Адаптация ребенка к условиям детского сада.
консультация

Жернакова Данна Александровна

Косультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_adaptatsiya_rebyonka_k_usloviyam_dou.docx153.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

Тема: «Адаптация ребёнка к условиям детского сада.»

Жернакова Данна Александровна,    

воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки,

г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

          Адаптация детей к новым условиям – непростая задача, изучением которой на протяжении многих десятилетий  занимаются отечественные и зарубежные ученые (Н.М. Аксарина,  Е. Шмидт-Кольмер и др.). Эта проблема и волнует и практических работников, постоянно выступающих на страницах журналов с передовым опытом работы.

        На характер протекания адаптационного периода влияют состояние здоровья малыша, его возраст и уровень развития. Эти факторы тесно переплетены между собой, взаимообусловлены и связаны с физическим и психическим здоровьем ребенка. Крепкий, здоровый малыш лучше справляется с трудностями адаптации, нежели их слабые, часто болеющие сверстники.

        Исследования показали, что ребенок на втором году жизни принимает или не принимает незнакомого взрослого, ориентируясь исключительно на поведение мамы. Ей он привык доверять, рядом с ней испытывает чувство защищенности, комфорта, безопасности. Установить контакт с воспитателем ребенку легче всего при помощи мамы. После года ребенок может длительное время занимать себя сам, удовлетворяя собственное любопытство, но при условии, если поблизости находится мама, которая всегда придет на помощь. Все это говорит о необходимости присутствия мамы рядом с малышом в период привыкания его к новым условиям и людям. Малыш с помощь взрослого постепенно учится разнообразно и длительно действовать с игрушками. Это умение занять себя смягчит острый период привыкания.

        Ребенок, понимающий обращенную к нему речь, легче успокаивается, его всегда можно отвлечь, чем-то заинтересовать. Умея говорить, он способен по своей инициативе обратиться за помощью к малознакомому взрослому по поводу игрушек. Такие контакты не требуют от обеих сторон особой эмоциональной близости, строятся на деловых отношениях и партнерстве, что неизменно положительно скажется на поведении малыша.

        С конца первого года жизни ребенка привлекают к активности при одевании, кормлении. На втором году жизни он начинает самостоятельно есть, частично раздеваться, а затем и одеваться, умеет контролировать собственные отправления. Эти умения позволяют ему чувствовать свою зависимость от незнакомого взрослого.

        Результаты научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста (С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова и т.д.) дали возможность переосмыслить традиционные подходы к решению проблемы адаптации ребенка, определить приоритеты малыша и по-новому выстроить всю систему его жизнеобеспечения. Это позволило создать четкую систему потребностей структуры ребенка в условиях вхождения его в социум, что можно представить в виде 4-х ступеней иерархической лестницы: 4 ступень - ребенок и дети, 3 – ребенок и ближайшее окружение, 2 – ребенок,  мама и другие взрослые, 1 – ребенок и мама. На 1 ступени находятся отношения ребенка и матери, их симбиотическая связь, благодаря которой у малыша с первых дней жизни формируется чувство защищенности и доверия к миру. На 2 ступени начинают выстраиваться отношения с окружающими малыша взрослыми.  Мама находясь рядом помогает малышу выстраивать положительные взаимоотношения со взрослыми, т.е. формирует у ребенка положительный образ взрослого, а затем помогает малышу принять этого взрослого. На 3 ступени с помощью матери и воспитателя начинает осваивать ближайшее окружение: ориентироваться в расположении и назначении групповых комнат. На 4 ступени занимает проблема выстраивания взаимоотношений ребенка со сверстниками. Сверстники его не интересуют, так как никакой интересной информации для него не несут (уровень их игровых действий таков же, жизненный опыт мал). Под руководством взрослого ребенок начинает включаться во взаимодействие с товарищами.

        Проблема адаптации – это проблема родителей. От того как они подготовят ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, зависит характер и длительность адаптации. Персонал дошкольного учреждения должен оказывать родителям квалифицированную помощь, вместе с ними вести малыша по ступеням иерархической лестницы.

        Адаптация длительный процесс, который продолжается от 1 до 6 месяцев. Задачи родителей и воспитателей не всегда совпадают, но цели у них едины: помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни в дошкольном учреждении.

         Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений первого этапа и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

        В ходе адаптации в первую очередь восстанавливается уравновешенное поведение ребенка, а затем нормализуется аппетит и в последнюю очередь - сон.

        При работе с детьми выстраиваем личностно-ориентированную линию поведения с каждым из воспитанников. В детском саду работа в адаптационный период проводится в несколько этапов:

- подготовительный этап (родительские собрания, анкетирование, консультирование);

- этап наблюдения (заполнение листов адаптации, диагностика);

- этап анализа и выводов (анализ адаптационных листов).

        На каждом этапе осуществляется разработка рекомендаций для родителей и воспитателей, чтобы облегчить течение адаптации детей раннего возраста.

Рассмотрим подробнее этапы работы в адаптационный период.

        Подготовительный этап. Август. Первое знакомство родителей и ребенка с воспитателями и группой. Консультируем родителей по вопросам адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:  состояние здоровья, уровень развития, возраст, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, приближенность домашнего режима к режиму детского сада. Проводим анкетирование родителей с целью узнать как можно больше об особенностях и привычках ребенка: 1) социальное – сведения о родителях, медицинское – сведения о ребенке , 2) по определению готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение, чтобы выявить проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации.  Настраиваем родителей на активное участие в процессе приобщения ребенка к детскому саду. Каждой семье предлагается информационное сопровождение (памятки, рекомендации), проводим консультации о возрастных особенностях и показателях развития детей раннего возраста, режиме дня, питании и т.д.

        Этап наблюдений. Сентябрь – октябрь. Принимаем детей в группу, постепенно увеличиваем время пребывания детей в группе, нахождение мамы в группе  при необходимости, наблюдаем за поведением детей, консультируем родителей. При работе с детьми выстраиваем личностно-ориентированную линию поведения с каждым из воспитанников. Внимательно относимся к ребенку с первых дней посещения детского сада, так как это позволяет предупредить нежелательные варианты развития малыша. Разрабатываем индивидуальный режим для ребенка, то есть постепенное вхождение ребенка в жизнь детского сада. Оформляем листы адаптации. Листы заполняются воспитателями группы в установленные сроки по результатам наблюдения за поведением ребенка.  Оценка течение адаптации  ребенка:

-легкая – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;

-средняя – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2,5-ой месяцев);

-тяжелая – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до 3-х месяцев).

        Этап анализа и выводов.  Ноябрь – декабрь. Обработка результатов и анализ адаптационных листов, выявляем  совместно с медиком детей с тяжелой степенью адаптации и индивидуально работаем с ними. Адаптация закончена, если:

-у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е.  ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;

- него отсутствуют заболевания;

-есть динамика массы тела;

-динамика психомоторного развития.

        Поэтапная работа в период адаптации дает педагогам:

-предусмотреть возможные сложности, предупредить об особенностях ребенка, выстроить стратегию работы с ним, дать рекомендации родителям;

-данные материалы становятся основанием для предметного общения с родителями по поводу особенностей развития ребенка (до попадания в детский сад и в период адаптации).

        Материалы, собранные в ходе адаптационной работы с каждым ребенком, должны храниться в детском саду в течение трех лет после того как воспитанник покинул детский сад. Четкая профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, медиков, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Список литературы

1. Современное дошкольное образование №5, 2008г.

2. Управление дошкольным образовательным учреждением №3, 2003

3. Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 176 с.

 4. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Адаптация ребенка в условиях детского сада.

Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...