правовое воспитание
статья на тему
Предварительный просмотр:
Васильева И.В. воспитатель группы №7 МБДОУ №57
Правовое воспитание.
Предупреждение нарушений прав ребенка в семье - одно из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей. Работа по правовому просвещению проводится с опорой на нормативные правовые документы.
Международные:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Федеральные:
- Конституция Р
- Закон РФ от 10.06.92 г. № 3266-1 «Об образовании»;
- Гражданский кодекс РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Типовое положение о ДОУ.
Локальные:
- Устав детского сада;
- Договор ДОУ с родителями.
Основная цель работы - правовое просвещение родителей группы. В результате проведенного в группе исследования выявлено, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связанны с применением унижающих достоинство ребенка (70%) и наносящих ему психический и физический ущерб наказаний, в том числе и телесных (20%).
Исследования юридической грамотности родителей группы показали, что у большинства низкий уровень правовой (56%) и психолого-педагогической культуры (38%).
В Связи с этим поставлен ряд задач по работе с родителями:
- повысить уровень правовой культуры родителей;
- совместно с родителями изучить основные положения Конвенции ООН о правах ребенка и нормативные правовые акты РФ;
- повысить родительскую компетентность и юридическую грамотность по проблеме защиты прав ребенка;
- вести профилактику нарушения прав ребенка в асоциальных семьях совместно с психологом ДОУ;
- сформировать индивидуальную родительскую позицию, стиль воспитания гуманных взаимоотношений с детьми;
- создать положительный образ ребенка в глазах родителей;
проводить системную работу по коррекции детско- родительских отношений.
Формы просвещения родителей:
- наглядная агитация;
- памятка для родителей о стиле общения с ребенком;
- оформление тематического родительского уголка «Права ребенка»;
- сочинения родителей на тему «Мой ребенок самый-самый....»;
- оформление фотоальбомов «Моя семья», «Наша группа», «Наши милые мамы», «Папы- защитники Отечества»;
- альбомы «Ваши права», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Герб семьи», «Визитная карточка семьи»; -консультации «Родительская любовь», «Игровой уголок ребенка дома», «Мама и папа - гаранты прав ребенка», «Эмоции родителей и детей»;
- индивидуальные беседы: «Какие права и обязанности есть у ребенка в детском саду?», «Взаимоотношения ребенка со взрослыми в семье и в детском саду», «Как научить ребенка уважать родителей?», «Эмоциональные особенности ребенка»;
- семинары-практикумы: «Права и обязанности детей и взрослых», «Как обойтись без унижающих наказаний»;
- совместная деятельность детей и родителей через проекты: «Мой дом», «Моя семья», «Любимая игрушка»;
- защита проектов детьми на занятиях, собраниях;
- создание видеотеки, детских портфолио;
- составление библиотеки для родителей, в которой собраны нормативные акты по защите прав ребенка в РФ, психологопедагогическая литература.
- Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.
- Выявление родителей, нарушающих права своих детей ( психологическое и физическое насилие).
- Диагностика особенностей воспитания и отношений между родителями в семьях, где нарушены права ребенка. (Методика измерения родительских установок и реакций РАЛУ.)
Новой формой педагогического взаимодействия с семьей стала проектная технология. Итогом работы по защите прав ребенка стали родительские собрания.
Родительское собрание - школа педагогических знаний. Умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей. При неформальном творческом подходе к родительскому собранию родители становятся единомышленниками и помогают сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.
Родительское собрание - коллегиальный орган общественного самоуправления учреждения, действующий в целях развития и совершенствования воспитательного и образовательного процессов, взаимодействия родительской общественности и учреждения.
Виды родительских собраний: организационные, установочные, консультативные, информационнопросветительские, тематические, совместные, собрания- практикумы, собрания-диспуты, отчетные (итоговые). Этапы подготовки к родительскому собранию:
1.Ознакомительный (оценка ситуации, сбор информации по проблеме) банкетирование «Хороший ли вы родитель?»,
«Наказание и поощрение детей в семье»; тестирование «Детей воспитывают родители, а родителей?».
- Просветительский (основной): оказание психологопедагогической, юридической помощи в семьях с нарушением прав ребенка.
- Коррекционный: решение проблемных ситуаций,
повышение социальной компетентности родителей. Алгоритм проведения собрания.
1 .Проблемная постановка вопроса (ознакомление родителей с результатами исследований в группе, диагностик, тестирования и анкетирования).
- Выявление мнений родителей, обсуждение проблем, ситуаций.
Вопросы:
- Кто является гарантом защиты прав ребенка?
- Следует ли наказывать ребенка?
- Какие права ребенка в вашей семье приоритетные?
3.Презентация мнений (деловая игра «Академия защиты прав ребенка», обобщение родительского опыта, просмотр видеоматериалов, обзор родительских сочинений «Удивительный ребенок», «Каким я хочу видеть ребенка в будущем»).
4.Комментарии психолога, родителя-юриста по решению проблемных ситуаций.
5.Совместное принятие решения. Решение родительского собрания выдается каждой семье в виде памяток.
Решение.
- Признать в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радость существования.
- Использовать в качестве основных способов общения с ребенком понимание, признание, принятие личности, учет его чувств и эмоций.
- Использовать во взаимодействии с детьми более широкий спектр общения с позиции гуманизма, уважение личности ребенка.
- Организовать коррекционную работу с родителями по профилактике нарушений прав ребенка в семье, где проявляются элементы жестокого обращения.
Таким образом, через планомерную работу по охране и защите прав ребенка родители научились:
- уважать личностные права ребенка;
- контролировать собственные эмоции;
- опираться на полученные знания и опыт других семей;
- разъяснять детям их права;
- строить общение с ребенком и педагогами на взаимном уважении, доверии, партнерских отношениях.
В завершении я хочу процитировать слова писателя А. Лиханова:
«Право ребенка на жизнь и право на
родительство - это неотъемлемые права любого человека, а ребенок поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы. зрячие - родители, учителя, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос...».
Список литературы:
1.Бурганова Р.А. «Правовое воспитание дошкольников» - Казань: РИЦ «Школа» 2002г.
2.Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. «Защита прав и достоинства маленького ребенка координация усилий семьи и детского сада» - Москва «Просвещение» 2006г.
3.Козлова С.А. «Мы имеем право» - Москва, Обруч 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по социально-правовому воспитанию детей
Конспект занятия по социально-правовому воспитаниб для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников
Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....
Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников
Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/03/picture-6905-1470255954.jpg)
Правовое воспитание дошкольников
Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-45545-1519747263.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-357207-1386091001.jpg)
ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957490-1507743365.jpg)
Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....