Конспект занятия по толерантности с использованием средств технического оснащения для детей старшей группы «Народные игры разных стран».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кац Елена Аркадьевна

Цель:

1.     Формирование основ этно-толерантной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.     Дать детям представление о национальной самобытности разных народов через элементы одежды и народные игры

2.     Развивать умение находить на глобусе Россию и  соседние с ней страны (Белоруссию, Эстонию, Армению)

3.     Обобщить понятие «Мы все разные, но мы вместе»

4.     Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь, уважение к родной стране и людям разных национальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по толерантности с использованием средств технического оснащения

для детей старшей группы «Народные игры разных стран»

Цель:

  1. Формирование основ этно-толерантной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Дать детям представление о национальной самобытности разных народов через элементы одежды и народные игры
  2. Развивать умение находить на глобусе Россию и  соседние с ней страны (Белоруссию, Эстонию, Армению)
  3. Обобщить понятие «Мы все разные, но мы вместе»
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь, уважение к родной стране и людям разных национальностей

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему  «Мы все разные»
  2. Знакомство с культурой и обычаями национальностей детей группы (белорусами, эстонцами, армянами, русскими)
  3. Работа с детьми по карте с глобусом
  4. Аппликация, оригами «Символ толерантности»
  5. Конкурс семейного рисунка «Моя родина»
  6. Создание, совместно с семьями воспитанников, мини-музея национальной культуры разных стран

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, мы будем путешествовать и играть в народные игры той страны, на территории которой окажемся, путешествуя ….

(воспитатель загадывает загадку:

Шар не велик

На нем страны без людей

Города без домов

Моря без воды)

Ответы детей: Глобус

Воспитатель: Кто мне скажет, что такое глобус?

Ответы детей: Глобус – это модель земного шара, на глобусе хорошо видно как расположены материки, океаны, моря и различные страны.

Воспитатель: Правильно, мы с вами его уже рассматривали. Какими цветами он раскрашен?

Ответы детей: Больше всего синего цвета – это вода: моря океаны, озёра, реки. Зелёный – леса, жёлтый – пустыни, коричневый – горы и равнины. Разноцветная наша земля.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она раскрашена разными цветами?

Ответы детей: разными цветами отмечены страны нашей планеты.

Воспитатель: Давайте поиграем: вы называете цвет, а я вас скажу, какая страна там расположена. У каждой страны есть главный город – столица.

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Ответ детей: Россия!

Воспитатель: А кто из вас сможет показать её на карте или глобусе?

Ребёнок показывает

Воспитатель: Как называется столица нашей родины?

Ответ детей: Москва!

Вопрос воспитателя: А что такое Родина?

Ответы детей: Родина – та страна, в которой мы родились.

Сейчас вы закроете глаза, и мы перенесемся в самую любимую, самую красивую и самую дорогую нашему сердцу страну – Россию!

Воспитатель раскручивает глобус «Крутится, вертится шар наш земной, скоро мы будем в… России с тобой! » и останавливает на России.

Детям демонстрируется видеоролик о России.

Воспитатель: Мы с вами живём в прекрасной стране, где много берёз, рощ, лесов, рек, озёр. Нет в мире детей, которые не любили бы играть. Некоторые игры общеизвестны и знакомы, но есть у каждого народа свои народные игры. Я хочу вас познакомить с русской народной игрой «Золотые ворота».

«Золотые ворота»

Правила игры: двое ведущих берутся за руки и строят ворота – поднимают сомкнутые руки вверх. Остальные берутся за руки, и хоровод начинает двигаться, проходя под воротами. Хоровод нельзя разрывать. Все хором произносят слова:

   Золотые ворота, проходите, детвора,

   Первый раз прощается,

   Второй раз воспрещается,

   А на третий раз – не пропустим вас!

Когда звучит последняя фраза «ворота» закрываются – водящие опускаю руки и ловят («запирают») тех участников, которые оказались внутри ворот. Те, кого поймали, тоже становятся воротами. Игра идёт до двух последних, не пойманных игроков. Они становятся водящими.

Воспитатель:  Вам понравилась русская народная старинная игра «Золотые ворота»? Теперь мы отправимся дальше!

Воспитатель раскручивает глобус и останавливает его на Белоруссии -  «Крутится, вертится шар наш земной, скоро мы будем в… Белоруссии с тобой! ».

Воспитатель: Показывает на глобусе очертания Белоруссии и предлагает детям посмотреть видеоролик о Белоруссии.

Рядом с Россией находится очень красивая страна – Белоруссия. Я родом из Белоруссии, её часто называют синеокой, потому, что там очень много голубых озёр. Гордость Белоруссии – заповедник «Беловежская пуща». Там живут миролюбивые люди – белорусы, говорят они на белорусском языке.

Воспитатель читает стихотворение :

Мой родны кут, як ты мне мiлы

Забыць цябе не маю сiлы!

Сейчас мы с вами поиграем в белорусскую народную игру «Пярсцёнак», в переводе на русский – «Колечко»

«Пярсцёнак»

Правила игры: Играющие стоят по кругу и держат руки впереди «лодочкой». В руках у ведущего лежит колечко.

Вось па крузе я іду,

Вот по кругу я иду,

Усім пярсценачак кладу,

Всем колечко я кладу

Мацней ручкі заціскайце

Сильней руки зажимайте

Да глядзіце, не зявайце.

И смотрите, не зевайте

Одному из детей ведущий незаметно кладёт колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!». Тот, у кого колечко, выбегает, а дети должны, быстро взявшись за руки, постараться задержать его, не выпустив из круга.

Воспитатель: Вам понравилась белорусская народная игра «Пярсцёнак» ?. Теперь отправляемся дальше! Закрывайте глаза.

Воспитатель раскручивает глобус и останавливает его на Эстонии -  «Крутится, вертится шар наш земной, скоро мы будем в…Эстонии с тобой!»

Воспитатель показывает Эстонию, которая соседствует с Россией и Беларусью.

Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы отправимся в Эстонию, я хочу рассказать вам одну интересную историю: Жила была прекрасная светловолосая, голубоглазая эстонская девушка по имени Хильда. Однажды она познакомилась с русским парнем Александром. Они полюбили друг друга, и Александр увёз Хильду к себе на родину – в Россию. У них родилась дочь, потом появилась внучка. Представляете, ребята, эта внучка должна сегодня прийти к нам в гости, чтобы вместе с нами отправиться в путешествие по Эстонии.

Заходит воспитатель в эстонском этно-костюмы: Да-да, ребята, это история про моих дедушку и бабушку. Давайте вместе с вами отправимся на родину моих предков – в Эстонию.

Демонстрируется видео ролик об Эстонии.

Воспитатель: Эстония – это не большая, но очень красивая страна. Она славится своими ветряными мельницами, прекрасными заливными лугами, полями, реками и озёрами с чистой, холодной водой. Там живут эстонцы, у них светлые волосы и светлые глаза. Они говорят на эстонском языке.

Eesti , mu väike kodumaa ,

Maa ilma päikest suvepäevadel .

Maa piima ja metsad ja peale ,

Selle inimesed , kes soovivad nad olid kusagil mujal .

Эстония, моя маленькая родина,

Земля без солнца в летние дни.

Земля молока, и лесов и

Её люди,  не желающие быть где-то в другом месте.

Вы хотите поиграть в народную эстонскую игру «Рынгу» - сторож?

«Рынгу»

Правила игры: Играющие садятся на корточки и делают вид, что спят.  Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: "Становись за мной!" Те дети, которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: "Ночь!" Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно.  Тот, кто лег последним, становится сторожем.

Воспитатель: Вам понравилась эстонская народная игра «Рынгу»? Пора отправляться дальше в наше путешествие по глобусу. Закрываем глаза. Глобус останавливается, и дети оказываются в Армении.

Воспитатель показывает на глобусе Армению. Демонстрируется видеоролик об Армении.

Воспитатель: В нашей группе есть дети, которые приехали из Армении. Это красивая горная страна. Там живут армяне. Они темноволосые. Это сильные и ловкие люди.

Ребёнок читает стихотворение на армянском языке, воспитатель даёт перевод на русском языке.

Стихотворение «Моя Армения»

Там, где горы и долины, где библейский Арарат,

Где берёт своё начало замечательный Евфрат,

Где озёра и равнины, где цветущие поля,

Там земля далёких предков, там Армения моя!

Давайте с вами поиграем в армянскую народную игру «Пастух»

«Пастух»

Правила игры: На игровой площадке чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.

Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

Воспитатель: Вам понравилась армянская народная игра «Пастух»? А теперь нам пора отправляться в нашу прекрасную, удивительную, гостеприимную  страну, где так комфортно и уютно живётся разным народам – в Россию!

Воспитатель раскручивает глобус «Крутится, вертится шар наш земной, сейчас мы в Россию вернёмся с тобой! » Дети останавливают раскрученный глобус и находят Россию.

Воспитатель просит показать на карте Россию и столицу – Москву.

Ребёнок читает стихотворение:

Нет края на свете красивей,

Нет края на свете светлей,

Россия, Россия, Россия –

Что может быть сердцу милей?

 

Воспитатель предлагает детям найти на карте Белоруссию и её столицу- город Минск, Армению и её столицу – Ереван, Эстонию и Таллин.

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Мы разные, но мы вместе!».

Дидактическая игра «Мы разные, но мы вместе!». На стол выкладываются большие карточки с изображениями национальных костюмов (Россия, Белоруссия, Эстония, Армения, Азербайджан).  Детям раздаются малые карточки с традиционными занятиями, национальными жилищами и праздниками (Россия, Белоруссия, Эстония, Армения, Азербайджан) (работа детей малыми группами).

Воспитатель предлагает каждому ребёнку рассказать о своей карточке и положить её на большую карточку соответствующей страны.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Давайте посмотрим, правильные ли получились карточки?

Ответы детей. Дети замечают новую карточку страны, с которой они ещё не знакомы.

Воспитатель: Ребята, а это новая карточка удивительной горной страны – Азербайджан, откуда приехали семьи ваших товарищей Юсифа и Руслана. И в следующее наше путешествие мы отправимся в Азербайджан.

Воспитатель: Юсиф хочет представить свою страну в стихах на азербайджанском языке.

Ребёнок читает стихотворение «Мой Азербайджан»

Воспитатель: Пришла пора сказать друг другу «До свидания»

Давайте каждый скажет это на своём родном языке.

По-белорусски – Допабачэння

По-эстонски – Нятемисенн

По-армянски – Мини-нор-андипун

И все вместе по-русски – До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...

Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)

Конспект  занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с  использованием муль...

Конспект занятия по аппликации с использованием техники: обрывание бумаги для детей средней группы. «Веселый снеговик»

Задачи: Образовательные: учить составлять изображение из частей, располагая их по величине (большой, поменьше, маленький, закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, упражнять в технике обрыв...

Занятие по математике с использованием элементов ТРИЗ и драмматизации в старшей группе. Тема6 "Путешествие в страну "Математику"."

В конспекте показаны задачи и приемы которые можно использовать в своей роботе с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления знаний по математике.Например: используя игровые приемы закреплять...

Конспект занятия педагога-психолога с использованием оборудования сенсорной комнаты для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в чудесный лес»

Занятие педагога-психолога с использованием оборудования сенсорной комнаты, направленное на развитие саморегуляции и релаксации, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. В ходе занятия испол...

Конспект занятия по Рисованию с использованием нетрадиционной техники (рисование солью) В старшей группе Тема: «Бабочка».

Конспект занятия поРисованию с использованием нетрадиционной техники(рисование солью)В подготовительной группеТема: «Бабочка».Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой ри...