«Следите за собственной речью»
консультация на тему

Вольская Наталья Михайловна

речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Следите за собственной речью»

                                                                                           

Умеем ли мы общаться? Я думаю, что все скажут «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией.

Если заглянуть в прошлое то нам, считающими себя людьми современными станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с 16-17 веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся, мол, «бешенный век, нам и присесть некогда, не то что поговорить». И утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

А ведь культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Неслучайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проходит именно с ним.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для детей.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

В разговоре с детьми следует употреблять слова  литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка вымой ручки. Катенька убери чашечку со стола), засоренность лишними словами (ну, вот, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е.  неуместное использование звкукоподражательных слов (Где ав-ав)

Правильный подбор слов и словесных выражений даст точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов следует подходить осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

В целом рассказ воспитателя должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада и родителям детей.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую, и отчетливую речь, т.е хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей)
  7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

А теперь поговорим о словах-паразитах, которые нередко используются при общении

Слова-паразиты – это слова связки, накрепко вошедшие в разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает.

Примеры этих слов приведены в стихотворении Э. Мошковской.

Жил-был этот, как его

Ну, значит, и того

Жило это самое

Со своею мамою

Был еще один чудак

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать

А жену звали ну…

А соседа звали это..

А его родители

Видишь ли

И видите ли..

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже

И дружили они все..

Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова –паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и тоже слово он вставляет практически в каждое предложение.

Самым распространенным и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексике матерных слов говорит о низкой культуре человека.

Есть и звуки паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а»

Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех встречных - поперечных называть «Кисой» «Зайкой», или ласковыми прозвищами.

Часто употребляемые слова-паразиты

Как бы

По ходу

Блин

Типа

Это. Это самое.

На самом деле

Вот. Ну вот.

Ну, ваще

Короче. Прикинь, короче это самое

Практически

Жесть, ужас.че

Вобщем

Шикарно, отлично

Прикольно

Пипец

Да не вопрос, без проблем

Эээ… мм.. Эм, Мда, нуу

Как излечится от словарных паразитов

Присутствие слов паразитов в речи лечится.

  • Составьте список своих личных словечек, напишите, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить эту гадость вновь.
  • Читайте, читайте, читайте. Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы
  • Можете внедрить систему штрафов самого себя за слово-паразит проскользнувшее в вашей речи. Но только накопленный капитал не тратьте на себя. Лучше отдайте деньги нуждающимся.
  • Можно пощипывать себя за неправильное употребление слов.
  • Старайтесь общаться с людьми которые говорят правильно и красиво. Потому что человек склон к подражанию

Кроме слов –паразитов не следует также употреблять в речи и диалектные слова.

Диалект – это слова используемые в местных говорах.

Это еканье, яканье, частое употребление слова чай, приставка «ка» к каждому слову

Например: Сережа иди-ка сюда пожалуйста. Настя чай принеси мне пожалуйста ножницы.

Не следует пользоваться и жаргонизмами.

Жаргон – это слова и обороты речи известные определенному сообществу.

Это такие слова: потрясно, клево, кайф, прикольно

Также следует с осторожностью при общении с детьми увлекаться иноязычными словами, ведь многие новые заимствования непонятны, поэтому нужно говорить проще, на чистом русском языке.

Иноязычные слова: дисплей, файл, плеер, супермаркет

Основную часть времени дети проводят в детском саду. С воспитателем. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь детей. Воспитатель должен развивать и совершенствовать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

СЛЕДИМ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ РЕБЕНКА - МОЙ РЕБЕНОК СКАЗАЛ "ПЛОХОЕ" СЛОВО - ЧТО ДЕЛАТЬ?

Рекомендации родителям по развитию правильной речи у детей дошкольного возраста – несколько простых и очень важных правил или «Что можно и нужно делать заинтересованным родителям для разви...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Конспект комплексного НОД в средней группе « По следам сказки» ( развитие речи + ФЭМП) 21.05.2017 г.

Цель: Помочь детям вспомнить название и содержание уже известной им сказки, оценить поступки главной героини. Закрепление умений считать в пределах 5 и определять пространственное направление от предм...

№2 Конспект открытого индивидуального дефектологического занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.

Тема: Осенняя прогулкаЦель: закрепить знания ребёнка об осени: её признаках, осенней одежде.Задачи:Образовательные:Закрепить умение различать предметы по цвету.Закрепить понятия «большой-ма...

№1 Конспект открытого индивидуального занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.

Тема: «Развиваем восприятие цвета. Различение и выделение красного и жёлтого цветов»Цель: учить ребёнка различать красный и жёлтый цвет, выделять их по соответствию и по слову.Задачи:Образ...