Самообразование
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» Матвеевой М.А.
Форма: Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «Формирование основ системного мышления у детей 3-7 лет посредством использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
Цель: Освоение детьми моделей системного мышления и их свободное использование процессе мотивационной познавательной деятельности.
Задачи:
-Повышение профессиональной компетенции через изучение необходимой литературы, посещения МО, самообразования;
-Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме на каждый 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебные года;
-Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
-Оформление центра ТРИЗ технологии по формированию системного мышления;
-Провести консультации для педагогов на тему: «Модели системного мышления для детей 3-4 лет», «Формирование системного мышления посредством ТРИЗ технологии»; выступление на педагогических часах по теме: «Использование системного оператора на занятиях по познавательному развитию»; «Использование дидактических игр для формирования системного мышления дошкольников», «Применение ТРИЗ технологии по формированию системного мышления в НОД», «Ознакомление с именами признаков»
-Обогащение предметно-развивающей среды в группе;
-Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Освоение модели составления сказок описательного типа»;
-Изготовление пособий по ТРИЗ технологии (по формированию системного мышления детей).
Предполагаемый результат:
- умение систематизировать получаемую информацию из окружающего мира
- умения самостоятельно добывать и использовать информацию в процессе мотивированной познавательной деятельности
-развивать логическое мышление и воображение
- умение использовать алгоритмы (модели мышления) необходимых для продуктивной деятельности
Учебный год | Тема самообразования (этапы) |
2014-2015 | «Развитие системного мышления у детей раннего возраста» |
2015-2016 | «Формирование познавательного интереса через освоение моделей системного мышления: системный оператор, дихотомия (числовая), морфотаблица, анализ литературного произведения» |
2016-2017 | «Формирование предпосылок к учебной деятельности через овладение способами когнитивной деятельности» |
2017-2018 | «Применение моделей системного мышления в творческой деятельности старших дошкольников. » |
Перспективный план по самообразованию на 2014-2015 учебный год.
«Формирование основ системного мышления у детей 3-7 лет посредством использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
Формы работы | |||
Месяц | С детьми | С педагогами | С родителями |
Сентябрь | Знакомство с именами признаков, помощники умной головы (руки) | Изучение по материала по теме самообразования | Анкетирование: «Выявление знаний родителей по Формированию системного мышления дошкольников" Информационные листы «Формирование системного мышления дошкольников» |
Октябрь | Знакомство с именами признаков, помощники умной головы (глаза), игры на выделение системных связей по объектам живой природы. | Выступление на педагогическом часе по теме «Модель системного мышления» | Консультация: «Играем дома. Игровые упражнения по установлению системных связей живой природы» |
Ноябрь | Знакомство с именами признаков, помощники умной головы (уши) | Консультация «Возможности органов восприятия и эмоционального состояния человека» | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. |
Декабрь | Помощники умной головы (уши), работа с пособием «Круги лулия» Работа с пособием технологии ТРИЗ «Мишка-слластена» | Консультирование с педагогами работающими по теме самообразования | Игры с детьми на закрепление имен признков. |
Январь | Знакомство с «Поездом времени» Работа с пособием технологии ТРИЗ «Мишка-сластена». Проектная деятельность по формированию системного мышления. | «Презентация пособия по формированию системного мышления «Поезд времени»» | Мастер-класс: « Круги Лулия своими руками» Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. |
Февраль | игры на выделение системных связей по объектам живой природы. Работа с пособием технологии ТРИЗ «Мишка-сластена». Проектная деятельность по формированию системного мышления. | «Дидактические игры как средство формирования системного мышления дошкольников». | Привлечение родителей к участию в создании картотеки картинок для дидактических игр |
Март | Игры на закрепление частей и мест обитания объектов живой природы. Работа с пособием технологии ТРИЗ «Мишка-сластена». Проектная деятельность формированию системного мышления. | Консультирование с педагогами работающими по теме самообразования | Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. |
Апрель | игры на выделение системных связей по объектам живой природы. Работа с пособием технологии ТРИЗ «Мишка-сластена». Проектная деятельность по формированию системного мышления | Проектная деятельность «Чудесная ложечка» Выступление на опорной городской площадке по использованию в работе технологии ТРИЗ «Формирование системного мышления» | Создание книжки-малышки «Кто, где живет» Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. |
Май | Мониторинг по формированию системного мышления Работа с пособием технологии ТРИЗ «Мишка-сластена». Проектная деятельность по формированию системного мышления | Консультация «Создание центра по формированию системного мышления в группе в соответствии с ФГОС ДО» Участие в конкурсе «Педагогические проекты» (Проект «Чудесная ложечка») | Родительское собрание «Подводя итоги года. Освоение модели системного мышления» Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. |
Перспективный план по самообразованию на 2015-2016 учебный год.
«Формирование основ системного мышления у детей 3-7 лет посредством использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
Формы работы | |||
Месяц | С детьми | С педагогами | С родителями |
Сентябрь | Создание предметно-развивающей среды ТРИЗ технологии. Игры по развитию речи с пособием по технологии ТРИЗ «Мишка-сластена» | Консультация «Дихотомия- модель системного мышления ТРИЗ технологии» | Опрос по теме: «Формирование системного мышления: о чем не сказано.» Информационные листы «Модели ТРИЗ технологии, используемые при формировании системного мышления» |
Октябрь | Знакомство с пятиэкраником Заучивание стихотворения про системный оператор | Консультация «Использование системного оператора для создания детьми сказочных текстов описательного плана» | Консультация: «Создание эффективной предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях» |
Ноябрь | Знакомство с игрой «Да-Нетка» | Статья для учебного пособия «Учусь играя» «Пособие волшебный экран» | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. |
Декабрь | Работа над проектом по «Формирование основ системного мышления у детей 3-7 лет посредством использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ». Освоение детьми способов составления рассказов по серии картинок | Мастер-класс «Освоение детьми способов составления рассказов по серии картинок» | Консультация: «Освоение детьми способов составления рассказов по серии картинок» |
Январь | Работа над проектом по «Формирование основ системного мышления у детей 3-7 лет посредством использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ». Освоение детьми способов составления рассказов по серии картинок | Консультация «Формирование системного мышления через использование ТРИЗ технологии «Системный оператор» | Консультация: «Системный оператор (ТРИЗ технология)» Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. |
Февраль | Освоение детьми процесса пересказа сказок | Консультация: «Освоение детьми процесса пересказа сказок» | Консультация: «Освоение детьми процесса пересказа сказок» |
Март | Знакомство с волшебниками преобразования | Консультация «Волшебники преобразования» | Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. |
Апрель | Работа над проектом по «Формирование основ системного мышления у детей 3-7 лет посредством использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ». Освоение детьми способа анализа литературного произведения | Мастер-класс «Анализ литературного произведения с применением технологии ТРИЗ» | Мастер-класс: «Освоение детьми способа анализа литературного произведения» Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. |
Май | Проведение мониторинга по формированию системного мышления. | Представление степени усвоения детьми по ТРИЗ технологии | Родительское собрание «Влияние на формирование системного мышления ТРИЗ технологии» |
Перспективный план по самообразованию на 2016-2017 учебный год.
«Формирование основ системного мышления у детей 3-7 лет посредством использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
Формы работы | |||
Месяц | С детьми | С педагогами | С родителями |
Сентябрь | Создание предметно-развивающей среды по ТРИЗ технологии. Игры на классификации с использованием пособия «Мишка-сластена» | Консультирование с педагогами, работающими по теме самообразования | Опрос по теме: « о чем бы вы хотели узнать о ТРИЗ тенологии» |
Октябрь | Дидактическая игра «Складные картинки». Составление рифмовок. Игры по развитию речи (технологии ТРИЗ). Освоение детьми способов анализа ситуации | Консультация «Освоение детьми способов анализа ситуации» | Родительское собрание по теме «планирование работы по формированию системного мышления» Участие в сборе материала по проектной деятельности. |
Ноябрь | Игры на умение выстраивать классификации по разным основаниям | Мастер-класс: «Метод Дихотомии» | Участие в сборе материала по проектной деятельности. |
Декабрь | Освоение метода маленьких человечков | Мастер-класс «Освоение метода маленьких человечков» | Консультация «Освоение метода маленьких человечков» |
Январь | Детский проект «Одежда» Игры на выявление подсистемных связей у объекта | Публикация статьи «Метод проекта в ДОУ» | Участие в сборе материала по проектной деятельности |
Февраль | Детский проект «Одежда» Игры на выявление подсистемных связей у объекта | Публикация конспекта НОД «Составление лимериков как средство речевого развития детей». | Участие в сборе материала по проектной деятельности. |
Март | Детский проект «Одежда» Игры на выявление подсистемных связей у объекта | Выступление на педагогическом часе «Обучение детей по составлению фантастических рассказов системного характера» | Консультация «Составлению фантастических рассказов системного характера» Участие в сборе материала по проектной деятельности. |
Апрель | Игры на определение причинно-следственных связей Работа над проектом по «Формирование основ системного мышления у детей 3-7 лет посредством использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ». | Выступление на педагогическом часе по теме: «Задачи обучения дошкольников установлению причинно-следственной связи» | Участие в сборе материала по проектной деятельности. |
Май | Подготовка и защита итогового продукта проектной деятельности совместно с родителями. | Презентация проекта. | Участие в подготовке и защите итогового продукта проектной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-467372-1503518884.jpg)
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-692736-1587754212.jpg)
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-763746-1462879461.jpg)
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889637-1486313237.jpg)
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...