конспект непосредственной образовательной деятельности "Времена года"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Дубинина Светлана Александровна

Занятие разработано для детей старшей группы, с целью закрепления знаний о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для детей старшей группы40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленка»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область

«Речевое развитие»

Тема : «Времена года»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Подготовила:

ВоспитательМБДОУ

«Детский сад «Аленка»

Дубинина Светлана Александровна

п.Тюльган – 2015г.

Тема: «Времена года».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Цель:развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, отображающих мир  природы;

Задачи:

Воспитательные:воспитывать любовь и интерес к поэтическим произведениям;

Развивающие:развивать звуковую и интонационную культуру  речи

детей на примере поэтических произведений известных авторов.

Образовательные:формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста;закрепить умения подбирать рифму

Работа над словарем:поэт, рифма

Материалы и оборудование:экран, проектор для демонстрации слайда «Времена года»,видео письмо, почтовая посылка с дидактическим материалом, макет временного дерева.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей;

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД;

3. Приемы активизации практической деятельности детей;

4. Приемы поддержания интереса детей;

5.Примы оценки и самооценки.

Виды детской деятельности в НОД:

-Индивидуальная работа.

-подгрупповая работа.

-коллективная работа.

Игровая:Дидактические игры  «Съедобный – не съедобный», «Собери снеговика», «Перелётные и зимующие птицы» отгадывание загадок, оформление Временного дерева,

Коммуникативная:развитие воображения детей, поддержание беседы на заданную тему

Цель: расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Трудовая:самообслуживание, совместные действия.

Цель: вырабатывать привычку самостоятельно убирать материалы после продуктивной деятельности.

Продуктивная:оформление временного дерева

Музыкально-художественная: слушание

Цель: формировать способность эмоционально воспринимать речь воспитателя, по средствам музыкального и поэтического произведения.

Восприятие литературных произведений:сопоставление  поэтического слова и иллюстрации, подбор слов в рифму, повторение известных стихов о временах года

Цель: развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову

Планируемые результаты:

Личностные: знание, особенности  времен года.

Интеллектуальные:участие в беседе, высказывание своего мнения.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

1. Активность

2. Самостоятельность

3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым

4. Эмоциональность

5. Проявление волевых усилий.

6. Самооценка.

                       Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Просмотр презентации

развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), отображающих мир  природы

Социально коммуникативно развитие

Коммуникативные игры

Развивать воображение детей, умение поддержать беседу на заданную тему, расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Речевое развитие

Чтение стихов, составление рифмы

Закрепить знание известных поэтических произведений  о временах года, учить подбирать слова в рифму;

 развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову

Художественно-эстетическое развитие

Оформление Временного дерева

привлекать детей к созданию предметных и сюжетных композиций с целью закрепления знаний об основных приметах времени года

Физическое развитие

физкультминутки

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни

Аннотация

Конспект непосредственной образовательной деятельности составлен для педагогов дошкольного  образования, предназначен для работы с детьми старшей возрастной группы (5-6 лет)по образовательной области «Речевое развитие».  Для развития свободного общения взрослого с детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.

       В программе «От рождения до школы»  отмечены основные целевые ориентиры, по которым педагог формирует  у детей представления о чередовании времен года и их характеристиках, данные моменты отражены в ходе непосредственной образовательной деятельности.

Занятие помогаетс помощь литературных, поэтических, художественных произведений объяснять детям разницу между временами года.

В ходе целенаправленных занятий у дошкольников развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, отображающих мир  природы.

План НОД

  1. Вводная часть:  3 мин.

- психологический настрой на занятие, снятие напряжения;

- создание проблемной ситуации;

- создание мотива для деятельности детей;

- определение цели;

- физкультурная пауза.

  1. Основная часть: 17 мин

Слушание стихов под музыку

Рассматривание иллюстраций

Разгадывание загадок

Словарная работа

Игры «Рифмы», «Собери снеговика», «Съедобный -  несъедобный»;

Оформление «Временного дерева»

  1. Заключительная часть: 5 мин.

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итогов НОД

Ход непосредственной образовательной деятельности

Части НОД

Содержание

Области

1.Вводная часть:  -психологический настрой на занятие, снятие напряжения;

- создание проблемной ситуации;

- создание мотива для деятельности детей;

- определение цели;

- физкультурная пауза.

- Здравствуйте  дорогие ребята!

- Я рада видеть всех вас, вы все такие красивые! Подойдите по ближе

(Воспитатель и дети становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.)

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

- Я хочу с вами познакомиться, а в этом нам поможет веселый микрофон. Вы будите называть свое имя и любимое время года (например: меня зовут Светлана Александровна, мое любимое время года – зима.)

(Дети передают по кругу микрофон, называя свое имя и любимое время года)

Будем знакомы

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?  (ответы детей)

Я предлагаю вспомнить обо всех временах года.  

-А сколько всего времен года!   ( четыре)

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

2.Основная часть:

-Слушание стихов под музыку

-Рассматривание иллюстраций

-Разгадывание загадок

-Словарная работа

-Д/Игры: «Перелетные и зимующие птицы», «Съедобный - несъедобный»

«Собери снеговика»;

-Оформление «Временного дерева»

      -Ребята, садитесь на стульчики поудобнее, посмотрите,  почтальон,  принес посылку. Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем открыть посылку? (ответы детей) Правильно нужно прочитать, от кого она и для кого прислана.

(Зачитывается надпись:Для детей старшей группы детского сада «…»  от  Старика-Годовика) - Ой, ребята, а вы знаете кто такой Старик-Годовик?(Ответы детей)

-Интересно, тут еще видео письмо. Давайте посмотрим.          Видео

(На экране проектора появляется видео сообщение от Старика-годовика.)

- Алло, Алло, а в какой  детский сад я попал?

-Ну хорошо, значит все правильно  сделал.- Вы меня хорошо видите?

(ответы детей)

 - Здравствуйте ребята!

Зовут меня Старик-годовик,

Я к порядку привык.

И сегодня по порядку,

Я задам для вас загадку!

Первая  загадка?

Тройка, тройка –пролетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит –царица

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом

Всё покрыла серебром! (зима)

Молодцы ребятки!

Возьмите из посылочки

Конвертик со снежиночкой.

 -Прежде чем открыть конверт, давайте расскажем, что мы знаем о  зиме.

- Скажите на чем можно кататься зимой? (Можно кататься на коньках, санках, лыжах.

- Какой праздник мы отмечаем зимой?(любимый праздник – Новый год!

Дед Мороз приносит подарки.)

-Молодцы, старик-годовик  предлагает нам поиграть в  игру «Собери снеговика»!

((Набор: 3 круга разной величины, трапеция, 4 овала, треугольник, пластилин черного цвета. Дети по очереди берут один из элементов и ставят его на нужное место. В итоге  получается накладная аппликация снеговика.)

А сейчас мы с вами  украсим зимнее дерево. (Дети подходят к столу с дидактическим материалом оформляют совместно с воспитателем)Вот какая красота у нас получилась. Возвращаемся на места.

(видео запись)

2. Слушайте вторую загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.    (Весна)        

Молодцы!

Возьмите из посылки конверт на котором нарисована ласточка.

-  Ребята давайте  вспомним с вами признаки весны.

С наступлением весны, что происходит  со снегом? (Снег тает )

- Кто возвращается к нам из тёплых краёв?(Птицы: Скворцы. Ласточки. Грачи. Утки. Журавли)

-Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг? (Перелётные птицы).

-А тех птиц, которые остаются с нами зимовать, как называют? (Зимующими птицами).

   Старик- годовик,  прислал нам изображения птиц зимующих и перелетных, но к сожалению все они перемешались, нам нужно их разделить.

    Зимующих птиц  помещаем на облачко со снежинкой. (Дети выполняют задание самостоятельно:Ворона. Воробей. Голубь. Синичка. Дятел и т. д).

А перелетных птиц располагаем  на облачко где изображено солнышко (Самостоятельная работа детей:Скворцы. Ласточки. Грачи. Утки. Журавли и т.д.)

- Будьте внимательны.

- Вы замечательно справились с заданием!

Игровая  минутка:

ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК – СТАЙКА

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну а это – злой орлан.

Птички-птички, по домам!

Давайте мы украсим с вами весеннее дерево. Выходите все ребята

(видео запись)

3.Третья загадка,  вы готовы послушать?

Оно соткано из зноя,

И несет тепло с собою

Реки согревает,

«Купайтесь!»- приглашает.

Вы любите его за это

Всем известно это … (лето)

-   Раз загадку отгадали, возьмите из посылки конверт, на котором нарисована бабочка. 

 -Прежде чем открыть конверт, давайте  вспомним,  что мы делали с вами летом.

(ответы детей:  купались, загорать, кататься на велосипеде, собирали ягоды.)

      Нам  прислали необычные загадки. Это загадки – рифмы о цветах.

Много лепесточков острых

Красных, белых, пестрых

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я...                 (Гвоздика).

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился .. .                (Одуванчик).

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный ...            (Василёк).

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка.

Сердечко золотое,

Что это такое?                 (Ромашка).

Вы замечательно справились с заданием!

Мне нужна помощь, нужно украсить летнее дерево, помогайте все.

(видео запись)

4. Четвертая загадка небольшая, а отгадать ее всем  надо

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.(осень)

Не забудьте достать мой четвертый конверт.

-Давайте подумаем и скажем,  какая бывает погода осенью ? (ответы детей: когда солнышко греет- теплая и солнечная , когда тучки- прохладная, дождливая, пасмурная)

-Что мы надеваем? (куртки, шапки, сапожки)

-Кто  знает, что означает золотая осень? (это когда листья на деревьях становятся желтыми, красными и от этого на улице очень красиво)

- Молодцы!  А что же у нас  в конверте?

     Ребята Старик -годовик  приготовил для вас ещё одну интересную игру, а называется она «Съедобный-несъедобный»

Я буду вам называть гриб, а вы будете отвечать съедобный он или нет

(игра с волшебным клубочком)

Съедобные: (опята, грузди,  лисички, подосиновик, подберезовик, масленок)

Несъедобные: (мухомор, поганка)

Предлагаю украсить последнее  осеннее дерево

-  Посмотрите у нас получилось украсить сегодня четыре дерева : зимнее, весеннее, летнее и осеннее. Сколько времен года столько и деревьев

     Посмотрите на экран, старик годовик еще что-то хочет сказать, слушаем внимательно (видео запись)

Ребята, вы молодцы! Какие красивые деревья у вас получились.

А теперь наступает самый ответственный момент. Вы будете делать волшебное дерево. Инструкции-подсказки находятся в посылке.

   Чтобы все получилось, не забудьте сказать волшебные слова….              

     У вас должно получится необычное дерево которое будет Вам напоминать обо всех временах года.

    До, свидания ребята!

Желаю всем удачи.

Воспитатель:

- Нам нужно выполнить последнее задание, для этого мне нужны помощники. (Дети встают и располагают сезонные деревья от зимы до осени)

- Пришло время произнести волшебные слова:

                 Встаньте все деревья в ряд

                 Покажите весь наряд.

                 Сделаем кружок и вот

                 Получился круговорот.

                 Скажем дружно 1,2,3.

                 Волшебство нам покажи.

- Посмотрите что у нас получилось, это дерево действительно необычное.

Если на него посмотреть можно побывать сразу во всех временах года.

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Ребята вы Молодцы! Все задания Старика – годовика мы выполнили.

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,  Социально-коммуникативное развитие,

3.Заключительная часть. Рефлексия.

-Оценка деятельности детей и самооценка

-Подведение итогов НОД

Давайте с вами снова встанем вокруг нашего дерева и вспомним, чем мы сегодня занимались.

- Ребята, скажите, что вам больше всего запомнилось и понравилось?  Выслушать ответы детей

- А сейчас,  посмотрите я еще что-то нашла в посылке. (Достается корзинка с листьями)

- Посмотрите ребята, сколько в корзинке  разноцветных листьев. Если вам занятие понравилось, выберите  яркие листочки : желтые, красные или зеленые.

А если вам было не интересно, то коричневый листик. Покажите свой выбор.

(обратить внимание на причины)

-Каких листиков больше? ( ответы детей)

 Как  красиво.

Я думаю, что вам было интересно.

Спасибо всем за внимание!

Соиально- коммуникативное развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по образовательной области «Коммуникация» (начала грамоты) для детей 7 года жизни Тема: "Скоро, скоро Новый год!».

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация" (начала грамоты) для детей 7 года жизни на закрепление умений и навыков детей, актуализацию знаний....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Весёлое путешествие» для детей I младшей группы (2-3 года)

Цель: Развитие представлений у детей о диких животных.ЗадачиУчить детей узнавать и называть диких животных.Развивать речевую активность, интерес к художественному слову.Воспитывать  любовь к живо...

Образовательная область «Социализация». Конспект непосредственной образовательной деятельности « Что такое дружба» в старшей группе.Занятие было показано на конкурсе "Воспитатель года"

Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, музыка, здоровье, физическая культура, художественное творчество.Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, проду...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»

Очень важно прививать детям знания, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующего вида воспитанников шестого года жизни по образовательной области «Художественное творчество» с использованием ИКТ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в группе компенсирующего вида воспитанников  шестого года жизни по образовательной области «Художественное творчество»  с использо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация без наклеивания Тема: «Домик для воробья»

Уважаемы коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы. Представляю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная обла...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» Тема: «Зайку бросила хозяйка»

Уважаемые коллеги! Для тех, кто интересуется использованием в своей деятельности здоровьесберегающих технологий (в частности пальчиковая гимнастика) в детском саду представляю конспект для детей ...