Доклад на педсовете Мини-музей детского сада «Русская ИЗБА»
учебно-методический материал на тему

Кривошеина Галина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

История  Руси  полна  драматизма. Половецкие  и  татарские  многочисленные  воины  и  пожары, природные  катаклизмы  уничтожили  многие  произведения  национальной  культуры.  Поэтому  особенно  важно  беречь  и  хранить  то, что  досталось  нам  в  наследство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_detskogo_sada_russkaya_izba.odt29.1 КБ

Предварительный просмотр:


ГБОУ города Москвы Школа № 2083

ДО «Семицветик»

Доклад на педсовете

Мини-музей детского сада «Русская ИЗБА»

Подготовила и провела

                                                                                    воспитатель средней

                                                                      «Светлячок»

                                               Кривошеина Галина

                                                                 Николаевна

Москва 2015


«Любовь к родному краю,  родной  культуре, к родной речи начинается  с  малого- с  любви к своей

 семье, к  своему  жилищу.

Постепенно  расширяясь  эта  любовь  переходит  в

любовь   к  своей  стране, к  её  истории, её  прошлому и  настоящему,  а  затем  ко  всему человечеству, к  человеческой  культуре»

Д.С. Лихачев.

ВВЕДЕНИЕ.

История  Руси  полна  драматизма. Половецкие  и  татарские  многочисленные  воины  и  пожары, природные  катаклизмы  уничтожили  многие  произведения  национальной  культуры.  Поэтому  особенно  важно  беречь  и  хранить  то, что  досталось  нам  в  наследство.

  Культуру  России  можно  сравнить  с  величавым, широко  разветвленным    деревом, крона  которого  имеет  тысячи  ветвей, несметную  листву  и  мощные, уходящие  в  глубину  корни. Памятники  русской  национальной  культуры  стали  достоянием  мировой  культуры  и  мы  по праву   можем  ими  гордиться.[1] Ещё  А.С. Пушкин  в  письме  к  П.Я. Чаадаеву  писал: « Клянусь  честью, что  ни  за  что  на  свете  я  не  хотел  бы  переменить  Отечество  или  иметь  другую  историю,  кроме  наших  предков».

  Сейчас, с  возвращением  к  нам  национальной  памяти, все  больше  хочется  знать  о  русской  культуре, обычаях   и традициях, о  том, как  жили  наши  предки, во  что  одевались,  как  отмечали  праздники, что  ели  и  пили.

  Народ, который  дал  миру  шедевр  поэтического  творчества « Слово  о  полку  Игореве»,  золотое  узоречье , извлеченное  из  пепла  батыевского  пожара, подробные  летописи  княжеских  и  городских  дел , берестяную   почту горожан, творения  Рублева , Пушкина, Толстого; народ, создавший  церковь  Покрова  на  Нерли, Дмитровский  собор  во  Владимире, Московский  Кремль , адмиралтейство  в  Санкт- Петербурге , сумел  даже  архитектуру  простой  крестьянской  избы  поднять  до  уровня  мировых  шедевров .

  Удивителен   мир  народного  искусства!  В  каждом  уголке   России  живут  и  развиваются   родники  поистине   бесконечно  доброго  народного  мастерства. Поэтому  важно  не только  сохранить  живое  наследие  народа, но  и  сделать  его  частью  современной  жизни, предметом  пристального  и  подробного  изучения. С  этой  целью  в  нашем детском саду и  был  открыт   музей  «Русская изба». В  нем  знакомят  ребят  с  крестьянским  бытом,  народными  праздниками. В  музее  проходят  занятия  по  культуре  своего

3

народа  и  азбука  народного  творчества, которые  формируют  у  детей уважение  и  интерес  к  историческому  прошлому  своего  края.

Цели и задачи мини-музея.

1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

2.Развивать воображение детей.

3.Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Что такое мини-музей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.

Этапы проекта мини-музея «Русская изба»

В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, и в роли музееведов, и в роли хозяев избы.

1. РУССКАЯ ПЕЧЬ

  Давайте  вместе  с  вами  отправимся   на  экскурсию  в  наш  музей. Пусть  это  слово  и  сухое,  и  холодное, и  может  быть  от  него  пахнет  застарелой  пылью, а   свой  музей  мы  назвали  ласково  «Крестьянская изба». В  нем  тихо, тепло и  уютно. Здесь  царит  «свежевыбеленная»  красавица-печь.

  Есть  такая  русская  народная  загадка «Стоит  терем, в  тереме  ящик,  в  ящике  мучка,  в  мучке  жучка».  Её  отгадка  : «стоит  изба, в  избе  печка, в  печке  зола, а  в золе – жар».[2]  Войдя  в  избу, на  печь  сразу  обращаешь  внимание. «Без  печи хата - не  хата» говаривал  русский  народ. Печь  занимает  почти  пол  избы, с  ней  связан  весь  быт, вся  жизнь  крестьянина. Верой  и  правдой   служила  она  нашим  предкам, выполняя  в  их  быту  самые  разные  функции:

4

  1. в  ней  готовили  пищу (стряпали),
  2. пекли  хлебы, на  ней  спали,
  3. проращивали  солод  для  кваса, пива и  браги,
  4. сушили  продукты,
  5. она  отапливала  и  вентилировала  избу,
  6. в её  печурках  сушили  варежки, валенки,
  7. под  ней  хранили  дрова,
  8. она  определяла  рабочие  места  в  жилом  помещении,
  9. даже  домовые  и  сверчки жили  за  печкой.

Народ  недаром  наделял  печь  волшебными  свойствами, а  образ  печи  стал  традиционным  для  русских  сказок: она  прячет  Машу  и  её  братца  от  злых  гусей  - лебедей, везет  Емелю  к  царю  и т.д. В  печи  готовили  еду  себе  и  домашней  живности. Для  сна  делалась  специальная  лежанка. А  сколько  сказок  и  разных  историй  рассказано ребятам  на  русской  печке! Дети  очень  любили  поваляться  на  теплой  печке долгими  зимними  вечерами, сверху  наблюдая  за  домашней  работой  своих  бабушек  и  дедушек, матерей  и  отцов. На  печке  грели  свои  старые  косточки  старики  и старухи - и, говорят, помогало.

Печь  складывали  из  кирпича, который  сверху  обмазывали  глиной. Такой  русская  печь  дожила  и  до  наших  дней. Человек, который  умел  класть  печь, - печник - пользовался  большим  почетом  и  уважением. Слава  о  хорошем  печнике  шла  по  всей  округе. Важно  было  не  просто  сложить  печь: она  должна  была как  можно  дольше  держать  тепло, а  дров  требовать  как  можно  меньше. «Мала  печка,  да  тепленька»,  «Когда  в  печи  жарко - тогда  и  варко» - говорят  русские  народные  пословицы. Хорошая  печь - гордость  и  печника, и  хозяина  дома.

Основанием  печи  служит  печное  место,  или  опечье. Это  деревянный  сруб  из  толстых  бревен, разделенный  пополам. В  нижней  части  опечья  зимой  держали  кур.  Около  выходного  отверстия  русской  печи  (устья)  помещалась  толстая  доска - шесток, на  которую  ставили  всё  то, что  в  печь  идет  и  что  из  печи  вытаскивают. В  верхней  части  хранится  вся  печная  утварь: ухваты (ухват - палка  с  надетой  на  неё  металлической  рогаткой), чугунки, горшки.

2. ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА.

 Продолжая  рассматривать  экспонаты  нашего  музея  взгляд  останавливается  на  полке  с  глиняной  посудой. Сколько  здесь  форм,  есть  и  расписные, и  совсем  новые, и  отслужившие  человеку  много  лет.

 И  все же  интересно когда  появилась  в  обиходе  у  человека  посуда  из  глины? Оказывается, после  того, как  впервые  человек  изготовил

5

первый  сосуд из  обожженной  глины, прошло  около 7000 лет. Пластические  свойства  глины  люди  оценили  еще  раньше  в  эпоху  палеолита, но  научились  предавать  изделиям  влагоустойчивость, прочность  и  огнеустойчивость  много  позднее – в  эпоху  неолита.

 Время  меняло  форму глиняной  посуды, совершенствовалась  рецептура  смесей, менялась  технология  обжига. Это  позволило  создавать  изделия  разных  цветов,  придавать  им  любую  форму, стенки  сосудов  делать  такими  тонкими, что  они  становились  почти прозрачными. Перед  мастерами  открылись  почти  безграничные  возможности. Появились  терракот, майолика, фаянс, фарфор. Но  родоначальником  всей  огромной  семьи  керамических  изделий  был  простой глиняный  горшок.

 Высокохудожественной  керамикой  славилась  и  Древняя  Русь   и  в  настоящее  время  современные керамические  промыслы  нашей  страны  - гжельский, скопинский, балхарский  и  многие  другие  - продолжают  традиции  старых  мастеров.

3. ПОЛОТЕНЦА.

  Переходим  к  следующим  экспонатам  нашего  музея.  Полотенца  играли  большую  роль  в  крестьянском  быту. Они были  не  только необходимой  частью  домашнего  обихода, но  являлись  неотъемлемой  частью  многих  сельских, церковных  и  семейных  праздников. На  полотенце  подносили  «хлеб - соль» дорогим  гостям, полотенцем  опоясывались  сваты, исполняя  свои  обязанности.

  Наряду  с  лентами, с  платками, и  другими  атрибутами  полотенца  играли  важную  роль  в  свадебных  обрядах.

  Полотенце  дарили  уезжающим  сыновьям  матери, а  мужьям  жены. Вышитыми  полотенцами  украшали  образа («божницы»  в  домах). Полотенце  обязательная  часть  приданого. Ими  в  дни  сельскохозяйственных  и  церковных  праздников  крестьяне   украшали свой  дом.

  Само  название  «полотенце»  происходит от  древнего  русского  слова « полотно» и  указывает  на  то, что  предмет  этот  появился  очень  давно. Вышитые  полотенца – характерная  черта  быта  всех  восточных  славян. Мотивы  вышивок  полотенец отличаются  разнообразием, выразительностью  и  разной  техникой  исполнения  (мелкий  крестик, тамбурный  шов, гладь  и др.)

Различно и  цветовое  решение: красные  тона, красно-черные, многоцветные. Особый интерес представляют сюжеты вышивок  на  полотенцах. Талантливые  русские  мастерицы  в  течение  ряда  столетий  выработали  множество  приемов  украшения  праздничных ,   ритуальных  и  повседневных  полотенец. Украшали  их  кружевами. Каждая  губерния, иногда  каждый уезд  имели  свои  характерные  особенности  вышивки.

6

Здесь  можно  встретить  и  фигуры  женщин  с  утрированно  тонкими  талиями, стилизованные  изображения  птиц, коней  и  сказочных  животных, растительный  и  геометрический  орнаменты.  Мотивы  эти  традиционны, они  передавались  из  поколения  в  поколение, и  в  них  сохранилась  символика  древних  верований  наших  предков.[3]

  На  свадьбе, масленице, при  рождении   человека, вышитые  полотенца  были  священным  оберегом. Особую  силу  оберегать  людей  от  злых  сил,  болезней  и  стихий  приписывали обыденному  («об  один  день  сделанному») полотенцу. Оно  создавалось  несколькими  мастерицами  за  один  день  или  сутки  и  считалось  безупречно  чистым.

4. ПРЯЛКИ

Продолжим дальше нашу экскурсию.  Правый угол от печи назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Прялка – удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с женским трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось  с такой  любовью, как прялка. Значение прядения было всегда так велико, что еще в глубокой древности, как и ткачество, оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.

 Народ поэтизировал труд пряхи.  О ней поется в песнях лирических и шуточных. Её образ появляется и в игрушке, и в росписях, где сцена прядения изображается такой же торжественной, как чаепитие и праздничное катание. Образ труженицы – пряхи нашёл отражение не только в народном творчестве, но и в поэзии А.Пушкина и И.Никитина.

 Сегодня мы врятли  вдумываемся   в знакомые пушкинские строки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», а не так уж давно девушки и женщины наших сел и деревень постоянно пряли. Пряли всю зиму, пряли днями и неделями. Трудно представить, какое количество пряжи надо было наготовить, чтобы одеть большую семью. Поэтому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. На се посиделки или «беседы» девушки ходили с прялкой. Причем уходя из дома на «беседу», девушка брала уже не простую прялку, которая служила ежедневно, а самую нарядную, резную, чаще всего подарок отца, брата или своего парня-«вечеровальника».

Традиция предписывала русскому парню изготовить своими руками все необходимое для того чтобы его любимая могла готовить себе приданое. И уж конечно, каждый юноша старался превзойти всех остальных  своим

7

мастерством, готовя для девушки такой подарок. Сколько выдумки, изобретательности, тонкого художественного вкуса вкладывалось в украшение каждой прялочки!

Собирались не только в своей деревне, но и в соседней. Старушки вспоминают: «Сегодня у одной соберемся, завтра у другой, чередовались. Собираются, прядут, песни поют. Парни с гармошками. Тальянки были, волынки – всякие. Там идет и знакомство. Парень сядет за прялкой – «сесть в серёдки» называлось, -  и с той стороны копыла. И разговаривают. А она прядет. Парень облюбует девушку, и сватов может засылать…Ну, а надоест прясть, начинают играть в круги».

На Руси были два основных типа прялок:

  • гребни с  донцами;
  • прялки с лопастями.

Вечерины были для молодежи настоящей школой хорового пения. «На вечеринке сидим по всей избе, выпрядываем, да выпеваем. Раньше работаешь да все больше поешь «Камарочки», «За травою». А пока пели песни, пока шутили да смеялись с парнями,  руки безостановочно работали, пальцы сучили пряжу, тянулась и тянулась нить, и вертелось бесконечно, становясь толще и толще, точеное веретено.

До Великого поста, то есть до середины февраля, а иногда и дольше, женщины пряли. Посиделки, вечерины, беседы (назывались они по-разному) устраивались всю зиму, с Филиппьева дня до масленой. Во время поста мужчины доставали ткацкие станы, и женщины и девушки уже могли из нитей ткать полотно. Перетыкая, переплетая под прямым углом нити основы и утка, ткач получает полотно.

5. ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ.

Другим видом домашнего рукоделия является лоскутное шитьё, с давних пор известное на Руси. Традиция шитья из  кусочков ткани и перешивка старых вещей никогда не прерывалась. Наши  прабабушки, перелицовывая и перетачивая различную  одежду, превращали её в новые изделия, которые очень долгое время радовали глаз. Да и служили такие вещи, сделанные с любовью, очень долго. Мастерицы собирали и шили из лоскутов жилеты, юбки, платья, подушки и одеяла, игрушки для малышей.

6. МЕБЕЛЬ.

 Другой, левый угол от печи, назывался красный, то есть красивый.

  Смотрите, как всё продумано в крестьянском хозяйстве, как всё отлично предусмотрено для жизни человека. Большой стол, за который могла усесться вся семья, вдоль стен широкие лавки. На них иногда и спали. В красном углу иконы, украшенные яркими полотенцами. Стол в избе – это не просто

8

необходимая мебель. Только за столом члены семьи ощущают себя единым целым. Порядок за столом отражал не только  семейные отношения, но и глубочайшее уважение трудового человека к еде, олицетворяющей весь жизненный процесс. За обеденным столом нельзя было много говорить, вставать из-за стола до окончания трапезы без крайней нужды, заниматься посторонними делами.

  Стол с точёными ножками стоит и в нашем музее.

  Чай же пили из самовара, и стоял он сверкающий на почетном месте на большом столе.

  Русские считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Когда же на Руси появился самовар? Его появление было связано с возникновением обычая чаепития. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки, происходил обмен новостями, велись диспуты и споры.

   «Самоварной столицей» в девятнадцатом веке делается город Тула и появилась поговорка: «Со своим самоваром в Тулу не ездят». Русское изобретение удивляло всех оригинальной формой, богатством, декоративной отделки, конструктивным решением. На всех  зарубежных выставках  русских промышленных изделий  самовары  неизменно привлекали огромное внимание, и на  блестящем тулове, как на груди заслуженного солдата, появились медали.

    Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Основная причина распространения деревянных ложек  в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. А ещё  любили наши предки очень горячую пищу. Подать на стол чуть ли не кипящие щи было делом чести хозяйки. Деревянная ложка губы не обжигала. Конечно, кипящие щи не ели, но черпали их очень горячими, и остывали они в ложке. Неумелому человеку, обжёгшему губы, говорили, что он забыл о том, что «под носом ветер есть». Вторая причина заключалась в том, что дерево - удивительно пластический и выразительный материал, а русские люди никогда не рассматривали предметы обихода только с унитарной точки зрения, а искали в них и красоту. В руках умельцев деревянная ложка превращалась в подлинные произведения искусства. Деревянные миски и ложки резали почти в каждой семье.

    А у двери на лавке  располагается обычно хозяин, отец семейства со

своими делами: то сбрую коню поправит, то сапоги детям починит. Это место так и называлось «подпорожье».

   К большим праздникам  столы и лавки промывали с речным песком, и они имели приятный желтоватый цвет.

   

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Музей пополняется новыми экспонатами.

   Почему же настолько актуально  воспитание на традициях отечественной культуры?  Во-первых,  мы в большинстве своём – русские.  Во-вторых, без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства  невозможно воспитать интерес к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство.  Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству.

Результат.

Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора . Например тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

Главное – мы достигли цели: создали обще развивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

10

ЛИТЕРАТУРА

1. В.С.Воронов. О крестьянском искусстве.-М.,1972 г.

2. Украшение крестьянских домов и одежды (историко – этнографический атлас). – М.,1970 г.

3. Т.М.Разина. Русское народное творчество.- М.,1970 г.

4. В.П.Аникин. Вступительная статья «Живая вода» (сборник русских народных сказок, пословиц, загадок)-М.,1987 г.

11


[1]В.С.Воронов. О крестьянском искусстве

[2]В.П.Аникин. Вступительная статья «Живая вода» (сборник русских народных сказок, пословиц, загадок)

[3]Украшение крестьянских домов и одежды (историко – этнографический атлас).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду     «Русская изба»...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба» г. Нижневартовск 2017 год.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск.     Проект по созданию мини-музея в детском саду...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».

НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....

Музей в детском саду "Русская изба"

Использование музейных технологий в ДОУ...

Конспект экскурсии в музей детского сада "Русская изба"

Конспект экскурсии по ознакомлению старших дошкольников с русской избой, с одеждой русского народа, домашней утварью, игрушками....

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у  ребен...