консультация для воспитателей "Обучение правилам этикета"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Губаева Любовь Леонидовна

  Обучение правилам столового этикета - задача огромной социальной значимости и одна из основных забот воспитателя ДОУ. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Не меньшее внимание необходимо уделять эстетике питания и культуре поведения за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket4.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Обучение правилам этикета»

(столовый этикет) 

      Каждого из нас хоть раз призывали соблюдать этикет. Действительно ли Вам известно, что такое этикет? Если Вы затрудняетесь дать ответ на этот вопрос, то давайте разбираться вместе!

       Этикет - часть нашей культуры; все те правила и нормы, которые описывают, каким должно быть поведение человека, среди других людей. Использование этого понятия в том виде, в котором оно существует сейчас, приписывают Людовику XIV. Однако сами правила поведения на определенных мероприятиях и в разных ситуациях, существовали еще в древности. Так, "Домострой" (XVI в.) является первым известным русским сводом правил поведения. Этикет меняется с течением времени. Поэтому то, что являлось обязательным лет 100 назад, сегодня будет казаться как минимум странным. Нормы и правила этикета "подстраиваются" под каждую эпоху. Если с самим пониманием термина "этикет" все понятно, то для чего нужен этикет? Так ли важно соблюдать существующие нормы? Так как этикет не является сводом обязательных к исполнению правил, то каждый волен сам решать, придерживаться его или нет. Однако соблюдение этикета может существенно облегчить Вашу жизнь.

        Во-первых, этикет - те нормы и правила, которые известны многим, значит, придерживаясь их, Вы всегда сможете найти общий язык с окружающими Вас людьми.

         Во-вторых, Ваше знание норм этикета способствует вежливому и уважительному отношению к людям в целом, и непосредственно к тем, с кем вы имеете дело. А, как известно Ваше отношение к окружающим влияет на то, как они будут относиться к Вам. Таким образом, этикет - правила игры, которые люди соглашаются соблюдать, чтобы облегчить жизнь в обществе.

       

  Существуют несколько видов этикета.     (слайд 3)

За столом

В гостях

В транспорте

В общественных местах

Дома

На природе

На улице


      Нам хотелось бы остановиться только на некоторых из них.

Столовый этикет слайд № 4

       Как ни странно, но приучать малыша к манерам за столом нужно примерно с месяцев шести. Конечно, я понимаю ваше удивление. Какие могут быть манеры в таком нежном возрасте?! Но, когда кормление проходит в одно и тоже время, за одним и тем же столом, обязательно рассказывайте ребенку  каждое  свое действие. К примеру,  “мы садимся”,“одеваем слюнявчик”, “а кушать мы сегодня будем пюре”, “оно очень полезное”, “берем ложечку” и т.д.).  Если такие действия войдут в каждодневную традицию, то у ребенка впоследствии это станет  хорошей привычкой.

Слайд 5

В 1,5-2 года малыш уже учится кушать сам.  Научите его, что перед едой нужно мыть и вытирать ручки, правильно держать ложку. Но самое главное, что требуется от вас,  это, конечно же, терпение. Не страшно, если что-то у ребенка не получается, ведь он только учится.

Слайд 6

В 3-4 года  самое время узнать малышу,  что во время еды не нужно сильно наклонятся над тарелкой, что нужно жевать пищу с закрытым ртом, не причмокивая и не расставлять локти.

Слайд № 7

       С четырех-пяти лет, когда ребенок уже привык самостоятельно есть ложкой, пора приучать его пользоваться вилкой, не слишком большой, удобной и неострой. Сразу же внимательно следите за тем, как малыш берет вилку, как ее держит. Ведь значительно легче в самом начале научить ребенка правильно пользоваться обеденным прибором, чем переучивать его в более старшем возрасте.

Слайд № 8 

         В старшем возрасте основные правила поведения за столом уже должны быть усвоены. Малыш полностью овладевает всеми столовыми приборами – начинает пользоваться ножом. Чихать и кашлять – в платочек.     

Слайд № 9

       Хорошим манерам проще учить на примерах. Обсуждайте увиденное на экране и в жизни, прочитанное в книгах.  как ведут себя другие, и учите детей на их ошибках».

Организация питания в ДОУ

Слайд № 10

           Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для улучшения аппетита и закрепления культурных навыков ребёнка.

      Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г). Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.

      Для каждой группы желательно по возможности иметь свою посуду, отличную по оформлению от посуды другой группы. Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков.

В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.

Слайд № 11

Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».

       В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.

Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?

Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, д

Слайд №12

Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых им блюд, соответствию пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Аппетит ребенка во многом зависит от того, как подается пища, насколько привлекателен ее внешний вид,