Главные вкладки

    Преобразовательная деятельность (в рамках познавательно-исследовательской деятельности), ее компоненты
    консультация на тему

    Баюшева Оксана Вячеславовна

    Ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность. Способность к преобразованию – одна из очень важных составляющих развития творческих способностей дошкольников. Творчество имеет очень важное значение в умственном развитии детей.

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon preobrazovatelnaya_deyatelnost.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преобразовательная деятельность (в рамках познавательно-исследовательской деятельности),

    ее компоненты (Баюшева О.В.).

    Ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность.

    Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух плоскостях, аспектах – реально и идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении – это деятельность проектирующая (моделирующая). Ее функция – обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий. И в первом, и во втором случаях преобразовательная деятельность может быть творческой или механической, исполнительской (продуктивной или репродуктивной).

    Процесс развития детей важно направлять по творческому руслу - руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М Монтеля, ребенок «чувствовал себя тверже, чтобы обратил и украсил себя изнутри». Поэтому особого внимания заслуживает преобразовательная деятельность. Здесь важно положение о том, что личность не может развиваться только в рамках потребления, что ее развитие предполагает созидание и преобразование, которые не знают границ. Только то, что созидается человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем, представляют для него интерес, который, связан с другими людьми, так как в акте творчества заключен всеобщий результат, значимый для всех, а не только для его созидателя, преобразователя.

    Способность к преобразованию – одна из очень важных составляющих развития творческих способностей дошкольников. Творчество имеет очень важное значение в умственном развитии детей. Существует несколько точек зрения на понимание того, что есть творчество. Некоторые специалисты полагают, что если ребенок занимается, например, изобразительной деятельностью, то он занимается творчеством, действуя по образцу, предлагаемому взрослым. Другие считают творчество исключительно самостоятельной активностью ребенка, в процессе которой он создает какой-либо продукт.

    Николай Евгеньевич Веракса, Олег Робертович Галимов в своей работе «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет» исходят из другого понимания сущности творчества: творчество есть процесс создания принципиально нового продукта. Этот продукт должен быть действительно новым, то есть таким, которого раньше не было. Здесь возникает вопрос: откуда может быть взят этот продукт?

    В результате озарения? Впервые ответ нашли исследователи мышления животных и человека, принадлежавшие к известному психологическому направлению, получившему название гештальт-психология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер и другие). Они показали, что новое возникает сначала как результат умственной деятельности, а затем воплощается в практике. При этом сама умственная деятельность оказывается весьма примечательной – она заключается в том, что человек не просто придумывает или находит нужное новое решение (новый продукт), а получает его благодаря преобразованию исходной ситуации, в которой он оказывается.

    Если отбросить все случаи, связанные с припоминанием нужного решения, то получается, что новое возникает в результате преобразования того, что имеется у человека на данный момент. К сожалению, гештальт-психологи не смогли доходчиво объяснить, как же совершаются эти преобразования, по каким правилам. Они полагали, что многое зависит от врожденных особенностей ребенка и созревания его нервной системы.

    Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец, Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко и другие пришли к выводу: преобразования совершаются с помощью действий. Поэтому проблема свелась к тому, чтобы разобраться, какие действия должны освоить дети для получения творческого продукта. Именно этот подход привел в конечном итоге к пониманию того, что в основе творчества лежат творческие способности дошкольников, представляющие собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств.

    Способности к преобразованию изучались в исследованиях H.A. Багдасаровой, Л.Ф. Баяновой, О. Д. Галимова, Е.С. Ермаковой, Е.Е. Крашенинникова, И. Б. Шияна, O.A. Шиян и других, выполненных под руководством Н.Е. Вераксы. Исследования показали, что способности к преобразованию представляют собой действия, позволяющие оперировать отношениями противоположности, характеризующими ситуацию.

    Например, у нас имеется кусок пластилина. В качестве свойства этого куска мы можем выделить его длину. Итак, у нас кусок пластилина, имеющий длину. Можем ли мы преобразовать его? Конечно.

    Если мы считаем, что кусок пластилина короткий, то мы можем сделать его длинным. Для этого надо либо раскатать его в «колбаску», либо добавить еще кусок пластилина.

    Если же мы считаем кусок пластилина длинным, то можем сделать его коротким, отщипнув часть пластилина или сплющив его.

    Если мы рассмотрим другое свойство пластилина – он тонет в воде, – то сможем сделать так, что он будет плавать, придав ему форму лодки.

    Если мы считаем, что пластилин мягкий, то можем сделать его твердым – для этого достаточно положить его в холодильник и т. д.

    Во всех этих случаях мы преобразуем исходную ситуацию по определенному правилу: выбираем какое-то свойство ситуации и превращаем его в противоположность. Такая процедура называется действием превращения одной противоположности в другую. Превращение является важнейшим из мыслительных действий.

    Совершая действия превращения, человек сначала придумывает, как можно преобразовать ситуацию или объект, а затем осуществляет это на практике. Но действия превращения совершаются не только в мышлении человека. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: день превращается в ночь, зима – в лето, новые вещи – в старые и т. п.

    Эти процессы лежат в основе соответствующих действий, которые мы совершаем, даже не задумываясь. Нажав на выключатель – темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и т. д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций.   Механизмом преобразовательной деятельности служит неудовлетворенность потребности в предмете, которая требует его изменения.

    Однако развитие способностей к преобразованию у детей происходит стихийно и не всегда достигает высокого уровня. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда «схватывает» сам момент перехода, преобразования, поэтому, например, разные агрегатные состояния одного и того же вещества могут казаться ему абсолютно разными объектами. Поэтому очень важно в процессе познавательно-исследовательской деятельности обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения.

    Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.

    Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно не только, чтобы он сам совершил конкретное действие с объектом (растопил в ладошках лед или сломал кусочек мела), но и решил задачу, обнаружив за видимостью существенные отношения. Суть задачи как раз в том, что ее можно не решить. Развивающая работа взрослого состоит в том, чтобы вернуть ребенку обратную связь: показать ему, приводит ли к решению найденный ответ или надо еще подумать.

    Взрослый (педагог или родитель) должен быть готов отличить подлинное решение задачи от «ловушки», в которую может попасть ребенок. Подобные ошибки ни в коем случае нельзя игнорировать – их обязательно надо обсудить с детьми, помочь понять, почему такое решение не является верным.

    Преобразовательная деятельность человека представляет собой ту систему, внутри которой возникают и осуществляются психические процессы, сами выступающие в виде особых форм деятельности (в данном случае - творческие проявления). Активность тесно связана с потребностями, которые служат ее внутренними источниками. Характер и содержание потребностей изменяется под влиянием мотивов. Они побуждают человека к деятельности, объясняют, почему выбрана та или иная цель, делают процесс достижения результата реальным и результативным.

    Компоненты преобразовательной деятельности

            

    Литература:

    1. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. -80с.
    2. Горбашева Г.Б., Н.В. Кузнецова, Т.А. Балакшина. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред.Л.Н. Прохоровой. -3-е изд., испр.и доп.-М.: АРКТИ, 2010.
    3. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6.
    4. http://thelib.ru/books/n_e_veraksa/poznavatelno_issledovatelskaya_deyatelnost_doshkolnikov_dlya_raboty_s_detmi_4_7_let-read.html

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. ТЕМА: познавательно-исследовательская деятельность «Поиграем красками?»ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С 4 ДО 5 ЛЕТ

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ . ТЕМА: познавательно-исследовательская  деятельность  «Поиграем красками?» ГРУППА ОБЩЕРАЗ...

    Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Проект в рамках познавательно-исследовательской деятельности "Растения живые или нет?"

    проект познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста...

    Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в рамках познавательно – исследовательского проекта на тему: «Лес и его обитатели»

    Актуальность проекта:  Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...

    Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

    Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...