Проект в средней группе на тему:"Организация театральной мастерской в группе ДОУ
проект (средняя группа) на тему

Ивашова Олеся Григорьевна

Проект в средней группе на тему: " Организация театральной мастерской в группе ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Проект.

Организация театральной мастерской в группе ДОУ.

                Тип проекта:

  • по доминирующему методу: творческо-ориентированный;
  • по характеру содержания: социально-педагогический;
  • по числу участников проекта: группа детей 4-5 лет (29 детей), воспитатели, родители;
  • по времени проведения: долгосрочный – 9 месяцев (сентябрь – май);
  • по характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проблемы

  • Актуальность выбранной мною темы на современном этапе очевидна, так как нашему обществу необходимы творческие люди с живым умом, а театральная мастерская активно развивает изобразительные навыки, ручные умения, формирует моторику, творческое воображение, изобретательские способности каждого ребенка.
  • Занятия в театральной мастерской способствуют развитию мелкой моторики, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, снижают усталость, повышают работоспособность.
  • Известные отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, В.Я. Воронова, Н.Ф. Губанова, В.Г. Петрова, С.И. Мерзлякова пишут о необходимости театрализованной деятельности в современном дошкольном учреждении. Они отмечают, что именно в театрализованной деятельности реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, как взрослый.
    Программа «Росинка» Куцаковой Л.В., Мерзляковой С.И. предполагает организацию работы в театральной мастерской уже с младшего возраста.
  • Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пройти придется немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребенка разный. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
  • Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Пособия, изготовленные детьми, имеют большую воспитательную и образовательную ценность.

Цель проекта

Создание целостной системы работы с детьми по развитию творческих способностей посредством театральной мастерской.

Задачи проекта

  • Подобрать и изучить литературу по выделенной проблеме, систематизировать теоретический и практический материал для работы с детьми по данному направлению.
  • Организовать работу театральной мастерской в соответствии с перспективным планированием.
  • Организовать работу с родителями и педагогами ДОУ в соответствии с планированием.

Партнеры проекта дошкольного образовательного учреждения

– Педагоги.
– Воспитанники.
– Родители.

Целевая  группа проекта

Целью создания театральной мастерской является развитие личной культуры ребенка, его творческих способностей.

Для достижения данной цели определены следующие 

задачи:

  • Знакомить детей с различными видами театра.
  • Формировать навык коллективного действия, взаимодействия.
  • Развивать ручные умения и навыки, творческое воображение.
  • Развитие связной речи, пополнение словарного запаса.

Основные принципы работы театральной мастерской:

  • Принцип целенаправленности.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип интегрированного подхода.
  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
  • Принцип прочности.

Механизмы реализации проекта

Реализация поставленных задач проходит в несколько этапов:

1 этап – подготовительный.
2 этап – реализационный.
3 этап – итоговый (аналитический).

1 этап – подготовительный

Подготовительный этап включает в себя:

– подбор и изучение литературы по проблеме;
– подбор творческих заданий и игр на развитие творческого воображения в соответствии с возрастом;
– знакомство родителей с планами воспитателей по деятельности театральной мастерской.

По данной проблеме изучена литература:

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-13.
  2. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Выготский, Л.СВоображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 13-18. С. 87-112.
  5. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: росинка. Программно-методическое пособие. – М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2004. – 368 с.
  6. Петрова, И.М. Театр на столе. – СПб.: Детство-Пресса, 2003. – 144 с.

Созданы условия для работы театральной мастерской. 
Пальчиковые игры, игры на развитие творческого воображения, творческие задания, художественное слово систематизированы, создана картотека.

2 этап – реализационный
Данный этап проекта включает в себя:
– проведение индивидуальной работы с детьми по созданию домашнего театра и «театр своими руками»;                                                                                                     – организацию работы театральной мастерской;

– семинар-практикум для родителей «Использование обычных предметов для развития творческого воображения».

3 этап – итоговый

Этот этап проекта включает анализ проведенной практической  работы.                   – Презентация работы театральной мастерской.
–Организована выставка детских работ в театральной мастерской.

_ Театральная постановка сказка «Три медведя».

Предполагаемый результат

– Повышение уровня развития мелкой моторики, ручных умений и навыков,  изобретательских способностей каждого ребенка.
– Проявление творческих способностей в работе театральной мастерской.
– Активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
– Повышение уровня мотивации воспитанников к занятиям.

_ Развитие связной речи, пополнение словарного запаса.

Заключение

Организуя деятельность детей в театральной мастерской, я отметила, что данная деятельность интересна и полезна детям.
Дети стали больше проявлять выдумки и фантазии при изготовлении различных атрибутов, совершенствуются навыки ручной умелости. Изготовленные детьми атрибуты, декорации, куклы – стимул к театрализованной деятельности. Дети играют с большим удовольствием, создают свои сказки, придумывают порой удивительные истории, проявляют фантазию, воображение и творчество. Для них это своеобразная школа общения, самовыражения, познания.
Мне, как воспитателю, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список литературы:

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-13.
  2. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
  3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]:  программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 13-18. С. 87-112.
  4. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно творческого: В мире прекрасного [Текст]:  программно-методическое пособие / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2004. – 368 с.
  5. Петрова, И. М. Театр на столе [Текст] / И.М. Петрова.  – СПб.: Детство-Пресса, 2003. – 144 с.

            Семинар-практикум для родителей «Использование обычных предметов для развития творческих способностей детей» .                                                                                                                                                                Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет проходить семинар, рассаживаются. Уважаемые родители! Нашу работу я хочу начать со слов К.Чуковского «Трезвым, осторожным рутинёрам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует - будущее». Научить ребенка мечтать, фантазировать, творить – сложно, если не прилагать для этого каких либо усилий. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знания. Самый благоприятный период для развития воображения – это именно дошкольный возраст. Если обучение детей строить на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Из наблюдений можно сделать вывод, что в младшем дошкольном возрасте чаще всего дети молча манипулируют игрушками, так как их жизненный опыт скуден. Этот процесс может и затянуться, если не отводить время для упражнений на развитие ребёнка. Поэтому мы хотим приложить несколько интересных вариантов, как можно использовать обычные предметы и минутки свободного времени для развития творческих способностей детей. (Презентация упражнений) Лучше всего начать с простого: для игры можно использовать персонажные игрушки (волк, заяц, медведь и т.д.) И начинается игра. Персонаж идет в гости, он здоровается, разговаривает с малышом, играет, рассказывает интересные истории, тем самым выводя его на беседу – диалог, что способствует активизации словаря, развитию творческого воображения. Следующее  упражнение «Обыгрывание звуков» (Развиваем воображение) - Позвольте детям разыгрывать те слова, которые подразумевают звуки, например: «гром», «пожарная машина», «труба» или «барабан». - Составьте предложения, используя указанные слова. «Счастливые ритмы» Дать ребёнку палочку, которой он будет отстукивать ритм. Ребенок стучит палочкой и говорит: «Меня зовут __________, и мне нравится ___________», и передает палочку вам. Вы предлагаете отстукать другие слова. Игра с пластилином (глиной). Предложить ребенку раскатать шарик (средней величины), а затем вместе пофантазировать кем или чем он может быть, совместно закончить поделку или поручить ребенку изготовить персонаж самостоятельно. В это время взрослый придумывает и изготавливает своего персонажа. За тем можно обыграть сюжет, придумать историю или сказку, как в первом упражнении. Сейчас мы с вами наполним воздушный шарик крупой, завязываем и обрезаем лишнее. Попробуйте превратить его в облако, собачку, медведя, елочку, лужу и т.д. Во время этого упражнения развивается воображение и моторика пальцев, а если процесс проходит эмоционально и весело, то речь и эмоции. Игра – импровизация (с переодеванием). Играем всей семьей. Необходимо придумать и показать кого-либо.

Играющие по очереди показывают и отгадывают. Игра «Пантомима» В мешочке находятся игрушки. Например: музыкальные инструменты, персонажные игрушки, посудка, обувь и т.д. Участники игры достают по одному предмету, не показывая друг другу, и проговаривается задание: изобразить, то, что вам досталось. Игра «Покажи стихотворение» - жестами, рисунком рассказать стихотворение. Сегодня мы с вами прожили удивительный час, богатый фантазиями мир детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Мы надеемся, что эти игры помогут вам поддержать и развить творческие способности детей. Желаем Вам удачи!

Октябрь

Вид деятельности

Заучивание стихотворений, потешек, пересказ сказок, п/и, драматизация, показ

I уровень

средняя группа.

1 неделя

  • Пальчиковая игра «Овощи»           Ю. Тувим картотека № 1.
  • Заучивание и обыгрывание считалочки «Щи-талочка»              М. Бородицкая картотека № 2.
  • Пересказ р.н.с. «Репка» (ф-ф).

  • Театральная мастерская.

  • Игровое упражнение «Сапоги – скороходы».

П.с.: Учить согласовывать слова и движения.

П.с.: Развивать воображение, фантазию, способность движением передавать содержание слов.

  • «Репка» (папье-маше).

П.с.: Развивать мелкую мускулатуру пальцев при нарывании и наклеивании бумаги на объемную форму. Раскрашивание гуашью.

П.с.: Развивать воображение детей, желание и умение высказываться. Побуждать к созданию своего образа, настроение, творческой самостоятельности.

2 неделя

  • Разучивание слов рассказа Н. Носова «Телефон».

  • Игровое упражнение:«Веселый гном»(приложение № )

  • П/и «Груша». С. 90 «Развитие речи детей 3-4 лет» О.С. Ушакова.

  • Театральная мастерская.

П.с.: Формировать умение имитировать движения, развивать выразительность речи.

П.с.: Учить детей слушать высказывания друг друга, развивать творческое воображение, фантазию.

П.с.: Учить соотносить движения со словом. Закрепить употребление форм повелительного наклонения глаголов.

П.с.: Завершить работу 1 недели.

3 неделя

  • Показ сказки В. Сутеева «Под грибом» (ф-ф).

  • Театральная мастерская.

  • Показ сказки младшим детям «Под грибом» (шапочки).

П.с.: Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать и запоминать.

П.с.: Вспомнить персонажей сказки, подобрать игрушки.

П.с.: Воспитывать интерес к театральной деятельности.

4 неделя

  • «Осенняя сказка» (обучение сочинению сказок). Е. Танникова   с. 28. Сказки из «живых» капель и клякс. «Формирование речевого творчества дошкольников».
  • Театральная мастерская.

  • Обыгрывание «Осенней сказки».

П.с.: Формирование речевого творчества, развитие связной речи.

П.с.: Изготовление атрибутов к обыгрыванию сказки.

П.с.: Развивать слуховое внимание, формировать умение слушать музыку, развивать координацию и плавность движений.

1 неделя

  • Игровое упражнение «Скатерть самобранка».

  • Театральная мастерская «Шапка – невидимка» (2 недели).

  • Показ пальчикового театра «репка».

П.с.: Формирование творческого воображения, умения высказываться.

П.с.: Наклеивание паеток на поля шляпы. Развивать аккуратность.

П.с.: Закрепить сюжет сказки, научить пользоваться куклами.

2 неделя

  • Игровое упражнение «Шапка – невидимка». О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет» с. 98.

П/и «Угадай-ка» картотека.

  • Просмотр мультфильма «Федорино горе» К. Чуковского.

П.с.: Развитие тембрового слуха детей, установление положительных взаимоотношений между детьми, формирование связной речи. Упражнять в образовании форм второго лица единственного и множественного лица глаголов.

П.с.: Обратить внимание на интонацию персонажей, повторить, как говорит посуда, Федора, коты.

3-4 неделя

  • Показ сказки «Волк и семеро козлят». О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет» .

Слушание сказки «Волк и семеро козлят» на диске.

  • Пересказ сказки «Теремок» с показом кукольного театра.
  • Театральная мастерская. Изготовление шапочек к сказке «Волк и семеро козлят».
  • Заучивание и обыгрывание потешки «Кисонька – мурысонька картотека.

  • Драматизация сказки«Волк и семеро козлят».

  • «Теремок» (кукольный театр).

П.с.: Учить пересказывать сказку совместно с воспитателем.

П.с.: Формировать умение слушать.

П.с.: Наклеивание масок на ткань.

П.с.: Развивать выразительность чтения потешки.

П.с.: Развивать творческое воображение, фантазию, умение раскрывать образ выбранного персонажа (младшие показывают старшим).

П.с.: Развивать творческое воображение, фантазию, интонационную выразительность речи, формировать навыки ведения куклы.

1 неделя

  • Пересказ сказки «Курочка Ряба» с использованием ф-фа. С. 26       И.М. Петрова «Театр на столе».

  • Театральная мастерская. Изготовление шапочек к сказке «Курочка Ряба» (курочка, мышка).

Выполнение декораций: домик (мокрый картон) (1-2 неделя).

  • Показ сказки «Курочка Ряба» (драматизация). Шапочки персонажей, ряжение (элементы костюмов бабки и дедки).

П.с.: Учить детей последовательно воспроизводить содержание сказки (ф-ф). Обыгрывание отрывков (дед бил-бил, баба била-била; дед плачет, бабка плачет).

П.с.: Учить наклеивать вырезанные и нарисованные шапочки на ткань и вырезать по контуру.

П.с.: Формировать смелость, желание участвовать в показе, учить радоваться успехам других детей.

2 неделя

  • Разучивание стихотворения            Е. Чарушина «Воробей».

  • Творческая мастерская «Воробей» с. 86-87 «Волшебные ножницы»    Н. Алексеевская.
  • Обыгрывание стихотворения  Е.Чарушина «Воробей».

П.с.: Предложить детям показать зимующих птиц, передать их повадки и характер, формировать слуховое внимание.

П.с.: Наклеивание перьев на объемную форму. Развитие аккуратности.

П.с.: Формировать желание участвовать в показе, в распределении ролей.

3 неделя

  • Заучивание стихотворения А. Барто из серии игрушки «Бычок».

  • Театральная мастерская.

  • Показ. Обыгрывание стихотворения А. Барто «Бычок».

П.с.: Развивать память, воображение детей, способность к импровизации.

Изготовление мостика из строительного материала.

П.с.: Формировать желание участвовать в показе.

4 неделя:

  • Разучивание стихотворений к новогоднему празднику.
  • Игровое упражнение под новогоднюю песню «Дед Мороз».

  • Театральная мастерская. Новогодний календарь.

П.с.: Развивать память, выразительность речи.

П.с.: Развивать эмоциональную отзывчивость, координацию движений.

П.с.: Оформление мешочков аппликацией, воспитывать аккуратность.

1неделя:

  • Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» .

  • П/и «Кот и мыши».
  • Театральная мастерская.

  • Заучивание и обыгрывание стихотворения «Сказка о глупом мышонке».

П.с.: Формировать умение внимательно слушать, запоминать действия в сказке, понимать смысл. Отвечать на вопросы.

П.с.: Развивать ловкость, смекалку.

Изготовление шапочек из картона и ткани (свиньи, лошади, щуки).

П.с.: Развивать желание участвовать в изготовлении шапочек, воспитывать аккуратность.

П.с.: Пригласить и показать сказку для детей соседней группы. Воспитывать ответственность, желание доставлять приятное другим.

1-2 неделя:

  • Придумывание этюда – сказки про звездочку.
  • Чтение сказки «Рождение снежинки» с. 271 «Начало мудрости» А. Лопатина.
  • Театральная мастерская.

  • Обыгрывание сказки.

П.с.: Формирование творческого воображения, фантазии.

Изготовление атрибутов к придуманной сказке. Подбор музыкального сопровождения.

П.с.: Развивать выразительность жестов, мимики, формировать муз. слух.

3 неделя:

  • Игровое упражнение «Послушай и придумай». Использование сундучка с ряжением.

  • Театральная мастерская.

  • Просмотр мультфильма «Сказка о спящей царевне».

П.с.: Развивать навык различать жанр, характер музыки (марш, полька, вальс). Подбирать движения и придумывать свой танец под музыку разного жанра и характера.

Изготовление шлема для богатыря.

П.с.: Развивать внимание, память, восприятие.

4 неделя:

  • Муз. упражнение «Миксер».

П.с.: Развивать координацию движения, муз. слух.

1-2 неделя:

  • Игра «Теплое сердечко» с. 233 «Начало мудрости» А. Лопатина.

  • Чтение Е. Бохлерова «Капустный лист» с. 234 «Начало мудрости»    А. Лопатина.
  • Показ сказки на ф-фе «Снегурочка».

П.с.: Помочь детям почувствовать, что слова могут иметь силу: они приносят радость, греют, но и могут обидеть.

П.с.: Формирование способности внимательно слушать, понимать и отвечать на вопросы.

П.с.: Эмоционально воспринимать содержание сказки.

3-4 неделя:

  • Игра «Как нам помогает ум» с. 204 «Начало мудрости» А. Лопатина.
  • Чтение сказки Ш. Кадими «Чужой ум» с. 205 «Начало мудрости»       А. Лопатина.

П.с.: Учить слушать высказывания старших детей.

Приложение №1.                                                                                                                     Пальчиковый театр и его изготовление Пальчиковый театр Большой популярностью у детей и взрослых пользуется именно пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5-6 лет постепенно помогает готовить руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках Дети с удовольствием показывают спектакли на пальчиках, используя в качестве сценария как хорошо знакомые сказки, так и самостоятельно придуманные истории. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации. Сделать такой театр совсем нетрудно. Ребенок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее. Основа большинства изделий – цилиндр-«колпачок». Наблюдение изготовления однотипных игрушек поможет ребенку овладеть последовательностью процессов (от элементарных – к сложным), освоить обобщенные способы, с помощью которых можно создать различные поделки для игр-драматизаций.

Приложение №2

Игра «Веселый гном». Игра проводится со всей группой детей. Дидактическая задача. Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета. (В данной игре на основе отдельных признаков ребенок должен создать целостный образ предмета. При этом признак, по которому строится предмет, может быть свя- зан с предметом конкретно (контурное изображение слона) или условно (контур шарика). Чем менее конкретно признак связан со свойствами предмета, тем более трудная задача на воображение стоит перед ребенком.) Материал. Картинка, на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома. По форме мешочки могут походить на самые разные предметы: мяч, гриб, зайчика и т. д. Хорошо, если один мешочек будет такой формы, по которой трудно определить точно, что в нем находится, так как под эту форму подходит несколько предметов.

Ход игры .Взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он всем принес подарки, но что для кого он принес ребята должны угадать сами. Дети по очереди придумывают, что находится в каждом мешочке (сначала дают несколько вариантов ответов про один мешочек, затем про другой и т. д.) и для кого этот подарок. Взрослый помогает им в выборе вариантов ответов. После того, как дети придумают достаточное количество возможных вариантов ответов, основываясь на форме и величине мешочков, можно повторить игру, используя мешочки других форм и размеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ"

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к ч...

Проект в средней группе на тему: "Улица полна неожиданностей"

В проекте содержится обширный материал по работе с детьми, родителями и педагогами на тему безопасности дорожного движения и правил поведения на проезжей части. В данном проекте представлено знакомств...

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества в детей через нетрадиционные техники рисования».

Проект для средней группы на тему:   «Развитие художественного творчества в детейчерез нетрадиционные техники рисования». Участники  проекта:  воспитатель,  родител...

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования». Авторы проекта: Бушмакина Е.Н. Юдина А.Г.

Участники  проекта:  воспитатель,  родители  и дети средней  группы.Целевая  группа:  дети  средней  группы.Срок  реализации: с  января  201...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

План-карта проекта в средней группе «Лучики» тема проекта: «Мастерская Деда Мороза» Воспитатель: Кочетова Н.В.

Социально-коммуникативноеразвитие1.Дать возможность детям научиться слушать и понимать речь других людей, через «Детский совет».2.Формировать положительное отношение к окружающему миру, др...

Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»

Проект в средней группе на тему:«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»...