Коррекционно - развивающая программа "Познавательный поход" 2014г.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Комарова Наталия Константиновна

Развитие системной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznav_pohod.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ -  ЮГРА  МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский сад №10 «Дубравушка»

Коррекционно – развивающая программа

«Познавательный поход»

Для детей 5-6 лет

(Срок реализации программы:  октябрь-апрель)

Программа утверждена решением педсовета № 1, от 01.10.14.

Воспитатель:

Комарова

Наталия

Константиновна

I квалификационная

категория

г. Нягань 2014

Содержание

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание изучаемого курса
  5. Результаты диагностики
  6. Литература
  7. Приложение
  • Артикуляционная гимнастика
  • Игры для развития познавательных процессов
  • Речевые игры
  • Стихи, загадки, пословицы

Введение

Речь – одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В настоящее время социализация в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем наиболее широко обсуждается вопрос об обучении детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Однако проблемы обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических групп, поступающих в массовую школу, испытывают затруднения в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам.

Речь – как высшая психическая функция,  является не только условием логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляция собственного поведения.

Поэтом, любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной так и в потребностно – мотивационной сфере личности.

В современной педагогике прочно утвердился принцип: устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи детей может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

Актуальность проблемы, стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу.

Результативность коррекционной работы зависит и от личностной включенности ребенка в педагогический процесс, осознанности выполняемых действий.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве(звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом

Целью образования в детском саду является создание единой коррекционно-развивающей образовательной среды для детей 5-6 лет, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития личности ребенка, самореализации  и социализации вне зависимости от психофизиологических особенностей.

Пояснительная записка

К концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня речевого развития, который позволил бы им легко перейти на новую ступень социализации, т.е. обучению в школе.

Низкий уровень речевого развития детей наталкивает на мысль о разработке коррекционно  -  развивающей программы, использование которой позволило бы воспитателям логопедических групп вывести детей с низким уровнем «готовности к школе» на уровень,  соответствующий норме и выше.

Для более профессионального  и системного подхода к проблеме готовности детей с нарушением речи к школьному обучению разработана программа «Познавательный поход» в условиях ДОУ, которая включает в себя блок специально разработанных занятий для детей старшей логопедической группы.

Цель: развитие системной лексики у детей старшей группы с нарушениями речи.

Задачи;

- Обогащение и активизация активного и пассивного словаря;

 - Развитие связной речи;

- Развитие психической базы речи.

Принципы:

  • научность;
  • наглядность;
  • систематичность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • личностно-ориентированный подход;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Структура и содержание занятий

  • Коррекционно-развивающая программа «Познавательный поход» состоит из 20 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
  • Длительность занятия 25-30 минут.
  • Каждое занятие включает в себя 7-9 заданий, игр, упражнений.
  • Форма работы: групповая.

Способы достижения цели

  • Комплекс упражнений для укрепления дыхательной системы.
  • Игры для развития мелкой моторики рук.
  • Речевые игры, направленные на:
  • Обогащение и активизацию словаря.
  • Развитие связной речи.

  • Игры и задания для развития познавательных процессов:
  • Памяти, внимания, мышления, воображения.

  • Физ. минутки, как средство:
  • Повторения и закрепления материала.
  • Развития общей моторики детей.
  • Создания положительного эмоционального фона.
  • Расслабления, снятия напряжения.

Словарная работа

  • Обогащение словаря
  • Пополнение словарного запаса детей новыми словами.
  • Активизация словаря

• Использование детьми в речи слов пассивного словаря.

- Уточнение значения малознакомых и неизвестных для детей слов.

Научно-методическая база

Основой написания программы «Познавательный поход» послужили работы отечественных педагогов, психологов и логопедов:

  • «Методика развития речи» Алексеевой М.М., Яшиной В.И., Гербовой В.В., Ушаковой О.С.
  • «Программы коррекционного обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Комратовой Н.Г, Лалаевой Р.И., Арефьевой Л.Н., Крупенчук О.И.
  • «Словесные игры для детей с ОНР» Бондаренко А.В., Нищева Н.В., Ткаченко Т.А.
  • «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Швайко Г.С., Позднякова Я.Ю.
  • «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой А.Н.

Новизна заключается в том, что данная программа разработана специально для воспитателей дошкольных образовательных учреждений с целью сопровождения детей старшей логопедической группы для коррекции речевых нарушений.

В соответствии с новыми Федеральными требованиями, в рамках формирования универсальных действий создана единая образовательная среда для детей 5-6 лет с целью развития системной лексики.

Практическая значимость программы определяется возможностью использования методических материалов и предложенных рекомендаций в работе воспитателей ДОУ.

Программа «Познавательный поход» была апробирована на базе МАДОУ МО детский сад №10 «Дубравушка».

Предполагаемый результат: повышение уровня развития системной лексики: словаря, связной речи у детей с общим недоразвитием речи, а также развитие познавательных процессов для успешного обучения детей в школе.

Заключение: анализ результатов обследования детей в конце года в старшей логопедической группе позволяет сделать вывод об эффективности разработанных мероприятий коррекционно – развивающей программы «Познавательный поход».

Учебно – тематический план

20 часов в год, 1 занятие в неделю по 25 минут

тема

Количество часов

всего

Теория/час

Практика/час

Овощи

0,5

0,5

1 час

Фрукты

0,5

0,5

1 час

Ягоды

0,5

0,5

1 час

Грибы

0,5

0,5

1 час

Осень

0,5

0,5

1 час

Деревья

0,5

0,5

1 час

Игрушки

0,5

0,5

1 час

Одежда / обувь

0,5

0,5

1 час

Дом

0,5

0,5

1 час

Мебель

0,5

0,5

1 час

Семья

0,5

0,5

1 час

Зима

0,5

0,5

1 час

Птицы

0,5

0,5

1 час

Дом. животные

0,5

0,5

1 час

День защитника Отечества

0,5

0,5

1 час

Транспорт

0,5

0,5

1 час

Женские профессии

0,5

0,5

1 час

Весна

0,5

0,5

1 час

Город

0,5

0,5

1 час

Цветы

0,5

0,5

1 час

Итого:

10

10

20 часов

Краткий план занятий

Занятие № 1 «Овощи»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д./и «Большой - маленький»

Изменение окончаний существительных

Картина «Овощи»

5.

Д./и «Один - много»

Образование существительных множественного числа

6.

Физ. минутка

Закрепление темы

Муляжи «Овощи»

7.

Д./и «Будь внимательным»

 Развитие внимания

Предметные картинки из серии «Овощи»

8.

Д./и «Угадай, что в корзине?»

Развитие памяти, воображения, мышления

Муляжи «Овощи», корзина

Занятие № 2 «Фрукты»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.    

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д./и «Большой - маленький»

Изменение окончаний существительных

Картина «Фрукты»

5.

Д./и «Один - много»

Образование  имен существительных множественного числа

6.

Физ. минутка

Развитие общей моторики детей

7.

Игра - поручение

Понимание детьми предлогов

8.

Д./и «Чудесный мешочек»

 Развитие воображения, мышления

Муляжи «Фрукты», мешочек

9.

Д./и «Угадай, что в корзине?»

Развитие памяти, воображения, мышления

Муляжи «Фрукты», корзина

Занятие № 3 «Ягоды»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.    

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Словесная игра «Назови и запомни »

Развитие памяти и внимания

Предметные картинки из серии  «Ягоды»

5.

Д./и «Что где растет?»

Классификация предметов

Предметные картинки из серии  «Ягоды», картинки «Лес», «Сад»

6.

Физ. минутка

Развитие общей моторики детей

7.

Д./и «Что из чего?»

Образование имен прилагательных

Картинки с изображением сока разного вида

8.

Составление рассказов – описаний (опираясь на карты-схемы)

Развитие связной речи

Карты - схемы

Занятие № 4 «Грибы»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.    

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Словесная игра «Назови и запомни »

Развитие памяти и внимания

Предметные картинки из серии  «Грибы»

5.

Д./и «Что где растет?»

Словообразование

6.

Физ. минутка

Развитие общей моторики детей

7.

Заучивание стихотворения

Развитие памяти, выразительности

8.

Д./и «Угадай, что в корзине?»

Развитие памяти, воображения, мышления

Картинки или муляжи, корзина

Занятие № 5 «Осень»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.    

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

Листочки из цветной бумаги

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Д./и «Приметы осени»

Развитие памяти, мышления

Картина «Осень»

4

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

5.

Д./и «Подбери словечко»

Упражнять детей в выборе подходящих по смыслу имен прилагательных

6.

Физ. минутка

Развитие общей моторики детей

7.

Беседа по картине «Золотая осень» И.С. Остроухова.

Развитие грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря

Картина «Золотая осень» И.С. Остроухова.

8.

Составление рассказа по картине «Осень»

Развитие связной речи

Занятие № 6 «Деревья»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д/и «Какие деревья бывают?»

Систематизировать представления детей о лиственных и хвойных деревьях

Серия картин «Деревья»

5.

Д/и «Какой ветки детки?»

Пополнять знания детей о деревьях

«Какой ветки детки?» (Настольно – печатная игра)

6.

Физ. минутка

Развитие общей моторики детей

7.

Д/и «Чьи плоды?»

Пополнять знания детей о деревьях

Предметные картинки

8.

Чтение и пересказ.

Развитие памяти, грамматического строя речи

9.

Словесная игра. «Назовите ласково»

Образование суффиксов

Серия картин «Деревья»

Занятие № 7 «Игрушки»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

Мыльные пузыри

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д./и «Назови ласково»

Образование суффиксов

Серия картин «Игрушки»

5.

Словесная игра «Веселый счет»

Грамматический строй речи

Демонстрационный материал

6.

Д/и «Подбери признак»

Обогащение и активизация словаря, развитие мышления

Игрушки

7.

 Физ. минутка

Развитие общей моторики детей

Игрушки, магнитофон

8.

Д/и «Составь предложение»

Правильное употребление предлогов в речи

9.

Составление описательного рассказа об игрушке по плану

Развитие связной речи, памяти, воображения

Словесный план описания игрушки

Занятие № 8 «Одежда/обувь»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

Мыльные пузыри

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

Серия картин «Одежда/обувь»

3.

Д./и «Назови одежду»

Образование имен прилагательных

Сюжетные картинки из серии «Одежда»

4.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

5.

Физ. минутка

Понимание и выполнение сложных инструкций, развитие внимания

Предметы одежды

6.

Словесная игра «Подбери признак»

Обогащение и активизация словаря, развитие мышления и воображения

7.

Составление  описательного рассказа по плану

Развитие связной речи, памяти, воображения

Словесный план описания

Занятие № 9 «Дом»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д./и «Добавь словечко»

 Изменение падежного окончания имен существительных

Серия картин «Дом»

5.

Словесная игра «Назови свой домашний адрес»

Развитие связной речи, обогащение и активизация словаря, развитие памяти

6.

Физ. минутка

Создать радостное настроение

7.

Составление рассказа по картинкам

Развитие связной речи, памяти, воображения, мышления

Картинки с изображением домов разного вида

8.

Заучивание стихотворения

Упражнять детей в правильном произношение слов и в выразительности речи, развивать память

Занятие № 10 «Мебель»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д./и «Скажи правильно»

Обогащение и активизация словаря, развитие мышления и воображения

Серия картин «Мебель»

5.

Д./и «Чудесный мешочек»

Расширять представления детей о различных материалах, развивать память, внимание, воображение

Разные виды материалов: бумага, камень, дерево, пластмасса, кожа, мех, мешочек

6.

Физ. минутка

Развивать память, внимание, мышление, воображение

Набор предметов из разных материалов: бумага, камень, дерево, пластмасса, кожа, мех, мешочек

7.

Игра с мячом

Словарная работа

Мяч

8.

Беседа по картине «Семья»

Развитие связной речи, памяти, воображения, мышления; использование предлогов в речи

Картина «Семья»,

наводящие вопросы

Занятие № 11 «Семья»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Словесная игра «Подбери признак»

Обогащение и активизация словаря

Серия картин «Семья»

5.

Д./и «Наоборот»

Развитие мышления

6.

Физ. минутка «Обязанности»

Развивать память, внимание, мышление, воображение

7.

Словесная игра «Кто для кого?»

Развивать память, мышление

8.

Составление рассказа по картине «Семья»

Развитие связной речи

Картина «Семья»

Занятие № 12 «Зима»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

Бум. снежинки или кусочки ваты

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Д./и «Что за чем?»

Закреплять названия зимних месяцев. Расширять кругозор

Серия картин «Зима», календарь

4.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

5.

Физ. минутка

Расслабление, снятие напряжения

Спокойная мелодия

6.

Д./и «Подбери признак»

Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные

7.

Чтение рассказа «Снег»

Развитие связной речи, обогащение словаря

Занятие № 13 «Птицы»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д./и «Рассмотри и назови»

Систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах

Серия картин «Птицы»

5.

Словесная игра «Кто как голос подает?»

Развитие слухового внимания, обогащение и активизация словаря

6.

Физ. минутка

Имитация движений птиц, создать радостное настроение

Запись «Голоса птиц»

7.

Словесная игра «Зимует, не зимует»

Закрепление материала

Мяч

8.

Д./и «Подбери признак»

Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, словарная работа

Занятие № 14 «Домашние животные»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д./и «Кто внимательный»

Развитие слухового внимания, памяти, обогащение и активизация словаря

Серия картин «Домашние животные»

5.

Словесная игра «Отгадай загадку и найди отгадку»

Развивать внимание, мышление, воображение

Картинки «Мамы и малыши»

6.

Физ. минутка

Имитация движений животных, создать радостное настроение

Маски дом. животных

7.

Составление рассказа о домашних животных (по схеме)

Развитие связной речи, активизация и обогащение словаря

схемы

Занятие № 15 «День защитника Отечества»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Чтение рассказа

Развитие слухового внимания, грамматического строя речи

Сюжетная картина по теме

4.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

5.

Д./и «Исправь ошибку»

Правильное использование предлогов в речи

6.

Физ. минутка

Расслабление, снятие напряжения

7.

Д./и «Составь предложение»

Развитие грамматического строя речи, правильное использование предлогов

Картинки

Занятие № 16 «Транспорт»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Д./и «Летает, плавает, едет»

Развитие внимания, воображения, мышления

Серия картин «Транспорт»

5.

Д./и «Назови части предмета»

Словарная работа

6.

Физ. минутка «Летает, не летает»

Повторение материала, развитие слухового внимания

7.

Д./и «Кто чем управляет»

Обогащение и активизация словаря

Картинки

Занятие № 17 «Женские профессии»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Д./и «Кем быть?»

Развитие связной речи, грамматического строя речи

Серия картин «Профессии»

4.

Д./и «Назови ласково»

Словоизменение

5.

Копилка новых слов

Словарная работа

6.

Физ. минутка

Развивать общую моторику детей, создать радостное настроение

7.

Составление рассказа о маме

Развитие связной речи

Фотографии мам детей

Занятие № 18 «Весна»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2 прозрачных стаканчика, вода, трубочки по кол-ву детей

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Беседа по картине

«Весна»

Развитие связной речи

Картина «Весна»

4.

Д./и «Когда это бывает?»

Развивать память, внимание, воображение

5.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

6.

Физ. минутка

Создать радостное настроение

7.

Д./и «Назови ласково»

Словоизменение

8.

Заучивание стихотворения

Упражнять детей в правильном произношение слов, в выразительности речи, развивать память

Занятие № 19 «Город»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

4.

Словесная игра «Моя улица»

Расширять представление детей об окружающем мире, словарная работа

Серия картин «Мой город»

5.

Д./и «Уроки безопасности»

Развивать память, внимание, мышление

Плакаты

«Уроки безопасности»

6.

Физ. минутка

«Светофор»

Учить детей четко проговаривать слова

Игрушка «Светофор»

7.

Д./и «Наоборот»

Развитие внимания

8.

Словесная игра «Скажи со словом городской»

Грамматический строй речи

Занятие № 20 «Цветы»

Наименование упражнения

Цель

Материал

  1.        

Дыхательная гимнастика

Укреплять дыхательные мышцы

2.

Пальчиковая игра

Развитие мелкой моторики рук

3.

Копилка новых слов

Словарная работа

Шкатулка

4.

Словесная игра «Отгадай загадку»

Развитие слухового внимания, воображения

Серия картин «Цветы»

5.

Заучивание стихотворения

«Цветы»

Упражнять детей в правильном произношение слов и в выразительности речи, развивать память

6.

Физ. минутка «Букет»

Развивать общую моторику детей, создать радостное настроение

7.

Д./и «Один - много»

Образование имен существительных множественного числа

8.

Описание цветов по плану

Развитие связной речи и

грамматического строя речи

В начале и в конце работы  проводится диагностическое обследование детей по разделам, которое проходит в форме беседы «педагог - ребенок».

Результативность работы коррекционно-развивающей программы «Познавательный поход» за 2014 – 2015 уч.год представлена в таблице.

Разделы

Уровень освоения программы в %

Начало года

Конец года

Предметный словарь

50%

80%

Словарь признаков

30%

50%

Словарь действий

40%

70%

Антонимы

20%

60%

Обобщающие понятия

50%

80%

Связная речь

30%

60%

Художественная литература

40%

70%

  • Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению речевых нарушений у детей.
  • В процессе реализации коррекционно – развивающей программы  «Познавательный поход» удалось расширить представления детей и родителей о значимости результатов освоения программы. На этапе завершения дошкольного образования наблюдается положительная динамика в развитие всех компонентов речи: ребенок хорошо владеет устной речью, поддерживает диалог,  грамотно строит предложения, способен использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделяет звуки в словах, а также рука подготовлена к письму.

Литература 

  1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 132 с.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Л.С. Выготский / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
  4. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.
  5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.
  6. Степанова А.О. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание / А.О. Степанова. - М.: Форум, 2010. - 129 с.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 320 с.
  8. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
  9. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
  10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Краткий очерк /

Д.Б. Эльконин. - М.: АНН РСФСР, 1958. - 115с.

 Приложение

Артикуляционная гимнастика

1.«Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3.«Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4.«Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5.«Лошадки»
Цель: укреплять мышцы языка,
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки.
Выполнение: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз. 
7. «Маляр»
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).
8. «Чьи зубы чище?»
Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать уздечку.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.
9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.
10. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке.
11. «Барабанщики»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое).

Игры для развития познавательных процессов

Игра «Лишнее слово"
Цель: развитие мышления
Инструкция: я назову 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.
Например:
1. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. Россия, Польша, Москва, Япония.
3. Голубь, ворона, птица, сорока.
4. Понедельник, пятница, май, среда.
5. Света, Катя, Мальцев, Олег.

Упражнение «Смысловые ряды»
Цель: развитие мышления
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …
9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф — …
11. береза-листья, сосна — …
12. солнце-светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…

Игра «Продолжи перечень слов»
Цель: развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь).
Инструкция: продолжи перечень слов и назови группу одним словом.

-Россия, Польша… - врач, учитель…
- Света, Наташа… - Волга, Кама…
- сапоги, туфли… - береза, тополь…
- синица, голубь… - заяц, медведь…
- тюльпан, гвоздика… - коньки, лыжи…
- март, январь… - гнездо, нора…
- синий, красный… - малина, смородина
- один, два… - Венера, Юпитер…
- дождь, град… - кроссовки, туфли…
- сметана, кефир… - кекс, пирожное…
- минута, секунда… - смелый, храбрый…
- лопата, грабли… - кресло, стул…
- кубики, пирамидка… - магнитофон, утюг…
- машина, автобус… - юбка, брюки…
- яблоко, груша… - огурец, морковь…
- курица, гусь… - корова, овца… 

Игра "Выполни движения"
Цель – развитие внимания.
Инструкция: Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного - подпрыгни, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.

Игра "Сравни предметы"
Цель – развитие внимания, мышления.
Инструкция: Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.

- сапоги и носки
- пианино и скрипка
- чайник и тарелка
- яблоко и мяч
- девочка и кукла
- часы и термометр
- доска и стекло

«Решение логических задач» 
Цель: развитие логического мышления, умения делать умозаключения.
Инструкция: Послушай задачки, подумай и реши их.
Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?

Речевые игры

Игра " Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

 -  Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая).

- Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

 -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий).

- Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

 -  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая).

- Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).

"Игра с мячом"

      - Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.

  Длинный - ..... короткий, глубокий - ...... мелкий, мягкий - ....... твердый, легкий - ..... тяжелый, тонкий - ....толстый, густой - ..... редкий, жидкий, сильный - ...... слабый.

   Говорить - ...... молчать, смешить - ..... довести до слез, разрешить - ..... запретить, падать - ..... вставать, смеяться - .... плакать, зажечь - .... потушить, помогать - ..... мешать

         Игра      "Найди противоположное слово"

 

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

  - Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).

Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

Огонь горячий, а лед .....(холодный).

Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

Река широкая, а ручей ....(узкий).

Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)

Если в комнате не светло, то в ней ...( темно).

Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая).

Если нож не тупой, то он ....(острый).

Игра «Пословицы и поговорки»

        Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

Речевой материал:

" Ученье - свет, а неученье - тьма."

" Меньше говори, а больше делай."

" Труд кормит, а лень портит."

" Готовь сани летом, а телегу зимой."

" Большая работа лучше большого безделья"

" Лето собирает, а зима подъедает".

" Чужбина - калина, родина - малина".

Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.


           Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух, прививают интерес и любовь к языку.

Стихи

Васин папа очень горд...

С. Востоков

Васин папа очень горд
Тем, что Вася людит спорт!
Называется тот спорт —
"Кто быстрей съест мамин торт"

Модница

В. Степанов

Любит зебра по лужайке
В полосатой бегать майке.
Зебра даже за конфетку
Не наденет майку в клетку.

Подарок

А. Усачёв

Моей знакомой лошади
Сегодня восемь лет.
Подарю я лошади
Цветов большой букет.

Лошадь их поставит в вазу
И не станент кушать сразу.

На что похож гриб?

М. Пляцковский

Спросил у гриба
под осиною ёж:
— Скажи, почему
ты на зонтик похож?

А гриб засмеялся:
— Вот странный вопрос!
Ведь я же в погоду
дождливую рос!

Кискино горе

Б. Заходер

Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!

На папе

А. Усачёв

Я могу на папе
День и ночь кататься.
Плохо, что на папе
Не за что хвататься.

Обхватитшь его сзади —
Он кричит: — Не видно! —
А за волосы — больно,
А за уши — обидно!

Вот пришло восьмое марта...

С. Востоков

Вот пришло Восьмое марта,
Распирает счастье грудь,
Подарить мне маме надо
В этот праздник что-нибудь.

Я умоюсь ей в подарок,
Ей в подарок причешусь,
Влезу в пару лучших тапок
И духами надушусь!

Стой, кто идёт...

С. Востоков

— Стой, кто идёт!
— Бабушка и дедушка!
Мы несём тебе компот
С яблочком и хлебушком.

—Может, вы разбойники,
Вы пароль скажите!
— "Голова покойника!" 
— Верно. Проходите.

Серёжа и гвозди.

В. Берестов

Сотpясается весь дом.
Бьет Сеpёжа молотком.
Покpаснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Hад Сеpёжею они
Пpосто издеваются -
В стенку не вбиваются.
Хоpошо, что pуки целы.
Hет, совсем дpугое дело -
Гвозди в землю забивать!
Тук! — и шляпки не видать.
Hе гнутся,
Hе ломаются,
Обpатно вынимаются.

Помощница

А. Барто

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...