Технология организации самообразования педагогов.
учебно-методический материал ( группа) на тему

Маслова Людмила Анатольевна

Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться, 
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других нужно знать больше, чем все остальные. Воспитатель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей , но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_samoobrazovaniya_pedagogov.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности воспитателя рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование – основа роста педагога как специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Педагог, по словам А. Дистервега, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:

 а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

 б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Составляющие процесса самообразования педагога:

- изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;

- посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

- повышать уровень своей эрудиции.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

- систематический просмотр определенных телепередач;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической и педагогической литературы;

- посещение семинаров, конференций, занятий коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- посещение выставок и экскурсии;

- общение с коллегами;

- ведение здорового образа жизни, занятие спортом, физическими упражнениями.

Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании выше перечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый воспитатель составляет личный план для профессионального роста.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

В самообразовании книга является незаменимым помощником. Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно- исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного воспитателем образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

 В организации работы по самообразованию необходимо учитывать факторы, определяющие ее результативность.

Факторы, определяющие результативность работы по самообразованию:

1. Наличие учебной, методической литературы, нормативных документов, наглядных пособий (методический кабинет учреждения должен являться подлинной базой самостоятельной работы с литературой, пособиями).

 2. Наличие времени для самостоятельной работы (при составлении графиков целесообразно предусмотреть время для самостоятельной работы с литературой).

3. Учет уровня развития умений и навыков самостоятельной работы, профессионального опыта, индивидуальных интересов и склонностей педагога при организации работы по самообразованию (обязательным условием является умелое руководство старшим воспитателем данным направлением методической работы: именно он может помочь воспитателям овладеть навыками самостоятельной работы, способствуя тем самым формированию и поддержанию интереса к психологическим и педагогиче- ским, проблемам у одной категории сотрудников, развитию творческой активности, самостоятельности и инициативы - у другой). Целесообразно совместно с каждым обсудить вопросы организации помощи и контроля за ходом и качеством работы по само- образованию; определить тему, список используемой литературы, пособий, этапы и виды работы. Образовательный процесс "выиграет" в большей степени, если выбранная педагогом тема не только интересна ему, но и является актуальной для учреждения в целом. Должны быть продуманы реальный объем, формы и виды работы, сроки исполнения и спрогнозирована практическая ценность данной самостоятельной деятельности для повышения качества работы с детьми и уровня их развития как в конкретной группе, так и во всем учреждении.

4.Воспитателей, не владеющих навыками самостоятельной работы, необходимо обучать методике самостоятельной работы, которая включает в себя овладение содержательной стороной (усвоение теоретического материала), операционной (овладение рациональными действиями и операциями при изучении теоретического аспекта интересующей проблемы), мотивационной стороной (развитие интереса к познанию, осознание профессиональной значимости данной работы). В методическом кабинете должен быть представлен материал в помощь воспитателям по вопросам организации работы с учебной, научно-методической, справочной литературой, систематизации полученной информации.

 5. Основные условия эффективной самостоятельной работы: выбор темы и проблемы; постановка целей и задач; определение этапов и путей работы над темой; подбор методических и наглядных пособий, планомерное и систематическое их изучение; сочетание глубокого усвоения теоретических знаний и практического овладения способами, приемами самостоятельной работы; последовательное усложнение содержания, видов, методов и форм организации работы по самообразованию; разработка методических рекомендаций в помощь воспитателю; стимулирование взаимопроверки, самоконтроля и самоанализа, разнообразных форм отчета по самообразованию.

Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии.

Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность работы. Для достижения цели, необходимо научиться продуктивно организовать свою учебную деятельность, развивать познавательный интерес, коммуникативные умения, организаторские способности.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий);

- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Приступая к работе по самовоспитанию, воспитатель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Технологии самовоспитания и самообразования являются сознательной работой по совершению личности педагога как профессионала. Из вышесказанного можно кратко сформулировать основные составляющие этих технологий.

Технология самовоспитания:
-самодиагностика;

-самоанализ деятельности воспитателя;

-анализ состояния по проблеме;

-осознание необходимости самовоспитания;

-определение целей и задач;

-определение основных направлений;

-изучение литературы по проблеме;

-создание программы по самовоспитанию;

-разработка критериев качественных изменений;

-выбор форм и методов самосовершенствования;

-стимулирование;

 -деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ;

-подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования. 

Технология самообразования педагогов:

 -самодиагностика педагога;

-анализ деятельности по проблеме;

-разработка программ самообразования;

-корректировка плана;

-итоговая диагностика;

- закрепление достигнутых результатов;

-определение более сложных задач на будущее. 

Используемая литература:

1.Клименко Л.Н. «Профессиональное самообразование педагога», 2011.

2.Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. «Введение в педагогическую деятельность», 2005

ГБУДГО Воронежская область «ВИРО»

Проект на тему

«Технологии самовоспитания и самообразования педагога в системе дошкольного образования»

выполнил воспитатель ЧДОУ «Детский сад №103 ОАО «РЖД» г.Лиски Маслова Людмила Анатольевна в рамках выполненной учебной программы «Деятельность педагогических работников дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования по накопительной системе».

Научный руководитель: Л.А.Обухова

Воронеж 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

Обобщение опыта по теме "Организация самообразования педагогов"

Как показала практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования тем...

"Организация самообразования педагогов"

В тексте консультации представлена важность организации самообразования педагогов в ДОУ. Дано определение данному понятию. Определены основные направления самообразования. Также приведены этапы и соде...

Организация самообразования педагогов в условиях реализации профессионального стандарта педагога

Организация методической работы по самообразованию педагогов, перечень испоьзуемых методик для определения потребности в самообразовании, алгоритм деятельности педагога по организации самообразования....

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО

Самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО....

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье приведены формы организации самообразования педагога ДО. Автором дано определение понятия «самообразование», определены стадии профессионального становления педагога ДО, обозначены основные н...

Памятка по организации самообразования педагога

Алгоритм  работы над  темой самообразования.Подбор темыОпределение целей  и задач, дата начала работы над темойПодбор источников самообразованияПодбор видов деятельности в рамках работы...