РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕСУРС ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Халикова Валентина Владимировна
Сейчас мы постепенно возвращается к своим родным истокам, мы по-новому начинаем относиться к старинным традициям, праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халикова В.В., к.п.н., старший воспитатель

                                                            ГБОУ «Школа № 842» г. Москва  

РУССКАЯ  ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 КАК РЕСУРС ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современная картина детства претерпела в последние годы разнообразные изменения, но специалисты системы дошкольного воспитания, а часто и родители, к сожалению, до конца не осознают масштаб перемен, пребывают в растерянности либо в отрицании права на существование новых феноменов детства. Невозможно не заметить, что детей сегодня встречает мир новых игр, игрушек, новой детской литературы и «густое» информационное пространство. Произошли перемены и в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых: малодетные  семьи и отсутствие дворовых детских сообществ ведет за собой сбой в передаче от одних детей к другим составляющих детской субкультуры.  Наблюдается разрушение естественного и спонтанного процесса передачи социального опыта от поколения более старших детей более младшим. Разрушен мир детской игры. Часто игры не соответствуют их возрастным возможностям, нет процесса усложнения игры, дети играют примитивно, а, следовательно – нарушены и основные пути личностного развития. Таковы основные характеристики новых условий детства, особенно в большом мегаполисе.

Ребёнок мегаполиса вынужден жить в  ускоряющемся темпе современной жизни, которая лишает его полноценного проживания детского периода. Перегруженные уже в дошкольном возрасте событиями, дети слишком рано теряют способность глубоко и полно эмоционально проживать жизнь, начинают страдать от разрушающего личность функционирования. Поэтому особую актуальность в данном проблемном поле приобретает русская традиционная культура как ресурс эффективной социализации детей.  

Сейчас мы постепенно возвращается к своим родным истокам,  мы по-новому начинаем относиться к старинным традициям, праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Решение выше перечисленных проблем мы нашли,  реализуя образовательную программу по приобщению детей к народной культуре, устному и музыкальному фольклору, которая имеет красивое название «Околица». Данная парциальная программа разработана нашим творческим коллективом,  направлена на формирование у детей миропонимания, развитие творческих способностей, интенсивное освоение фольклорных традиций,  углубление сведений о народном календаре. И  особенно важно то, что данная программа направлена  на развитие эмоциональной сферы ребенка, его социально-коммуникативных навыков, ведь именно это является основой эффективной социализации детей.

Концепция программы основана на методических принципах, согласно которым приоритетной областью содержания является русская художественная культура, обычаи, народные обряды и традиции.

Актуальность программы заключается в том, что она помогает пробудить эмоционально-духовную сущность ребенка, его способность чувствовать, думать, творить, развивает в ребенке природные задатки, способности, таланты, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах творческой деятельности. Реализация программы помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы, воспитывает трудолюбие, милосердие, честность, уважение к старшим, заботу о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Отличительной особенностью программы является то, что в доступной и увлекательной форме  дошкольники получают серьезные и достаточные знания по традициям и культуре русского народа, и активно реализуют приобретённое в различных видах детской деятельности, что является  успешной социализацией ребенка.  

Программа обеспечивает преемственность разных уровней образования, развивает социальные компетенции детей, необходимые для реальной жизни и будущего успешного обучения ребёнка в школе, а в дальнейшем успешной социализации во взрослой жизни.

Программа «Околица» отражает основную закономерность формирования картины мира ребенка, которое начинается с постижения своего ближайшего окружения: отчего дома, детского сада, улицы, города, родного края, России и учитывает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы будущего развития человека, происходит «врастание ребенка в культуру» (Л.С. Выготский).

Основная задача педагогов при реализации программы заключается в создании условий (проблемных вопросов, ситуаций, коллективного дела и т.д.) для активного освоения   культуры родного народа, особенностей жизнедеятельности.

Гуманистическая по направленности программа позволяет нам, опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей и реализовать личностно-ориентированный подход к ним.

Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет и направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка, предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются в специфических детских видах деятельности.

Положенный в основу программы деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.)  базируется на центральном теоретическом положении о  том, что психика развивается, формируется и проявляется в разных видах деятельности. Деятельность является главным средством обретения человеком культуры. С позиций деятельностного подхода усвоение ребенком нового – не пассивный процесс «калькирования» общественно-исторического опыта, а результат активной деятельности по овладению средствами и способами ориентации в окружающем мире.

Стержнем программы является народный земледельческий календарь, составляющий основу тематического планирования.

Все содержание программы разбито на тематические недели в четырех основных блоках: осень, зима, весна, лето для всех возрастных групп дошкольного учреждения.

Содержание каждой тематической недели реализуется в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка  и в самостоятельной деятельности детей. Трехчастная структура педагогического процесса опирается на возрастные и индивидуальные возможности детей.

Ведущее место мы отводим совместной деятельности взрослых и детей: народные праздники, игры, трудовая деятельность, ремесла, музыкальный и поэтический фольклор, где закладываются основы нравственности и морали, духовности, самосознания, культуры общения, практические навыки и умения.

Приобщение детей к традиционной культуре в нашей организации начинается с раннего возраста. На первом этапе мы открываем ребенку мир отечественной культуры: малыш обретает первичный социальный опыт (слушает, играет, смотрит, что и как делают другие). В это время важно не торопить ребенка и одновременно предоставлять возможность для активизации его познавательных интересов в разных видах деятельности (знакомство с глиной, тканью, лозой, устным народным творчеством, народной игрушкой и т.д.).

В младшей и средней группах дети  начинают овладевать способами и средствами построения разных видов деятельности, а в старшем дошкольном возрасте они более самостоятельны, независимы в своем выборе и становятся непосредственными «носителями» культуры в детской среде. Для этого нами созданы условия для совместной деятельности, игры, общения не только со сверстниками, но и с детьми разных возрастных групп,  что очень важно для социализации дошкольника.

Далее мы представим  опыт реализации программы и полученные результаты эффективной социализации детей дошкольного возраста средствами русской традиционной культуры.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения.

Фольклорная среда гармонично вписывается в пространственную среду детского сада,  наполнена элементами народной культуры, быта. Детям доступны изделия из лозы, дерева, глины, вышитые скатерти, полотенца,  люльки, лоскутные одеяла, деревянные столы, лавки, которые активно используется детьми в различных видах деятельности.

Традиционные игрушки (тряпичные куклы в традиционных костюмах, соломенные, куклы-закрутки, глиняная игрушка вертеп, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы и т.д.) являются неотъемлемой частью фольклорной среды. Все это соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей, вековым законам воспитания.

Развивающая фольклорная среда дошкольного учреждения предполагает наличие этнографического мини-музея. К оформлению музея мы предъявляем особые требования. Его экспонаты находятся в рабочем состоянии, используются в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.).

Без зрительных образов ребенок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, и, тем более, воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях, в игровой деятельности.

Основные направления работы мини-музея: проведение образовательной деятельности с этнокультурным компонентом, путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом, посиделок, занятий, инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей дошкольного учреждения.

Основной задачей педагогов является  не только создание музейной атмосферы, но и  введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому в «избу» были помещены   предметы быта старины, собранные педагогами и родителями. Музейная коллекция постоянно пополняется  и систематизируется согласно истории и времени.

Организация игровой деятельности в стенах мини-музея позволяет детям создать богатые по содержанию сюжеты игр, соответствующих возрасту и детской субкультуре. Это позволяет развивать у дошкольников жизненные навыки, реализовать все детские игровые желания, наиграться, что важно для социального развития детей, формировать социальное поведение детей посредством игрового общения.

Музыкальный и поэтический фольклор.

Фольклор – естественная возможность погружения в истоки народной культуры. Из поколения в поколение народ передает свой нравственный и эстетический опыт, свой дух, свою мудрость именно чрез фольклор. Это не только сокровищница прекрасных произведений, но и своеобразная школа социального развития ребенка, школа воспитания. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях, обрядах, песнях, играх, сказках.  

Фольклор – традиция изустная, которая практически утеряна. Погружение ребенка в атмосферу живого, доброго, идущего от сердца слова, позволяет раскрепощаться, раскрываться личности, стимулирует творческую активность малыша.

Особое значение в социализации ребенка играет детский фольклор, поскольку он ценен в познании социальных законов жизни. Детский фольклор учит ребенка принимать критику, понимать других, уступать в различных ситуациях, справедливости, т. е. тем важным социальным навыкам, которые помогают ребенку познавать философию жизни.

Ремесла.

Характерной особенностью старшего дошкольного возраста является увлечение «женскими» и «мужскими» делами. Мы учитываем и подчеркиваем социальную функцию человека в обществе: будущего мужчины, а сейчас – мальчика, будущей женщины, а сейчас – девочки.

Образовательный процесс дошкольного учреждения максимально насыщен конкретными делами, ситуациями, где бы ребенок мог проявить себя, поупражняться в «проживании» социально-заданной роли.

Ситуация жизни современного общества пестрит примерами, когда жизненный путь от дочки до мамы, к сожалению, не у всех женщин гладок. Далеко не каждая женщина готова к самому главному делу своей жизни – стать мамой и физически и духовно. Обрести качества заботливой мамы, искусной хозяйки девочка может уже в дошкольном детстве: первоначально укладывание кукол спать под колыбельную, а затем и убаюкивание детей младшего возраста; приготовление простых блюд (салаты, выпечка и т.д.); освоение женских ремесел.

Дошкольный возраст – важный период в пробуждении мужского начала у мальчиков. Педагог использует элементы традиционной культуры, продумывает специально созданные ситуации, где бы мальчики могли чувствовать свою значимость в обществе, открывали для себя нормы поведения, способы взаимодействия.

Обучая детей ремеслу, например, плетению из лозы, мы обращаем   внимание на последовательное освоение «секретов» любого дела «смотри, как красиво и добротно сделано», через «помоги мне это сделать», «давай сделаем вместе…», «у тебя хорошо получается» - и «ты уже можешь это сделать сам», «у тебя лучше получается, чем у других, но ты можешь сделать лучше, если потренируешься, постараешься», «сегодня ты сможешь, как мастер, поучить, помочь другому».

Праздники и традиции.

Основой планирования воспитательно-образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении являются народные праздники, которые проводятся в соответствии с земледельческим календарём. Праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные  традиции. Любовь к земле, извечное чувство преданности ей и ответственности за нее, знание явлений природы, во многом подкрепляющие усилия крестьянских рук, остаются той духовно-нравственной основой, без которой не существует истинной культуры земледелия. Мудрость народа, заложенная в русском народном земледельческом календаре обеспечивает доверительный диалог нынешнего, молодого поколения с их далекими и близкими предками, является той духовной осью, которая соединит время минувшее и будущее, обеспечивает органичное вхождение малыша в мир природы, культуры, общества.

На основе русского народного земледельческого календаря составляется детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели.

Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок.

«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика – позволяет естественным путем осваивать духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них, переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения. Это обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства участников, диалога культур. Формируется базис социальной культуры ребёнка, проявляющийся в совокупности отношений: гуманного  - к людям, бережного – к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного – к истории семьи, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, физическим возможностям. Это является основой социального развития ребенка, его успешной социализации.

Таким образом, русская традиционная культура позволяет ребенку успешно пройти процесс эффективной социализации.  Мы уверены, что здравый смысл и совместные усилия взрослых сделают жизнь детей духовно и нравственно богатой, отчего выиграют все.

Выиграет администрация, потому что:

- сегодня тема развития социальных компетенций – одна из самых передовых, заниматься ей престижно, а если это делать через реализацию программы по ознакомлению детей с русской традиционной культурой, музыкальным фольклором и народным календарем, то делать это будем особенно талантливо и красиво;

- объединит свой коллектив на основании общей гуманистической идеи, постепенно превратив его в коллектив единомышленников;

- улучшится качество жизни в образовательной организации для педагогов, так как им станет интереснее работать, они охотнее будут заниматься с детьми, и это все обеспечит образовательному холдингу заслуженную народную славу.

Выиграет каждый педагог, потому что:

- у него появится больше уверенности и профессионализма;

- станет меньше трудных ситуаций с детьми, в том числе в собственном родительском опыте;

- получив новые знания и навыки, он будет «дороже стоить» на рынке труда;

- улучшаться, наполнятся новым содержанием отношения между коллегами и родителями.

Выиграют дети, потому что:

- они, наконец, станут «видимыми», почувствуют, что их лучше понимают;

- в группах будет меньше насилия, неуважения между детьми;

- детям подарят замечательные интересные занятия, каждое из которых эмоционально включает ребенка и чему-то ненавязчиво учит;

- жизнь детей будет протекать по законам счастливого Детства;

- постепенно изменятся правила детской группы, так что всем в ней будет спокойнее и радостнее жить;

- дети получат ценнейший дар – навыки уважительного отношения к себе и другим людям, то есть то, что пригодится им в течение всей жизни.

Выиграют родители, потому что:  

- они увидят образцы конструктивного отношения к конфликтам и проблемам со стороны профессиональных и доброжелательных взрослых;

- им предложат перенять некоторые хорошо зарекомендовавшие себя способы коммуникации с их ребенком;

- им покажут непредвзятый взгляд на их собственного ребенка, часто более адекватный, чем родительский;

- наконец, у родителей появится больше доверия к образовательной организации, чувство, что их ребенок в хороших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе

Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...

«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»

данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию...