Сказка как средство развития творческого воображения
статья по теме

Мочерни Любовь Алексеевна

На сегодняшний день психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Обобщив опыт психологов и педагогов, изучающих в теории и применяющих на практике работу со сказкой, можно предположить, что все это многообразие методов благоприятно сказывается на развитии творческого воображения у ребенка, делая это, что особенно важно в связи с возрастом дошкольников, как бы исподволь, незаметно. Воспитательное воздействие педагога на ребенка, облаченное в сказочные одежды, не вызывает у детей ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует «сказочные» занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_razvitia_tvorcheskogo_voobrazhenia.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство развития творческого воображения

На сегодняшний день психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Обобщив опыт психологов и педагогов, изучающих в теории и применяющих на практике работу со сказкой, можно предположить, что все это многообразие методов благоприятно сказывается на развитии творческого воображения у ребенка, делая это, что особенно важно в связи с возрастом дошкольников, как бы исподволь, незаметно. Воспитательное воздействие педагога на ребенка, облаченное в сказочные одежды, не вызывает у детей ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует «сказочные» занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

В процессе педагогической деятельности автор работы отбирала и применяла на практике наиболее эффективные методы сочинения сказок, способствующие развитию  воображения детей старшего дошкольного возраста.

При работе по каждому из выбранных методов необходимо поддерживать инициативу участников, стимулировать проявления фантазии детей, и в то же время следить, насколько верно ребенок понимает наши задания и наводящие вопросы. Совмещая, комбинируя различные методы и формы педагогической работы, автор работы стремился постоянно удерживать интерес детей к процессу сочинения сказок.

Методы работы.

1. Сочинение сказок по сериям картинок. Сочинение сказок – это эффективный педагогический прием. В этом творческом процессе у ребенка активизируется и пополняется словарный запас, дошкольник усваивает грамматическое строение родной речи, а рассказывая сказку, он развивает и устную речь.

Для такого занятия мы подобрали подходящую серию картинок. В данном случае был выбраны картинки с известными, традиционными сказочными героями. Время от времени дидактический материал обновлялся, придумывались новые варианты работы со старыми картинками.

Цель данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. В данном случае нам предстояло учить дошкольников выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с детьми первый рисунок, мы обращали внимание каждого ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, мы обязательно обращали внимание ребенка на то, что сюжет картинок сказочный (например, Баба-Яга летит в ступе и т.п.).

Начало сказки составлялось по первой картинке («Жил-был...»). Вторая картинка рассматривалась более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками следовало эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка  придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Создание сюжетов по картинкам вызывает наибольшую сложность в школе. В связи с этим метод сочинения сказок по картинкам можно считать наиболее подходящим для детей старшего дошкольного возраста. Особенно важно сформировать умение подбирать глаголы действия, описания, составлять характеристики предметов и персонажей. Кроме того, необходимо помочь ребенку выстраивать логическую цепочку при составлении сказки, и в этом как нельзя лучше помогают картинки. Рассматривая их, следует обращать внимание на мелкие детали, сосредоточивая внимание ребенка.

2. Сказка о любимых игрушках. Игра - важный элемент в развитии ребенка. С помощью игр дети обучаются и познают окружающий мир. Инструментами же в этом процессе выступают игрушки. Использование игрушек в работе со сказками значительно усиливает обучающий эффект, а кроме того, способствует усилению привязанности между взрослыми и детьми, так как игрушки - это своеобразный мостик в отношениях ребенка и воспитателя.

 Выбираем для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начи-наем рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку».

Затем предлагаем малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и из этого словарного материала строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии следует поощрять этот вид творчества в игре ребенка. Можно также предложить детям сделать рисунок к сказке, попросить рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или друзьям, пришедшим в гости. (Приложение 9).

3. Сказка на свободную тему. Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

Особенность данного метода заключается в том, что с помощью такой сказки можно выявить актуальные психологические проблемы ребенка, жизненные сценарии и стратегии поведения. В сказке зашифрованы как раз те проблемы, которые особенно актуальны в данный момент для ребенка, и каждый раз, проживая сказку, он приближается к их решению. Если проанализировать, кому из сказочных героев отдает предпочтение ребенок, можно понять, какие роли он исполняет в своем жизненном сценарии: главные или второстепенные, роль повелителя или роль жертвы и пр. Сочиняя свою сказку, дошкольник обязательно отобразит свой внутренний мир, те вопросы, которые его особенно волнуют или о которых он не хочет говорить. Таким образом, сказка будет не только способствовать развитию творческого воображения ребенка, но и поможет совершить положительные изменения в его душевном состоянии и поведении.

Главная задача воспитателя в работе со сказками - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Как показал процесс практической работы, дети охотно участвуют в сочинении сказок. Особенно нравится старшим дошкольникам сочинять сказки об игрушках. С игрушками старшие дошкольники играют ежедневно, очень часто во время игры моделируя «реальные», «жизненные» и сказочные ситуации, и именно поэтому этот способ сочинения сказок ближе и понятнее детям. Сочиняя сказки на свободные темы, дети также часто упоминают знакомые и понятные им персонажи – игрушки, героев известных им русских народных и авторских сказок, предметы обихода (зубная щетка, мыло и т.д.).

Проведенная работа показывает, что использование нетрадиционных методов сочинения сказок будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников.

Систематическое и целенаправленное использование различных методов сочинения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Сочинение сказок также способствует развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Благодаря сказке, дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, его связях с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплоченности детей, учит их работать вместе.

Работа по использованию различных методов сочинения сказок интересна и увлекательна. Дети воспринимают её с большим удовольствием. Поэтому в своих планах на будущее я планирую продолжить эту работу в направлении соединения продуктов детского сочинительства с театрализованной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения.

Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, раскрыть свои творческие способности....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Выступление на РМО "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"

Выступление на РМО на тему: "Ручной труд как средство развития  творческого   воображения у  детей  младшего  дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта работы по проекту: «Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет»

   Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольст...

Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григор...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...


 

Комментарии

Шипилова Наталия Васильевна

Хорошая статья. Полезная.