Сенсорное развитие дошкольников, как путь познания окружающего мира.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Моложавая Лариса Владимировна

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие дошкольников, как путь познания окружающего мира.

          Чтобы понять, нужно почувствовать

К.С.Станиславский

           Детство - страна удивительная. В ней все возможно, все позволено.

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей.

Желая оказать эффективную помощь  дошкольнику, мы должны знать, как протекает развитие ребенка с нарушением зрения, какие надо организовывать игры и упражнения с целью стимулирования его развития и как преодолевать появляющиеся трудности.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.

Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха,  осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что эти чувства у него развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению, это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных воспитателями и родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.

 Процесс развития сенсорных способностей необходимо направлять.

Главной целью  является формирование у детей сенсорной культуры.

В соответствии с целью сформированы основные задачи:

в области знаний

* ознакомление детей с формой и величиной предметов;

* усвоение системы цветных эталонов;

* развитие целенаправленного слухового восприятия;

* развитие тактильной чувствительности, обоняния, осязания;

* повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в

формировании сенсорной культуры дошкольников;

в области умений

* развитие мелкой моторики;

* развитие связной речи детей;

* развитие интеллектуальных способностей;

* содействие развитию творческого самовыражения личности продуктивных видах деятельности;

* формирование у детей положительного созидания.

Познание окружающего мира дошкольником начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятия.

Виды сенсорного воспитания:

- тактильно – двигательное восприятие;

- восприятие формы, величины, цвета;

- зрительное восприятие;

- осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовые ощущения;

- слуховое восприятие;

- восприятие пространственно-временных отношений.

Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.         

Методические разработки помогут воспитателям и родителям организовать коррекционную работу, направленную на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки слабовидящего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени.  Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости.

         Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
     С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
          Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

            Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

           Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно увидеть. Вначале при определении цвета большую роль играет промеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом ребенок может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные.

           Методические разработки содержат конспекты девяти тематических занятий, отражающих систему работы по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи. Кроме того, эти занятия способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «Сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «зазеленеть» и т. п. Более того,  дети  используют  подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей.

        Данные конспекты разработаны для детей пятилетнего возраста, но при внесении некоторых изменений они могут быть использованы в старшей и подготовительной к школе группах. В массовых детских садах цикл занятий может быть проведен уже во второй младшей группе.

           Музыкальные произведения, рекомендованные в конспектах, могут быть заменены любой спокойной инструментальной музыкой, способствующей релаксации (расслаблению).

 «Разноцветные сказки» подарят детям яркие образы; красочные иллюстрации доставляют им радость, помогают воспитанию художественного вкуса.

             При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных  глазомерных задач.  

Таким образом, осязание и мелкая моторика помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

  • навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;
  • позволяют ребенку на равных со здоровыми детьми участвовать в играх;
  • способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

            Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка.

 Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка является дидактическая игра. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

        Справиться с «моторной неловкостью» помогут игры с мелкими предметами – спичками, палочками, веревочками, бусинами, различными крупами. Такие игры не только сделают пальчики ребенка послушными, но и помогут развить его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, речь, мышление. Игры с мелкими предметами можно использовать на занятиях, прогулке, они помогут занять дошкольников во второй половине дня их пребывания в детском саду. Играть можно, и с целой группой детей и с подгруппами.

           Для развития осязания и мелкой моторики рук нами широко используется   «Песочная терапия».

Доказано, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и бурно развивает фантазию. Как проводиться «терапия» песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Я чувствую крупинки, они покалывают мне ладони...»

Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют на «пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов ботинок, нравится делать руками отпечатки геометрических форм. Песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», перевозить. Можно играть в «сыщиков» (находить спрятанную игрушку в песок), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев. «Песочная терапия» - это возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов дети с удовольствием сооружают реки, горы, долины, туннели, возводят города и населяют их жителями. Таким образом, развивается речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать с друзьями, работать и играть сообща на песке, учатся рисовать, писать буквы и слова.

Таким образом, «песочная терапия» позволяет:

-    стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

-    развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

-    стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор,

-    разнообразить способы сотрудничества.

              Работа проводится по следующим направлениям:

1.  Формирование представлений о строении и возможностях рук

2.  Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов

3.  Развитие способности к различению структуры поверхностей

4. Развитие способности к восприятию температурных различий (тактильное восприятие)

  1. Развитие способности к различению веса
  2. Выделение сенсорных эталонов формы
  3. Формирование представлений о величине предметов
  4. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах

9. Дифференцирование различных признаков и свойств  предмета

10. Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания

11. Формирование представлений о человеке

12. Развитие слухового восприятия.

13. Развитие мелкой моторики

14. Развитие цветовосприятия

Отслеживание результатов работы 

Для отслеживания результатов работы по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников проводится контроль педагогического процесса, который включает в себя следующие задачи:

  • оценка эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии разных видов восприятия у детей;
  • определение перспективы работы коллектива по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников;
  • определение соответствия предметно-развивающей среды задачам сенсорного воспитания детей.

Контроль осуществляется по заранее составленному плану. С этой же целью организуется регулярный мониторинг сенсорного развития детей по следующим критериям:

  • показатель готовности ребенка к школе по результатам социо-психологического мониторинга;
  • результаты успеваемости выпускников детского сада;
  • уровень сенсорного развития детей, который оценивается в начале и конце учебного года
  • уровень технологической готовности педагогов (полученные знания являются необходимой и достаточной базой для дальнейшего решения задач сенсорного воспитания и развития детей);
  • мнение родителей воспитанников детского сада о качестве проведения работы с детьми по сенсорному воспитанию;
  • соответствие предметно-развивающей среды и материальной базы детского сада успешному решению задач сенсорного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира

Презентация раскрывает экспериментирование, как метод обучения и один из видов поисково-исследовательской деятельности дошкольников....

«Игра – путь познания окружающего мира»

    «Игра – путь познания окружающего мира»   Ведущее место в педагогическом процессе занимает игра. Игра является основным видом самостоятельной деятельности ребенка. Игра ...

География и экология для дошкольника, как путь познания окружающего мира через игровую, развивающую деятельность.

Формировать у дошкольника представления о единстве окружающего пространства, развивать познавательный интерес, любовь к природе, желание сохранить красоту нашей яркой планеты, а также воспитывать экол...

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Актуальность темы:    Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного де...

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Реализация проекта " Детское эксперементирование- путь познания окружающего мира"...