Игровая деятельность детей
консультация на тему

Мелькина Ирина Викторовна

Представлен материал по игровой деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_detey.docx62.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников

       В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

     Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.

    Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого — в основном на обучающих занятиях, — и самостоятельную свободную деятельность детей.

     А. С. Макаренко основными требованиями к руководству детской игрой выдвигал следующие:

1. Следить за тем, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка и не отвлекала его целиком от общественных целей.

2. Воспитывать в игре те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

      Педагог должен помнить о том, что обогащение содержания игры во многом зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью взрослых и общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за его пределы, встречи и беседы с представителями разных профессий, чтение соответствующей литературы.

       Совершенствование игровых умений происходит в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами.

       Е. В. Зворыгина, И. О. Ивакина, С. Л. Новоселова для своевременного формирования сюжетно-ролевой рекомендуют использование метода комплексного руководства на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры. Он представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта. Игра с сюжетными игрушками даже на начальных ступенях развития создает благоприятные условия для формирования умения осознанно действовать, создавать образы.

      Игра выполняет развивающую функцию, если она формируется взрослым с учетом закономерностей ее развития как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу решения игровых задач. Достижения воображаемой цели возможно при использовании игровых способов и средств.

      Способы решения игровых задач - это разные игровые действия и заменяющие их жесты и слова, обозначающие отсутствующие в данный момент предметы.  

     “Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры”.

        Н. Н. Палагина понимает игровой опыт как опыт моделирования реальных сюжетов с использованием игрушки. Для развития сюжетно-отобразительной игры она предлагает освоить с детьми разные источники сюжетов: из того, что ребенок воспринимает в группе и за ее пределами; из представлений о том, что видел раньше; из мультфильмов и книг. Тогда игра детей станет самостоятельной, инициативной, не будет повторением трех-четырех сюжетов. Развитие игры выражается и в том, что действия детей начинают передавать характерные особенности, детали, наблюдаемые в жизни.

         Педагог обязательно должен поощрять тех детей, которые стараются взять на себя роль взрослых, должен поддерживать первые эмоциональные проявления ролевого поведения, побуждать ребенка к высказыванию.

        Н. Ф. Комарова отмечала, что дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы (кормление, укладывание спать, прогулка, разнообразная деятельность в детском саду), т. е. те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. В таких играх способы игрового поведения детей разнообразны.

       По мнению Н. Ф. Комаровой, если у детей сформировать достаточно высокий уровень обобщения в бытовых играх, им будет легче переносить усвоенные способы игрового поведения в другие игровые ситуации. Поэтому работу следует начинать с усложнения способов и средств решения игровых задач в играх, возникающих по инициативе детей, используя для этого общение взрослого с ребенком. Наряду с этим знакомят детей с трудом взрослых, организуя экскурсии (в медицинский кабинет, пищеблок), целевые прогулки к проезжей части дороги. Некоторые экскурсии, например в магазин, в парикмахерскую, предлагается осуществлять родителям.

       К каждой экскурсии разрабатываются вопросы, заставляющие детей не просто перечислять то, что они видят, а осознавать увиденное. В процессе экскурсий детей необходимо включать в активную деятельность.  

      После каждой экскурсии проводится беседа, во время которой дополняются и закрепляются полученные детьми сведения. В ходе бесед вспоминаются характерные черты личности человека той или иной профессии. Выясняется, почему им необходимы такие качества. В дальнейшем это поможет детям более выразительно передавать ролевые образы в играх.

        Большое внимание уделяется включению детей в труд. Например, в утреннее время с небольшой группой детей проводится наблюдение за трудом няни, в ходе которого педагог не только отмечает, как старательно, ловко она работает, но и дает детям посильные поручения и вызывает желание подражать трудовым действиям.

       “Родителям можно посоветовать привлекать детей к посильному труду дома. Им рассказывается о том, какой объем поручений может выполнить ребенок 3-4 лет, какие требования следует предъявлять к оценке результатов его труда. Активное участие детей в труде способствует появлению новых игровых действий (по аналогии с трудовыми операциями), игра обогащается”.

              Как отмечено Н. Ф. Комаровой младшим дошкольникам трудно выделить главные моменты в процессе наблюдения, поэтому необходимо проводить беседу с родителями о том, как нужно знакомить детей с окружающим: знания должны быть доступные, надо объяснять все, что делает взрослый, зачем он это делает; обязательно включать детей в активную деятельность. Например, в магазине самообслуживания привлекать детей к осознанному выбору покупок, предложить выбранную покупку положить в корзину, по дороге из магазина дать что-то донести до дома. После посещения парикмахерской поговорить с ребенком о работе парикмахера, зачем нужна красивая стрижка; дома предложить сделать куклам красивые прически.

             Следующий компонент комплексного руководства - обучающие игры они используются для того, чтобы с их помощью совершенствовать средства выразительности роли. С этой целью можно использовать игры-драматизации. На занятиях по родному языку в свободное время драматизировать несложные потешки, небольшие стихотворения, обращая внимание на интонацию, выразительность голоса. На музыкальных занятиях, в подвижных играх предлагать выразительно передать движения различных персонажей: как ходит мишка, как скачет зайчик и т. п.

            Некоторым детям 3 лет приходится помогать переносить знания об окружающем в игровой условный план. Если, например, ребенок без особого желания раскладывает на столе посуду, воспитатель включается в игру, обязательно взяв на себя какую-то роль, например мамы, которая варит дочкам обед. В таком случае в процессе игры педагог называл каждую игровую задачу, все игровые действия сопровождаются словом, чтобы их смысл был понятен ребенку. Если ребенок  заинтересован игрой, воспитатель обращается к нему с каким-нибудь поручением по смыслу игровой ситуации, специально предлагает такие ситуации, чтобы ребенок включал в игру более обобщенные способы и средства решения игровых задач.

            В работе с детьми четвертого года жизни взрослый включается в игру более избирательно. Если его активность большая, ребенок может остановить: «Не надо, я сам». В таких случаях обучающие игры сразу исключаются.

             Н. Ф. Комарова пишет, что организуя среду для сюжетно-ролевой игры, игровой материал вносят постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомили. После закрепления и уточнения знаний вносят какую-то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда один настоящий предмет, например кухонную доску (эти предметы должны быть безопасными для детей). Настоящие предметы помогают лучше войти в роль.

              В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям. В игры детей третьего года жизни предметы заместители вводятся в совместной игре, так как требуется пример действия с ними. Дети принимают с большим удовольствием предметы-заместители, а в дальнейшем по собственной инициативе включают их в свои игры. Дети четвертого года часто сами обращаются к взрослым с просьбой дать недостающий предмет. В таких случаях вместе думают, чем можно заменить его. Иногда детей специально ставят перед необходимостью самостоятельно подобрать предмет-заместитель.

             Предметы - заместители разнообразят и обогащают игровые действия детей.

             Для того чтобы дети могли постоянно включать в игру предметы-заместители, в игровые уголки поставят коробки с природным материалом, с кусочками картона разной формы, обклеенными цветной бумагой, с кусочками поролона, меха, различными коробочками. Заместителями нужно заменять те предметы, о которых у детей нет достаточно четких представлений. Если предмет хорошо знаком, то лучше дать игрушки, в которых передаются достоверные детали, или предложить какой-то реальный предмет.

         Необходимо добиваться, чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению детей друг с другом.

         При комплексном руководстве успешно формируется сюжетно-ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, у детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом. Положительное эмоциональное общение между детьми легко возникает, если взрослые, организуя игровую деятельность в группе, поддерживают у детей хорошее настроение, проявляя изобретательность, выдумку.

                 Н. Я. Михайленко считает, что основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения. Исходя из этого она выделяет, что целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

       Высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями.

       В игре, как во всякой деятельности детей, по мнению Д. В. Менджерицкой,  воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

        Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.

       Изо дня в день наблюдая детей, воспитатель видит, какое направление принимают их игры, какие отношения складываются между играющими. Каждая игра дает материал для раздумий, радует или огорчает педагога. Первое условие успешного руководства играми - умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.

       Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета.

        Известно, что игра возникает в том случае, писала Д. В. Менджерицкая, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры - создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кинофильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.

        Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.  

        Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

         При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен  занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

       Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

    Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия

       Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

        В ходе анализа исследований можно сделать выводы: руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников должно быть комплексным, представлять собой систему педагогических воздействий. Это ознакомление с окружающим, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого и ребенка в процессе игры.

         Сюжетно-ролевая игра выполняет развивающую функцию, если формируется взрослым с учетом особенностей детей каждого возраста  и учетом тех умений, которые должны быть сформированы в этом возрасте.

         Ключевым моментом руководства сюжетно-ролевой игры выступает сформированность игровых умений и навыков, с постепенным усложнением.

      На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Классификация детских игр

Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его класси фикации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась класси фикация детских игр, базирующаяся на степени самостоятель ности и творчества детей в игре. Первоначально к классифика ции детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт. позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.

П. Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст — период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию являются имитационными (подражательными), а по организации — самостоятельными, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламен тируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П. Ф. Лес гафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

«Привязывание» П. Ф. Лесгафтом каждого вида игр к оп ределенному возрасту может показаться несостоятельным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, где игры с правилами занимают одно из главных мест в педагогическом процессе, начиная с млад ших групп. Совсем иное положение было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию. В России тогда было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры, в основном, начинались в школь ном возрасте.

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность — самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.

Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной — сфера созидания, созидания архитектурных сооружений. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр.

Театрализованные игры, или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.

К классификации игр-драматизаций существует несколько подходов. Так, ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр, но с некоторыми особенностями. По мнению Д. В. Менджерицкой, эти игры представляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. Н. С. Карпинская поясняет, что драматизировать — значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.

Другие ученые относят игру-драматизацию к театрализованным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах разыгры вается определенное литературное произведение. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

В данных определениях нет противоречий. В игре-драма тизации, как в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система ре альных взаимоотношений между играющими, сочетание роле вых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей. В ходе игры дети эмоционально осваи вают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко — роль и сюжет. Правила в таких играх сформулированы до начала игры. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений, когда тре буется сдержать непосредственное побуждение (не убегать огг «медведя» до определенного сигнала), затормозить действия, как в игре «День и ночь», или изменить их по сигналу ведущего, как в игре «Море волнуется». В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

Особым видом игровой деятельности является дидакти ческая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и спо-, собы умственной деятельности.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым — сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. В игровых действиях реализуются игровая и дидактическая задачи. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

Присутствие сюжета и роли в дидактической игре не обязательно.

Ошибочно было бы думать, что в дидактической игре нет места детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Например, в старшей группе появилась новая игра— «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку». Затем дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, все зависит от фантазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

С другой стороны, было бы неверным представлять, что и в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими и способы использования игрового материала. Эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; договариваясь об игре, надо выслушать всех, кто хочет играть). Во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, мешает играть, хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

Характеристика игрушек

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Януш Корчак писал: «Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, мячики резиновые, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Развитие теории игры в отечественной и зарубежной педагогики

        Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно—социально—экономического и культурного развития общества.

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: “в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.”[2]

Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 — 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

Спенсер внёс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление — предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.

Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт разряда внутреннеё энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.

Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.

Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал: “Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях — в настоящем и будущем.”[3] Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

Теория функционального удовольствия, реализации врождённых влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер (1870 — 1937) — австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребёнка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может осуществить в действительности.

З. Фрейд — основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал её с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как её изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путём, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.

Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая ,что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 — 1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается “коллективным инстинктом” детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.

методика руководства дидактическими играми

Педагогу необходимо, прежде всего, подобрать игруш¬ки, картинки, различные предметы для дидактических игр и хранить их в определенном месте. Но было бы не¬правильно, если бы в детском саду были подобраны игрушки, которые используются в дидактических целях, и не было бы игрушек для творческих игр детей.

Еще Е. И. Тихеева рекомендовала в каждом детском саду иметь дидактически оборудованную куклу, т. е. кук¬лу с комплектами всех предметов обихода. Кукла долж¬на быть размером 40—50 см, чтобы во время игры ее ви¬дели все дети группы.

Кроме куклы, используются и многие другие игрушки, изображающие транспорт, животных, птиц, посуду и т. д. Эти игрушки составляют обязательное оборудование игр с чудесным мешочком, игр в магазин, игр-загадок, когда подписанию нужно узнать, о какой игрушке говорится, подобрать игрушки по тому или иному признаку.

Большое место в дидактических играх занимают так называемые народные дидактические игрушки, которые радуют детей яркостью и разнообразием цвета, точностью размера и формы, прекрасной отделкой. К ним относятся цветные шары, конусы, бочонки, грибы, коль¬ца, игрушки-вкладыши, репки, коробочки. К ним же от¬носятся «матрешка», «бирюльки» — маленькие точеные изящные игрушки, очень привлекающие детей [9, с.81].

В дидактической игре используются картинки. Всем известны «Игры парами», созданные Е. И. Тихеевой, раз¬резные картинки, игры с картинками типа лото.

Желательно в детском саду иметь серии картинок в соответствий с программой ознакомления детей с окру¬жающий:

 жилища людей;

 средства передвижения по земле, по воде, по воздуху;

 предметы домашнего обихода: мебель, посуда — кухонная, чайная, столовая; предметы культуры, предме¬ты украшения, игрушки;

 одежда: белье — носильное, столовое, постельное; платье — зимнее, летнее, демисезонное; головные уборы по сезону; обувь по сезону;

 предметы питания: овощи, фрукты; ягоды, мучные изделия, сладости;

 дикие и домашние животные;

 деревья, кустарники, цветы и другие растения.

Желательно, чтобы картинки изображали не только то или иное живое существо, но и среду обитания или условия его жизни. Картинки должны быть достаточно крупными (примерно 15— 20 см), наклеенными на паспарту. Некоторые воспи¬татели используют настенное полотно, которое выпол¬няет роль карты лото, заполняемое детьми по ходу игры.

В дидактической игре могут широко использовать¬ся и обычные предметы обихода, а также природный материал: листья, цветы, плоды, семена, камни, песок, вода и т. д.

Но многие так называемые «словесные игры» прово¬дятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеют¬ся у детей. Это игры-загадки, игры на противопоставле¬ние, на классификацию и др.

Дидактические игры проводятся в часы игр и исполь¬зуются как форма и прием обучения во время занятий. Игры могут быть проведены со всей группой детей, с небольшими группами и с отдельными детьми.

Руководство игрой требует большого педагогического мастерства, и такта, потому что, решая в игре и через игру ряд задач, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их. В руководстве дидактической игрой центральное ме¬сто занимает определение содержания и тех задач, кото¬рые хочет разрешить воспитатель.

Планируя работу с детьми, воспитатель предусматри¬вает и те дидактические игры, которые он применит на занятиях, и те игры, которые проводятся в часы игр. Сле¬дует также продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей:

Отобрав игры, соответствующие программному содер¬жанию, воспитатель должен четко представить себе, ка¬кие результаты он хочет получить средствами дидакти¬ческой игры, потому что от этого часто зависит оформле¬ние замысла игры, игровые действия, содержание и фор¬мулировка правил, ход игры. Например, в игре для млад¬шей группы «Кто как кричит» может стоять задача выяс¬нить, знают ли дети голоса животных. Ее содержание явится интересным поводом узнать о животных. Игра в этом случае используется воспитателем в целях возбуж¬дения интереса детей. Но воспитатель может поставить и другую задачу — проверить, как дети усвоили голоса животных и различают ли они животных, по голосу. Эта же игра может иметь и частную задачу: поупражнять детей в звукопроизношении. Следовательно, одна и та же по содержанию игра может служить для решения разнообразных задач, причем новая задача придает ей новый смысл, делает игру новой и интересной для детей. Таким образом, можно проводить игры в разных ва¬риантах [16, с.102].

Определив основные задачи и программное содержа¬ние, воспитатель придает игре игровой, замысел, наме¬чает игровые действия, т. е. делает игру игрой. Через игровой замысел вызывается активный интерес детей к игре, личное отношение ребенка. Как только у детей воз¬никает личная заинтересованность, появляются и актив¬ность, и творческие мысли, и действия, и переживания — все те проявления, без которых невозможна игра как специфическая деятельность.

Маленьких детей влечет само действие, торможение у них слабее, чем возбуждение, непосредственная нагляд¬ность действует сильнее, чем слово, и поэтому целесооб¬разнее объяснение правил объединить с показом дейст¬вия— «пробным ходом». Правила игры малышам не сообщаются все сразу, они чередуются с действиями де¬тей, и воспитатель продумывает их последовательность.

Правила игры для детей старших групп носят уже более обобщенный характер, но и они должны быть чет¬ко сформулированы, и ясно раскрывать заключенное в них содержание. Если в младшей группе правило непосредственно связано с показом действия, то для старших детей это необязательно, потому что дети способны за¬помнить правило и перспективно представить его роль в игре. Дети старшей группы способны к торможению непосредственного интереса, поэтому им можно одновре¬менно сообщать ряд взаимно связанных правил. Если в младшей группе одно правило регулирует поведение и способ действия всех детей, то в старших группах в одной игре могут быть разные по содержанию правила для раз¬ных участников игры. Например, в играх типа загадок одни правила для детей, загадывающих загадки, и дру¬гие — для детей, отгадывающих их. Но те и другие, вме¬сте взятые, организуют поведение всех детей в игре.

По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:

 действо¬вать по очереди,

 отвечать, когда спрашивают,

 слу¬шать товарища,

 не мешать другим в игре,

 выпол¬нять правила,

 честно признаваться в ошибке и др.

При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому — легкую; застенчи¬вого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.

Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: од¬них привлечь к активной роли, у других несколько сдер¬жать их инициативу, чтобы они не подавляли других. В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному учас¬тию в игре. Руководство в ходе игры должно быть на¬правляющим игру и взаимоотношения детей, но не на¬вязчивым [7, с.81].

Маленькие дети сами не могут провести дидактиче¬скую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими. Воспита¬тель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «проб¬ный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбу¬дить у детей интерес к игре, желание играть

        Уже в самом начале игры, в сообщении замысла, со¬держания игры очень важны образность и краткость речи воспитателя, скупой и выразительный жест, чуткое вни¬мание к детям.

Сообщая правила игры, он формулирует их кратко, отчетливо и живо. Воспитатель проводит «пробный ход» игры, т. е. показывает, как играть. В играх со старшими детьми, когда они имеют элемент соревнования, можно предложить кому-нибудь из Детей повторить правила, чтобы недостаточная четкость их усвоения не повлияла на ход и результат игры [1, с.33].

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-                   выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

-                   определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

-                   установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

-                   подготовка игрового оборудования;

-                   определение времени игры в режиме дня.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

-                   дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

-                   обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

-                   позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

-                   материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

-                   определение количества играющих;

-                   ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

-                   игровыми действиями, дидактическим материалом;

-                   развитие у детей игрового настроения, желания играть;

-                   показ игровых действий;

-                   руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

-                   подведение итогов игры.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

-                   четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

-                   занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

-                   вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

-                   давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;

-                   обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

-                   варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

-                   осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

-                   средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Итак, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

 

Методика руководства строительно-конструктивными играми детей

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры.

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу. Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал и т. д.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т. д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т. д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворчества, предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить), т. е. применять частичный образец. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы).

Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т. д.

Используется также показ незаконченного образца постройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т. д.).

Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т. е. выделять общее, основное, части зданий и т. д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной постройке.

В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т. п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.

Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.

В исследовании А. Н. Давидчук детям этого возраста предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что, по мнению ученого, важно для формирования первоначальных исторических представлений. Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, педагог должен вести их к усвоению обобщенных представлений: постройки имеют определенное назначение, составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве, украшения.

В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности.

В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема постройки. Педагог учит детей составлять схему предполагаемой постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания на занятиях по конструированию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т. д.)

Постройки детей седьмого года жизни отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т. к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие возводят стены, третьи руководят всей работой и т. д. Такие строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой «Строительство».

В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, выступает собственно строительная деятельность, стремление что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным предметом для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен приучать детей анализировать свои постройки, что содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.

Руководство строительно-конструктивными играми с природным материалом

 

Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.

Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен последовательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница), огораживается, чтобы он не рассыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлечением строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.

В младших группах дети с удовольствием осваивают прием формовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.

В старших группах дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, туннель и т. д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т. п.).

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малышам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев, делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усваивают свойство влажного снега (тяжесть), а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.

Воспитатель побуждает детей к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.

Дошкольников следует знакомить и с приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой, разные сосуды (баночки, стаканчики и т. п.), воронки, плавающие и тонущие игрушки и предметы. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева.

Дети постарше (4-5 лет) усваивают новые для них представления о том, что вода растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки и т. д. Воспитатели учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; сооружают постройки из веток, тростника и т. п.

Строительно-конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:

·  конструирование по образцу (во всех возрастных группах);

·  конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);

·  конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);

·  конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);

·  стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

У каждого вида конструирования есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать.

Таким образом, строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек

Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...

Проект "Активизация игровой деятельности детей третьего года жизни посредством самодельного игрового материала"

Цель проекта: создание игрового материала, способствующего развитию игровой деятельности детей. Тип проекта: практический, игровой, групповой, среднесрочный....

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...