Система «тематических путешествий», направленных на эмоциональное развитие дошкольников, способствующих коррекции коммуникативных способностей.
план-конспект занятия на тему

Кашковская Маргарита Владимировна

Предлагаемая «система встреч» позволяет ребёнку легче адаптироваться в группе детей, создаёт безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах. Известно, что наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая система занятий строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. 

Цикл рассчитан на детей 4-6 лет и состоит из 9 тематических встреч, которые проводятся в период адаптации, а также могут быть использованы, как система коррекции коммуникативных способностей. Форма проведения – мини-тренинги, продолжительность 25-30 минут. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_tematicheskih_puteshestviy.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Система «тематических путешествий», направленных

на эмоциональное развитие дошкольников,

способствующих коррекции коммуникативных способностей.

        

Известно, что развитие ребёнка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции являются «индикатором» состояния ребёнка и значительно влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Особенно трудным для ребёнка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения, например, ребёнок начинает ходить в детский сад или приходит в учреждение после летнего отдыха. Особенно это касается детей логопедических групп с общим недоразвитие речи. Дети этой категории отличаются неустойчивой эмоциональной сферой, труднее осваиваются в новой обстановке. Смена окружения может сопровождаться у детей повышением тревожности, нежелание общаться с окружающими, снижением активности, невозможностью выразить своё мнение и отстоять свои права.

Предлагаемая «система встреч» позволяет ребёнку легче адаптироваться в группе детей, создаёт безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах. Известно, что наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая система занятий строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

На занятиях используются упражнения на релаксацию – мышечную и эмоциональную раскованность как важное условие становления естественных и правильных телодвижений. Дети чувствуют, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Применяются упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы. Это упражнения на развитие пластики, гибкости, снижающие мышечные зажимы, дающие ребёнку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.

Цикл рассчитан на детей 4-6 лет и состоит из 9 занятий, которые проводятся в период адаптации, а также могут быть использованы, как система коррекции коммуникативных способностей. Форма проведения – мини-тренинги, продолжительность 25-30 минут.

Основная цель встреч – создать условия для психологического  и личностного роста ребёнка и тем самым помочь ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

  1. Формировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
  2. Развивать навыки социального поведения.
  3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
  4. Формировать позитивное отношение к своему «Я».
  5. Развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию.
  6. Учить ребёнка выражать своё отношение к другим людям разными способами.
  7. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

Занятие № 1. «Путешествие по летнему лесу»

Основные задачи:

  • отработка коммуникативных навыков;
  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений;
  • развитие эмоционально-выразительных движений;
  • развитие психических процессов.    

Оборудование:

  • свечка в безопасном подсвечнике;
  • магнитофон, аудиозапись – «шум леса»;
  • спокойная расслабляющая музыка.

  1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • сплочение группы, раскрепощение участников;
  • установление межличностного доверия;
  • развитие интереса к партнерам по общению;
  • снижение импульсивности, агрессивности;
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

  • Мы отправляемся в путешествие. Вспомните, как хорошо летом в лесу. Закройте глазки и представьте себе  лес. Вокруг шелестят листочки, на деревьях поют птицы, порхают бабочки. Шелестит зеленая травка под ногами. А теперь откройте глазки – мы с вами очутились в лесу. Как замечательно в лесу летом.
  • Игра «ЭХО» (занятие № 4).

2. Коррекционный этап

Задачи:

  • формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
  • развитие внимания и воображения;
  • укрепление чувства единства;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

А сейчас самое время погулять по лесу. Только наше путешествие будет необычное – с различными препятствиями. Итак – в путь! Идем по дорожке, смотрите здесь растут красивые цветы, идите осторожно, не наступите на них. Ой, а здесь недавно был дождь – смотрите, какие лужи, их надо обойти – одна, вторая, третья. На нашем пути ручеек, перейдем через него по мостику, идите аккуратно, не замочите ноги. Посмотрите, на дороге грязь, ее надо обойти. Все равно испачкались, вытрем ноги об траву. Посмотрите, на какую красивую поляну мы вышли.

 Подставьте ладошки к небу. Вы ничего не чувствуете? Правильно, дождь начинается, Мы все – это дождь. Он может быть веселым с солнышком (покажите), страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и опять веселым.

Слышите? Правильно, совсем немножко осталось дойти. А вот и ручей. Послушайте, как красиво он журчит. Давайте здесь поиграем в игру «Узнай по голосу».

  1. Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.

Упражнения:

После такого веселого дождя появляются самые красивые цветы. В какие цветы вы хотите превратиться? Мы сначала будем маленькими семечками (сложитесь в комочек на полу, уберите голову, закройте ее ручками). Солнышко очень бережно относиться к семенам – ухаживает, согревает (погладить каждого ребенка по голове и телу). Семечко начинает медленно расти. У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент и бутоны лопаются, росток прекращается в прекрасный, сильный цветок. Цветок любуется собой, улыбается цветам – соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками. Вы все были замечательными цветами.

Солнышко пригревает, нам приятно. Давайте сядем на травку, всем тепла. Солнечный зайчик заглянул вам в глазки. Закройте их. Он побежал дольше по лицу, нежно погладьте его своими ладонями – на лбу, на носике, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживаете аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот. Солнечный зайчик не озорник – он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Согрел вас солнечный зайчик?

4.    Заключительный этап

Задача:

  • получение обратной связи.

Ребята, мы долго гуляли, много видели. Нас уже ждут в детском саду. Пора отправляться домой. Закрываете глазки. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. Где мы сегодня побывали? А что мы делали в лесу? Чем занимались? А что вам больше всего понравилось? В группе нарисуйте мне пожалуйста наше путешествие. До свидания.

Занятие № 2. «Прогулка на луг»

Основные задачи:

  • повышение у детей уверенности в себе;
  • развитие координации движения детей;
  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • снижение психоэмоционально напряжения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений.    

Оборудование:

  • мяч;
  • магнитофон, аудиозапись – «пение птиц»;
  • спокойная расслабляющая музыка.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • сплочение группы, раскрепощение участников;
  • установление межличностного доверия;
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

Ребята, мы сегодня совершим путешествие на летнюю лужайку. Закройте глазки, представьте большое поле, покрытое зеленой мягкой травкой, повсюду летают бабочки, садятся на красивые цветы. Раз, два, три – откройте глазки – вот мы и на месте.

Посмотрите, как красиво на лугу! Пройдите, полюбуйтесь. Осторожно присядьте – какая красивая бабочка! Вот бабочка села к вам на ладошку, рассмотрите ее. А теперь она прилетела к вам на щечку, только осторожно, ласково, чтобы не спугнуть, а теперь другую щечку – они становятся теплые, вам приятно, вот бабочка вспорхнула и оказалась на лбу – погладьте лобик – нежно, ласково. Также погладьте свои ручки, ножки. Как приятно – все тело наполнено теплом.

  1. Коррекционный этап

Задачи:

  • развитие внимания и воображения;
  • укрепление чувства единства;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

Луг большой, Бегаем по нему, резвимся. Вокруг растет много красивых

цветов. Сорвите одуванчик. Дуньте на него так сильно, чтобы не одного

парашютика не осталось.                .

А теперь мы все с вами превратились в одуванчики.  Дует тихий, нежный ветерок – раскачиваемся плавно, нам приятно, хорошо, но вот налетает сильный холодный ветер – наклоняемся из стороны в сторону. Вот и налетел ураган. Наклоняемся еще сильнее. Ветер стих – стало очень жарко, листики опустились, цветочек поник, но не долго жарило солнышко, пошел мелкий грибной дождик – воспрял одуванчик, тянет свои листочки вверх.

А теперь поднимите ноги, постарайтесь оторвать их от травы, подержите, опустите вниз (повторить 3-4 раза). Еще поднимите руки к солнышку – держите, опустите вниз (повторить 3-4 раза).

Так и хочется поиграть всем вместе. У меня есть игра, она называется: «Слушай хлопки». Если я хлопну один раз, то вы все превращаетесь в стрекоз (руки в стороны), если я хлопну два раза – вы все кузнечики (присесть на корточки), если три раза – птицы («летаем по кругу», «машем крыльями»).

А еще я знаю игру «Скажи ласково». Смотрите сколько вокруг красивых цветов. Какие: назовите (колокольчик, василек, ромашка, лютик…). Я вам буду кидать мяч, а вы меняйте название цветка так, чтобы  получилось ласковое слово.

ИТАК: Мячик маленький поймай,

              Да словечком приласкай.

  1. Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.

Упражнения:

Ребята, пока мы гуляли по лугу, я набрала много семечек от цветов. Сейчас я их подброшу, и они разлетятся по всей поляне. Вы находите семечки и ложитесь отдыхать рядом с ними. Нам нужно набраться сил после длительного путешествия. Проводится релаксация «Волшебный сон».

  1. Заключительный этап

Задачи:

  • получение обратной связи.

Ребята, мы долго гуляли, много видели. Нас уже ждут в детском саду. Пора отправляться домой. Закрываете глазки. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. Где мы сегодня побывали? А что мы делали на луге? Чем занимались? А что вам больше всего понравилось? До свидания.

Занятие № 3. «В деревне летом»

Основные задачи:

  • повышение у детей уверенности в себе;
  • развитие координации движения детей;
  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • снижение психоэмоционально напряжения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений.    

Оборудование:

  • мяч;
  • магнитофон, аудиозапись – «звуки домашних животных»;
  • спокойная расслабляющая музыка.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • сплочение группы, раскрепощение участников;
  • установление межличностного доверия;
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

Ребята, вы все наверное летом  ездили в деревню к своим бабушкам и дедушкам. Сегодня мы побываем в деревне. Закройте г лаза, представьте большой двухэтажный дом, вокруг него ходят домашние птицы – куры, гуси, петух. Рядом растут овощи на грядках. Где-то, совсем близко, промычала корова. Раз, два, три – открывайте глаза – вот мы и прибыли.

Раннее утро. Давайте поприветствуем друг друга приятными, добрыми словами. Я обращусь к Ване и скажу: «Я рада тебя видеть». А Ваня то же самое скажет Кате и улыбнется. И так дальше наше приветствие отправиться к другим детям.

  1. Коррекционный этап

Задачи:

  • развитие внимания и воображения;
  • укрепление чувства единства;
  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

Ребята, каких домашних животных и птиц вы знаете? Замечательно, теперь вы все обитатели домашнего двора. Ранее утро. Вот важно и гордо, подняв голову, прохаживаются по двору, заложив крылья за спину, петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку». А  на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу»! Неуклюже и смешно, переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в лужу на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю»? Стоя спит, опустив голову лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го»! Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись. С добрым утром!

Молодцы ребята, очень хорошо вы справились с заданием.

Кто скажет, какие овощи растут у бабушки на грядке? Молодцы. Много назвали. А сейчас я буду готовить винегрет, а вы будете моими овощами (каждый ребенок придумывает, кем он будет). Я выкрикиваю какой-нибудь из овощей, узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. В результате получится вкусное,  красивое блюдо – просто объедение.

В огороде мы побывали, а сейчас отправимся в плодовый сад. Как много здесь деревьев – яблони, груши, а вот и слива. Подойдите сюда, давайте потанцуем возле нее.

Мы танцуем возле сливы (3 р.) – солнечным летним днем,

Так мы кружимся на месте (3 р.)  – солнечным летним днем,

Так мы топаем ногами (3 р.) – солнечным летним днем,

Так мы хлопаем руками (3 р.) – солнечным летним днем.

(повторяем три раза под музыку)

  1. Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.

Упражнения:

 

Посмотрите, по травке ходит котёнок, а теперь представьте, что у каждого из вас в руках маленькое беспомощное существо. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них котика, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдавая ему доброту вашего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и посмотрите, как он радостно побежал к своей маме – кошке. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще придет к нам в гости.

  1. Заключительный этап

Задачи:

  • получение обратной связи.

Ребята, мы долго гуляли, много видели. Нас уже ждут в детском саду. Пора отправляться домой. Закрываете глазки. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. Где мы сегодня побывали? А что мы делали в лесу? Чем занимались? А что вам больше всего понравилось? До свидания.

Занятие № 4. «Путешествие по летнему лесу»

Основные задачи:

  • развитие психических процессов;
  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • отработка коммуникативных навыков;
  • снижение психоэмоционально напряжения, тревожности, агрессивных проявлений;
  • развитие эмоционально-выразительных движений.    

Оборудование:

  • мяч;
  • магнитофон, аудиозапись – «шум леса»;
  • спокойная расслабляющая музыка.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • сплочение группы, раскрепощение участников;
  • установление межличностного доверия;
  • развитие интереса к партнерам по общению;
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

Ребята вспомните, в какие путешествия мы отправлялись? (деревня, лес, луг). А давайте еще раз побываем в лесу.

В лесу самое главное не заблудиться. Поэтому нам надо уметь находить друг друга, и в этом нам поможет игра «Эхо». Садитесь на ковер. Сейчас я назову свое имя и прохлопаю его. Вот так. Вы все вместе «Эхо» повторите за мной мое имя – только надо говорить всем вместе. Затем Ира прохлопает свое имя, а мы ей поможем. Теперь я точно уверена, что никто из вас не заблудится в лесу. Поэтому можно отправляться в путь.

Закройте глазки и представьте себе лес. Вокруг шелестят листочки, на деревьях поют птицы, порхают бабочки. Шелестит зеленая травка под ногами. А теперь откройте глазки. Мы с вами очутились в лесу. Как замечательно в лесу!

2. Коррекционный этап

Задачи:

  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие внимания и воображения;
  • укрепление чувства единства;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

Ребята, мы будем идти по дорожке и играть. По команде «тропинка» - вы кладете руки на плечи впередистоящих ребят, приседаете и наклоняете головы вниз, услышав команду «Копна» - соединяете руки в центре своего крега, услышав команду «Кочки» - приседаете, обхватив руками голову.

В нашем путешествии нам очень пригодится мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто где живет?» Я буду кидать мяч и задавать вам вопросы.

Итак: Кто в берлоге? Кто в норе?

           Назови-ка поскорей!

(Кто живет в дупле? Кто живет в гнезде? Кто живет в будке? Кто живет в логове? В улье? И т.д.)

3.   Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.

Упражнения:

Удобно ложитесь. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.

Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он бабочка, что у него красивые и большие крылья.

Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.

Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат … и откройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях.

4.Заключительный этап

Задачи:

  • получение обратной связи.

Вам понравилась наша прогулка? А что было самое интересное? Нам надо возвращаться. Нас ждут в детском саду. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. До свидания.

Занятие № 5. «Путешествие на берег моря»

Основные задачи:

  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • развитие координации движений;
  • повышение у детей уверенности в себе;
  • снижение психоэмоционально напряжения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений.    

Оборудование:

  • магнитофон, аудиозапись – «шум моря»;
  • спокойная расслабляющая музыка.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • раскрепощение участников;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

Мы сегодня с вами отправляемся на берег моря. Закройте глазки. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного моря. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Раз, два, три – открывайте глаза. Как  здесь красиво.

2. Коррекционный этап

Задачи:

  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие внимания и воображения;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

Волны подбегают, отбегают назад, вода соленая. Потрогайте воду. Какая она? Слышите, как поют удивительные птицы – чайки? Сейчас мы отдохнем, расслабимся. Сядьте поудобнее. Волна накатилась на берег. Закройте глазки. Морская пена дотрагивается до щечки, до лба, до грудки, ласкает наше тело. Ложитесь на теплый песочек и отдыхайте. Пусть морская волна гладит пяточки, прикасается к вашим спинам.

Мы лежим на берегу и снится всем вам удивительный сон. Поднялась морская волна, выходит морская царица. Я пришла к вам в гости и хочу вас взять с собой. Я специально нарядилась – надела самое красивое украшение, чтобы вам понравиться. Приготовьтесь – начинается  «Вводный карнавал».   Девочки   превращаются   в    морских русалочек, мальчики – в морских коньков (воображаемые предметы). Звучит плавная музыка – морские обитатели начинают двигаться. Морская царица хвалит особо понравившихся ей танцоров.

А сейчас все ложитесь на дно, делайте специальные упражнения: руки поднимите – опустите, сядьте, поднимите две ноги – подержали, опустили; легли на живот – прогнулись вверх – расслабились; сели – потянули шею вверх – опустили. (Все упражнения делаются по 3 раза).

Молодцы! А теперь вы готовы к игре, которая называется «Морская фигура на месте замри». Вы можете превращаться в морских рыбок, звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков.

Посмотрите, как разыгрались волны, они хотят с нами поиграть, постройте в одну линию, разобьемся на первый, второй. Я буду вами дирижировать. Если я подниму руку – присядут первые номера, если опущу – вторые. Все вы будете спокойным морем – руки на уровне груди.

3.   Релаксационный этап

Хватайтесь за мою морскую раковину и мы выплываем на теплый песок. Ложитесь на него – руки и ноги раскиньте, закрывайте глаза. Вы засыпаете «Волшебным сном».

4.Заключительный этап

Задачи:

  • получение обратной связи.

Ребята, мы погуляли, много увидели. Нас уже ждут в детском саду. Пора отправляться домой. Закрываете глазки. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. Где мы сегодня побывали? Чем занимались? А что вам больше всего понравилось? До скорой встречи.

Занятие № 6. «Краски осени»

Основные задачи:

  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • развитие координации движений;
  • повышение у детей уверенности в себе;
  • снижение психоэмоционально напряжения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений.    

Оборудование:

  • магнитофон, аудиозапись – «шум леса»;
  • спокойная расслабляющая музыка.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • раскрепощение участников;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

Ребята, хотите отправиться в лес? Правильно, мы уже были с вами в лесу. Вспомните, какое время года мы с вами наблюдали? (лето)

Сегодня мы в гостях у осени. Закройте глазки. Представьте вокруг вас разноцветные деревья. Да, это осень их превратила в такую красоту. Мы видим и желтые, и зеленые, и красные листья. Они шуршат, качаются из стороны в сторону, как приглашая нас с вами в путешествие. Давайте и мы превратимся в разноцветные листочки. Я считаю: «Раз, два, три», вот мы и листочки. Откройте глазки – мы в осеннем лесу. Живут наши листочки на могучем дереве. Вот какое могучее дерево!

2. Коррекционный этап

Задачи:

  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие внимания и воображения;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

Осеннее солнышко пригревает, листочкам очень приятно. Но вдруг подул сильный ветер, и все листочки зазвенели песенку:

Дует, дует ветер,

Дует, задувает

Желтые листочки

С дерева срывает и …

От сильного ветра листочки один за другим стали падать на землю.

Падают листики на землю плавно, неслышно. Легли на землю и отдыхают. А ветер тут как тут, опять подхватил листочки и подгоняет их, подгоняет.  Листочки опять зазвенели свою песенку:

И летят листочки

Кружат по дорожке

Падают листочки

Прямо к нам под ножки.

Наши листики шуршат от ветра. Продолжают петь песенку: Мы листочки осенние, на деревьях висели. Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели. Снова ветер пробежал и листочки все поднял. Закружились, полетели и на землю тихо сели (дети повторяют песенку 2 раза и имитируют движение листочков по желанию). Мне очень понравилось. Как красиво двигался Наташин листочек, Колин, Дашин… Молодцы!

Мы все вместе идем по тропинке. Посмотрите, ежик заторопился по дорожке – несет в норку запасы, а вот и белочка скачет с ветки на ветку – тоже не хочет голодать зимой лютой, снежной. А вы ходили за грибами? А какие вы грибы собирали в корзинку? (белые, лисички, опята, сыроежки). А теперь представьте, что вы грибочки. Вот грибочки в траву спрятались, вставать им не хочется, тесно прижались друг к другу (дети выполняют движения в соответствии со словами педагога). Но вот первый луч солнца упал на землю, и грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли голову, посмотрели на солнышко, показали друг другу свои красивые шляпки, порадовались солнышку. Показали друг другу ручки, подняли их вверх, погрели на солнышке. Но вот туча набежала, дождик закапал. Убрали свои ручки грибочки, спрятали под шляпку и стоят прямо, чтобы их дождик не намочил. Но вот кончился дождик, выглянуло солнышко. Радуются грибочки, прячутся в траве, чтобы их никто не нашел. Вот и день прошел. Пора спать. Закрыли глазки, прижались друг к другу и заснули.

Очень хорошо получилось. Я видела боровика, подосиновика, даже подберезовика заметила. Если бы можно было, набрала бы целую корзину, принесла домой.

3.Заключительный этап

Задачи:

  • получение обратной связи.

Ребята, мы погуляли, много увидели. Нас уже ждут в детском саду. Пора отправляться домой. Закрываете глазки. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. Где мы сегодня побывали? Чем занимались? А что вам больше всего понравилось? До скорой встречи.

Занятие № 7. «Зимние забавы»

Основные задачи:

  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • развитие координации движений;
  • повышение у детей уверенности в себе;
  • снижение психоэмоционально напряжения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений.    

Оборудование:

  • мяч;
  • магнитофон, аудиозапись;
  • спокойная расслабляющая музыка.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • установление межличностного доверия;
  • развитие интересов к партнерам по общению;
  • сплочение группы, раскрепощение участников;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

 Ребята, хотите отправиться на снежную полянку? Тогда закройте глазки и я вас превращу в снежинок, которые очутились на снежном облаке. Оно такое легкое, мягкое, пушистое, белое-белое. Раз, два, три – глаза откройте.

Давайте все вместе поиграем. Садитесь на волшебные льдинки. Я кидаю мяч и задаю вопрос, а вы ловите и говорите ответ.

Итак: Человек легко находит

           Что в природе происходит

(Солнце что делает? Птицы что делают? Мороз что делает? Снег что делает?)

2. Коррекционный этап

Задачи:

  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие внимания и воображения;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

Вот мы и на снежном облаке. Но вдруг от тяжести облако не выдержало и раскрыло свои двери, и все снежинки закружились в воздухе. Ни все такие красивые, легкие, пушистые. Упали на землю и стали танцевать танец снежинок:

Тихо падают снежинки.

Легкий ветер гонит их.

То построит хороводы.

То как в вальсе закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются, собрались в комок пушистый.

На ветру качаются, лишь земли коснулась вата

И снежинки разлетелись, по замерзшему асфальту

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки, поворачивают спинки.

Веселятся и резвятся, радуясь зиме.

(стихотворение сопровождается нежной, плавной музыкой)

Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались кто куда, все в разные стороны. Ветер успокоился и все снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сугробы. Уснули. Молодцы! Каждый постарался и превратился в снежинку.

Мы продолжим наше путешествие. Смотрите  впереди дорога – она ледяная, поэтому нам надо идти осторожно, чтобы не упасть. Молодцы, все справились. Смотрите, какой хороший, мягкий снежок – давайте прокатимся по нему на лыжах, помогайте себе палками, лучше отталкивайтесь. Хорошо, теперь снимите лыжи и оденьте коньки. Здорово поездить – вперед, назад, быстро, медленно. Вы настоящие фигуристы. Снега вокруг много, можно поиграть в снежки (звучит музыка Г. Струве «Веселая горка») – все вместе нагнемся, возьмем руками снег, распрямимся и бросим резко свой снежок.

3.   Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.

Упражнения:

Я смотрю вы очень устали. Давайте отдохнем. Закройте глазки – представьте солнечного зайчика, он заглянул вам в лицо, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, шею, животик, руки, ноги. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

4.Заключительный этап

Задачи:

  • получение обратной связи.

Ребята, мы погуляли, много увидели. Нас уже ждут в детском саду. Пора отправляться домой. Закрываете глазки. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. Где мы сегодня побывали? А что мы делали? Чем занимались? А что вам больше всего понравилось? До скорой встречи.

Занятие № 8. «Зимняя прогулка»

Основные задачи:

  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • отработка коммуникативных навыков;
  • снижение психоэмоционально напряжения, агрессивных проявлений;
  • развитие психических процессов;
  • развитие эмоционально-выразительных движений.    

Оборудование:

  • мяч;
  • магнитофон, аудиозапись – «голоса животных»;

1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • установление межличностного доверия;
  • развитие интересов к партнерам по общению;
  • сплочение группы, раскрепощение участников;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

 Ребята, мы сегодня пойдем на улицу. Что надо сделать, чтобы пойти гулять? (одеться). А что мы будем одевать? За окном зима. Давайте оденем брюки (имитируем натягивание брюк), свитер, шапку, куртку, сапоги. Закройте глазки, я считаю до трех – раз, два, три – вот мы на улице.

2. Коррекционный этап

Задачи:

  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие внимания и воображения;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

Ребята, посмотрите, кошка побежала. Видите? Давайте мы с вами превратимся в больших кошек и котов.

Покажите мне, как двигается взрослая кошка. Правильно, надо двигаться осторожно, плавно, мягко.

А теперь вы все на охоте. Вам надо поймать мышь! Соберитесь в комочек (руки и ноги прижать к телу, прижаться к полу, по необходимости проделать упражнение вместе с детьми).

Теперь вам грозит опасность. Надо убежать, легко преодолевая препятствия, ни на кого не натыкаясь. Кто хочет первым проделать это упражнение? Давай, Ира, попробуй. Молодец, очень хорошо, движения плавные, грациозные.

Вы бегали, устали, захотела кошка отдохнуть, а на ее месте лежит незнакомый кот – кошка рассердилась, выгнула тело. Давайте все вместе сделаем это упражнение. На ваших лицах недовольство, негодование, что позволяют себе этот кот. Ужас!

Котята любят играть с клубочком. А мы с вами поиграем? Садитесь в круг. Я обматываю нить вокруг пальца и задаю вопрос тому, кто сидит рядом. Могут быть разные вопросы, например – Как тебя зовут? Что ты любишь? Чего ты боишься? Кидаю клубок, Катя ловит и обматывает вокруг пальца – как я и отвечает на вопрос, а затем задает вопрос следующему участнику. В конце клубочек возвращается ко мне.

Пришла пора порезвиться. Вставайте в круг. Ваня, ты мышка – оставайся за кругом. Ты идешь и приговариваешь: «Мышка, мышка, … кот». Тот, около кого Ваня остановится будет котом (около Миши). Вы разбегаетесь в разные стороны по кругу. Ваша задача – быстрее занять освободившееся место, но в момент встречи вы должны взяться за руки, улыбнуться и сказать хором: «Здравствуй мышка! Здравствуй кот!» - а затем снова бежать.

Сейчас представьте себя маленькими беспомощными котятами с закрытыми глазами. Постепенно котенок открывает один глаз, потом другой, осматривается, медленно встает на лапки, улыбается другим котятам, прислушивается и принюхивается. Вверху на дереве сидит его мама и зовет котенка к себе. Он поднимается на задние лапки, передние выставляет вперед, вытягивает коготки, лапками цепляется за ствол, поднимается все выше и выше, тянется на цыпочках. Чем выше котенок забирается, тем он делается  уверенным в себе, он окреп и вырос! (последнее предложение произносится звучно, бодро, дети должны почувствовать поддержку со стороны взрослого).

 

3.   Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.

Упражнения:

Котята набегались, устали. Ложитесь на спину, руки и ноги свободно вытяните, глаза закройте.

«Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему сниться волшебный сон: голубое небо – яркое солнце – прозрачная вода – серебристые рыбки – родные лица – друзья – знакомые животные – мама говорит ласковые слова – свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается».

4.Заключительный этап

Задачи:

  • получение обратной связи.

Ребята, мы долго гуляли, много видели. Нас уже ждут в детском саду. Пора отправляться домой. Закрываете глазки. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. Где мы сегодня побывали? А что мы делали на улице? Чем занимались? А что вам больше всего понравилось? До свидания.

Занятие № 9. «Зимний  лес»

Основные задачи:

  • отработка коммуникативных навыков;
  • коррекция эмоционального поведения детей;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений;
  • развитие эмоционально-выразительных движений;
  • развитие психических процессов.    

Оборудование:

  • магнитофон, аудиозапись – «шум леса»;

  1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • установление межличностного доверия;
  • развитие интереса к партнерам по общению;
  • снижение импульсивности, агрессивности;
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие воображения.

Игры и упражнения:

Сегодня мы путешественники. На чем можно ездить? (на автобусе, на машине, на самолете, на поезде). Мы сейчас покатаемся на поезде. Кто хочет начать игру? Миша выходи ко мне, ты будешь паровозом, иди по кругу, хлопай в ладоши и проговаривай свое имя. Пройдя круг, ты выберешь кого-нибудь из своих друзей, и он будет паровозом, встанет перед тобой. Наш поезд будет расти и в конце игры станет очень длинным. Самое главное вагончики должны крепко держаться друг за друга, чтобы поезд не сломался.

Садитесь на стулья закрывайте глазки. Представьте себе деревья. Они все в снегу. Шапки снега лежат на ветках, на верхушке дерева. Повсюду, как покрывало, лежит мягкий пушистый снег. Раз, два, три – откройте глаза.

2. Коррекционный этап

Задачи:

  • формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
  • развитие внимания и воображения;
  • укрепление чувства единства;
  • развитие координации движений.

Игры и упражнения:

Вы сейчас будете слушать мои слова и выполнять движения. (Дети должны встать парами: один спиной протягивает руки назад, другой ребенок берет его руки).

Наши дети в санки сели

Громко песенку запели,

Покатились далеко,

Не догонит их никто.

За веревочку возьмитесь

И помчитесь с горки вниз.

Вдруг салазки на бок хлоп! –

Все попадали в сугроб.

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

Все попадали в сугроб.

Ну, вставай, вставай дружок,

И отряхивай снежок.

Снова в саночки садись

С горки весело катись.

(Игра повторяется 2 раза).

Вставайте в круг, поиграем с мячом. Итак – Кто в берлоге? Кто в норе?

Назови-ка поскорей!

(Кто живет в дупле? Кто живет в скворечнике? Кто живет в гнезде? Кто живет в норе? В логове? В берлоге?)

Мы вспомнили многих зверей. Молодцы. А сейчас слушайте мои команды. Если я скажу «Лиса» - вы становитесь хитрыми лисятами; если я скажу «Медведь» - становитесь неторопливыми медвежатами; скажу «Заяц» - ловко прыгаете.

 

3.Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.

Упражнения:

Я смотрю вы очень устали. Давайте отдохнем. Садитесь на стульчики. Проводится упражнение «Солнечный зайчик» (Занятие № 4).

4.Заключительный этап

Задача:

  • получение обратной связи.

Ребята, мы долго гуляли, много видели. Нас уже ждут в детском саду. Пора отправляться домой. Закрываете глазки. Я считаю до трех – раз, два, три – вот мы и вернулись обратно. Где мы сегодня побывали? А что мы делали в лесу? Чем занимались? А что вам больше всего понравилось? В группе нарисуйте мне пожалуйста наше путешествие. До скорой встречи.

Литература.

Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002.

Кряжева Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь. Ярославль: Академия развития, 2000.

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 1999.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: ГНОМ и Д, 2000.

Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., «ГНОМ и Д», 2004.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, Владос, 1995.

Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.

Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель  МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул  Организация театрализованной...

Статья: "Коррекция коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста при помощи изотерапии"

Способность общаться это дар или то, чему можно начиться? Коммуникативные способности в психологии определяются как(цит. по:Клюева Н.В. 1977) индивидуально-психологические особенности личности, о...

Презентация к родительскому собранию: Особенности эмоционального развития детей и коррекция его неблагоприятных вариантов.

Тема эта очень актуальна в последнее время, поскольку отмечается увеличение числа детей с нарушениями в эмоционально-личностном развитии: у многих повышен уровень тревожности, занижена самооценка, у к...

Конспект родительского собрания: Особенности эмоционального развития детей и коррекция его неблагоприятных вариантов.

Тема эта очень актуальна в последнее время, поскольку отмечается увеличение числа детей с нарушениями в эмоционально-личностном развитии: у многих повышен уровень тревожности, занижена самооценка, у к...

«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»

Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...

Консультация для педагоговна Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.».

Консультация для педагогов на Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.». Личност...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО,ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Личностно-ориентированный подход в воспитании...