Доклад
консультация на тему

Дьяконова Елена Валентиновна

      «Работа   с   семьями

       одаренных детей.»                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.doklad.docx311.01 КБ

Предварительный просмотр:

             «Детский сад «Лучик»- филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»                         

      «Работа   с   семьями

       одаренных детей.»                            

C:\Users\packard bell\Desktop\80395760.jpg

                                                                 Воспитатель:  Дьяконова Е.В.

                                                                     « Одаренность человека – это маленький росточек, 
                                                                    едва проклюнувшийся из земли 
                                                                    и требующий к себе огромного внимания. 
                                                                    Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
                                                                    сделать всё, чтобы он вырос 
                                                                    и дал обильный плод.» 
                                                                                                                   В.А.Сухомлинский 


            Кому из родителей не хотелось бы, чтобы их ребенок оказался одаренным, вырос умным, способным?

          Многие родители замечают у своих малышей незаурядные умственные достоинства: познавательные интересы, остроумие, прямо-таки взрослость некоторых их суждений. И при этом каждый отмечает повышенную умственную активность. У всех детей имеются предпосылки быстро развивающихся способностей и творческая жилка, но все же  индивидуальные различия в этом отношении несомненны.

          Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое, чем у других детство, ему будет особенно легко учиться. В действительности же не так. У детей с ранним умственным расцветом возникают свои специфические сложности в семье и в обществе, свои драмы возрастного развития.

         Очень многое зависит от того, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка.

         Некоторые родители опасливо присматриваются к проявлениям незаурядности малыша, стремятся прекратить или резко уменьшить умственные занятия, опасаясь за их психическое здоровье бурно развивающегося ребенка.

           В других семьях, наоборот, чрезвычайно детские способности принимают, как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит дальнейшие радости. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей, его охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Тем самым подогревают детское тщеславие, что может привести к недостатку самокритичности и к трудностям в общении со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

         Таким образом, в отношении к незаурядным детям можно встретить две крайности. Одна - игнорировать, а то и подавлять необычно высокий уровень познавательной и творческой активности. Другая - искусственно ускорять развитие, предъявлять чрезмерные требования.

         Перед родителями таких детей, прежде всего, стоит задача:  вовремя выявить способности ребенка и направить максимально возможные усилия на их развитие, помочь их умственному росту в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные посильные занятия. Но следует избегать ставить малыша в слишком жестокие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений.

          Некоторые родители в целях всестороннего развития перегружают ребенка различными занятиями. К сожалению, распространенная точка зрения, будто в раннем и дошкольном возрасте возможности откликаться на воздействия, усваивать   столь велики, что с помощью усиленного обучения у восприимчивого малыша можно развить способности до самого высокого уровня и к любому виду занятий.  

          Детей с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учить и трудно воспитывать. Он старается полностью овладеть вниманием взрослых, добиваясь каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. Понятно, что родителям не следует и подавлять его. Исследования психологов показывают, как благотворно влияет на интеллект детей высокий уровень активности и, наоборот, как тормозиться умственный подъем, если ребенок вял, пассивен, безынициативен.

          Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших. Необычные затеи и бесконечные вопросы ребенка не должны становится поводом для раздражения.  Психологи советуют: "Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка, старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью". Большинство родителей интуитивно чувствуют, что необычный расцвет интеллекта требует к себе осторожного, внимательного отношения. Но зачастую они бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, сберечь ростки одаренности, понимая, что не только чрезмерная нагрузка, но и недогрузка может отрицательно сказаться на ходе развития.

          Иногда родителей таких детей беспокоит то, о чем другие родители могут лишь мечтать: ребенок прочитывает чуть ли не все книги в доме; он поглощен решением задач; его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств и т.д. Оказывается, пристрастие к умственной работе может достигать такой степени, что это действительно производит впечатление чрезмерности: ребенок далеко обгоняет сверстников и уже очень многое знает, а впереди - школа, где всех будут учить одинаково и где ему уже не может быть так интересно. Есть о чем тревожиться родителям такого ребенка.

           Общим для всех семей можно считать существование особых ожиданий от своих детей.  Часто встречается тип ожиданий, где родители планируют определенный результат развития ребенка. Чаще всего имеется ввиду следующее: раннее окончание школы, получение нескольких высших образований и т.п. При этом социальная успешность ребенка редко включается в планы родителей. Можно сделать вывод, что интеллектуальный статус ребенка способствует удовлетворению потребности родителей в социальной успешности, но не успехам самого ребенка. Важно подчеркнуть, что у большинства родителей одновременно формируется и обратная эмоциональная тенденция. Она, в первую очередь, связана с большими опасениями в отношении здоровья своих детей и особенно их психического благополучия.

         Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Но чаще всего одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Более надежными средствами диагностики способностей служат такие проверенные методы, как наблюдение и эксперимент. С их помощью можно изучить личность в ее сложности и многообразии проявлений, установить связь способностей с другими свойствами личности.  Наблюдать за развитием ребенка (физическим и психическим) надо, начиная с дошкольного возраста. В особенности важно обратить внимание на то, что больше всего привлекает ребенка, каковы его склонности, какие успехи он проявляет в той или иной деятельности. Важно изучить путем наблюдения особенности видения мира ребенком, как он мыслит и фантазирует (сочиняет), в каком мире он изобретателен, инициативен, умеет ли организовывать и исполнять поручения. Если родители видят, что рисунки их детей отличаются колоритом (сочетанием красок), оригинальной композицией, правильной передачей впечатлений от действительности (наблюдений), то все это говорит об изобретательских способностях. Если ребенок сочиняет стихи или пишет прозой (при этом слова хорошо рисуют образы, интересен сюжет и оригинальны наблюдения), то это свидетельствует о литературных способностях.

           Именно родители чаще всего отмечают одаренного ребенка, хотя это не всегда легко сделать, т.к. не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Родители чаще всего отмечают у таких детей раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство ("Она задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память ("Он все запоминает в таких деталях!"). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием ("Он все на лету схватывает!") и воображением ("Он играет с воображаемыми друзьями" или "Она рассказывает мне такие фантастические истории"), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать.

         Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается в семьях, где все дети отличаются способностями.  Родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в  семьях, где родители не получили должного образования. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей.

           Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все". Или, в ответ на вопрос: "Каково вам воспитывать одаренного ребенка?" - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока  ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: "А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?"  В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений.     Пытаясь понять родительские переживания, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли родители всерьез полагают, что быть одаренным - значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным?  Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым. Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.

            Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не  озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи - связи между родителями и детьми.

       Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях: 


1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 
2. Информационная среда для родителей; 
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей; 
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ. 


1.Психологическое сопровождение семьи способного ребенка .

Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком . Данная работа 
направлена на
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка; 
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; 
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; 
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком. 
         В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно. 
       Главная 
цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК. 

2.Информационная среда .

       Специально для родителей  разработать цикл родительских собраний «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний могут быть очень разнообразными:   круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т.д.
3.Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей .
  
Предлагаются следующие темы и задания во время отдыха с детьми: 
-« Интересное вокруг меня» (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение). 
- «Огородный волшебник «(проведение опытов на садовых и огородных участках). 
- «Мы путешествуем» (фоторепортаж поездки) .
-« В гости к маленьким друзьям» (провести наблюдение за насекомым). 
- Загадки природного мира» (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи). 
- «Мои первые опыты.» 
       Необходимо познакомить родителей с опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития малыша; повысят его самостоятельную активную деятельность. 
       Правильные рекомендации по проведению отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел время вместе с родителями.          Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных  конкурсах . 

4.Поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ.
      Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться ДОУ
(дать возможность родителям  поделиться опытом своей работы с детьми: выступление на собраниях, презентации и т.д.) 


                  Рекомендации родителям одаренных детей : 


1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 

2. Оценивайте уровень развития ребенка

3. Избегайте длинных объяснений или бесед.

 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

 5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. 
6. Развивайте в своих детях следующие качества: 

- уверенность; 
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; 
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; 
- уважение,  доброту, честность, дружелюбие;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; 
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов. 

     Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. 
       Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья. 

                                                                                                                                         C:\Users\packard bell\Desktop\88542438_clipart64.png   

Приложение 1.

Анкета  для родителей: « Определение уровня проявления способностей ребёнка».

С помощью этой анкеты можно оценить степень одарённости и талантливости вашего ребёнка без связи с какой-либо областью проявления интересов. На вопросы анкеты необходимо отвечать "да" или "нет".

Скорее способный, чем одарённый.

1. Мой ребёнок инициативный, живой, подвижный.

2. Он с готовностью откликается на всё новое.

3. Любит загадочное и непонятное.

4. Часто нуждается в поддержке старших.

5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы "да", есть некоторые основания считать вашего ребёнка способным. Если на 4 и 5 вы ответили "нет", переходите к следующим вопросам.

Одарённый.

1. Его интересы достаточно стабильны.

2. Его любознательность устойчива.

3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

5. Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.

6. Начатое дело всегда доводит до конца.

7. Имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету.

8. Настойчив в достижении поставленной цели.

9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

11. Часто бывает эгоистичен.

Ответы "да" на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребёнок одарённый.