Главные вкладки

    Консультация (старшая группа) по теме:
    Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Логинова Ольга Васильевна

    Сдесь вы можете найти консультацию для воспитателей по  гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего  дошкольного возраста, средствами проектов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами

    проектной деятельности»

    Гражданско-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня много  говорится о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

          Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

           Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

    Научные  исследования  О.И.  Жуковской, А.А. Люблинской,  Т.А.  Марковой,  Р.С. Буре  в  области  педагогики и  психологии  подтвердили,  что  дошкольникам,  особенно  старшим,  доступно  чувство  любви  к  родному  городу,  краю. Однако, в  данном  возрасте  невозможно  сформировать  убеждения,  но  можно  заложить  глубокие  эмоциональные  основы  патриотических  чувств.  Ребенок  дошкольного  возраста  мыслит  конкретно.  Он  должен  выполнять  конкретные  дела,  а  не  оперировать  отвлеченными  понятиями. Необходимо  с особой серьёзностью и ответственностью подойти к вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Для  повышения уровня знаний и представлений  детей по гражданско-патриотическому воспитанию   необходимо использовать эффективные методы обучения.

    В  этом  смысле  метод  проектов  наиболее  целесообразная  форма  для  решения  задач  гражданско-патриотического  воспитания. В  современной  педагогике  метод  проектов  используется  наряду  с  систематическим  предметным  обучением,  как  компонент  системы  продуктивного  образования.

           Основной  целью  проектного  метода  в  дошкольных  учреждениях  является  развитие  свободной  творческой  личности  ребёнка,  которое  определяется  задачами  развития  и  задачами  исследовательской  деятельности  детей.

    Проектная деятельность  это технология,  которая   учит детей самостоятельно       мыслить, осуществлять творческий поиск информации,        находить и решать проблемы,  и  дает    возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно  значимым.
          Проектная деятельность  позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения, а активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Проектная деятельность затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д.

    Рассмотрим  форму проекта - педагогический проект.

     Названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество: «Защитники Отечества», «Животный мир ХМАО», «Город в котором я живу», «Жизнь и быт коренных народов Севера» и т.д.

    Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.

    Продолжительность:

    краткосрочные  (от одного дня -до 1-2 недель),

    среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца),

    и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).

    Цель  проекта - формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    -Сформировать представления о своем родном крае

    -сформировать представления о родной Стране

    - сформировать представления детей о Российской армии;

    - расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Развивающие:

    - вызвать желание больше узнать о своем родном крае, о своей Стране,  о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);

    - развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;

    - обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.

    Воспитательные:

    - воспитывать уважительное отношение к истории своего родного края, нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти погибших бойцов.

    - организация работы с родителями по привлечению их к гражданско-патриотическому воспитанию детей в семье.

    Участники проекта:

    - дети;

    - воспитатели;

    - специалисты;

    - родители;

    - сотрудники городской детской библиотеки;

    - ветераны.

    Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

    • совместная деятельность с детьми;
    • взаимодействие с родителями, социумом

     Ресурсное обеспечение проекта:

    • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
    • материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия);
    • экспонаты мини- музея.

    Формы и методы проекта. 

    Проект осуществляется в несколько этапов:

    • организационно-подготовительный,
    • основной (этап непосредственной реализации),
    • итоговый (результативный, рефлексивный).

    На организационно - подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации.

    С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.

    Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.

    На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.

    Заключительный этап: Подведение итогов проводится в виде тематического праздника или презентации альбома, газеты и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию...

    Гражданско- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Данное сообщение к педагогическому совету на мой взгляд на одну из наиболее актуальных тем нашего времени, поскольку патриотизм в детях нужно развивать с самого раннего возраста и работать в данном на...

    Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Обзор программ, методических разработок, литературы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

    Брошюра "Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

    Рецензия                                                       ...

    Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

    В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...