ИГРА для 5-х классов, посвящённая жизни и творчеству детского писателя А.П. Гайдара.
классный час на тему

Синицына Кристина Юрьевна

Материал содержит: сценарий игры, презентацию к игре, бланки кроссвордов и жюри.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 вед: Плывут пароходы – привет Мальчишу!

        Пролетают лётчики – привет Мальчишу!

        Пробегут паровозы – привет Мальчишу!

        А пройдут пионеры – салют Мальчишу!

2 вед: Эти строки из героической сказки о Мальчише – Кибальчише многие-многие годы для огромного количества советских мальчишек и девчонок были строками о честности и человеческом достоинстве, о мужестве и преданности, о солдатском подвиге и героизме.

1 вед: Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица людей от мала до велика!

2 вед: Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно!

1 вед: Юный вспомнит романтику тимуровских дел…

2 вед: Малыш - весёлые проказы славных мальчишек Чука и Гека…

1 вед: У каждого придется, чем помянуть светлого волшебника слова Аркадия Петровича Гайдара.

2 вед: Немного книг написал он… Недолгую жизнь он прожил… Но какую!!!

1 вед: Многие поколения советских детей учились любить Родину по книгам Гайдара!!!


2 вед: И сейчас – книги Аркадия Петровича – яркий пример воспитывающей детской литературы.

1 вед: «Гайдар» - всадник, скачущий впереди. Так переводится с тюркского это слово. Так и добровольное общественное объединение детей и взрослых нашей родной гимназии «Союз Гайдаровцев» - всегда впереди!

2 вед: И сегодня эту интеллектуальную игру, посвящённую _____-й годовщине со дня рождения детского писателя А.П.Гайдара подготовили и проведём для вас мы –

1 вед: _______________________________________________________________.

2 вед: _______________________________________________________________. Позвольте представить вам наше уважаемое жюри:

1 вед: _______________________________________________________________.

2 вед: _______________________________________________________________.

1 вед: _______________________________________________________________.

2 вед: Наша игра будет строиться следующим образом: в программе 4 конкурса. Вопросы этих конкурсов (о биографии писателя, об истории написания его произведений, их героях) будут задаваться каждой команде по очереди. Очередность участия мы определим сейчас при помощи жеребьёвки.

1 вед: Вопрос задаётся сначала команде, по очереди, если ответа нет, то команда имеет право обратиться за помощью к болельщикам. Если и болельщики не знают ответа, то право ответить предоставляется другой команде. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Правила понятны?

2 вед: Итак, пожалуйста, по 1-му представителю от команды – к жюри на жеребьёвку.

1 КОНКУРС.

ВОПРОСЫ О БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ.

  1. НАЗОВИТЕ ГОДЫ ЖИЗНИ А.П.ГАЙДАРА?

1904г-1941г

  1. НАЗОВИТЕ ГОРОД, В КОТОРОМ РОДИЛСЯ А.П.ГАЙДАР?

Льгов

  1. НАЗОВИТЕ НАСТОЯЩУЮ ФАМИЛИЮ А.П.ГАЙДАРА?

Голиков

  1. СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО АРКАШЕ ГОЛИКОВУ, КОГДА ОН ВСТУПИЛ В КРАСНУЮ АРМИЮ?

14 лет

  1. ГДЕ НАХОДИТСЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ-МУЗЕЙ ПИСАТЕЛЯ?

В Арзамасе, где с 12-ти лет жил со своей семьёй маленький Аркаша

  1. СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО АРКАШЕ ГОЛИКОВУ, КОГДА ОН КОМАНДОВАЛ ПОЛКОМ?

16 лет

  1. НАЗОВИТЕ ДАТУ ГИБЕЛИ А.П.ГАЙДАРА?

26 октября 1941г

         

  1. КАКОЕ ДВИЖЕНИЕ БЫЛО НАЗВАНО В ЧЕСТЬ ГЕРОЯ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

Тимуровское

  1. ЧТО, ГДЕ И ПОЧЕМУ РИСОВАЛИ ТИМУРОВЦЫ?

Красную звезду на заборах, т.о. отмечали дома, в которых жили родные воевавших или погибших на фронте

  1. НАЗОВИТЕ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ А.П.ГАЙДАРА?

Голубой

2 КОНКУРС.

ВОПРОСЫ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

  1. Этот рассказ был задуман в Арзамасе зимой 1934 года. Писал его Аркадий Петрович и по возвращении в Москву, рукопись возил в Ленинград к Маршаку, уже именитому детскому писателю. Маршак за многое его похвалил и, прежде всего, за то, что в рассказе для детей серьёзно обсуждаются проблемы семьи и заботы взрослых.

Назовите это произведение.

«ГОЛУБАЯ ЧАШКА»

  1. Это произведение Аркадий Гайдар написал за 2 месяца до своей гибели и как будто бы сказал всем своим читателям: « И у меня жизнь была хорошая, и ничего в ней не нужно менять».

Назовите это произведение.

«ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ»

  1.  14 июня 1940 года Гайдар пишет в своём дневнике: « Сегодня начал «Дункан», повесть. Война гремит на земле…» Главным героем повести стал мальчишка Владимир Дункан, но в повести все его будут звать по фамилии…. Еще не успев закончить повесть, писатель получает предложение написать на этот же сюжет сценарий одноимённого фильма. Приступив к работе над сценарием, Аркадий Петрович даёт герою фильма другое имя.

Назовите это произведение.

«ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

  1. Об этом рассказе  в своём письме жене Гайдар писал: «Дорогой Дорик! Только что я начал работу. Рассказ я пишу небольшой, - злата и серебра он принесёт нам с тобой немного, но зато он сам будет светлый, как жемчужина.» Этот рассказ был опубликован почти одновременно в 2-х изданиях: в газете «Пионерская правда» и в журнале «Красная новь» в 1939 году. В 1940 году Одесская киностудия экранизирует рассказ под названием «Зимняя сказка».

Назовите это произведение.

«ЧУК И ГЕК»

3 КОНКУРС.

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ.

     Каждая команда получает кроссворд, подготовленный организаторами, который состоит из 8 слов. Время отгадывания – 3 минуты. По истечении этого срока команды сдают свои кроссворды в жюри. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если отгадано зашифрованное слово + 3 балла.

ВАРИАНТ. На этом этапе возможно, чтобы команды обменялись кроссвордами, т.е. кроссворды готовятся дома заранее как домашнее задание. Каждая команда ДО должна сдать кроссворд организаторам для проверки.

Условия: в каждом кроссворде фиксированное число слов.

ВНИМАНИЕ! Организаторы должны внимательно отнестись к содержанию кроссвордов – корректность формулировок, точность дат, достоверность фактов и т.д..

4 КОНКУРС.

Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!»

       В то время, пока команды работают над кроссвордом, болельщикам демонстрируются слайды с фотокадрами из фильмов по произведениям А.П. Гайдара. Если кадр угадан – назван фильм, команда болельщика получает 1 балл.

5 КОНКУРС.

 «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»

Вниманию участников предоставляются отрывки из произведений Аркадия Петровича Гайдара. Команда может получить 2 балла за ответ, в случае, если назовёт не только произведение, но и имя героя, описанного в данном отрывке.

  1. «Заболело однажды у него горло, и не позволили ему на улицу выходить. Мать к соседке ушла, отец – не переезд, встречать скорый поезд. Тихо дома.

Сидит он и думает: что бы это такое интересное сделать? Или фокус какой – нибудь? Или какую – нибудь штуковину? Походил, походил из угла в угол – нет ничего интересного.

Подставил стул к шкапу. Открыл дверцу. Заглянул на верхнюю полку, где стояла завязанная банка с мёдом, и потыкал её пальцем. Конечно, хорошо бы развязать банку да зачерпнуть мёду столовой ложкой…

Однако он вздохнул и слез, потому что уже заранее знал, что такой фокус матери не понравится…»

«ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ»   - сын сторожа на переезде ВАСЬКА.

  1. «Едва только она опустилась на траву, как октябрята с криком бросились занимать места поближе к вожатой и быстро раскинулись вокруг неё весёлой босоногой звёздочкой.

- Расскажи!

- Почитай!

- Покажи картинки!

- Спой! – на все голоса закричали октябрята, протягивая ей книжки, картинки и даже неизвестно для чего подсовывая прорванный барабан и сломанное чучело полинялой бесхвостой птицы.

- Расскажи интересное, - попросил обиженно октябрёнок Карасиков. – А то вчера Роза обещала рассказать интересное, а сама рассказала, как мыть руки да чистить зубы. Разве же это интересное?

- Расскажи сказку, - попросила синеглазая девчурка и виновато улыбнулась.

- Сказку? – задумалась вожатая. – Я что-то не знаю сказок… Или нет… я расскажу вам Алькину сказку. Можно?»

«ВОЕННАЯ ТАЙНА» – вожатая НАТКА ШЕГАЛОВА.

3. «Не скрою, что я долго плакал. Валентина ласково утешала меня и терпеливо учила, что я должен буду отвечать, если меня спросит судья или следователь.

Однако никто и ни о чём меня не спрашивал. Всё там быстро разобрали сами и отца приговорили к пяти годам за растрату.

Я узнал об этом уже перед сном, лёжа в постели. Я забрался с головой под одеяло. Через потёртую ткань слабо, как звёздочки, мерцали жёлтые искры света.

«Прощай! – думал я об отце. – Бьют барабаны марш – поход. Каждому отряду своя дорога, свой позор и своя слава. Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».

«СУДЬБА БАРАБАНЩИКА»  - главный герой СЕРГЕЙ.

4.  «Шли мы долго, часто останавливались, отдыхали и рвали цветы. Потом, когда тащить надоедало, оставляли букеты на дороге.

Я один букет бросил старой бабке в телегу. Испугавшись сначала, не разобравши, что такое, и погрозила нам кулаком. Но потом увидала, улыбнулась и кинула с воза три больших зелёных огурца.

Огурцы мы подняли, вытерли, положили в сумку и весело пошли своей дорогой.»

«ГОЛУБАЯ ЧАШКА» – главные герои СВЕТЛАНА и её ОТЕЦ.

 

ВАРИАНТ. На этом этапе в случае, если невозможно сопровождать игру презентацией, и, соответственно, нет возможности провести конкурс «Угадай фильм по кадру!», для болельщиков (пока команды работают с кроссвордами) проводится конкурс «Тёмная лошадка».

Подведение итогов и вручение дипломов командам – участницам.

1 вед.:  Дорогие ребята! Сегодня вы не только показали свои знания в области жизни и творчества знаменитого детского писателя, но и надеемся, узнали немало нового!

2 вед: Более 70  лет нет в строю Аркадия Петровича, но он навсегда останется на своём посту – на посту мужества, он всегда там, где идёт борьба за честь и свободу против зла и насилия!

1 вед:  Книги Гайдара и сейчас живут и радуют миллионы детских сердец, это – маяки нашей детской литературы, их лучезарный свет, как и прежде, дарит слова Добра, Правды и Мужества!

2 вед: Почётное право возложить цветы к памятнику Аркадию Петровичу Гайдару предоставляется команде – победительнице нашего конкурса. Спасибо!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра К 107-й годовщине со дня рождения А.П. ГАЙДАРА

Слайд 2

Плывут пароходы – привет Мальчишу! Пролетают лётчики – привет Мальчишу! Пробегут паровозы – привет Мальчишу! А пройдут пионеры – салют Мальчишу!

Слайд 3

Аркадий Петрович Гайдар

Слайд 4

Добровольное общественное объединение детей и взрослых «Союз гайдаровцев» МБОУ гимназии № 10 ЛИК города Невинномысска

Слайд 5

Конкурс 1 Биография писателя 1. Назовите годы жизни А.П. Гайдара 1904 – 1941 2. Назовите город, в котором родился А.П. Гайдар Льгов 3. Назовите настоящую фамилию А.П. Гайдара Голиков 4 Сколько лет было Аркаше Голикову, когда он вступил в Красную армию? 14 лет

Слайд 6

Конкурс 1 Биография писателя 5. Где находится мемориальный дом-музей писателя? В Арзамасе 6. Сколько лет было Аркадию Голикову, когда он командовал полком? 16 лет 7. Назовите дату гибели А.П. Гайдара. 26 октября 1941 года 8. Какое детское движение было названо в честь героя одного из произведений Гайдара? Тимуровское

Слайд 7

Конкурс 1 Биография писателя 9. Что, где и почему рисовали тимуровцы? Красную звезду на заборах. Таким образом отмечали дома 10. Назовите любимый цвет А.П. Гайдара Голубой

Слайд 8

Конкурс 2 Из истории создания произведений Этот рассказ был задуман в Арзамасе зимой 1934 года. Писал его Аркадий Петрович и по возвращении в Москву, рукопись возил в Ленинград к Маршаку, уже именитому детскому писателю. Маршак за многое его похвалил и, прежде всего за то, что в рассказе для детей серьёзно обсуждаются проблемы семьи и заботы взрослых.

Слайд 9

«Голубая чашка»

Слайд 10

Конкурс 2 Из истории создания произведений Это произведение Аркадий Гайдар написал за 2 месяца до своей гибели и как будто бы сказал всем своим читателям: «И у меня жизнь была хорошая, и ничего в ней не надо менять!»

Слайд 11

«Горячий камень»

Слайд 12

Конкурс 2 Из истории создания произведений 14 июня 1940 года Гайдар пишет в своём дневнике: «Сегодня начал " Дункан " , повесть. Война гремит на земле…» Главным героем повести стал мальчишка Владимир Дункан, но в повести все его будут звать по фамилии. Ещё не успев закончить повесть, писатель получает предложение написать на этот же сюжет сценарий одноимённого фильма. Приступив к работе над сценарием, Аркадий Петрович даёт герою фильма другое имя.

Слайд 13

«Тимур и его команда»

Слайд 14

Конкурс 2 Из истории создания произведений Об этом рассказе своей жене Гайдар писал: «Дорогой Дорик! Только что я начал работу. Рассказ я пишу небольшой – злата и серебра он принесёт нам с тобой немного, но зато он сам будет светлый, как жемчужина». Этот рассказ был опубликован почти одновременно в 2-х изданиях сразу: в газете «Пионерская правда» и в журнале «красная новь в 1939 году. Ы 1940 Одесская киностудия экранизирует рассказ под названием «Зимняя сказка»

Слайд 15

«Чук и Гек»

Слайд 16

Конкурс 3 Кроссворд 1 8 2 3 4 5 6 7

Слайд 17

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Дым в лесу»

Слайд 18

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Бумбараш»

Слайд 19

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Голубая чашка»

Слайд 20

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Дума про казака Голоту»

Слайд 21

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Сказка про Мальчиша-Кибальчиша»

Слайд 22

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Тимур и его команда»

Слайд 23

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Школа»

Слайд 24

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Чук и Гек»

Слайд 25

Конкурс 4 Для болельщиков «УГАДАЙ ФИЛЬМ ПО КАДРУ!» «Судьба барабанщика»

Слайд 26

Спасибо за работу!!!



Предварительный просмотр:

1

8

2

3

4

5

6

7

                                                                     

По горизонтали:

  1. Прозвище одного из главных героев повести Р.В.С.
  2. Какой породы была собака Тимура?
  3. Назовите город, где родился А.П.Гайдар.
  4. Кем работал отец А.П.Гайдара?
  5. Где спрятался Гек в избе сторожа?
  6. Автобиографическая повесть, написанная в 1930г.
  7. Фамилия атамана шайки, с которой боролась команда Тимура.

В выделенных клетках по вертикали:

     8) Настоящая фамилия А.П.Гайдара.

                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

1

Ж

И

8

Г

А

Н

2

О

В

Ч

А

Р

К

А

3

Л

Ь

Г

О

В

4

У

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

5

С

У

Н

Д

У

К

6

Ш

К

О

Л

А

7

К

В

А

К

И

Н

                                                                     

По горизонтали:

  1. Прозвище одного из главных героев повести Р.В.С.
  2. Какой породы была собака Тимура?
  3. Назовите город, где родился А.П.Гайдар.
  4. Кем работал отец А.П.Гайдара?
  5. Где спрятался Гек в избе сторожа?
  6. Автобиографическая повесть, написанная в 1930г.
  7. Фамилия атамана шайки, с которой боролась команда Тимура.

В выделенных клетках по вертикали:

     8) Настоящая фамилия А.П.Гайдара.

                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА результатов игры среди 5-х классов, посвящённой дню рождения А.П. Гайдара

Класс

1 конкурс

Биография

А.П. Гайдара

2 конкурс

История создания произведений

3 конкурс

Разгадывание кроссворда

4 конкурс

«Тёмная лошадка»

Конкурс

для болельщиков

ИТОГО

Количество баллов – по количеству звёзд, полученных командой

Общее количество баллов

5 класс «А»

5 класс «Б»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество детского писателя Я.Л. Акима.

План-конспект занятий на неделю, посвященных творчеству писателя и поэта Якова Лазаревича Акима. С подробным описанием занятий на каждый день недели....

Проект "Жизнь и творчество русского писателя сказочника А.С.Пушкина"

Проект " Жизнь и творчество русского  писателя сказочника А.С.Пушкина"...

Презентация "Жизнь и творчество детского писателя Н.Н.Носова"

Презентация к литературному вечеру посвященному творчеству Н.Н.Носова...

«Самый веселый писатель на свете», посвященное жизни и творчеству замечательного писателя Николая Носова

К 110-летнему юбилею писателя Николая Носова Камышлинская детская библиотека проводит ряд мероприятий по теме «Самый веселый писатель на свете», посвященное жизни и творчест...

План работы по самообразованию «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством детских писателей». Воспитатель Видякина Н. И.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепере...

Проект по знакомству с творчеством детских писателей в средней группе «Писатели - детям»

По данному проекту воспитанники более глубже изучат творчество руских писателей таких, как А.Л. Барто, В.Г.Сутеев, С.Я.Маршак, Э.Н. Успенский, С.В.Михалков, К.И.Чуковский, В.Д.Берестов, В.Ю.Драгунский...