«Игра – путь познания окружающего мира»
статья (средняя группа) на тему

      «Игра – путь познания окружающего мира»

 

  Ведущее место в педагогическом процессе занимает игра. Игра является основным видом самостоятельной деятельности ребенка. Игра для дошкольника – это и учеба, и труд, серьезная форма воспитания. В игре нет зависимости ребенка от взрослого, и он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Дети много времени проводят в игре. Игра имеет важное  значение для развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Петушок» села Кушнаренково

Муниципального района,Кушнаренковский район Республики Башкортостан

«Игра – путь познания окружающего мира»

                                                                           Воспитатель: Башарова Р. Г.

        Ведущее место в педагогическом процессе занимает игра. Игра является основным видом самостоятельной деятельности ребенка. Игра для дошкольника – это и учеба, и труд, серьезная форма воспитания. В игре нет зависимости ребенка от взрослого, и он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Дети много времени проводят в игре. Игра имеет важное  значение для развития ребенка. Я старалась обогащать содержание детских игр, стремилась к тому, чтобы дети играли именно в такие игры, которые помогали бы росту личности человека. Заботилась о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Подбирала игрушки, создавала такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомила детей доступными их пониманию явлениями действительности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. На занятиях я постоянно использовала игровые методы при обучении детей, в игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умел. В игровые действия всегда включала обучающую задачу, то есть то, что являлось для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре, и его эмоциональной связи с остальными участниками. Дети в группе могли «чувствовать – познавать – творить».

        В процессе игр дети воспитываются, многому учатся. У них развивается коллективизм, коммуникабельность, умение сотрудничать, чувство сопричастности общему делу, ответственность, решаются многие воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

        Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

        Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств  для его реализации.

        Я сделала такой вывод, что только наличие игровых зон обеспечит эффективность воспитательного и образовательного процесса,  являясь средством развития у ребенка дошкольного возраста.

Своим каждодневным трудом способствовала развитию у ребенка уважения к чувству собственного достоинства и личным правам человека, развитию у ребенка  чувства ответственности ( за другого человека, живое существо).

        На всех занятиях старалась формировать простейшие навыки учебной деятельности.

        Во время занятий следила за правильной осанкой детей, обучала внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу. Учила самостоятельно планировать свои действия, правильно оценивать результаты своей деятельности.

        Воспитывала организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников.

       Для лучшего усвоения материала использовала разнообразный наглядный материал, методические приемы, через игры, наблюдения, беседы, чтения рассказов, сказок, заучивание стихотворений, экскурсий, прогулок знакомила детей и на занятиях и в играх. Проводила и подвижные игры, и игры с правилами, и спортивные игры, игры башкирского народа, также использовала игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

       Так же я вела работу по экологическому образованию и воспитанию детей. Изучила много литературы и программы.

       Поставила перед собой задачи:

- формировать у детей интерес к явлениям природы, учить относиться к ней бережно, не топтать зеленые насаждения, не рвать цветы и листья, не сорить.

- продолжать знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (падают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы).

- определять состояние  погоды (холодно, тепло, жарко, дует ветер, идет дождь).

- продолжать знакомить с домашними и дикими животными.

- расширять представления о том, что аквариумные рыбки живут в воде, плавают, едят корм.

- воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на красоту.

        Все мы- дети Природы. И с малых лет человек должен познавать и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

        Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, то есть любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний осред, сформировать начальные нравственные понятия и грамотное поведение.

        Провела диагностику детей (прилагается).

        Эффективным средством экологического воспитания являются дидактические игры. Через них я обогащаю экологические представления детей, воспитываю эмоционально ценностное отношение к природе.Проводила много опытов, фокусы, беседы, разучивали стихи, загадки, пословицы, поговорки, наблюдали за живой и неживой природой, очень много рисовали, трудились на территории детского сада, на участке.

        Экологическое воспитание детей провожу в тесном контакте с родителями.

        Провела родительские собрание на тему:

«Воспитание любви к родной природе в семье»

        Оформила папки – передвижки на темы экологического воспитания

«Прикоснись к природе сердцем»

«Что можно сделать из природного материала»

                         «Досуг с ребенком на природе»

       Альбом «Хорошо у нас в саду»

       Консультация для родителей

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе»

                  «Коллекционирование  в семье»

        Организовала выставки вместе с родителями

«Рисуем природу вместе с ребенком»

     «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»

        Приглашала родителей на открытое занятие. Родители увидели, услышали как и чем мы занимаемся в детском саду, сделали для себя выводы. Дети показали свои хорошие знания. Родители остались довольны и благодарны.

        У детей быстро накапливаются представления об окружающем мире, они очень любознательны.

        Самое важное, вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о прекрасном общении с природой.

        Результаты нашей работы проявляются не сразу, их можно обнаружить со временем, главное все доброе, хорошее заложить в детстве.

                                     Духовная жизнь ребенка

полноценна лишь тогда, когда он

   живет в мире игры, сказки, музыки,

                                     фантазии, творчества. Без этого

                                     он – засушенный цветок.

                                                                                      В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира

Презентация раскрывает экспериментирование, как метод обучения и один из видов поисково-исследовательской деятельности дошкольников....

Сенсорное развитие дошкольников, как путь познания окружающего мира.

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребен...

География и экология для дошкольника, как путь познания окружающего мира через игровую, развивающую деятельность.

Формировать у дошкольника представления о единстве окружающего пространства, развивать познавательный интерес, любовь к природе, желание сохранить красоту нашей яркой планеты, а также воспитывать экол...

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Актуальность темы:    Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного де...

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Реализация проекта " Детское эксперементирование- путь познания окружающего мира"...