Самообразовательная работа "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Чебан Ольга Николаевна

    Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovatelnaya_rabota.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДОО «Золотой ключик»

г.Слободского Кировской области

Самообразовательная работа

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

I младшая группа

Воспитатель: Чебан Ольга Николаевна

Актуальность выбранной темы

«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»

 

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

   Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  

                                                          План работы

Воспитатель Чебан О.Н. группа «Капельки»

Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- Изучить литературу по данной теме;

- Оформить конспекты методических выступлений;

- Изготовить дидактические игры по данной теме;

- Накопление дидактического материала.

             Месяц

Форма работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение литературы по заданной тематике.

Литература для изучения:

- Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014

- Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.

- Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.

-  Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из  Интернет – источников

Октябрь

 Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей.

Изготовление картотеки дидактических игр по данной тематике.

Ноябрь

 Формирование картотеки

Изготовление дидактических сенсорных игр

Декабрь

 Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

 Папка-передвижка

Январь

Подготовка консультации для педагогов

Проведение консультации для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (использование ИКТ)

Февраль

Оформление буклетов для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

Буклеты

Март

Написание научной статьи по данной теме

Статья

Апрель

Разработка рекомендаций для педагогов по воспитательно-образовательной работе по данной теме

Отчет по самообразованию на педагогическом совете с использованием ИКТ

Май

Закрепление пройденного с детьми. Оценка уровня сенсорного развития детей. 

Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на конец учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....