Взаимодействие с семьями по вопросам организации игровой деятельности воспитанников
методическая разработка (старшая группа) на тему

ПЕККЕР Ирина Петровна

Основными задачами взаимодействия с родителями являются следующие:

1.Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей по средствам игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями по вопросам организации игровой деятельности воспитанников

Введение

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание ,и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).
В.Штерн говорил, что «игра показывает к какой цели стремиться человек, к чему он готовиться, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф.Бойтендак: игра позволяет проявить свои влечения – стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать как они. Дети проигрывают не только травматические, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выгодский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности. В связи с этим, следует отметить, что взаимодействие семьи, ребенка и ДОУ, является актуальной темой, так среда детского сада и домашняя среда, тесно связаны между собой. 

Цель – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в игру.                    Основными задачами взаимодействия с родителями являются следующие:

1.Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей по средствам игры.

2.Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах игровой деятельности с семьей.

Глава 1. Сущность взаимодействия с семьями по вопросам организации игровой деятельности воспитанников.

1.1. Содержание взаимодействия с семьями по вопросам организации игровой деятельности воспитанников.

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГТ на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ГБДО. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из  которых по-своему дает ребенку социальный опыт.                                                                      

 Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только совместными усилиями они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов  реализации ФГТ – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ГБДОУ. Поэтому следует вовлекать родителей в игру с детьми, что бы ребенок не только в ДОУ, но и дома был занят игровой деятельностью.  Вовлечение семьи в игру неповторимо по своему воздействию и эта  определяется следующими причинами:

1.первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

2.максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства  к общению со значимым взрослым, который возникает раньше потребности в общении со сверстником;

3.длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью.

Глава 2. Методическое сопровождение  работы с родителями по вопросам организации игровой деятельности.

2.1. Формы работы с родителями.

Освоение игровой деятельности в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах. Остановимся на некоторых из них.

Формирование игровой деятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогами. Важно не только ознакомить родителей с данной проблемой, но и объяснить значимость игры в жизни ребенка. Познакомить родителей с видами игр, рассказать когда и как можно использовать игру, и как с помощью игровой деятельности воспитываются, те или иные качества ребенка. Рассказать о тесной связи с другими образовательными областями.

С родителями,  предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и игр совместно с детьми. В которых мы подробно должны будем рассказать родителям о понятии «игра», о ее тесной связи с другими образовательными областями. Рассказать о видах игр. Какую игру лучше предложить ребенку в то или иное время дня, как заинтересовать ребенка, стоит ли играть вместе с ним.

В нашей группе наработан обширный материал по игровой деятельности дошкольников . Для этого мы на видном месте оформили стенд «Игра – как средство развития дошкольника», где разместили для воспитателей и родителей:

• памятки «Что такое игра?», «Играем вместе с ребенком»;(Приложение 1,2)

• буклеты «Виды игр», «Театрализованная игра, что это », (Приложение 3)

«Дидактические игры вашего ребенка», «Как выбрать игровую деятельность для ребенка»

• консультации «Знакомим родителей с подвижной игрой», «Роль семьи в выборе игровой деятельности», «Предметы заместители в игре» и т.д. (Приложение 4)

Мы по данному направлению деятельности, уделяем внимание в работе с детьми, начиная с ясельной  группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель взаимодействия с семьей по вопросам организации игровой деятельности воспитанников  в детском саду заключается в повышении информированности родителей, в их участии, в том, что б они помогали детям в домашних условиях выбирать игру, играть в нее, играли вместе с ребенком.

Свою работу по взаимодействию семьи и ребенка в игре следует начать с выявления уровня их знаний об игре, проявлении их заинтересованности к этой деятельности , и как они реализуют ее в семье, которая проводилась в форме беседы, анкетирования, тестирования.(Приложение 5,6,7).

2.2.Интеграция с другими областями.

Игровая деятельность тесно связана с другими образовательными областями, с помощью игры, мы развиваем знания, умения и навыки. В ниже приведенной таблице, показана связь, о которой следует знать не только педагогу, но и родителям

Интеграция с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья., через подвижную игру., малоподвижную игру, игр упражнений.

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, по средствам сюжетно- ролевой игры, дидактических игр.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе игры, способов выбора игры, распределения ролей, установление правил.

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора ребенка через игру, игровые ситуации.

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками через сюжетную игру, дидактические игры, ролевые игры.

«Труд»

Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе игровой деятельности

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для формирования понятия об игре и ее сущности.

2.3. Конкурсное движение как фактор развития взаимодействия с семьями по вопросам организации игровой деятельности воспитанников.

Взаимодействие ребенка с семьей по средствам игры, может отражать свою значимость не только в домашних условиях, но и в конкурсном движении. Совместно с ребенком, родители могут изготавливать игры собственноручно и приносить их на выставки в ДОУ. Это могут быть как дидактические игры, настольно – печатные, так и маски, костюмы для театрализованной деятельности. Тем самым родители показывают свою заинтересованность, и не безразличие в игровой деятельности ребенка. Так же родители могут участвовать во всероссийских, городских и областных конкурсах, предлагаемых в ДОУ. Родители должны мотивировать ребенка и предлагать свою помощь в любых начинаниях, заинтересовать в игровой деятельности ни только ребенка , но и себя.

Ребенок, видя, участие своего близкого, проявляет наибольшую заинтересованность, и результат становиться выше. Так же он получает эмоционально – положительное отношение ко всем видам игры.


Содержание

Введение                                                                                                

I .Сущность взаимодействия с семьями по вопросам организации      

игровой деятельности воспитанников.

  1. Содержание взаимодействия с семьями по вопросам организации игровой деятельности воспитанников.
  2. Взаимодействие с семьями по вопросам организации игровой деятельности ДОУ, понятия, принципы, цели

II. Методическое сопровождение  работы с родителями по вопросам организации игровой деятельности.

         2.1. Формы работы с родителями.

         2.2. Интеграция с другими областями.

         2.3. Конкурсное движение как фактор развития взаимодействия с семьями по вопросам организации игровой деятельности воспитанников.

Заключение

Список литературы

Приложения


 1.2. Взаимодействие с семьями по вопросам организации игровой деятельности ДОУ, понятия, принципы, цели.

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л. С. Выготский "Раннее детство")?

П. П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии. Представляется плодотворной мысль, Д. Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра. Весьма плодотворно и соответствующе сути дела и положительное определение игры, которое выдвигается при этой идее на первый план, а именно что игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т. д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой "игрой" и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте — с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-  Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-  Коммуникативную: Освоение диалектики общения;

-  Самореализации В игре как полигоне человеческой практики;

-  Игротерапевтическую: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-  Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-  функцию Коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-  Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А.Шмакову):

•  Свободная Развивающая Деятельность, Предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•  Творческий, В значительной мере импровизационный, очень активный Характер Этой деятельности («поле творчества»); Р. Г.Хазанкина, К. В.Маховой и другие.

•  Эмоциональная приподнятость Деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•  Наличие Прямых или косвенных Правил, Отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

А) роли, взятые на себя играющими;

Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Г) реальные отношения между играющими;

Д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.


Заключение.

 Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что игра является ведущим видом деятельности. При взаимодействии педагога с семьей по средствам игры, можно получить положительную динамику в развитии ребенка как в условиях ДОУ, так и в домашних условиях. Следует отметить , что следует чаще проводить совместные вечера с родителями и детьми, показывать наглядно, как и в каких условиях можно провести игру, какие бывают игры и т.д..

В своей работе, я буду чаще реализовывать работу с родителями, проводить беседы, консультации, анкетирования.


Список литературы

Книга одного автора

1.Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/О.Артамонова// Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.

Книга одного автора

  1. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст]/А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- С.214.

Книга одного автора

  1. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В.Я.Воронова. – М.: Просвещение,2001.- С.356

Книга одного автора

  1. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С.56.

Книга одного автора

5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский//Вопросы психологии. – 1996. - №6.

6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6.

Статьи из журнала, газеты

7. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.- 345 с.

отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью


В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-  как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных Педагогических игр.

В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития ум...

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативной деятельности воспитанников

Представлен опыт совместной деятельности ДОУ  и семьи по формированию ЗОЖ через работу семейного клуба...

Совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников

Знакомство родителей с практическим опытом организации игровой деятельности в детском саду...

Взаимодействие с семьями по вопросам организации игровой деятельности воспитанников.

Игра-что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и рабость, и познание, и творчество.Это то ради чего ребенок идет вдетский сад....

Доклад для воспитателей Организация игровой деятельности воспитанников во второй половине в ДОУ.

Вторая половина дня (вечер)   Режим второй половины дня отводит достаточное время для игр. Совместная деятельность воспитателя и детей. Основным видом деятельности детей во второй половине д...

Развиваемся играя. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме организации игровой деятельности детей в домашних условиях

Опыт работы с родителями воспитанников по организации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи; овладению родителями практическими умениями поддержки игр ребенка в семье.; содействие активно...