"Путешествие в прошлогое часов"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Алексеенко Елена Вячеславовна

Конспект интегрированной организационно – образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_s_zozh.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

     

МБДОУ д/с № 1 «Колокольчик»

                                                

Конспект интегрированной организационно – образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий

         

                                                                                 

                                                                                    Подготовила и провела                         

        Алексеенко Е.В.

                                       

 

 

Пушкино 2016 г.

Программное содержание: 

  • познакомить детей с различными видами часов (солнечные, песочные, водяные, восковые, механические, электронные);
  • учить детей творчески подходить к поставленной задаче;
  • продолжать учить делить слова на слоги;
  • закрепить представления детей о гласных и согласных звуках;
  • развивать связную речь, активизировать в речи детей слова – названия видов часов;
  • развивать у детей воображение, интерес к творческой деятельности человека, к малым формам устного народного творчества;
  • развивать социальные навыки: умение слушать и слышать другого, учитывать мне- ние партнёров, отстаивать свою правоту, уважать плоды труда сверстников;
  • воспитывать бережное отношение к часам, активную жизненную позицию по от- ношению к своему здоровью.

Предварительная работа: 

  • рассматривание механических, песочных, кварцевых часов; отгадывание загадок; разучивание пословиц и поговорок о ценности времени;
  • чтение произведений о творческой деятельности людей;
  • инсценировка рассказа В. Голявкина «Когда».

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Здоровье
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Художественное творчество
  • Чтение художественной литературы

Словарная работа:

Часовщик, механизм, изобретатель.

Оборудование: 

  • картинки с изображением солнечных, водяных часов;
  • электронные, песочные,  механические часы;
  • конверт с письмом от короля;
  • кассы букв;
  • круги для игры «День за днем»;
  • листы белой бумаги, фломастеры, цветные карандаши.

 

     

Ход организационно – образовательной деятельности

В.: Ребята, сегодня утром я обнаружила у себя на столе вот этот большой конверт (показывает). Вам интересно, что там?

Дети: Да

В.: Тогда давайте откроем его и посмотрим, что там (открывает конверт и читает пи- сьмо):

Привет, ребята, это я!

Искал вас очень долго,

Хотел узнать у вас,

Возможно ль

Нам без часов прожить всю жизнь?

Бродил я много по планете

И вот решил задать вопрос свой детям,

А вдруг они помогут мне в ответе?

                                      Король царства часов

В.: Давайте поможем королю. Ребята, как вы думаете, можно ли без часов прожить всю жизнь? Почему?

Д.: По часам люди встают на работу, в школу, чтобы не опоздать, по часам люди от-личают день от вечера…

В.: Молодцы! Конечно, часы существовали еще с древних времен. И сегодня я пред- лагаю вам отправиться в прошлое часов. Согласны?

Д.: Да

В.: Тогда я прошу вас сначала подготовиться, так как вы должны быть зоркими, вни- мательными. Давайте сделаем с вами массаж волшебных точек наших ушей, чтобы  они хорошо слышали (проводится массаж ушных раковин).

 
Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами,
А сейчас потянем вниз, ушко, ты не отвались!
А потом, а потом покрутили козелком
Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!


В.: Ушки наши готовы. Теперь подготовим наши глаза, чтобы они хорошо видели (проводится офтальмологическая зарядка).


Мы пришли в волшебный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – берёзка в шубке стоит,
Слева – ель на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.

Снежинки порхают, кружатся,

На ладошки к ребятам садятся.

В.: Вижу, что теперь вы готовы. Чтобы наше путешествие началось вам необходимо выполнить следующее задание: выложить из букв самое главное слово – «часы» и ответить на мои вопросы (дети работают с кассой букв). Хорошо, а теперь скажите, сколько в слове «часы» слогов? Как вы определили?

Д.: Два слога, т.к. две гласные.

В.: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Д.: Гласные звуки можно пропеть, при их произношении воздух не встречает преград.

В.: Назовите гласные звуки в слове «часы».

Д.: А, Ы.

В.: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. А как вы думаете, всегда ли часы были такими, какими мы их привыкли видеть? (Ответы детей).
В.: Летом человека могло разбудить солнышко. Давным-давно человек заметил, что в течение дня солнце перемещается: утром – справа, вечером – слева, а днём – над го- ловой. И ещё он заметил, что если солнце позади него, то тень всегда впереди, если солнце справа, то тень всегда слева. Тогда человек подумал: нельзя ли сделать сол- нечные часы? (Показывается картинка с изображением солнечных часов). На земле чертили круг, который делили на несколько равных частей. В центре круга вбивали колышек. Тень от колышка перемещалась вместе с движением солнца по небу и пока- зывала, который час. Но у этих часов был недостаток. Как вы думаете, чем были неу- добны солнечные часы? ( Ответы детей).
В.: Правильно, ребята, такие часы нельзя было использовать в пасмурную погоду. А ещё их нельзя было носить на руке или держать дома, как мы привыкли это делать. И на смену солнечным часам пришли водяные. (Показывается изображение водяных ча- сов). В высокий узкий сосуд наливали воду; вода, двигая стрелку, показывала время. Но и эти часы оказались неудобны в пользовании. Как вы думаете, чем они неудоб- ны? (Ответы детей).

В.: И тогда человек заменил водяные часы песочными. (Дети рассматривают песоч- ные часы). В сосуд насыпали песок. Через узкое отверстие песок сыпался в другую часть сосуда. Так люди узнавали время. Но и эти часы оказались неудобными. Чем были неудобны для людей песочные часы? (Ответы детей).

В.: Ребята, но эти старинные часы дожили до наших дней. Подумайте, где такие часы используют сейчас?

Д.: Их используют в бассейне, в поликлинике.

В.: Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом.  (Дети рассматривают механические часы). В футляр он поставил пружинки, закрутил её, чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико, которое цепля- ется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. Их нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить?

Д.: Не нуждаются в заводе электронные часы.

В.: Правильно! Они работают на батарейках. (Дети рассматривают механические ча- сы). У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точно и  не капризничают. Где используют такие часы?

Д.: Такие часы используют на вокзалах, улицах, стадионах.

В.: Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. А как называют человека, который чинит часы?

Д.: Часовщик

В.: Молодцы! Мы с вами тоже как часы, не любим долго находиться неподвижно. В нашем путешествии остановка. Давайте немножко отдохнем. (Проводится физкульт- минутка «Медвежата»).

            Медвежата в чаще жили,

            Головой своей крутили.

            Вот так, вот так.

      Медвежата мед искали,

      Дружно дерево качали.

      Вот так, вот так.

          Вперевалочку ходили

          И из речки воду пили,

          А потом они плясали,

    Выше лапы поднимали.

    Вот так, вот так.


    Вот мы с вами отдохнули, продолжаем наше путешествие.
Люди издавна заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. Трудолюбивые люди ценили каждую минуту, старались провести её с пользой. И в народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте мы с вами вспомним некоторые поговорки. Я буду начинать, а вы заканчивать.


Долог день до вечера, коли… (делать нечего).
Делу – время, … (потехе – час).
Душу и сердце в работу вложи, … (каждой секундой в труде дорожи).
Откладывай безделье, да … (не откладывай дело).

Поздно поднялся - … (день потерял).
Кто хочет много знать - … (тому надо меньше спать).


В.: На часах стрелки, не останавливаясь, бегут друг за другом и вот уже утро неза- метно переходят в день, день сменяет вечер, а затем наступает ночь. И каждую часть суток мы чем-нибудь заняты. Перед вами четыре круга разного цвета. Давайте для каждой части суток подберём свой цвет. (Дети подбирают цвет для каждой части су- ток, объясняя свой выбор).

А теперь поиграем в игру «День за днём» (Воспитатель называет какое-либо действие, дети определяют, в какое время суток они выполняют действие и показывают круг соответствующего цвета).
    Наша жизнь не стоит на месте. Всё меняется. Люди постоянно изобретают новые механизмы, машины, которые облегчают им жизнь. Сегодня я тоже предлагаю вам стать изобретателями и нарисовать часы, которые, по вашему мнению, будут показы- вать время в следующем веке.
(Дети выбирают необходимый материал, рисуют часы).

     В середине творческой деятельности проводится гимнастика для пальчиков «Мы сегодня рисовали».

Вот сейчас мы рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,

Снова рисовать начнут.

Дружно пальцы разведем,

Дружно их опять сведем.

Вот сейчас мы отдохнем,

И опять творить начнем.


    Молодцы! Ребята, вы нарисовали очень интересные часы. Расскажите о них, рас- смотрите, оцените работы друг друга. (Дети рассказывают о том, какие часы они на- рисовали, как они будут работать). Предлагаю отправить ваши работы в подарок ко- ролю, чтобы он всегда помнил о важности времени и часов.

    Наше путешествие подошло к концу. Думаю, что сегодня вы узнали много полез- ного и интересного для себя. Какие часы вам понравились, запомнились больше?
Что было интереснее всего? Какие встретились трудности?

(Ответы детей).
Большое вам спасибо, мне очень понравилось, как вы дружно работаете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Презентация к занятию "Путешествие в прошлое часов"

С проблеммой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотре...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы "Путешествие в прошлое часов" (итоговое)

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и плани...

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....

Презентация музея часов , конспект досуга "Путешествие в прошлое часов".

Цель- создание условий для закрепления знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.Программные задачи: -Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями....