Конспект НОД в логопедической группе «Мое имя»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Кудряшова Татьяна Вениаминовна

Конспект НОД в логопедической группе (старший дошкольный возраст). Можно использовать в работе с первоклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_logopedicheskoy_gruppe.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                            Конспект НОД в логопедической группе «Мое имя»

Цели:

  1. Формировать у детей элементарные представления о правах: каждый человек имеет право на имя, отчество, фамилию
  2. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слова «Отчество»,
  3. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчества.
  4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.
  5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: колокольчик, счетные палочки, бланк «Свидетельства о рождении».

Предварительная работа: беседа детей с родителями «Почему меня так назвали? »; чтение художественной литературы: Б. Житков «Чудесное имя», О. Кириллова «Книга ласковых имен», Т.Шорыгина «Похищенное имя»; заучивание стихотворений о своем имени; изготовление альбома «Мое имя».

Ход НОД:

Воспитатель. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика (дети, называя имя соседа, передают друг другу колокольчик)

В. На Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

И у мамы есть, и у папы есть, 
У дочки есть, у внучки есть, 
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

В.  Имя играет большую роль в жизни людей. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, особые.  Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя.

 А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Д. Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

В. У каждого ли человека есть имя? Помните, я предлагала вам побеседовать дома с мамами и папами и узнать, почему они назвали вас так. Кто хочет рассказать о своём имени? (Рассказы детей) .

В. Наши прапрабабушки и прапрадедушки хотели, чтобы их дети росли сильными, крепкими, добрыми. Поэтому называли детей Любомир — любящий мир, людей; Добрыня — делающий добро; Людмила — милая людям. А вот имя Светлана пришло к нам от древних греков и означает «свет», «светлая». Галина — тоже греческое имя — означает «спокойствие». Учёные считают, что имя очень важно для любого человека. «По имени и житие», — говорили в старину.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья.         Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я.               Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша.                    Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.                    

В. Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

В. А вы знаете, что означают ваши имена? Мы с вами об этом говорили, давайте вспомним.

Вера - русское имя, то же значение, что у слова "вера".

Иван (Ваня) - дар Бога, Божья благодать 
Ульяна – пушистая, нежная.

Даниил - бог - мой судья - древнееврейское.

Никита - победитель - древнегреческое.

Руслан - лев - из арабского через тюркский "Арслан",

Вы разучили стихи о своих именах, прочитайте их пожалуйста

Цели он достичь умеет,

Все преграды одолеет.

Никита - спортивный человек,

 Любит бокс, борьбу и бег

Ульяна – деликатна,

Общаться с ней приятно.

Привлекательна она,

 Нежна, изящна и стройна

Вера искренна, правдива,

Аккуратна и красива.

 У неё всегда в порядке

В ранце ручки и тетрадки.

Данилка – мальчик добродушный,

Гостеприимный и радушный,

И хоть спокоен он на вид,

В нем сердце храброе горит

Волевой, живой, открытый,

Любит Ваня  в футбол играть.

Вырастет – и знаменитым

Футболистом может стать.

Руслана имя значит "лев",

Быть может, повзрослев,

Своею жизнью скажу я вам,

Как нужно относиться к львам

В. Молодцы. Давайте  выложим свое имя из счетных палочек

(Дети выкладывают имя из счетных палочек)

В. Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)

В. Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.

В. А сейчас я вам прочитаю стихотворение. Послушайте:

Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.

В. Как зовут девочку?

Д. Маша.

В. Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

В.  Вспомните, как ласково вас называют ваши родные:

Вера – Верочка, Веруша, Верусик …

Ульяна - Ульяночка, Ульечка, Ульяша ..

Давайте поиграем в игру «Назови ласково».

В. Когда человек подрастает, его уже начинают называть по-другому. Взрослых называют по имени и отчеству. Кто знает, что такое отчество? Правильно, имя папы. Отчество присваивается ребёнку по имени папы.  Вот я - Татьяна Вениаминовна . Моего папу зовут Вениамин.

Игра «Когда я стану взрослым»

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например:  у нас в группе два Никиты, две Кати. Таких людей называют «тёзками». Послушайте  стихотворение:

В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Д. По фамилии.

В. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Нередко фамилию человеку давали по его профессии: столяру давали фамилию Столяров, кузнецу - Кузнецов, охотнику — Охотников. Так же часто фамилию давали по имени мужчин в семье: Ивану давали фамилию Иванов, Петру — Петров. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек — Тишин, шумный — Шумов, весёлый — Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей. Назовите такие фамилии (Зайцев, Медведев, Волков, Воробьёв, Снегирев, Карасёв, Ершов).

В. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию.

Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа).

В этот документ записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения, а так же фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас тоже выдали такой документ. Он хранится у вас дома. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать, что в нём написано. Вы ещё раз услышите, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.

В. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей)

Согласитесь, что приятно, когда к вам обращаются по имени. Например: «Ваня, посмотри, какую интересную книгу я тебе покажу» или «Никита, помоги мне, пожалуйста, собрать игрушки».

Надо всегда называть любого человека по имени: когда здороваешься, прощаешься, обращаешься с просьбой. И все будут знать, что вы вежливые, приветливые дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Представлен материал для работы с детьми , обучающихся в логопедических группах старшего дошкольного возраста. Предложены занятия  с применением здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, г...

Конспект НОД в логопедической группе старший дошкольный возраст. Составила воспитатель 1 категории Тарасова Ольга Григорьевна « В школе пешеходных наук».

Закрепить знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков.Учить различать и называть части предметов. Классифицировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный.Обо...

Конспект занятия в логопедической группе: "Человек. Части тела"

Конспект  занятия в логопедической группе "Человек. Части тела".Цель занятия: познакомить детей с частями тела человека....

Конспект занятия в логопедической группе "Лягушкины покупки"

Конспект занятия в логопедической группе "Лягушкины покупки"...

Конспект занятия в логопедической группе. Мои авторские разработки. Часть I

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по...

Конспект мероприятия в логопедической группе «Логопедический КВН»

Цель:Закрепить знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного  года....

Конспект НОД в логопедической группе (старшая группа). Тема занятия: «День Победы»

Представленный материал позволяет закрепить знания детей о празднике Победы, видах войск и их роли в военных действиях, воспитать любовь к Родине, гордость за свою страну....