Методические рекомендации "Воспитание сказкой детей дошкольного возраста"
методическая разработка ( группа) на тему

Бикинеева Ия Васильевна

В методических рекомендациях представлен достаточно интересный материал,  предназначенный для педагогов дошкольного учреждения. Методические рекомендации помогают педагогам  применить в работе опытно-практическую деятельность по работе со сказкой. В работе описываются нестандартные методы и приёмы работы со сказкой. Отмечается, что сказка является незаменимым  материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Поэтому крайне важным является то, что использование методов работы со сказкой, дают весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list_soderzhanie.docx12.04 КБ
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок»

Воспитание сказкой детей дошкольного возраста

Методические рекомендации

                                      Составитель:

                                                                                Балбина Ия Васильевна, воспитатель

г. Юрга

Содержание

Введение………………………….…………………………….................3

          I. Роль сказки в воспитании дошкольников………….………………...6

II. Методы работы со сказкой…………………………………………...8

III. Использование сказки в работе с родителями……………..………18

Заключение……………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………..21

Приложения



Предварительный просмотр:

Введение

Сказка представляет собой особый род реальности, который воссоздается автором, рассказчиком, читателем и слушателем и способен в этот момент конструировать жизненные смыслы на эмоциональном, ментальном и ценностном уровне. Действительно, сказка представляет все возможности для приобретения опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности. И ребенок, и взрослый способны благодаря сказке не только менять эту реальность, но и самих себя. Поэтому сказка может быть как индикатором, так и катализатором личностного роста и творческих возможностей.

Никто не спорит с тем, что она позволяет развивать творческие способности ребенка и взрослого. Например, А.М. Виноградова пишет о том, что даже в момент слушания сказки у ребенка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие, внутреннее предвосхищение, додумывание и воображаемое дорисовывание, достраивание образов, ситуаций, сюжетов. [3]

Сказка обладает способностью выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности. Это связано с включением механизмов личностного роста:

  • завораживания внимания слушателя через созвучность гласных и согласных, слов, словосочетаний на определенных этапах рассказывания, использование ритмических повторов, специальных образных и выразительных средств;
  •  эмоциональной идентификации с героями сказки через подключение к их зрительной, слуховой и кинестетической коммуникативным системам.
  • сопереживания героям сказки. В процессе его формируется механизм эмоционального предвосхищения, помогающий не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий. Так, Л.П. Стрелкова в своих исследованиях отмечает, что сказка вводит ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий;
  • сомышление взрослого и ребенка. Согласно Л.В. Филипповой и Ю.В. Филиппову, сомышление в процессе восприятия и сочинения сказки определяется как включенность ребенка и взрослого в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мысленных задач. [3]

Вместе действие таких механизмов обеспечивает феномен пространственно-временного смещения в иную, вымышленную реальность, когда сказка становится третьим лицом в этом диалоге, сотворчестве ребенка и взрослого.

В этом отношении сказки не могут быть хорошими или плохими – они могут быть живыми, способными, как выразилась К. Эстес, «бросать душу в лица слушателей», или мертвыми, не оставляющими след в душе. «Плохая», страшная на первый взгляд сказка может быть настолько живой, что способна залечить душевные раны. И наоборот, добрая и правильная сказка формирует из маленького человека эгоиста. Разрушая механизмы его нравственного иммунитета, как пишут Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Е.А. Тихонова. [1]

Важно,  что ребенок вступает в эту жизнь, имея опыт диалога с самим собой, со своим внутренним «я» и не «я», «я – все понимающим» в сказочной и «я – ничего не понимающим» в реальной жизненной ситуации, как сказал бы М.М. Бахтин. Это означает, что он перенесет в реальность опыт сотрудничества, приобретенный в ходе слушания и разыгрывания сказки, позволяющий ему стать взрослым.

 Актуальность: нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.

Цель: формирование умений педагогов работать со сказкой.

Задачи: 1. Изучить роль сказки в воспитании дошкольников;

2. Раскрыть методы работы по сказкам;

3. Раскрыть опытно-практическую деятельность по работе со сказкой.

  1. Роль сказки в воспитании дошкольников

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Роль сказки в развитии ребенка многогранна. Она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам необходимо воспользоваться главным языком детства мудрой и очень интересной сказкой. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
         Читать детям сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет ребенку больше пользы и положительных эмоций. [5]

Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша.
          Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
          Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда суть сказки становиться ясна малышам, они теряют к ней всякий интерес. К тому же, каждый ребенок находит в сказке то, что ему особенно интересно.
         Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах. [5]

  1. Методы работы со сказкой

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, изучив опыт Л.Б. Фесюковой,  я для себя разработала специальную схему, помогающую этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом.

Название сказки.

1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка развивает руки. [8]

Таким образом, предложенная схема является образцом, на котором отрабатывается механизм нашей творческой работы со сказкой, в целях гармонического развития детей.

Обращаю особое внимание на содержание каждого раздела. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

 Я предлагаю подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.  [8]

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.

Во-первых, важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нетрадиционном подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.

Например, в сказке «Рукавичка»,  «нравственный урок»  я предлагала детям раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начались противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов в общей системе образования детей  старшего дошкольного возраста. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Некоторые дети  не согласились с предлагаемыми комментариями и сделали свои. Они придумали другой конец сказки: им было жаль зверей оставшихся без дома, поэтому в их сказке лесные жители сдружились и отправились все вместе искать новый дом.

Сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Этот внутренний переход возможен только тогда: когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаление последствия человеческих действий, почувствовать их смысл для разных людей. Здесь необходимо отметить, что всякая сказка рассказывает об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная ребенку, но именно она позволяет ребенку постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл. Однако без помощи взрослых в истолковании и освоении последнего нравственный смысл сказочных образов остается "взрослым", недоступным ребенку.

Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования. [8]

Рассмотрим теперь следующий раздел - «Воспитание добрых чувств». В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Личность целостна. Чувство доброты, по - моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты… Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность.  В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств».

Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. [1]

К примеру:

«Докажи, что Аленка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке»;

«Как бы ты поступил на месте…»;

«Как движениями похвалить петушка».

Используя  «тризовскую» игру «Хорошо - плохо», которая  развела в стороны хорошие и плохие поступки, явления, для того чтобы сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Третий раздел схемы по моделированию сказки  - «Речевая зарядка». Методы и приемы, которые я использовала для воспитания красивой речи:

  • умение задавать вопросы, так как  умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников;
  • специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. [9]

Вместе с детьми мы:

- придумывали несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);

- срифмовывали два слова (кузнец - удалец), а затем переходили к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; например:

Знает маленькая птичка:
              Не игрушка детям – спичка!

- составляли достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку»:  «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

Для развития речи детей чаще прибегала к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так на примере сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия - «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку».

Для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло мы вводили вместо главного героя продуманного нового персонажа. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а … , Не Иван-царевич, а … ).

Большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры. [4]

Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». 

 В первом методе данной рубрики я предлагала объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Ребенку предлагалось логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являлись взрослые.

Каждая личность - клад фантазии. Изобретательная  деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дети моей группы изобретали, то есть придумывали что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. Например:

- придумывали старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.);

- превращали себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.);

- составляли фантастические сказки о себе.

Перед тем, как предложить ребенку почитать сказку необходимо самому пролистать ее. Необходимо обратить внимание чему научит эта сказка ребенка и на каких именно моментах необходимо акцентировать внимание ребенка. [10]

Кроме простого чтения сказки, очень полезно просить ребенка, чтобы он сам сочинил сказку. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также помогает наблюдать проблемы и желания ребенка. Ребенок может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Следующие методы в общей системе развития мышления и воображения: «Постановка проблемного вопроса». 

Детям задавала массу вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:

- А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;

- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…

Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.

«Решение сказочных задач»

При решении сказочных задач у детей развивается творческое мышление и воображение. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные.

Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слушать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. [2]

«Рассматривание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица»

Пример: Когда дети оказались на волшебной поляне, педагог говорит: «Дорогие мои сказочные существа (ребята), сегодня вы попали на Поляну сказок. И я расскажу вам одну удивительную историю. Было это так…» Далее педагог рассказывает свою сказку. Затем спрашивает, кто хочет рассказать историю, которая приключилась с ним.

В последующем дети не только рассказывали придуманные ими сказки, но и старались описать те чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации.

«Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения»

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

«Групповое придумывание сказки»

В своей работе использовала такой прием, как придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки. [2]

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас,  и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволили детям легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилась способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь выстраивать свои собственные мысли и фантазии в контексте повествования.

Читая сказки, рассказывая, придумывая их, объясняла детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагала что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Кроме того, весьма часто предлагала изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно. Такие приемы использовала в своей работе:

- пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;

- рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

- волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

- «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
         - коллаж
- в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные  материалы.

 Я  просила детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее.

В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Прекрасный прием для развития воображения ребенка: рассказывала новую сказку сама, без картинок и книжек. А потом просила детей нарисовать или слепить из пластилина, например, Змея Горыныча. Интересно, что воображаемый персонаж не сильно отличался от существующего.

Помимо схемы разработанной мной по работе со сказкой со старшими дошкольниками, провела анкетирование среди родителей. (Приложение № 1)

Анализируя ответы родителей, можно говорить о том, что большая часть родителей старается читать сказки своим детям, но это не всегда, получается, из-за нехватки времени. Родители говорят о том, что сказка положительно влияет на поведение и развитие ребенка, развивается в основном воображение, память, речь.

Многие родители стараются читать сказки на ночь, по их словам это помогает, быстрее успокаивает ребенка и помогает ему заснуть.

Печален тот факт, что, несмотря на большое желание читать сказки, современные родители все-таки отдают предпочтение мультфильмам. По их словам это занимает меньше времени у самих родителей, и у них есть становится больше времени для домашних дел и на самих себя.

Но есть и такие родители, которые, несмотря на свою занятость, находят время для чтения.

Мною были также замечены небольшие отличия между детьми, которым родители читают сказки постоянно, и детьми, которым родители читают сказки лишь изредка. У детей, которым постоянно родители читают сказки, больше развита фантазия, логика, внимание воображение, наблюдательность, любознательность, взаимопонимание. Пополнился словарный запас  и дети не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке, используя средства художественной выразительности.

Так же проводились с детьми: непосредственно образовательная деятельность, (Приложение № 2), реализовывались совместно с родителями проекты:  «В гостях у сказки» (Приложение № 5), «Здравствуй, сказка!» (Приложение № 4), тематическая неделя «Книжкина неделя»,   проводились игры, викторины,  организовались выставки рисунков и поделок.

Таким образом, систематическое чтение сказок влияет на развитие воображения, внимания, памяти, мышления.

Использование сказки в работе с родителями.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.
Виды работы с родителями:

  • Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок;
  • Дни открытых дверей (Родители вместе с детьми участвовали в играх, выполняли творческие задания и т.д.);
  • Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них («Новый год», пьеса "Волк и козлята" и т.д.);
  • Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок);
  • Устройство выставки работ детей и родителей ("Наши любимые сказки", "Зимняя сказка");
  • Семинар-практикум для родителей «В гости к сказке» (Приложение № 3);
  • Оформление папок-передвижек с консультацией для родителей (Приложение № 6).

Для ознакомления родителей с воспитательно-образовательными возможностями сказки было проведено родительское собрание, в котором разъяснялось что только в совместной деятельности ребенка, родителей и воспитателя работа будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол-марионеток. Определили  удобный для всех день, но пришли далеко не все мамы. Чудо произошло чуть позже, когда дети начали приносить первых кукол и разыгрывать небольшие сцены с ними. Интерес детей заключался еще и в том, что ребенок вкладывал в куклу свое желание (бусинку), которое обязательно должно исполниться в сказке.

Первые куклы были принесены уже через неделю, и вскоре стали исполняться желания детей. Крепла вера в то, что желания, вложенные в кукол, исполняются. Ребенок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. Изготовление кукол-марионеток полезно для общего развития ребенка. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребенок – Родитель – Педагог».

Авторские сказки детей и родителей - продукт совместной творческой деятельности – были оформлены в книжки, которые хранятся в группе.

Заключение

Сказка лучше и быстрее любых родительских назиданий помогает ребенку разобраться в этом мире. Не зря наши прапрабабушки придумали этот замечательный жанр. С колыбели крохе начинали рассказывать сказки. И в наше время встреча с миром книг начинается именно с них. Некоторые дети уже в год-полтора повторяют несложные сюжеты «Колобка» или «Репки».

Завершив работу по воспитанию сказкой, пришла к выводу, что роль сказки в развитии ребенка имеет большое значение. Сказки помогают воспитывать в детях доброту души и мужество, радость жизни и честность, надежду и целеустремленность. Сказки предотвращают детей от тщеславия, эгоизма, трудности. Да не только предотвращают, но и направляют их на борьбу против человеческих пороков.

Использование методов работы со сказкой, дало весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, установила рост креативности. Отметила,  что у детей значительно улучшилась речь. Сказка оказала влияние на формирование нравственных чувств: доброты, любви, сожаления, сочувствия, товарищества и т.д. Благодаря сказке, дети начали понимать значение пословиц и фразеологизмов. В группе появились новые лидеры, у детей стало больше друзей, расширился круг общения.

Таким образом, сказка является незаменимым  материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка.

Список использованной литературы:

  1.  Большева, Т.В. Учимся по сказке [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Большева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 144 с.
  2. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей, психологов, родителей / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 112 с.
  3. Микляева, Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 80 с.
  5. Нужны ли сказки ребенку? [Электронный ресурс] / http://stranadetstva.ru/nuzhny-li-skazki-rebenku (дата обращения 03.10.2013)
  6. Паршукова, Г. В сказочной стране / Г. Паршукова // Социально-личностное развитие. – 2008. - №3. – 35 с.
  7. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Соколов. – М.: Эксмо-Пресс, 2011.
  8. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
  9. Шаманская, Л.Н. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей / Л.Н. Шаманская, Л.Ю. Козина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
  10. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / А.В. Щеткин. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по изучению правил безопасного поведения на дорогах "Юл фәне иленә сәяхәт"

Здесь  отрывок  этой методической разработки. Работа сама  состоит из проектов для детей старшей группы коррекционных  ДОУ....

Методические рекомендации «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»

Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...

Учебно-методическое пособие для детей дошкольного возраста лэпбук "В гостях у сказки" с элементами театра

В жизни ребёнка сказка имеет огромное значение. Она становится средством развития и воспитания с первых лет жизни. Ведь язык сказки понятен малышу, он позволяет просто и доступно объяснить разницу меж...