новую ситуацию.

   

Так же необходимым условием для развития потенциала художественно- творческой деятельности является вера ребёнка в свои силы. Стараюсь, чтобы каждый ребёнок был уверен, что его труд будет достойно отмечен и оценен. Вместе с детьми  находим в  каждой работе  что-нибудь интересное, изюминку в творчестве ребят.

Ребёнок ребёнку рознь. Некоторых детей необходимо хвалить за каждую удачную художественную находку, за достижение, пусть совсем маленькое, другим говорить «У тебя получилось очень хорошо, как ты думаешь, если бы ты взял еще и пластилин, получилось бы лучше или хуже?» Третьим необходимо давать полную свободу и не вмешиваться, не отвлекать.

То есть ко всем детям осуществляю индивидуальный подход.

Очень важно понимать ребёнка. Ведь ребёнок точно так же, как и взрослый, имеет свой характер и темперамент. У него так же может быть плохое настроение и опускаться руки, или наоборот, происходит «зашкаливание» энергии, сокрушая всё на своём пути. Один ребёнок силён в лепке, но слаб в рисовании. Другой обожает рисовать карандашами, а работа красками его пугает. У кого-то изображение портрета вызывает бурю положительных эмоций. А кто-то любит рисовать пейзажи. Точно так же и художники имеют направление в искусстве пейзажа, портрета или натюрморта.

Я придерживаюсь такого правила:

  • Не требовать от ребенка, чтобы тот был вундеркиндом;
  • Развивать в ребёнке те таланты, которые в нём заложены природой.

То есть  учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

    И, вообще, мы так мало слышим похвалы в свой адрес, а соответственно мало хвалим детей.

     Часто вспоминаются слова Джона Рёскина: «Если человек заслуживает похвалы, старайтесь не отказать ему в ней, иначе вы не только рискуете отклонить его от надлежащего пути, лишая его поддержки и одобрения, в котором он нуждается, но и сами лишитесь лучшего преимущества – воздать человеку должное за его труд».

       Таким образом, на рост и развитие потенциала художественно- творческой деятельности влияют и способствуют достижению результата такие виды деятельности как познавательная, игровая, трудовая, продуктивная, коммуникативная, двигательная и музыкальная.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Опыт работы с указанием проводимых совместных проектов....

Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал представляет собой сообщение для воспитателей компенсирующих групп детского сада для детей с различными отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость легкой с...

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

МАСТЕР-КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРИИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ «ЧУДО-ТРАФАРЕТЫ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаю вам сценарий мастер-класса  для начинающих педагогов.   [ Скачать мастер -класс с сервера (326.9Kb) ] Оставьте пожалуйста свой комментарий. Спасибо...

Развитие самостоятельности в художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов по организации самостоятельной деятельности в творческих центрах ДОУ. Упражнения, дидиктические игры, задания на развитие памяти, воображенеия, мышления, цветовосприятия. Ху...

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...