Методический материал "Социальный характер детской игры"
методическая разработка на тему

Харченко Наталья Петровна

Игра - деятельность, в процессе которой происходит отражение окружающей действительности, действий, взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_harakter_detskoy_igry.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный характер детской игры.

    Игра  то, во что играют, используя комплект нужных для этого предметов. (из словаря Ожигова).

    Играть  действовать, развлекаться, забавляться.

    Игра  деятельность, в процессе которой происходит отражение окружающей действительности, действий, взаимоотношений.

    Детская игра имеет многовековую историю, а именно, игра  социальна по своему происхождению, это элемент культуры общества. Такое понимание происхождения игры дал русский философ Плеханов в работе «Письма без адреса».

    Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества, как и искусства, возникла после труда и на его основе.

    Мысли Плеханова об историческом происхождении игры были развиты в русской педагогики психологии. История развития игры рассматривается в связи с развитием человеческого общества и изменением положения ребенка в системе общественных отношений.

    Игра  социальна не только по своему происхождению, но и по содержанию. Это впервые доказал К.Д. Ушинский. Он указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. К.Д. Ушинский утверждал, что игры не проходят бесследно для ребенка, они могут определить характер и поведение человека в обществе.

Игра  ведущий вид деятельности.

    В современной педагогической теории игры, игра рассматривается как ведущий вид деятельности, т.е. деятельности, которая определяет развитие на этапе дошкольное детство.

    Игра  ведущий вид деятельности, так как:

  1. она удовлетворяет его основные потребности:

а) стремление к самостоятельности, к активному участию в жизни взрослых;

б) потребность в познании окружающего мира;

в) потребность в активных движениях;

г) удовлетворяется потребность в общении

  1. в недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд и учение);
  2. игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, психических процессов (сюжетноролевые, д/и).

Игра  деятельность, поэтому для нее характерны следующие

компоненты: цель, мотив, планирование, результат.

Особенности детской игры:

  1. Свобода и самостоятельность в игре: в выборе игры, в содержании, в объединении, в выходе, в ходе.
  2. Творческий характер игр.
  3. Эмоциональная насыщенность.

Функции игровой деятельности:

  1. диагностическая: уровень развития, культуру поведения;
  2. коррекционная: снятие агрессивности. Игры имеют психотерапевтический эффект;
  3. развивающая;
  4. функция общения.

Игра, как средство воспитания.

    В педагогической теории игры особое внимание уделяется игре как средству воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается внутреннее содержание.

   Е.А. Аркин : «Игра  психический витамин роста».

   А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков и в работе».

   С помощью игр формируется представление об окружающей действительности, развивается кругозор ребенка, формы познания. В игре формируются нравственные качества, чувства детей. Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношения. В играх развиваются творческие способности. Т.е. воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики.

Игра, как форма организации детской жизни.

    Одним из положений педагогической теории игры является признание игры, как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.

    Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежит Фридриху Фребелю. Он создал систему д/и.

    В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь д/с должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К. Крупская. Она писала: «Игра для ребенка  способ познания окружающего мира».

    Научное обоснование игры, как формы организации жизни и деятельности детей содержатся в работах А.П. Усовой. Она считала, что воспитатель должен находится в центре детской жизни, т.е. знать интересы детей, уметь направлять интересы; чтоб игра выполняла организующую форму, воспитатель должен знать, какие задачи нужно решать. Она отмечает, что в группе создаются общества играющих, формируются взаимоотношения; в процессе игры складываются два типа отношений:

  1. отношения, которые определяются содержанием игры.
  2. отношения реальные, которые проявляются по поводу игры, т.е. проявление личностных отношений.

С помощью игры можно организовать детей на все другие виды

деятельности: трудовая, занятия, на режимные процессы.

    В игре формируются «навыки общественного поведения»:

 умение войти в игру,

 умение договориться о роле, об игрушке,

 умение уступать,

 умение решать споры.

    Усвоив в игре навыки дети переносят их в другие виды деятельности.

Навыки помогают в повседневной жизни, во всех делах, решать конфликты, вопросы.

    В игре есть правила, которые являются организующим, дисциплинирующим началом; они заставляют детей подчиняться правилам (самостоятельно без помощи воспитателя).

    Игры детей разнообразны: подвижные, строительные, музыкальные и т.д. Это дает детям возможность объединяться по интересам.

    Чтобы игра была формой организации необходимо следующее:

  1. выполнение режима и игровой деятельности,
  2. создать условия для игровой деятельности,
  3. серьезное отношение к игре самих взрослых.

Классификация детских игр.

Фребель рассматривал игру как средство воспитания:

                                                                                       

               умственные                 сенсорные                  моторные

Лесгафт выделял: 1. Имитационные игры или подражательные,

                                2.Подвижные игры

Н.К. Крупская предложила классификацию:

1.творческие или самостоятельные,

2.игры с правилами.

В нашей педагогике выделяются два вида игр

(традиционная классическая педагогика):

творческие: режиссерские, сюжетноролевые, театральные, строительные;

игры с правилами: подвижные, спортивные, хороводные, игрызабавы и д/и

Новоселова предложила другую классификацию игр

( в основе классификации по чьей инициативе):

  1. по инициативе детей:
  • самодеятельные игры с природными явлениями, игрушками, животными;
  • сюжетные: отобразительные, ролевые, театрализованные, режиссерские.
  1. По инициативе воспитателя:
  • Обучающие: д/и, сюжетнодидактические, подвижные игры с правилами;
  • Досуговые: театральные, интеллектуальные (шахматы), забавы, развлечения (пузыри), праздничнокарнавальные.
  1. Исторические, этнические игры, т.е. народные: обрядовые, тренинговые, досуговые.

СЮЖЕТНОРОЛЕВАЯ ИГРА

Характеристика сюжетноролевой игры.

    Сюжетноролевая игра  самостоятельная игра, т.е. придуманная самими детьми, в которой они отражают окружающую действительность (труд, отношения взрослых). Сюжетноотобразительная игра (СР/и)  ребенок отображает жизнь, явления, но вместе с тем  это творческая игра, потому что отображает так, как понимает ребенок, как он домысливает, как подсказывает его фантазия. И практически все придумывает сам: от темы до оборудования. Она особенно интересна для ребенка. В СР/и он может проявить себя, воплощает свои замыслы, мечты.

    СР/и появилась из всех видов игр самой первой. В этой игре ребенок реализует стремление жить жизнью взрослого и происходит реализация своего «я сам», «я могу».

ИГРА ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ:

  1. В игре есть сюжет, замысел  ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий (от жизненного опыта, от знаний, впечатлений, от эпохи, от географических условий, от производства).

Все сюжеты игр делятся на:

Бытовые; производственные, трудовые темы; общественная тематика (День города, космос). Такое деление условное. Сюжеты для игр дети черпают из жизни.

  1. содержание  то, что воспроизводят дети в игре:

в мл. гр.  действия с предметами, действия развернутые, действие повторяется много раз;

в ст. гр.  содержание более разнообразно, дети комбинируют знания, полученные из разных источников;

В игре дети отображают не действия с предметом, а отношения между взрослыми; действия становятся более свернутыми.

  1. наличие воображаемой ситуации. Если дети отображают окружающую жизнь, то впечатления перерабатывают.
  2. Наличие ролей и роль является центром игры. Ребенок разыгрывает роль посвоему. Ребенок добровольно подчиняется ролевому поведению. К концу 3его года появляется роль и ребенок начинает ее обозначать. В старшем возрасте роль становится желанной, мотивом игры может быть роль, изза ролей могут быть конфликты.

Средства отображения действительности.

СР/и имеет свои средства отображения действительности:

игрушки;

игрушки заместители; чем богаче детское воображение, тем богаче игрушки заместители. В группе всегда должна быть коробка с разнообразным материалом, чтоб дети могли играть;

предметы (платочки);

речь. С помощью речи дети договариваются, как они будут играть, во что, создают воображаемую ситуацию;

игровые действия. Чем старше дети, тем игровые действия богаче, разнообразнее. Таким образом, задача воспитателя состоит в том, чтоб научить детей в игре использовать в комплексе, единстве все средства выразительности.

Этапы развития СР/игры:

  1. Ознакомительная  манипулятивная, когда ребенок не различает игру, и со всеми предметами он действует одинаково (стучит, гремит, бросает, берет в рот)  дети 34 месяцев. На этом этапе ребенок знакомится с предметами.
  2. Отобразительная (612 месяцев начало 2ого  года)  ребенок в игре отображает то, что он видел от взрослых и то, что ему показали. Начинает ребенок усваивать действия (мяч катать, куклу бросать)
  3. Сюжетноотобразительная игра (2ой год жизни). Т.е. ребенок отображает в игре действия, которые ему показали взрослые. У ребенка появляется сюжет, т.е. появляется цепочка нескольких действий.
  4. Появляется СР/игра примерно в 2,5 года конец 3его года жизни. Ребенок не просто берет роль, он обозначает роль словом.

Три первых этапа  подготовительные.

Развитие самой СР/игры

показ

Мл.гр.

Ср.гр.

Ст.гр.

Мотив игры

Действие с предметами

Выполнение роли

Выполнение роли и общение и 1 ребенок

Тематика

бытовая

+производственная

+общественная

Продолжение игры

1015 мин

До 4050 мин

Продолжается в течение дня и на следующий день

Действия

Повторяет 12 действия много раз

Сжатые, несколько (34 действия)

Разнообразные, много действий

планирование

Не планирует, игра начинается с ходу, поводом служит игрушка

Планирует с помощью воспитателя

Появляется подготовительный период к игре (заранее готовятся к игре)

роль

Обозначают роль словом, частая смена ролей

Значима. Те роли и отношения, которые поняты начинают передаваться между ролями (мамадочка)

Передает глубоко роль отношения, четкое распределение ролей, большие конфликты изза ролей, ролевые диалоги

Установление правил

Привила не устанавливают

Пытаются установить правила

Четко устанавливают правила и разграничивают действия и поведение

Самостоятельность в игре и подготовка к игре

Нужна помощь воспитателя, самостоятельно не могут

Частично могут самостоятельно готовить оборудование

Самостоятельно и полностью проявляются во всем

Окончание,

Результат

Не интересует, игра заканчивается стихийно

Стремится к результату, игра заканчивается организованно

Игры заканчиваются организованно, детей интересует результат, договариваются об игре

Руководство СР/игрой осуществляется тремя подходами:

  1. Классически подход разработан Жуковской. Самое главное в руководстве игрой  развитие творчества детей. Творчество детей должно проявляться в том, что у детей развивается игровой замысел, широко используют заместители, выбирают выразительные средства в игре, комбинируют замысел в игре, который ребенок получает из разных источников (кино, рассказ воспитателя и т.д.). Основной путь для развития творчества обогащение знания детьми от окружающих. Прежде чем дети начнут играть, необходимо провести большую работу, по обогащению знаний детей.

Экскурсии, где знакомят детей с трудом взрослых, показать действия

взрослых. Экскурсий может быть несколько. Чтение художественных произведений (о школе, больнице и т.д.). Рассматриваются картинки, беседа по содержанию, рассматривание игрушек, изготовление игрушек, встречи с интересными людьми (милиционер, повар, школьный учитель). Д/и «Кому что нужно для работы?». Таким образом, воспитатель не натаскивает детей специально, а расширяет знания детей о труде взрослых. Начиная со средней группы показывает отношения к труду. Эта работа должна проводится  эмоционально, интересно, чтоб вызвать у детей положительные чувства.

В руководстве с самой игрой выдвигаются 2 задачи:

 Формирование самой игровой деятельности (умение детей играть: умение ставить цель, подготовка, планирование, договоренность с партнером, подчиняться правилам, доводить игру до конца, отображать ролевые отношения).

Чтобы научить детей играть:

вначале воспитатель учит малышей по готовому сюжету играть.

Воспитатель использует:

  1. совместная игра воспитателя с детьми;
  2. воспитатель показывает зрительные образцы детям:

 игра самого воспитателя;

 хорошая игра другого ребенка;

 иллюстрации где расположена хорошая д/и;

 д/и с куклой, мишкой, зайкой.

    Таким образом, дети, наблюдая хорошую игру, ее копируют.

Затем учим детей играть по словесному образцу. Рассказ воспитателя о том, как играла сама в детстве. Рассказ воспитателя о том, как интересно играют другие дети. Воспитатель никогда не заставляет играть (дает им выбор). Художественная литература, в которой описывается хорошая детская игра «Мой мишка» Александрова. Таким образом, воспитатель учит детей играть по готовому сюжету (для мл. гр.). Самое главное  нужно научить детей самостоятельно составлять сюжет игры.

Прежде всего воспитатель учит детей планировать игру.

Приемы:

Беседы с детьми (об ателье);

Совместное изготовление игрушек;

Участие воспитателя в сговоре на игру;

Помощь, совет, как можно поиграть. Помогает, но не навязывает игру.

воспитатель помогает комбинировать знания из разных источников, совет воспитателя, участие воспитателя в игре. Должен участвовать в кокойто роли. В мл. гр. Воспитатель берет на себя главную, ведущую роль. В ст. гр. воспитатель передает роль ребенку, выступает как партнер. Чтоб игра не стояла на одном месте, сюжет развивался  внесение новых игрушек: новые игровые действия, ситуации, предлагает введение новых ролей. В конце игры воспитатель время от времени ведет беседу о том, как мы играли: отмечать интересные сюжеты, роли и почему неинтересно играть.

 Формирование нравственных качеств. Начинать эту работу следует, когда ребенок индивидуально играет. Задача воспитателя  научить интересно играть, разнообразно, приучать пользоваться, не отбирать игрушки у других детей. Чаще конфликты возникают в сговоре. Участвуя в сговоре на игру, воспитатель учит распределять роли (считалка, очередность).
2. Комплексный метод руководства игрой (Новоселова, Зворыгина). Они считают, что в комплексе необходимо использовать все компоненты:

  1. обогащение знаний детей об окружающем мире в активной деятельности. Методы те ж, что и рекомендует Жуковская;
  2. обучающие игры помогают детям перенести знания на язык игры: Д/и; игра самого воспитателя; игрызанятия, которые рекомендует Гербова;
  3. создание предметноигровой среды, т.е. помогают детям самостоятельно развернуть игру. В мл.гр. игровая среда готовиться полностью, но постепенно количество игрового оборудования меньше, со ср. гр. дети сами готовят оборудование. Дети должны знать игровое оборудование и уметь им пользоваться. В ст.гр. используются панно;
  4. общение речевое в процессе игры, т.е. дети передают отношения. Чтобы передать отношения, должны быть речевые диалоги. Воспитатель, вступая в игры детей, показывает как нужно общаться, создает такие условия, при которых один ребенок обращается к другому. Первые два этапа  подготовительные.

3.Следующий метод рекомендуют Короткова и Михайленко. Они считают, что нужно формировать игровые умения: раскрывать игровой замысел, строить сюжет. Поскольку центром игры является сюжет, поэтому они выделяют несколько этапов построения сюжета:

 I этап предметных действий. Возраст с 1,5 лет. Задача: формировать умения развертывать действия с игрушкой; связывать 23 действия в 1 смысловую цепочку; словесно их обозначать; продолжать действия начатые партнером.

Условия решения задач:

1.создание условий для предметного взаимодействия;

2.использовать игровые ситуации;

3.показываем, как можно объединить действия и создать игровую среду.

II этап ролевой способ построения игры, переход к ролевому поведению с 2,5 лет до 4 лет. Задача: принимать и обозначать игровую роль; выполнять специфические действия; развертывать парные ролевые взаимодействия; развертывать ролевой диалог.

Условия:

 подбор игровых ролей: мамадочка, больнойврач. Роли вводятся постепенно.                   Этапы введения ролей:

  1. основная роль и второстепенная (основная  воспитатель, второстепенная  ребенок)
  2. основная роль принадлежит ребенку
  3. основную и второстепенную роль выполняют дети.

  называние своей роли, обращение к ребенку как к носителю роли, минимум числа игрушек, использование телефона. Этот этап с 4 до 5 лет.                                                  Задачи:

  1. изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера
  2. менять игровую роль и обозначать ее словом для партнера. Сюжеты игр берутся многоперсонажные и различные.

                                                        Условия:

 использовать многоперсонажные сюжеты

количество ролей должно быть больше количества участников; последовательность введения ролей. Этапы введения ролей:

  1. основная  ребенок, дополнительная 1  воспитатель, дополнительная2  воспитатель, дополнительная3 воспитатель;
  2. основная  воспитатель, Д1 ребенок, Д2ребенок, Д3ребенок
  3. основная  ребенок, Д1 ребенок, Д2ребенок, Д3ребенок

использовать минимум игрушек

III этап построение сюжета, сюжетосложения с 5 лет. Уметь выстраивать последовательные события; обозначать словом, какие события он хочет включать; уметь комбинировать предложения детей в общий сюжет; ориентироваться на партнеров. Сюжеты берутся многотемные.

Условия:

 совместные игропридумывания (совместный пересказ сказки)

 частичное преобразование сказки:

     а) введение новых сказочных персонажей

     б) соединение сказочных и реальных персонажей

 придумывание новых сказок

 развертывание нового сюжета с разно контекстными ролями с помощью телефонного разговора

 придумывание новых историй на основе реальных событий.

    Таким образом, воспитатель, используя все приемы, приучает придумывать интересные сюжеты, самим разыгрывать, проявлять инициативу и уходить от шаблона.

    Они рекомендуют педагогические принципы организации игровой деятельности:

  1. воспитатель должен играть вместе с детьми и быть играющим партнером; ребенок должен быть свободным и равным воспитателю
  2. воспитатель должен играть на протяжении всего детства и на каждом этапе по разному, показывать разные способы построения игры
  3. начиная с раннего возраста на каждом этапе при формировании игровых умений, не только называть игровые действия, но и давать речевое пояснение. Игра должна быть совместная.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Характеристика театрализованных игр, их значение.

Театрализованные игры  игры, в которых дети разыгрывают в лицах литературные произведения; Разновидность СР/игры.

Общее: есть роль, сюжет, содержание, действия.

Отличия: в СР/игре дети все придумывают сами, а в т/и  все готово. Т/и сложнее. В т/и дети должны разобраться в поступках героев, в чувствах, в характеристике героев, во взаимоотношениях, поэтому они и труднее. Источниками являются потешки, прибаутки, стихи, сказки и басни, рассказы, песни, хороводы.

Требования к произведениям:

  1. понятные, доступные, лаконичные
  2. динамичные
  3. занимательный интересный сюжет
  4. наличие диалогов
  5. должны иметь воспитательную ценность

Значение:

  1. Влияют на умственное развитие, развивается речь
  2. Развиваются нравственные качества
  3. Развитие художественных способностей. Дети выступают как артисты, учатся выразительно читать, выполняют роли художников, музыкантов, режиссеров. У детей развиваются художественные способности, вкус. Дети приобщаются к театральному искусству. Дети понимают, что в театре много людей.

Виды театрализованных игр.

Классификацию дала Артемова:

  1. режиссерские (настольные, на фланелеграфе, теневые)
  2. драматизации (сами являются артистами)
  3. кукольный
  4. кукла бибабо
  5. пальчиковый театр

Условия для игр драматизации:

 знание литературного текста

 интерес детей к театру, драматизации

 наличие костюмов, оборудования, атрибутов, декораций. В группах должна быть обязательно театрализованная зона, оборудование должно постепенно пополняться. Привлекать родителей.

 должно быть выделено место в режиме дня в педагогическом процессе (II половина дня, в летнее время  на дневном прогулке, театрализованные игры на занятиях во II половине дня, т/и  как развлечения, праздники, сюрпризный момент).

 эмоционально положительное отношение педагога к т/и. Сам педагог подчеркивает интерес к театрализованной деятельности, поощряет интерес.

 овладение детьми приемами театрализованной деятельности. Дети должны выразительно говорить, читать стихи, пластично выполнять движения  это поможет передать ребенку образ

 серьезное отношение к подбору литературных произведений

Руководство театрализованной игрой:

    В отличие от других игр большая часть руководства осуществляется до начала игры, т.е. подготовительный период. Постоянно вмешиваться в ходе игры нельзя, т.к. можно разрушить игру.

Руководство включает:

  подбор правильного художественного произведения. Оно должно отвечать требованиям

  вызвать интерес к художественным произведениям:

а) выразительное чтение самим воспитателем

б) проговаривание текста детьми

в) довести идею произведения до сознания детей. помочь им разобраться в чувствах, взаимоотношениях, характеристике героев. Помогают в этом беседа после чтения произведения, рассматривание иллюстраций. Таким образом, мы вызываем интерес и желание поиграть.

 обеспечить знания литературного текста. Специально литературный текст не заучивается. Обеспечивается систематической, планомерной, последовательной работой:

а) повторное рассказывание, чтение произведения

б) пересказ  

в) показ настольного, кукольного, теневого театра данной сказки

г) слушание сказки в грамзаписи

д) просмотр диафильмов по этим сказкам

е) рисование на тему сказки.

    Таким образом, дети незаметно для себя, само собой, легко запоминают литературный текст.

 работа над выразительностью образа. Дети одновременно не могут рассказывать сказку и выполнять выразительные движения. Для того чтоб ребенку легче было соединить, необходима работа:

а) наблюдение за животными в естественных условиях

б) рассматривание иллюстраций с изображением животных

в) чтение художественных произведений с характерами животных (Ушинский, Чару шин, Бианки)

г) развитие речевых и двигательных умений детей на занятиях по развитию речи, музыкальных и в свободной деятельности, в П/и. используются различные этюды, когда идут беседа, пересказ.

 подготовка атрибутов. Желательно проводить вместе с детьми.

 руководство самой игрой. После подготовительной работы дети могут сами начать, или их побуждает воспитатель. Помощь в распределении ролей, подготовка оборудования, воспитатель участвует в игре от лица автора, в ходе игры может использовать совет, помощь, напоминание, но много стараться не делать.

    В конце игры можно провести беседу о том, как мы играли: 

 Понравилась ли игра и чем:

 Как мы играли?

    Т/и обязательно тесно связана с сюжетноролевой игрой, их связывает театр (билеты, ответственный за свет, музыку, костюмы).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ.

Своеобразие дидактической игры (Д/и):

Дидактические игры   обучающие игры, основная задача которых усвоение, закрепление знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей, личности ребенка. Придумываются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

    Дидактическая игра имеет свое своеобразие. В каждой игре есть обучающая задача. В некоторых названиях раскрывается эта задача. В некоторых названиях раскрывается эта задача. Д/задача выступает не открыто, она реализуется через игровые действия. Т.е. задача облачена в игровую форму и решается через игровые действия. Дети усваивают знания, учатся в легкой, занимательной форме, т.е. обучение связано с игрой. Кроме того, в игре есть игровые взаимоотношения между воспитателем и детьми.

Д/игра имеет четкую структуру:

  • есть обязательно задача

  игровые действия  способы проявления активности ребенка. В ст. группе это могут быть умственные действия, через действия выполняется задача.

 правила, которые помогают реализовать игровое содержание: поведение и действия детей.

 результат  решение задачи.

    Все эти элементы игры (и задачи, и действия, и правила) взаимосвязаны.

    Задачи определяют игровые действия, а правила помогают действовать и решать задачи.

    Д/игра имеет свои истоки в народной педагогике. Эти игры передаются из поколения  в поколение. Есть д/и общие и национальные.

    Народно д/и очень хорошо учитывают психофизические особенности детей. в них отражается гуманное отношение к детям. Игры просты, динамичны, образны, эмоционально окрашены, посильны для детей. Народно д/и решают все задачи комплексно: умственное воспитание, знакомят с трудом, развивается речь, внимание, сосредоточенность, вырабатывается сообразительность, нравственные качества, выдержка, умение подчиняться правилам, двигательная активность, формируется вкус к речи. Дети в ходе развития видоизменяют игру.

Создание условий для игровой деятельности.

    Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.

    «Программа воспитания в детском саду» требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерыве между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

    Игры в утренние часы помогают создать у ребят бодрое, радостное настроение на весь день. Каждый может взять любимую игрушку, по желанию объединится с товарищами. Нередко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями. Продолжают игру, начатую накануне. Завтрак прерывает игру, но ребята снова возвращаются к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. В этот короткий промежуток целесообразно начинать новую игру, но надо дать возможность играющим продолжать незаконченную постройку, обсуждать дальнейший ход игры. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны подвижные игры.

    Для игр в помещении отводится время во второй половине дня, а на участке  до обеда и вечером. В эти часы дети играют в сюжетные игры, сооружают постройки, организуют игрыдраматизации, подвижные и дидактические игры.

    От всех сотрудников детского сада зависит, чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда изза нерационального использования времени  слишком долгого завтрака, одевания, умывания  время игры сокращается. Этого нельзя допускать. Если дети мало играют, они становятся вялыми, раздражительными, отстают в развитии.

    В групповой комнате нужно создать обстановку для проведения различных игр. Особое место надо выделить для игр с крупным строительным материалом, чтобы дети имели возможность сохранить на какойто срок сделанную постройку. Игрушки надо расположить так. Чтобы каждому было удобно их брать и убирать на место. С первых дней пребывания в детском саду дети самостоятельно пользуются игрушками; воспитатель приучает их бережно обращаться с ними, убирать на место. Время от времени педагог просматривает вместе с детьми игрушки, отбирает, что надо починить; мелкий ремонт он производит сам с помощью детей.

    Играют ребята в разных местах комнаты. Чтобы одна группа не мешала другой, желательно иметь легкие переносные ширмочки, 23 маленьких коврика. Тогда дети могут играть маленькими группками. Если организуется игра большим коллективом, нужно сдвинуть мебель. Чтобы выделить достаточную площадь для игры.

    В младших группах надо отвести место для подвижных игр с игрушками, в чем большая потребность у маленького ребенка: дети перевозят игрушки, катают их, бегают друг за другом.

     Время от времени игрушки следует пополнять новыми, менять. В каждой группе в распоряжении детей должны быть все виды игрушек и в достаточном количестве игровой материал. Обычно в одной и той же игре употребляются и строительный материал, и готовые игрушки, и игрушкаматериал.

    Каждая игрушка должна иметь определенное место. Если дети хотят продолжать начатую игру после обеда или на другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии. Что они расставлены аккуратно. Это способствует воспитанию целенаправленности, поддерживает интерес к начатой игре.

    Особенно важно хорошо организовать игры на участке. Этим играм отводится больше всего времени, игры на свежем воздухе очень полезны для здоровья ребенка и его развития.

    В играх на участке детям тоже даются все виды игрушек, но при этом надо учитывать особенности сезона. Летом можно вынести все игрушки без ограничения, зимой брать лишь те, которые не портятся от снега. Зимой даются детям для перевозки кукол маленькие санки, летом  тележки. В течение всего года, за исключением самых холодных месяцев, на участке нужен строительный материал  крупный и настольный. Он может быть заменен набором частей: деревянные чурбаки разной длины и толщины, гладко обструганные доски, деревянные ящики, скамейки с отверстиями по бокам, куда вставляются палки, рули, колеса.

    На участке дети не ограничены в движениях, они могут побегать, пошуметь, порезвиться, затеять игры, которые трудно хорошо провести в помещении. Но проведение игр на свежем воздухе имеет и свои трудности: на участке многое отвлекает ребят. Воспитатель должен быть ограничен, чтобы вовремя поддержать интерес к игре, помочь довести ее до конца. Перед выходом на прогулку педагог предлагает детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять. Когда дети выходят на участок с определенной увлекательной целью, они сразу организуются, они деятельны и спокойны.

    На участке должны быть созданы условия и для спокойных игр: за столиком в беседке, в домиках дети могут играть в различные спокойные игры с игрушками.

    На прогулке воспитателю чаще, чем в помещении, приходится быть активным участником детских игр. В зимние холодные дни, ранней весной, поздней осенью, когда нельзя свободно двигаться по всему участку, педагог должен сам организовать игру, чтобы поднять настроение детей, позабавить их. Например, в морозный зимний день можно устроить праздник кукол: их катают на украшенных санках, прокатывают с горки, все это сопровождается разными шутками и забавами. В сырой весенний день в беседке старшие дети организуют театр  показывают малышам какуюнибудь сказку.

    Таким образом, в детском саду должны быть созданы условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры

Разработка содержит теоретический и практический материал по организации пальчиковых игр . Пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие реч...

Методические разработки "Актуальные вопросы детской игры"

  Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ре...

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.  Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумыв...

Методическая разработка Тема: «Строительные игры детей старшей группы детского сада»

Строительные игры детей старшей группы       Строительные игры в жизни детей старшей группы занимают значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что оп...

Методическая разработка для воспитателей детского сада на тему: «Общие методические основы организации детского конструирования»

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...