Конспект занятия по толерантности с использованием средств технического оснащения для детей старшей группы «Народные игры разных стран».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель:
1. Формирование основ этно-толерантной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать детям представление о национальной самобытности разных народов через элементы одежды и народные игры
2. Развивать умение находить на глобусе Россию и соседние с ней страны (Белоруссию, Эстонию, Армению)
3. Обобщить понятие «Мы все разные, но мы вместе»
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь, уважение к родной стране и людям разных национальностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по толерантности с использованием средств технического оснащения
для детей старшей группы «Народные игры разных стран»
Цель:
- Формирование основ этно-толерантной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Дать детям представление о национальной самобытности разных народов через элементы одежды и народные игры
- Развивать умение находить на глобусе Россию и соседние с ней страны (Белоруссию, Эстонию, Армению)
- Обобщить понятие «Мы все разные, но мы вместе»
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь, уважение к родной стране и людям разных национальностей
Предварительная работа:
- Беседа на тему «Мы все разные»
- Знакомство с культурой и обычаями национальностей детей группы (белорусами, эстонцами, армянами, русскими)
- Работа с детьми по карте с глобусом
- Аппликация, оригами «Символ толерантности»
- Конкурс семейного рисунка «Моя родина»
- Создание, совместно с семьями воспитанников, мини-музея национальной культуры разных стран
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, мы будем путешествовать и играть в народные игры той страны, на территории которой окажемся, путешествуя ….
(воспитатель загадывает загадку:
Шар не велик
На нем страны без людей
Города без домов
Моря без воды)
Ответы детей: Глобус
Воспитатель: Кто мне скажет, что такое глобус?
Ответы детей: Глобус – это модель земного шара, на глобусе хорошо видно как расположены материки, океаны, моря и различные страны.
Воспитатель: Правильно, мы с вами его уже рассматривали. Какими цветами он раскрашен?
Ответы детей: Больше всего синего цвета – это вода: моря океаны, озёра, реки. Зелёный – леса, жёлтый – пустыни, коричневый – горы и равнины. Разноцветная наша земля.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она раскрашена разными цветами?
Ответы детей: разными цветами отмечены страны нашей планеты.
Воспитатель: Давайте поиграем: вы называете цвет, а я вас скажу, какая страна там расположена. У каждой страны есть главный город – столица.
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Ответ детей: Россия!
Воспитатель: А кто из вас сможет показать её на карте или глобусе?
Ребёнок показывает
Воспитатель: Как называется столица нашей родины?
Ответ детей: Москва!
Вопрос воспитателя: А что такое Родина?
Ответы детей: Родина – та страна, в которой мы родились.
Сейчас вы закроете глаза, и мы перенесемся в самую любимую, самую красивую и самую дорогую нашему сердцу страну – Россию!
Воспитатель раскручивает глобус «Крутится, вертится шар наш земной, скоро мы будем в… России с тобой! » и останавливает на России.
Детям демонстрируется видеоролик о России.
Воспитатель: Мы с вами живём в прекрасной стране, где много берёз, рощ, лесов, рек, озёр. Нет в мире детей, которые не любили бы играть. Некоторые игры общеизвестны и знакомы, но есть у каждого народа свои народные игры. Я хочу вас познакомить с русской народной игрой «Золотые ворота».
«Золотые ворота»
Правила игры: двое ведущих берутся за руки и строят ворота – поднимают сомкнутые руки вверх. Остальные берутся за руки, и хоровод начинает двигаться, проходя под воротами. Хоровод нельзя разрывать. Все хором произносят слова:
Золотые ворота, проходите, детвора,
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Когда звучит последняя фраза «ворота» закрываются – водящие опускаю руки и ловят («запирают») тех участников, которые оказались внутри ворот. Те, кого поймали, тоже становятся воротами. Игра идёт до двух последних, не пойманных игроков. Они становятся водящими.
Воспитатель: Вам понравилась русская народная старинная игра «Золотые ворота»? Теперь мы отправимся дальше!
Воспитатель раскручивает глобус и останавливает его на Белоруссии - «Крутится, вертится шар наш земной, скоро мы будем в… Белоруссии с тобой! ».
Воспитатель: Показывает на глобусе очертания Белоруссии и предлагает детям посмотреть видеоролик о Белоруссии.
Рядом с Россией находится очень красивая страна – Белоруссия. Я родом из Белоруссии, её часто называют синеокой, потому, что там очень много голубых озёр. Гордость Белоруссии – заповедник «Беловежская пуща». Там живут миролюбивые люди – белорусы, говорят они на белорусском языке.
Воспитатель читает стихотворение :
Мой родны кут, як ты мне мiлы
Забыць цябе не маю сiлы!
Сейчас мы с вами поиграем в белорусскую народную игру «Пярсцёнак», в переводе на русский – «Колечко»
«Пярсцёнак»
Правила игры: Играющие стоят по кругу и держат руки впереди «лодочкой». В руках у ведущего лежит колечко.
Вось па крузе я іду, | Вот по кругу я иду, |
Усім пярсценачак кладу, | Всем колечко я кладу |
Мацней ручкі заціскайце | Сильней руки зажимайте |
Да глядзіце, не зявайце. | И смотрите, не зевайте |
Одному из детей ведущий незаметно кладёт колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!». Тот, у кого колечко, выбегает, а дети должны, быстро взявшись за руки, постараться задержать его, не выпустив из круга.
Воспитатель: Вам понравилась белорусская народная игра «Пярсцёнак» ?. Теперь отправляемся дальше! Закрывайте глаза.
Воспитатель раскручивает глобус и останавливает его на Эстонии - «Крутится, вертится шар наш земной, скоро мы будем в…Эстонии с тобой!»
Воспитатель показывает Эстонию, которая соседствует с Россией и Беларусью.
Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы отправимся в Эстонию, я хочу рассказать вам одну интересную историю: Жила была прекрасная светловолосая, голубоглазая эстонская девушка по имени Хильда. Однажды она познакомилась с русским парнем Александром. Они полюбили друг друга, и Александр увёз Хильду к себе на родину – в Россию. У них родилась дочь, потом появилась внучка. Представляете, ребята, эта внучка должна сегодня прийти к нам в гости, чтобы вместе с нами отправиться в путешествие по Эстонии.
Заходит воспитатель в эстонском этно-костюмы: Да-да, ребята, это история про моих дедушку и бабушку. Давайте вместе с вами отправимся на родину моих предков – в Эстонию.
Демонстрируется видео ролик об Эстонии.
Воспитатель: Эстония – это не большая, но очень красивая страна. Она славится своими ветряными мельницами, прекрасными заливными лугами, полями, реками и озёрами с чистой, холодной водой. Там живут эстонцы, у них светлые волосы и светлые глаза. Они говорят на эстонском языке.
Eesti , mu väike kodumaa , Maa ilma päikest suvepäevadel . Maa piima ja metsad ja peale , Selle inimesed , kes soovivad nad olid kusagil mujal . | Эстония, моя маленькая родина, Земля без солнца в летние дни. Земля молока, и лесов и Её люди, не желающие быть где-то в другом месте. |
Вы хотите поиграть в народную эстонскую игру «Рынгу» - сторож?
«Рынгу»
Правила игры: Играющие садятся на корточки и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: "Становись за мной!" Те дети, которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: "Ночь!" Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.
Воспитатель: Вам понравилась эстонская народная игра «Рынгу»? Пора отправляться дальше в наше путешествие по глобусу. Закрываем глаза. Глобус останавливается, и дети оказываются в Армении.
Воспитатель показывает на глобусе Армению. Демонстрируется видеоролик об Армении.
Воспитатель: В нашей группе есть дети, которые приехали из Армении. Это красивая горная страна. Там живут армяне. Они темноволосые. Это сильные и ловкие люди.
Ребёнок читает стихотворение на армянском языке, воспитатель даёт перевод на русском языке.
Стихотворение «Моя Армения»
Там, где горы и долины, где библейский Арарат,
Где берёт своё начало замечательный Евфрат,
Где озёра и равнины, где цветущие поля,
Там земля далёких предков, там Армения моя!
Давайте с вами поиграем в армянскую народную игру «Пастух»
«Пастух»
Правила игры: На игровой площадке чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.
Воспитатель: Вам понравилась армянская народная игра «Пастух»? А теперь нам пора отправляться в нашу прекрасную, удивительную, гостеприимную страну, где так комфортно и уютно живётся разным народам – в Россию!
Воспитатель раскручивает глобус «Крутится, вертится шар наш земной, сейчас мы в Россию вернёмся с тобой! » Дети останавливают раскрученный глобус и находят Россию.
Воспитатель просит показать на карте Россию и столицу – Москву.
Ребёнок читает стихотворение:
Нет края на свете красивей,
Нет края на свете светлей,
Россия, Россия, Россия –
Что может быть сердцу милей?
Воспитатель предлагает детям найти на карте Белоруссию и её столицу- город Минск, Армению и её столицу – Ереван, Эстонию и Таллин.
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Мы разные, но мы вместе!».
Дидактическая игра «Мы разные, но мы вместе!». На стол выкладываются большие карточки с изображениями национальных костюмов (Россия, Белоруссия, Эстония, Армения, Азербайджан). Детям раздаются малые карточки с традиционными занятиями, национальными жилищами и праздниками (Россия, Белоруссия, Эстония, Армения, Азербайджан) (работа детей малыми группами).
Воспитатель предлагает каждому ребёнку рассказать о своей карточке и положить её на большую карточку соответствующей страны.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Давайте посмотрим, правильные ли получились карточки?
Ответы детей. Дети замечают новую карточку страны, с которой они ещё не знакомы.
Воспитатель: Ребята, а это новая карточка удивительной горной страны – Азербайджан, откуда приехали семьи ваших товарищей Юсифа и Руслана. И в следующее наше путешествие мы отправимся в Азербайджан.
Воспитатель: Юсиф хочет представить свою страну в стихах на азербайджанском языке.
Ребёнок читает стихотворение «Мой Азербайджан»
Воспитатель: Пришла пора сказать друг другу «До свидания»
Давайте каждый скажет это на своём родном языке.
По-белорусски – Допабачэння
По-эстонски – Нятемисенн
По-армянски – Мини-нор-андипун
И все вместе по-русски – До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»
Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2. Закреплять практическое употребление в ре...
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с использованием муль...
Занятие по математике с использованием элементов ТРИЗ и драмматизации в старшей группе. Тема6 "Путешествие в страну "Математику"."
В конспекте показаны задачи и приемы которые можно использовать в своей роботе с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления знаний по математике.Например: используя игровые приемы закреплять...
Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) с детьми старшей группы. Тема: «Путешествие в страну «Математика»»
Конспект занятия...
Конспект занятия по Рисованию с использованием нетрадиционной техники (рисование солью) В старшей группе Тема: «Бабочка».
Конспект занятия поРисованию с использованием нетрадиционной техники(рисование солью)В подготовительной группеТема: «Бабочка».Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой ри...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» в старшей группе «Путешествие в сказочную страну».
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи.Задачи.Обучающая. Углублять, расширять и закрепл...
Конспект занятия по математике с использованием пособий В. Воскобовича с детьми старшей группы
обобщить и систематизировать ранее полученные знания по развивающим играм В.В.Воскобовича...