Консультация для родителей "Обследование собственной речи"
консультация (младшая группа) на тему

Чебуркова Галина Ивановна

Тесты для обследования речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_sobstvennoy_rechi.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование собственной речи

(словарь, фраза)

Информация

        Дорогие родители, ваш малыш шаг за шагом учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова во фразы, строить разные по сложности предложения. И только потом - внятно и последовательно излагать свои мысли.

        Каковы же этапы появления словаря у ребенка до 3-х лет?

        В год ребенок начинает употреблять первые осмысленные слов:

Мама, папа, баба, дядя, дай, на, иди, пить, да, ам-ам.

        С 1,5 лет словарь ребенка активно пополняется и к 2 годам составляет 300 слов. Малыш учится строить короткие фразы из двух-трех слов. Использует свое имя, когда говорит о себе.

        К 3 годам речь ребенка становится более плавной, уверенной, состоящей из законченных предложений из 3-5 слов. Каждый день он говорит и придумывает новые слова, с удовольствием слушает и понимает короткие сказки, рассказы, отвечает на простые вопросы.

Способен повторять и запоминать стишки и потешки.

Тест 1

Упражнение «Подай голосок»

Цель: Выяснить понимание ребенком текста сказки, умение отвечать на вопросы звукоподражанием.

Описание: Расскажите ребенку сказку, привлекайте к ответам на вопросы.

Жил-был маленький цыпленок. Цыпленка разбудила мама-курица.

- Как позвала курочка цыпленка?

Их увидел папа-петух и громко закричал.

- Как кричал петух?

Пошли они гулять. С ними поздоровался маленький котенок.

- Как мяукал котенок?

Петух, курица и цыпленок прошли мимо домика, где жила собака.

Собака громко залаяла.

- Как лаяла собака?

Цыпленок испугался и запищал.

- Как пищал цыпленок?

ТАБЛИЦА ТРУДНОСТЕЙ

Трудности

Возможные причины

Алгоритм дальнейших действий

Ребенок не смог произнести звукоподражания по тексту сказки

Ребенок не говорит

Сам следует обратиться к специалисту – логопеду. Поучите малыша звукоподражаниям.

Игра «Мама и детки». Например, «Я мама-кошка, а ты котенок. Я тебя зову: мяу-мяу. А котик в ответ: мяу-мяу-мяу».

Оценка:        Эмоционально откликается, звукоподражания называет

Интерес проявляет, звукоподражания после поворота со взрослыми.

Не произносит звукоподражания.

Тест 2

Игра «Моя семья»

Цель: Знает ли малыш членов семьи и действия, которые они выполняют.

Описание: Рассмотрите картинки по теме «Семья». Предложите назвать: кто это и что делает?

ТАБЛИЦА ТРУДНОСТЕЙ

Трудности

Возможные причины

Алгоритм дальнейших действий

У вас нет картинок

Используйте фотографии из семейного альбома. Рассмотрите их

Не назвал действия

У ребенка недостаточный жизненный опыт

Начните сопровождать свои действия словом. Например, «Я мою, я режу» и т.д. Затем спросите: «Что я делаю?» В процессе своей деятельности повторяйте слово-действие неоднократно. Предложите игру «Мамин помощник». Побуждайте ребенка назвать свои действия. Например: «Коля, что ты делаешь? Ты строишь?»

Оценка:                 Ребенок выполняет задание.

                        Затрудняется называть действие.

                        Не показывает и не называет действие.

Тест 3

Упражнение «Я рассказываю»

Цель: Узнать какое количество слов употребляет ребенок при составлении предложений.

Описание: Рассмотрите сюжетные картинки и предложите рассказать, что нарисовано.

ТАБЛИЦА ТРУДНОСТЕЙ

Трудности

Возможные причины

Алгоритм дальнейших действий

Ребенок не проявил интереса либо назвал одно слово

Не говорит

Упражняйте ребенка в составлении фразы из двух, трех слов.

Например: Вот мама. Вот Вова. Мама моет Вову.

С целью повышения интереса к заданию называйте изображенных на картинке детей именем вашего ребенка

Оценка:                 Ребенок говорит фразу из 3-х слов.

                        Называет одно слово после вопроса взрослого.

                        Не проявляет интерес к заданию.

Тест 4

Упражнение «Мой дом»

Цель: Определить умение вашего ребенка проговаривать фразы, связанные друг с другом по смыслу.

Описание: рассмотрите картинку «Кухня» и побеседуйте.

ТАБЛИЦА ТРУДНОСТЕЙ

Трудности

Возможные причины

Алгоритм дальнейших действий

Ребенок назвал отдельные предметы

Мал жизненный опыт

Исследуйте с малышом кухню в вашей квартире. Показывайте предмет и называйте. Вот плита. Вот стол. Вот чашка и т. д.

Задайте вопросы после обследования предметов: «Это стол? Да, это стол» и т. д. Вернитесь к рассматриванию картины «Кухня». Предложите небольшой рассказ. Это кухня. Вот плита, стол, стул. На плите стоит чайник. Мама варит суп. Дима помогает маме. Повторите его совместно с ребенком с просьбой: «Помогай маме рассказывать», «Давай вместе».

Попробуйте вечером еще раз рассказать этот текст для папы, бабушке и т.д.

Оценка:        Ребенок с интересом поддерживает беседу по картине.

                Называет минимум предметов.

                Картину рассматривает, речью не сопровождает.

        У ребенка «зеленая» зона – это свидетельствует о том, что на сегодня ваш ребенок развивается без проблем. Удачи! Двигайтесь дальше.

        Ребенок попал в «желтую» зону – значит, он требует вашей помощи, ему это интересно. Не отказывайте ему во внимании! Не упустите этот благоприятный момент! Поддержите своего малыша!

        У вашего малыша большое количество красных квадратов. Он – в «красной зоне». Ребенок требует особого внимания! Проконсультируйтесь у специалистов.

Желаем успехов в воспитании вашего малыша! Любите его! Помогайте ему! Развивайте его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

«Следите за собственной речью»

речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально...

Консультация для родителей "Собственный кукольный театр — находка для семьи."

Данная консультация  содержит практические советы и рекомендации по организации кукольного театра в домашних условиях....

Консультация для родителей "Собственный кукольный театр-находка для семьи"

Материал для родителей по изготовлению театра из конусов своими руками, применение детьми полученных знаний и навыков в аппликации....

Консультация на примере собственной деятельсти

Проектная деятельность как инновационная технология в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ...

№2 Конспект открытого индивидуального дефектологического занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.

Тема: Осенняя прогулкаЦель: закрепить знания ребёнка об осени: её признаках, осенней одежде.Задачи:Образовательные:Закрепить умение различать предметы по цвету.Закрепить понятия «большой-ма...

№1 Конспект открытого индивидуального занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.

Тема: «Развиваем восприятие цвета. Различение и выделение красного и жёлтого цветов»Цель: учить ребёнка различать красный и жёлтый цвет, выделять их по соответствию и по слову.Задачи:Образ...