Программа по нравственно - патриотическому воспитанию Приобщение детей к истокам русской народной культуры
методическая разработка по теме

Чугунова Ольга Леонидовна

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ №32 является познавательно-речевое развитие детей. Коллективом д/с была разработана программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx85.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Светлячок»

Программа по нравственно - патриотическому

воспитанию

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

для детей дошкольного возраста (на 2010-2015г.)

Авторы программы:

Зав.д/с - Кудинова В.Н.

.

Зам.зав.д/с по ВМР - Чугунова О. Л. Творч.группа педагогов: Корнилова С.В. - уч.- лог. Смирнова О.А. - пед.- псих. Крулик В.Д. - восп. Ким Е.В. - восп. Барышева Л.Ф. - восп.

Утверждено

решением педаг. совета МДОУ №32 «Светлячок» Протокол №5 от 29.05.2010г.

В.Н. Кудинова

г.Подольск 2010г.


1.Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ №32 является познавательно-речевое развитие детей. Коллективом д/с была разработана программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Россия - Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью ее, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач, стоящей перед педагогами в настоящее время. Актуальность проблемы напрямую связана с тем, что у детей дошкольного возраста нет достаточного объема знаний и навыков эффективного усвоения новой информации по истории родного края. Ребенок часто получает одностороннюю, часто субъективную оценку информации, в дальнейшем искажающую его мировоззрение.

Поэтому уже в д/саду необходимо изучать с детьми историю родного края, изучать культуру своего народа, формировать навыки осознанного чувства патриотизма. Именно акцент на знания истории народа, его культуры поможет в дальнейшем подрастающему поколению с уважением относиться к культурным национальным традициям.

Для реализации программы «Приобщение детей к русской народной культуры» нами были выбраны следующие приоритеты:

1.Окужающие предметы, пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.


2.Небходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям.

3.Большое место должны занимать народные праздники и традиции в приобщении детей к народной культуре.

4. В ажио познакомить детей с народной декоративной росписью.

Структура программы представляет собой комплекс методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в обществе патриотического воспитания.

Программа составлена по возрастным группам, начиная с младшей группы до школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Программа сопровождается перечнем занятий познавательного цикла, дидактических и народных игр, календарно - обрядовых праздников, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе. Программа предполагает духовное развитие ребенка, его приобщения ко всем видам национального искусства, от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, музыки до театра.

Цели и задачи

  • Создание условий формирования гуманной, духовно-нравственной культуры
    детей, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
  • Развитие нравственных качеств личности ребенка
  • Развивать у детей понимание культурного наследия своего народа и бережное
    отношение к нему.

Задачи:

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
    культурному наследию
  • Воспитание   уважения   к   своей   нации,   понимание   своих   национальных
    особенностей
  • Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего
    народа и толерантного отношения к представителям других национальностей,
    ко всем окружающим
  • Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России через
    различные виды детской деятельности.

Принципы обучения

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
  • Принцип доступности обучения.
  • Принцип связи обучения с жизнью.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип направленности.

Организация обучения

Программа рассчитана на четыре года обучения.

Первый год обучения- (3-4 года) - 1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год Второй год обучения - (4-5 лет) -1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год Третий год обучения - (5-6 лет) - 1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год Четвертый год обучения - (6-7лет) -1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год Форма работы групповая, в группах по 23 человека

Ожидаемые результаты программы

  • Умение детей активно применять полученные знания в различных областях
    своей деятельности.
  • Сформированность у детей стойкого интереса к культурному прошлому нашей
    страны, желания передачи накопленных знаний окружающим.
  • Расширение форм сотрудничества с городским краеведческим музеем.
  • Обогащение предметно-развивающего пространства ДОУ локальными зонами,
    информирующими о культурном наследии русского народа.
  • Модернизация мини-музея русского быта, пополнение новыми экспонатами
    (люлька, умывальник, гусли, полка для посуды, полог).
  • Обобщение опыта педагогов, успешно работающих по подпрограмме
    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  • Разработка нового направления подпрограммы «Приобщение детей к народной
    игровой культуре».

•        Организация разнообразных выставок детского творчества по мотивам
народно - прикладного искусства.

  • Организация развивающих зон, знакомящих детей с русским фольклором,
    русским народным творчеством, с бытом и трудом людей на Руси в группах.
  • Повышение уровня личностной культуры педагогов, повышение их
    заинтересованности в участии и организации мероприятий в системе
    воспитательно - образовательной работы по формированию духовно -
    нравственной культуры детей на основе культурных национальных традициях.
  • Разработка системы работы с детьми раннего возраста по данному
    направлению.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • Выставки детских работ;
  • Открытые занятия для родителей;

>   Участие в мероприятиях разного уровня.


2.Учебно-тематичекий план

Учебный план на четыре года обучения

Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Путешествие в историю

4

4

8

10

2

Русский быт и традиции

7

4

6

5

3

В чудесном мире русского языка

10

12

7

6

4

Творение рук человеческих

5

7

7

7

5

Русские народные игры, дидактические игры

8

7

4

4

6

Знакомство с народными календарными обрядовыми праздниками

2

2

4

4

Итого:

36

36

36

36


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы программы

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Путешествие в историю

4

4

-

2

Русский быт и традиции

7

7

-

3

В чудесном мире русского языка

10

2

8

4

Творение рук человеческих

5

3

2

5

Русские народные игры, дидактические игры

8

-

8

6

Знакомство с народными календарными обрядовыми праздниками

2

1

1

Итого:

36

17

19

Содержание образовательной программы:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Милости просим ,гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее Хозяйкой.

2

«Красна изба»

Ориентирование в пространстве избы.

3

«Я кувшинчик уронил и о пол его разбил»

Обобщение знаний детей по теме «Посуда»

4

«Печка-матушка»

Систематизировать знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват, кочерга, лопата, помело.

5

«Хозяйкины помощники»

Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

6

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада».

7

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы»

8

«Идет коза рогатая»

Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой

9

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром

10

«Петушок - Золотой гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем - Петушком

11

«Сорока - белобока кашу варила»

Знакомство детей с предметом обихода - глиняным горшком

12

«Ходит сон близ окон»

Знакомство детей с колыбелькой и колыбельными песнями

13

«Репка»

Знакомство детей со сказкой «Репка»

14

«Чудесный сундучок»

Знакомство детей с сундучком, в котором живут загадки об овощах

15

«Девочка и лиса»

Знакомство детей со сказкой «Снегурушка и лиса»

16

«С гуся вода, с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» и колыбельных

17

«Волк и семеро козлят»

Знакомство детей со сказкой «Волк и семеро козлят»

18

«Колобок»

Знакомство детей со сказкой

19

«Три медведя»

Знакомство детей со сказкой

20

Игра на музыкальных инструментах: дудочки, погремушки

21

Чтение прибауток «Сорока -белобока кашу варила», «А тпру, тпру, тпру не вари кашу круту»

22

«Гость на гость - хозяйке радость»

Лепка посуды для мишутки

23

«Домотканые половики»

Знакомство детей с домоткаными половиками и техника их изготовления

24

«Русская матрешка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой -матрешкой

25

«Богородская игрушка»

Знакомство детей с богородской игрушкой

26

«Поможем козе построить избушку»

Закрепление умения выбирать вариант изображения избы из бревен

27

«Котик, котик, поиграй»

Дидактическое упражнение «Похвали котика», игра с котенком в катушку на ниточке, повторение потешки «Как у нашего кота»

28

«Уж ты, Зимушка - зима»

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

29

«Чаепитие»

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

30

Проведение русской народной игры «Жмурки»

Повторение выученных русских песенок, потешек

31

«Ладушки в гостях у бабушки»

Проведение игры «10 внучат»

32

Загадывание загадок «Окошки и петушки»

33

Проведение русской народной игры «Салки -догонялки», «Два веселых гуся»

34

Проведение русских народных игр

Проведение игр: «Утица», «Пчелы и ласточка», «Заинька»

35

«Пришла коляда - отворяй ворота»

Знакомство детей с Рождеством

36

«Масленица дорогая наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы программы

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Путешествие в историю

4

4

-

2

Русский быт и традиции

4

4

-

3

В чудесном мире русского языка

12

-

12

4

Творение рук человеческих

7

2

5

5

Русские народные игры, дидактические игры

7

-

7

6

Знакомство с народными календарными обрядовыми праздниками

2

1

1

Итого:

36

11

25

Содержание образовательной программы:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«В гости к тетушке Алене»

Рассматривание приспособлений для освещения: лучина, свеча, лампа, люстра

2

«Идет кузнец из кузницы»

Знакомство с трудом кузнеца и с оборудованием кузницы: молот, наковальня

3

Посещение музея

Рассматривание утюгов: деревянный рубель и скалка, угольный утюг, чугунный утюг

4

«Вышивка»

Знакомство с вышивкой и плетением кружев

5

«Сошьем Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой

6

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязание на них

7

«Золотое веретено»

Знакомство с предметом обихода - скалкой

8

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода - деревянной ложкой

9

«Во саду ли в огороде»

Загадывание загадок об овощах и фруктах

10

«Бычок - черный бочок»

Знакомство со сказкой

И

«Гуси - лебеди»

Знакомство со сказкой

12

«Здравствуй Зимушка -зима»

Загадывание загадок о зиме, разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок»

13

«Сундучок Деда мороза»

Беседа, подарки Деда мороза, заучивание заклички «Мороз, мороз, красный нос, не морозь мой нос»

14

«Заюшкина избушка»

Пересказ детьми сказки

15

«Кто же в гости к нам пришел»

Знакомство с домовенком Кузей

16

«Лисичка - сестричка»

Знакомство со сказкой

17

«При солнышке тепло, при матери добро»

Рассказ, какая моя мама

18

«Крошечка - хаврошечка»

Знакомство со сказкой

19

«Пришла весна»

Повторение заклички о весне

20

«Небылица -небывальщина»

Знакомство с небылицами

21

«Чудесный сундучок»

Раскрашивание свистулек

22

«Красивые матрешки»

Украшение силуэта матрешки

23

«Забавные медвежата»

Передать шуточный образ животного по мотивам изделий богородских мастеров

24

«Глиняная посуда»

Знакомство с изделиями городецких мастеров, глиняной посудой

25

«Лепка чашки»

Лепка чашки из глины

26

«Знакомство с деревянными предметами и игрушками»

Рассматривание коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрешки, погремушки, шкатулки, туеса, предметы из резного дерева

27

«Дымковская игрушка»

Знакомство с дымковскими игрушками

28

«Чудесный мешочек»

29

«Приглашаем в гости к нам»

Игра - упражнение «Вежливое обращение к гостям», повторение потешек о козле, корове, бычке

30

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»

31

Народные игры

Проведение русских народных игр: «Кто с нами?», «Пчелы», «Пирог»

32

Народные игры

Проведение русских народных игр: «Гори, гори ясно», «Воробей», «Ой, ты, матушка весна»

33

«Заюшкина избушка»

Использование на занятии русской народной игры «Салки - догонялки»

34

«В лес по грибы»

Проведение русской народной игры «У медведя во бору»

35

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»

Знакомство с празнованием Нового года, разучивание колядки «Щедровочка»

36

«Масленица дорогая наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей, разучивание песни «Блины»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...