Главные вкладки

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Клещ Ольга Витальевна

    Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл munitsipalnoe.docx21.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

    ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    Клещ Ольга Витальевна

    Воспитатель

     (Должность)

    «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»

    (Название темы)

    Сентябрь 2014 год

    (Начало изучения темы)

    Май 2015 год

    (Окончание изучения темы)

    п. Пруды 2014

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

    Ф.И.О. педагога: Клещ Ольга Витальевна

    Дата рождения: 2 января 1978год

    Стаж работы в должности: 8лет, воспитатель

    Образование (название учебного заведения и год окончания) __________ ______________________________________________________

    Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС» 104 ч.

         

    Актуальность выбранной темы  «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста» для работы по самообразованию.

    Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

    Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.

    Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

    Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.

    Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью.

    Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    - является основой для интеллектуального развития;

    -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    - развивает наблюдательность;

    - готовит к реальной жизни;

    - позитивно влияет на эстетическое чувство;

    - является основой для развития воображения;

    - развивает внимание;

    -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

    - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

    - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    Целю моей работы по данной теме, является повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

    • Изучить литературу по теме «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста».
    • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
    • Способствовать формированию у детей умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
    • Создание условий способствующих воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

    Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

       Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

    В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

    Предполагаемые результаты:

    обогащение среды группы играми и игровым материалом  по сенсорному развитию детей раннего возраста;

    обобщение и распространение опыта работы по данной теме среди коллег на итоговом педагогическом совете, интернет- сообществах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образец папки воспитателя по самообразованию

    Папка воспитателя по самообразованию...

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

    Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...

    Папка воспитателя по самообразованию

    Папка воспитателя по самообразованию "Мультпедагогика как инновационное направление в образовательном процессе в ДОО...

    Папка воспитателя по самообразованию "Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста "

    Сама когда-то начинала эту нелегкую работу! Представляю Вашему вниманию свою папку по самообразованию. Заполнена она конечно ещё не до конца, так как работа пока ведется в данном направлении....

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    laquo;Формирование у детей представлений  о правилах дорожного движения через игру»...

    Папка воспитателя по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат...

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

    Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...