Проект "Волшебный мир театра"
проект (старшая группа) на тему

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Моя инициатива в образовании».

Паспорт проекта.

Тема проекта

«Волшебный мир театра»

Адресация проекта

Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы № 6

Цель

Формирование нравственно – этических качеств у детей старшей группы посредством театрализованной деятельности

Задачи

  1. Познакомить детей  с видами театра и правилами поведения в театре.
  2. Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
  3. Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе театрализованной деятельности.
  4. Развивать творческую активность детей и эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям.
  5. Воспитывать положительное отношение к миру театра, другим людям и  самому себе.
  6. Воспитывать чувство собственного достоинства.

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы: 

- Наличие методического обеспечения: литература методическая и детская, периодические издания, методические разработки ООД, наличие различных видов театров по теме проекта;

- Наглядно - иллюстративные материалы: фотографии и иллюстрации, картины, аудиозаписи звуков природы, нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям), презентации.   

Внешние ресурсы: посещение спектаклей выездных  театров, взаимодействие с ЦЭВД(ТИ): мастер-класс по сценическому искусству, просмотр театральных этюдов.

Индикативные показатели (результаты)

Для педагогов группы № 6:

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.

Для воспитанников:

Повышение качественного уровня развития:

- уровень развития нравственно – этических качеств на 30%

- уровень психомоторного развития на 25%

Для родителей:

Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях до 70%

Ожидаемые результаты

- Дети владеют знаниями, принятыми в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения.

- Сформированы нравственные качества по отношению к себе и другим людям.

- Развиты навыки художественной передачи образа.

- Владеют знаниями норм и правил поведения в общественных местах.

Пояснительная записка

Актуальность проблем, связанных с нравственно - этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.   

Наблюдая за происходящим вокруг, понимаешь, что недостаток нравственно- этического воспитания детей в настоящее время стал чрезвычайно остро и  серьезно, в связи с заметным ухудшением воспитанности у подрастающего поколения. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит не в развале экономики, а в разрушении личности. Современные дети быстрее решают сложные математические или логические задачи, но реже восхищаются, удивляются, и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

Мы живем с вами в период  интенсивного развития высоких компьютерных технологий, который требует большой динамичности, мобильности  и сейчас такое время, когда, о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста, остро ощущаешь недостаток воспитанности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными и многие из родителей заняты созданием благоприятных и комфортных условий для своих детей, где в изобилии присутствуют дорогие электронные игрушки, компьютеры, компьютерные игры и другие различные гаджеты, дети зачастую заняты покорением виртуальных вершин и они  остаются обделёнными простым человеческим общением со взрослыми и сверстниками. Находясь под влиянием этих факторов у детей происходит искажение представлений о доброте, милосердии и патриотизме.    

Как уберечь детей  от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители. Но как быть с постоянно возникающими противоречиями между детским садом и семьей в вопросах формирования нравственно – этических качеств детей, исходя из этого мною была выделена  проблема: как, каким образом? найти способ повышения  уровня нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Степень участия в образовательной деятельности родителей моей группы составила:  23% родителей принимают в нем активное участие.

Для определения уровня развития нравственно – этических качеств у детей моей группы я провела обследование по методике Н.В. Верещагиной в области социально – коммуникативного развития. Результаты были следующими: высокий - 9%; средний - 49%; низкий - 42%.

В результате диагностики «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной были выявлены следующие показатели: высокий – 10%, средний – 37%,  низкий – 53%.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению –  это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, способствует систематизации полученных знаний и применению их в различных видах детской деятельности, я пришла к выводу о целесообразности ее использования.

В связи с этим мною был разработан и впоследствии реализован долгосрочный  творческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный мир театра».

Актуальность проекта обусловлена тем, что  мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь детского сознания помогает театрализованная деятельность, которая является не только самым увлекательным направлением работы, но   и самым эффективный способом коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учите играя.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций, благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и нравственно – этическое воспитание.

Основным предметом театрализации является детская сказка, потому как учит сопереживанию и состраданию. Это подтверждает выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами...»

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествует о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Это познание обогащает мир ребенка, он сочувствует героям сказки, любит их.        

Разработанный проект на тему «Волшебный мир театра» позволяет  дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.

На начальном этапе я изучила научно – методическую литературу по заявленной теме: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией  А.М. Виноградовой»; «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника», Запорожец А.В.;  «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю» Берлова А.Л.; «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л.И.; «Ты детям сказку расскажи» Гриценко З.А.;  «Азбука нравственного воспитания» Каиров И.А., Богданова О.С.

Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметила основные направления своей педагогической деятельности:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;
  • формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями.

Участниками проекта стали дети старшей группы № 6 «Колокольчик», педагоги и родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.

Я провела анализ необходимых для реализации проекта внутренних и внешних ресурсов.

Анализ внутренних ресурсов:

Для развития театральной деятельности в группе созданы следующие ресурсы:

- имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, игрушек, пальчиковый, настольный, перчаточный;

- костюмы и маски для игр - драматизаций;

- ширма; набор декораций;

- аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы»;

- набор наглядно-иллюстративного материала (фотографии, иллюстрации, картины);

- нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям), презентации;

- наличие методического обеспечения: литература методическая и детская, периодические издания, методические разработки НОД, наличие различных видов театров по теме проекта.

Внешние ресурсы: посещение спектаклей выездных  театров, взаимодействие с ЦЭВД(ТИ) – мастер-класс по сценическому искусству, просмотр театральных этюдов.

Цель проекта: Нравственно -  этическое воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей  с видами театра и правилами поведения в театре.
  2.  Способствовать приобретению  детьми знаний, принятых в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения средствами театра.
  3. Развивать творческую активность детей, совершенствуя навыки образного отражения действительности  в процессе приобщения детей к культуре театра.
  4. Воспитывать нравственные качества, способность сочувствию, желанию порадовать и сделать добро в отношении других людей.

Ожидаемые результаты:

- Дети владеют знаниями, принятыми в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения.

- Сформированы нравственные качества по отношению к себе и другим людям.

- Развиты навыки художественной передачи образа.

- Владеют знаниями норм и правил поведения в общественных местах.

Содержание проекта.

Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Содержанием работы подготовительной этапа проекта стали, следующие мероприятия:

- Проведение мониторинга развития нравственно – этических качеств у детей старшего дошкольного возраста  по  методике Н.В. Верещагиной;

«Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной;

- Консультация для родителей на тему «Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка».

Вся практическая работа осуществляется по трем направлениям:

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Цель: Пополнение РППС:

- пополнить  центр «Читарик»;

- дополнить центр творчества «Кулиска» пальчиковым театром, костюмами, декорациями,  театром – оригами;

- работа над «Бумажной книгой сказок»;

- создание  мини – музея «В гостях у сказки».

Цель: Развитие творческой деятельности детей, посредством использования следующих методов:

- сочинение сказок,

- модификация сказок,

- сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.

Цель: Установление сотрудничества МБДОУ и семьи в вопросах нравственно – этического воспитания.

Она включает в себя:

- участие в создании мини - музея группы;

- посещение выставок детского творчества;

- участие в творческих выставках и конкурсах;

- участие в детско -родительских проектах;

- участие в  конкурсе книжек – самоделок.

В рамках реализации подготовительного этапа на основе наблюдений за детьми, опросов, я пришла к выводу, что у детей недостаточный запас знаний в области ознакомления с театральным искусством, дети испытывают трудности при передаче настроения и характеров персонажей и т.д.

Мною был разработан перспективный план работы по ознакомлению  детей дошкольного возраста с театром и сценическим искусством, который включил в себя:

  • цикл  бесед на тему «Таинственный мир театра»;
  • подобрана и адаптирована картотека игр, упражнений и театральных этюдов на развитие различных аспектов театрального искусства.

Основной формой работы составленного перспективного плана стали беседы, которые носили эвристический характер, т.е. в ходе бесед дети пытались отвечать самостоятельно на три вопроса:  «Что знаю?», «Чего не знаю?», «Где могу узнать?». Поэтому знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

Большое значение перед проведением подобных бесед имела предварительная работа, которая охватывала всех участников проекта. Целью предварительной работы было привлечение педагогов и родителей к активному партнерству. Осуществлялась работа в двух аспектах: работа родителей с детьми (поиск информации о теме проекта, рассматривание картин по теме беседы с ребенком, передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям) и работа  педагога с воспитанниками (просмотр презентаций; картинок со сценами из различных сказок, разучивание диалогов; проведение дидактических игр; игровых упражнений; рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий).

Большое количество бесед было посвящено накоплению социального, нравственно – этического воспитания дошкольников средствами театра. Мною были проведены беседы с использованием дидактического материала по следующим темам: «Дружба и неприязнь», «Учимся управлять своим поведением», «Учимся понимать чувства других людей», «Просчитался», «Лиса и собаки». Во время проведения бесед я широко применяла упражнения на развитие морально – волевой сферы и творческого потенциала воспитанников, такие как «Наши мечты», «Наше настроение», «Добро и зло», «Оцени поступок», «Помоги волшебнику», «Выручи из беды», «Цветик - семицветик», что заметно усиливало восприятие содержания бесед.  

На познавательной непосредственно образовательной деятельности использовались различные методы и приемы, которые помогали воспитанникам более полно воспринять содержание предлагаемого материала (словесные, наглядные, практические, игровые), а также широко применялись современные интерактивные формы работы с детьми, что позволяло мне активизировать деятельность детей и процесс совместной работы. Использование интерактивных методов помогало мне организовать диалоговое общение, которое являлось основой взаимодействия и взаимопонимания всех участников деятельности. Я использовала такой прием, как «Свеча», суть его состоит в том, что передается зажженная свеча - светильник по кругу, участники имели возможность высказывать свое мнение по какому-либо вопросу.

Так же широко применяла прием «Броуновское движение», в ходе которого дети передвигались по всему пространству комнаты с целью сбора информации по предложенной теме.

Во время работы над ролевыми диалогами мной применялась такая форма интерактивной игры как «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно, а внешнее – подвижное, дети поочередно передвигались по кругу и осуществляли ролевой диалог в зависимости от персонажа, который определялся масками или шапочками.

Отдельные места из сказок мы проигрывали с использованием интерактивной технологии «Аквариум» ее суть заключается в том, что несколько человек

разыгрывают сцену в круге, а остальные наблюдают и анализируют, вносят предложения.

Исходя из того, что детская природа требует наглядности, я широко в своей практике использовала ИКТ.  Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками помогало мне готовить дидактический материал  красочным и  эстетическим. Используемый мной  мультимедийный материал  был  самым разнообразным: презентации, слайды, игры – тренажеры, электронные игры на закрепление полученного материала, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний  для детей становился более современным, разнообразным, насыщенным, информация подавалась мной  живо и легко.

В своей педагогической деятельности я использую различные средства: проектор, ноутбук, принтер, сканер, телевизор, видео, DVD, CD, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат.

Очень широко в своей практике я применяю метод «Интерактивная сказка», потому как считаю его наиболее эффективным для развития интонационной выразительности в ходе которого использую готовые интерактивные сказки, созданные на основе мультимедийных презентаций.

Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. А прием «Озвучивание сказки» способствует развитию интонационной выразительности дошкольников.

Метод «Интерактивная сказка» не только повышает интерес детей к совместной театрализованной игре, но и помогает мотивировать их к решению каких-то проблемных ситуаций и формирования таких качеств, как умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста можно отметить, что наибольшие затруднения вызывает организация взаимодействия детей со сверстниками. Как показывает опыт, поможет в этом игра. В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Для развития этих качеств я использую игру «Оживи героя», в ходе которой дети само договариваются какие части тела они будут оживлять, по ходу чтения стихотворений дети выполняют соответствующие движения.

Такое игровое задание предполагает координацию и слаженность движений детей и способствует развитию умения договариваться о совместных действиях.

Большое внимание отводила использованию игр, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, этические, творческие способности, психические процессы.

В своей практике я использовала:

Название театрализованной игры

Значение театрализованной игры

Игры с элементами театрализации:

речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса.

этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

этюды на воспроизведение основных черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

этюды на выразительность жестов являются показателем правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение

ролевые игры это игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность.

Занятие-игра

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

Театрализованный рассказ

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи.

Викторина-развлечение

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал.

Спектакль-игра

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

В своей работе в ходе развития речевого аспекта я применяю современную инновационную технологию «Синквейн».

На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Я использовала различные виды игр – упражнений:

  • Игры – упражнения на развитие восприятия мелодики: «Дирижеры», «Кто хозяин», «Лесенка», «Воздушный шарик»;
  • Игры на восприятие речевого темпа: «Карусели», «Курочка и цыплята»;
  • Игры на развитие восприятия ритма: «Язычки -  дразнилки», «Забияки - петушки»;
  • Игры на восприятие тембра: «Кто боится прививки?», «Угадай - ка»;
  • Игры – упражнения на развитие  на восприятие логического ударения: «Слушай, думай, называй».

Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого я проводила мини-концерты в группе, танцевальные импровизации под музыку, с использованием активных методов «Театральная разминка», «Лесной карнавал», в ходе которых осуществлялось взаимодействие между педагогом и детьми,  побуждала детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учила различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей. Путем использования театральных этюдов, направленных на развитие мимики и пантомимики таких, как: «Лисенок вышел из норы», «Лисенок встречает ворону», «Лисенок встречает зайку», «Лисенок боится вихря», «Лисенок увидел первый снег»; «Лисенок находит маму» дети совершенствовали свои актерские навыки передачи эмоций, настроения, характерных особенностей персонажей.

Подбирались также театральные этюды к определенным сказкам, например, к постановке  сказки «Заюшкина избушка», были подобраны и проиграны с детьми такие этюды: «Лиса осталась без крова», «Лиса прогоняет зайца», «Заяц с собакой идут к лисе», «Заяц и медведь идут к лисе», «Петушок и заяц выгоняют лису».

Большое внимание уделяла дидактической игре, потому как она в процессе обучения совершенствует знания ребенка. Такие игры, как «Зеркальце», «Эмоции», «Гардероб», «Живой портрет», «Расскажи о настроении человека», «Составь портрет»,  использовала практически в каждом занятии или беседе. Они помогали эмоционально воспринимать содержание материала, осознавать игровые образы их эстетический характер, нравственные качества, способствовали развитию образного мышления, воображения.

Процесс работы над постановкой сказки состоял из нескольких этапов:

Этапы

Содержание

I этап

подбор произведения-сказки, чтение, знакомство с персонажами, проговаривание, подговаривание.

II этап

подготовка различных видов театров, изготовление персонажей, фланелеграф,  изготовление игры-сказки.

III этап

включение сказки в непосредственно образовательную деятельность, использование  персонажей в повседневной жизни, во время игры в различных условиях.

IV этап

умение детей поддержать игру в сказку со взрослыми и друг с другом.

Таким образом, во время столь углублённого знакомства  со сказкой у детей развивается память, мышление, воображение, речь, активизируется словарь; воспитывается умение  подражать, согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников, сопереживать героям.

В результате такой работы в группе организовывались творческие постановки сказок «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка».

В ходе реализации проекта воспитанники группы Шевченко Сергей и Скудневский Тимофей совместно с родителями разработали детско - родительские проекты на тему: «Какие бывают театры», «Театры прошлого» и поделились полученной информацией с детьми группы.

Промежуточным итогом работы по реализации проекта стала открытая образовательная деятельность в рамках недели открытых дверей в реализации годового плана МБДОУ в феврале 2015 года на тему «По страницам добрых книг».  Мероприятие получило высокую педагогическую оценку коллег МБДОУ.

Активными участниками проекта являлись родители воспитанников, по ходу работы помимо запланированной в проекте консультации было проведено родительское собрание на тему «Театрализованная деятельность детей в детском саду и дома»; проведен показ открытого занятия для родителей по развитию речи с элементами театрализации «Что за чудо эти сказки!»; выставлялись папки – передвижки «Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка», «Играем в театр», «Влияние оригами в развитии речи детей».

В результате реализации проекта также значительно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы:

- приобретены красочные книги разных авторов, чем значительно пополнили центр «Читарик» группы;

- изготовлена «Бумажная книга сказок»;

- изготовлен вязанный пальчиковый театр «Грибок - теремок»;

- пополнена методическая копилка конспектами занятий: «Что за чудо эти сказки», «По страницам добрых книг»;

- создана картотека игр и упражнений на тему: «Театр и дети»;

- подготовлены тематические презентации: «Театры мира», «Театр это здорово!», «Разговор о театре», «Правила поведения в театре», «Знакомство с театром»;

- создана электронная  игра – викторина «Угадай сказку!».

На заключительном этапе реализации проекта в группе был создан мини-музей «В гостях у сказки», где были подобраны экспонаты волшебных сказочных предметов. В организации и создании музея активными участниками были все участники проекта. Представленные экспонаты достаточно разноплановые: вязанные, вырезанные из дерева, сшитые и т.д. Наличие таких предметов позволяет значительно разнообразить процесс театрализованной деятельности.

Результатом проделанной работы также считаю то, что воспитанники нашей группы являлись активными участниками творческих постановок, которые были представлены как для родителей, так и для детей других групп. В течение реализации проекта «Волшебный мир театра» воспитанники стали победителями КВН «По страницам книг С.Я. Маршака» и игры – викторины «Там на неведомых дорожках».

В завершении реализации   проекта в результате наблюдений, опросов, можно отметить положительную динамику  в  освоении детьми знаний по развитию нравственно – этических качеств. У детей систематизированы знания о различных видах театров и правилах поведения в театре, как в общественном месте; они умеют эмоционально передавать настроение, выражая его через речевые зарисовки; дети овладели знаниями общественных взаимоотношений, владеют театральной терминологией, а так же умеют образно передавать характер героев, умеют давать объективную оценку их поступкам, сформирован ряд качеств, ценных для дальнейшего этического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения,  что должным образом влияет на уровень нравственно - этического воспитания дошкольников.

На заключительном этапе реализации проекта мною был проведен мониторинг развития нравственно – этических норм у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методики Н.В. Верещагиной, по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» критериями которой стали такие разделы:

  • Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении  со взрослыми и сверстниками;
  • Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям;
  • Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное

состояние, этические качества, эстетические характеристики;

  • Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается.

А также проведен мониторинг «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной критериями которой стали такие разделы:

  • Интонационная выразительность речи.
  • Эмоциональность.
  • Характерологические особенности детей (общительность, скованность).
  • Творческие проявления.
  • Внимание.
  • Память.
  • Действия с кукольными персонажами.
  • Координация и ловкость движений.
  • Использование выразительных средств (мимика, жесты).

Показатели были следующими:

Критерий

2014 г.                октябрь

2015 г.

апрель

Индикативный показатель

в/у, ср/у

н/у

в/у, ср/у

н/у

Нравственно – этические качества

58%

42%

91%

9%

+33%

Психомоторное развитие

47%

53%

74 %

26%

+27%

Участие родителей в ВОП

23%

77%

72%

28%

+49%

Вывод: Исходя из показателей диагностики и анализа  результатов, можно прийти к выводу, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы нравственно - этического воспитания. Использование педагогического потенциала и интерактивных методов и приемов в театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению их  ценности, повышению воспитанности, развитию творческих способностей детей и укреплению сотрудничества МБДОУ с семьей. 

Практическая значимость: Данный материал  может представлять интерес  для педагогов дошкольных учреждений и использоваться в практической работе по развитию нравственно – этических компетенций ребенка - дошкольника.

Перспективы развития проекта:

- Демонстрация своего опыта работы педагогам ДОУ с целью внедрения проектной деятельности в МБДОУ. (Проведение открытой ООД для воспитателей и родителей).

- Продолжить использование проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии  в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

- Продолжать применение детско-родительских проектов в своей педагогической деятельности.

Литература:

  1. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», под редакцией  А.М. Виноградовой, М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника», М: «Просвещение», 1985 г.
  3. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008 г.
  4. Каиров И.А., Богданова О.С.  «Азбука нравственного воспитания», - 2004 г.

 Берлова А.Л. «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю». - М., 2008 г.                                         

Киселева Любовь Ивановна МБДОУ  №22 «Журавушка»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"ИДЁМ В ТЕАТР" - цикл бесед о театре

        Для чего, и почему, театр так важен в жизни ребёнка - мы уже говорили во вступительном слове: "Театр - это самый короткий и продуктивный путь к формированию со...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...