Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки.
консультация на тему

Основные моменты в работе музыкального руководителя  по нравственно-патриотическому   воспитанию дошкольников.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки.

    Большую роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание.

        Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, своей семье, детскому саду, родному городу,  любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

        В праздниках в детском саду отражаются разные темы. Это: Семья и ближайшее окружение» (Международный Женский день 8 Марта, день Матери,  Наши папы – лучшие )   Воспитание любви к матери, отцу, уважение к старшим.

    «Детский сад – мой второй дом» «День рождения детского сада»      Воспитание любви к детскому саду. «Россия – Родина моя»  Воспитание чувство гордости за свою страну, за победу олимпийцев, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

      Тематические утренники. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”.  23 февраля – День Защитника Отечества, «Слава армии любимой - самой лучшей на земле».

       Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова, «Наша армия сильна» Филиппенко.«Защитники Отечества».

    Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.Большое внимание уделяю  теме Великой Победе.  

     На музыкальных занятиях я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное  значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Такие поют песни «Когда ветераны идут на парад», «9Мая», «Праздник Победы» З. Роот, «День Победы» Е. Четверикова, «В День Победы» Г. Реброва.  

   

К этим праздникам дети готовят : Выставка рисунков «Наша армия – родная» Изготовление поделок для пап и дедушек.

       Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.

 Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.

      На музыкальных занятиях разучиваем с детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню Матери.

      Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

    В этих песнях звучат любовь и ласка, желание сделать маме приятное. Это и чувство дружелюбия,  гордость за свою маму:

       Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Это осенние, зимние, весенние праздники. Ребята так же проявляют себя в мире музыки (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т. д.),

       Осенние праздники мы проводим в русском народном жанре: все дети  одеты в русские народные костюмы, поют песни о России, о родной природе, играют в русские народные игры, водят  хороводы, читают  потешки, загадки, знакомятся  с народным бытом, утварью .  Дети любят исполнять русские народные танцы «Барыня», «Кадриль», «Сударушка», «Заинька».

   

    Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, использовали народные мелодии в своём творчестве.

    Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.

 Проводим народные праздники:  «Осенины», «Масленица широкая»,    «Рождество», «Веснянка» и др.

         Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.

       Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Использую русские народные инструменты ложки, трещотки, колотушки и др.

        Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания хороводов, инсценировок, плясок и т. д.

      Часто включаю и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что делает процесс восприятия народного искусства более ярким.

       Следующим этапом работы в этом направлении - это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

       В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

       Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

        Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок», « Баба Яга» П. И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны», «Ёжик» Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Новая кукла», «Полёт шмеля»Н. А. Римский-Корсаков, и другие произведения иллюстративного характера.

        Нравственно-патриотическое воспитание - Это и знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Мы говорим детям, что наш город  славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

       Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

         Мы, как педагоги, осуществляющие музыкальное воспитание детей, стремимся использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

      Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим  и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

        Исходя из этого, в работе с детьми  добиваюся, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Быть гражданином...

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Консультация "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки"

Развитие нравственно - патриотических чувств происходит через музыкальные занятия и  праздники:  воспитании любови к своей семье, своей стране, к родному дому ,воспитние любви к детскому сад...

"Формирование нравственно -патриотических чувств дошкольника средствами музыки"

О нравственно -патриотическом воспитании дошкольников средствами музыки...

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки (методические рекомендации для педагогов)

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки (методические рекомендации для педагогов)...

Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма....