Средства диагностики экологических знаний, умений и навыков в детском саду
методическая разработка (старшая группа) по теме

Горбунова Ольга Егоровна

Диагностика   экологических знаний, умений и навыков   в детском саду для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_diagnostiki_ekologicheskih_zun.docx486.56 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика                                                                             экологических знаний, умений и навыков                                                                         в детском саду

       (средства и результаты диагностики)

Диагностические задания:

1. Позволяющие выявить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников, направленные на следующее:

1. Выявление эмоционального отношения к природе.

«Немая загадка» — представление этюдов-загадок («Что за животное?», «Какое растение?» и т. д.) командами с последующими ответами детей.

2. Выявление нравственного отношения к природе.

«Смелые пожарные», «Отдых у реки», «Друг из леса» — анализ рассказа и представление своего варианта решений проблемных ситуаций, рисование знаков-памяток поведения в природе.

3. Выявление экологических знаний.

«Кто где живет?» — необходимо дать характеристику среды или природной зоны (лес, степь, почва, море) и определить, какие организмы могут в ней обитать.

«Многообразие и значение растений». Детям раздаются рисованные карточки с изображением растений из различных групп со всеми органами. В процессе игры дети вычеркивают органы, отсутствующие на самом деле у данного растения, а также оценивают выполнение задания товарищем.

2. С помощью которых выявляется объем экологических знаний, широта кругозора.

1. Подвижные дидактические игры: «Развитие животного», «Пищевая цепочка» были направлены на выявление знаний о стадиях развития животных, о биоценозе, биогенном круговороте веществ в природе. В ходе игр дети должны выстраивать логические комбинации пищевых отношений, давать характеристики животных, опираясь на основные особенности класса, проявлять умения действовать сообща.

2. «Лесные этажи» — устное задание на определение ярусности растений.

3. «Порядок на фитоогороде» — задание на нахождение лекарственных растений с последующим рассказом об их пользе.

4. «Природа подсказывает, что...» — объяснение примет, с помощью которых можно предсказывать погоду. В данном случае объяснение той или иной народной приметы требовало от ребенка умения сопоставлять определенные факторы в природе, рассуждать, делать умозаключения.

5. «Где ошибка» — чтение педагогом фенологических рассказов — загадок о сезонах, где преднамеренно включены 8—12 ошибок. Задача детей — найти эти ошибки.

3. Направленные на выявление степени осознания ребенком взаимозависимости действий человека в природе и ее состояния.

1. «Опиши знак» — устное задание на придумывание ситуации, иллюстрирующей знак.

2. «Помоги планете Земля» — поиск правильного решения экологической проблемы родного края.

3. «Что же сделано не так» — объяснение неправильных действий человека в экосистеме.

4. С помощью этих заданий выявляются практические навыки экологической деятельности ребенка:

1. «Цветы — это прекрасно» — посадка цветов на клумбе;

2. «Во саду ли, в огороде» — посадка и уход за огородом.

5. Носящие характер свободного детского творчества, направленные на отражение личного опыта деятельности в природе.

1. «Музыкальная угадайка» — угадывание произведений на природную тему отечественных и зарубежных композиторов. Детям предлагаются отрывки из музыкальных произведений К. Сен-Санса «Карнавал животных», П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» и они должны отгадать название музыкального произведения, объяснить состояние природы и описать повадки того или иного животного. Данное задание развивало у ребенка умение проводить аналогии между природными явлениями, объектами и их отражением в произведениях музыки.

2. «Как я помогал природе» — сочинение в рисунках-картинках.

6. Направленные на выявление глубины знаний о том или ином живом природном объекте.

1. «Консультация юного огородника» — рассказ о растении, о среде его обитания и приспособленности к ней, о способах посадки и ухода.

2. «Братья наши меньшие» — рассказ-загадка о животном.

Воспитательные ситуации как средства диагностики в дошкольном экологическом образовании

Воспитательная экологическая ситуация

«Почему плачет синичка?»

1. Представление ситуации (рассказ)

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Мише - десять лет, а Оле - девять.   Около дома рос высокий ветвистый тополь.

- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.

- Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит: Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а  в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчике маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет,- сказала Оля.

- А почему же она плачет? – удивился Миша.

- Подумай, почему,- ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает:

« Почему же она плачет?».

                                                                                             

                                                                                        В.Сухомлинский.

сканирование0010

2. Обсуждение ситуации.

Помогите Мише понять, почему плакала синичка.

- Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнёздышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно сломать ветки. А дерево очень долго растёт.

3. Продуктивная деятельность детей.

Изготовление панно « Дерево и всё вокруг него».

 

Воспитательная экологическая ситуация

«Стыдно перед соловушкой»

1. Представление ситуации (рассказ)

 Оля и Люда пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них, запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь, пошевельнутся. Соловей перестал петь. сканирование0012

Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула яичные скорлупки и хлебные скорлупки  и хлебные крошки и хлебные крошки и положила их в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - тихо ответила Лида

                                                                                                      В.Сухомлинский.

2. Обсуждение ситуации.

Почему Лида сказала: «- Стыдно… перед соловушкой».

Когда вы отдыхаете на природе, вы всегда убираете за собой мусор?

3. Продуктивная деятельность детей.

Придумывание и изготовление экологических знаков, призывающих туристов убирать за собой мусор, разными способами из предложенных материалов.

Воспитательная экологическая ситуация

«Как мальчики спасли рыб»

1. Представление ситуации.

                            «Голубые разведчики»

Около нашего города течёт река. То разольется так, что берега не видно, а то вдруг станет тихой и спокойной. Чаще всего это бывает осенью. Убывает в реке вода. А по берегам в ямах остаются мальки. Без воды они погибнут. Мы пришли на помощь рыбе. С ведрами ходили по берегу, отыскивали ямы. Вычерпали воду ведрами. В каждом ведре по тысячи мальков. Много ведер переносили в реку. Теперь гуляет по реке наша рыба, которую мы спасли от гибели.

М.Луканичев.

2. Обсуждение ситуации.

- Как мальчики спасали рыбу?

- Почему они это сделали?

3. Продуктивная деятельность детей.

Изготовление макета « Сообщество водоём» (аппликация, оригами).

Воспитательная экологическая ситуация

«Ёлкино платье»

1. Представление ситуации

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются. сканирование0011

- Не трогай нас!

- Подумаешь, тихонько задел.

- И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережем.

- Да, что за одежда у вас особенная?

- Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.

- Так, что?

- Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.

- Да, это не скоро.

- Вот и приходится иголки беречь.

                                                                                                      Э. Шим.

   2. Обсуждение ситуации.

Как вы думаете, будет ли мальчик еще ломать еловые лапы? А что вы сказали бы елочкам?

 

3. Продуктивная деятельность детей.

Сочинение сказок. Чтение стихотворений.

Воспитательная экологическая ситуация

"Научись любоваться цветущим цветком"

1. Представление ситуации

Придя на луг, девочки воскликнули: « Какой красивый луг!». Сколько на нем цветов! Подружки решили устроить соревнование. Кто соберёт самый большой и красивый букет?

Беседа.

  • Хорошее ли занятие нашли себе девочки?
  • Всегда ли красивы большие букеты?
  • Почему нельзя рвать много цветов на лугах и лесах?

Рассказ воспитателя и показ картинок.

Следует объяснить детям, что на месте цветка образуются семена. Сорванный цветок семян не оставляет. Многие красивые растения стали сегодня редкостью и поэтому внесены в Красную книгу, хотя ещё недавно они были широко распространены в природе. Многие виды цветов: колокольчики, сон - трава, водосбор и т.д. Даже широко распространённые цветы нельзя собирать в начале прогулке. Они завянут и пропадут. Цветы не следуют рвать не только на лугах и в лесу, но и на газонах. Они посажены там, чтобы украшать город. Радовать всех вокруг.

                                                           В. Викторов

Цветок.

Цветок на лугу,

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем?

Объяснить не могу.

В стакане

Он день простоял.

И завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Не рви меня, пожалуйста!

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю мне

На солнце, на весну.

2. Обсуждение ситуации.

Беседа. Почему надо любоваться живым цветком?

Высказывания детей. Обсуждение.

3. Продуктивная деятельность детей.

Составление мини- рассказов, диалогов с цветами.

Воспитательная экологическая ситуация

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил": «Котёнок»

1. Представление ситуации.

Были брат и сестра Вася и Катя. У них жила кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли около сарая и услыхали: над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася полез по лестнице на крышу сарая. Катя стояла внизу и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка…у неё котята, такие чудесные, иди сюда, скорее.

Катя побежала домой, взяла молоко и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать, дети выбрали себе одного котёнка и принесли домой. Дети кормили его, играли с ним.

Один раз дети пошли играть с собой на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли возле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг услыхали, что кто-то громко кричит: « Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди него две собаки. Увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле сгорбил спинку и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь. Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал около котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой.

Л.Толстой.

2. Обсуждение ситуации.

- Что можно сказать, какой мальчик и какая девочка?

- Может ли мать гордиться сыном?

- Чему должна научиться девочка?

Высказывания детей.

3. Продуктивная деятельность детей.

Игра « Кто где живёт?».

Аппликация «Где чей дом?»

Воспитательная экологическая ситуация

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил:

«Если друг попал в беду»

1. Чтение стихотворения.

Полез на дерево Щенок

И зацепился за сучок,

Висит, скулит, не может слезть

Кричит: « Спасите, кто тут есть!»

Недалеко Лисёнок был,

На помощь к другу поспешил,

Но только забираться стал -

Как сам в расщелине застрял.

Вдвоём на дереве висят

И очень жалобно скулят.

К ним Белочка спешит скорей,

И, чтоб спасти своих друзей,

Она на помощь привела

Большого умного Козла.

Когда ваш друг в беду попал,

Он провалился иль застрял,

Всегда зови на помощь взрослых,

Умелых, опытных и рослых.

Г.П.Шалаева.

2. Обсуждение ситуации.

- Кто первым поспешил на помощь Щенку и Лисёнку?

- Какую помощь оказала друзьям  Белочка?

- Кто спас Щенка и Лисёнка?

- Случались ли в нашей группе похожие ситуации?

- Как вы помогли своим друзьям?

- Что надо делать, если твой друг попал в беду, а ты не можешь ему помочь?

Высказывания детей.

3. Продуктивная деятельность детей.

Изготовление подарка другу.

Диагностика

экологической воспитанности дошкольников
в процессе досуговой деятельности

Значение досуговой деятельности в экологическом воспитания детей трудно переоценить. Роль досугов заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности дошкольников, они несут в себе определенную смысловую нагрузку в соответствии с особым содержанием. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в ходе досугов — деятельность ребенка в коллективе сверстников, где ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, накапливает определенный опыт при решении различных экологических игровых ситуаций.

Широкое распространение в практике экологического воспитания в настоящее время получили диагностические задания, с помощью которых можно выявить уровень экологической воспитанности дошкольников. Экологические досуги позволяют сделать это в непринужденной игровой обстановке. Интерес детей к выполнению заданий, переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями, вместе с тем радость от правильного решения задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, побуждает любознательность и интерес к природе.

Предлагаем разработанный экологический досуг "Природа и мы".

Цель мероприятия: выявить уровень развития эмоциональной сферы, сформированность эмоционально-положительной установки на чувственное познание природы.

Форма проведения: экологический досуг с выполнением диагностических заданий.

Место проведения: спортивная площадка.

Оформление: плакат "В мире природы": живописные пейзажи, сюжетные рисунки на природную тему; композиции из комнатных растений и икебаны из засушенных трав и цветов.

Предварительная работа:

Дети в ходе проведения сюжетно-ролевой игры "Вернисаж цветов" составляют композиции из растений.

Чтение рассказов "Смелые пожарные", "Друзья из леса" и др. рассказов с нравственным содержанием.

Разучивается художественный материал, необходимый для проведения праздника.

Описание заданий, предусмотренных в мероприятии, выполняющих диагностические функции:

"Немая загадка": экологический этюд, направленный на выявление эмоционального отношения к природе.

"Как бы я поступил если…": беседа по рассказам с решением проблемных ситуаций, направленная на выявление осознанно-правильного отношения к природе.

"Знаки-памятки в природе": данное задание направлено на выявление сформированности собственной нравственной позиции каждого ребенка.

"Кто где живет?": рассказ детей, позволяющий выявить уровень экологических знаний.

Ход мероприятия

Ведущий: Начинаем наш праздник. А как он называется? Давайте скажем вместе: "Природа и мы".

Ведущий: Посмотрите, ребята, как необычна сегодня наша спортивная площадка. Она украшена вашими работами. И погода сегодня просто замечательная! Утром, чуть проглянет оранжевое солнышко, зазолотится розовое, голубое и синее небо, оживет земля, зазеленеет трава, расцветут желтые, алые, лазоревые цветы. Вся земля наполнится светом, благоуханием трав и цветов. К какому времени года можно отнести все эти признаки?

Ведущий: Весной расцветает много цветов, а какие — мы узнаем из стихов.

Дети читают стихи-загадки.

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце

(Ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет

(Колокольчик)

Белые горошки

На зеленой ножке.

(Ландыш)

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

(Подснежник)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

Ведущий: Ребята, на наш праздник я пригласила Лесовика, ему очень интересно, что вы знаете о природе, о лесе. А вот и он.

Появляется Лесовик (родитель).

Лесовик: Здравствуйте ребята! Я очень рад вашему приглашению. Я пришел к вам с интересными заданиями. Не знаю, справитесь ли вы с ними.

Ведущий: Лесовик! Мы с ребятами очень постараемся.

Лесовик: Вот мое первое задание. Я хочу узнать, в каких условиях обитают вот эти животные (показ картинок с изображением животных леса, степи, почвы, моря).

Дети выполняют задание "Кто где живет?".

Лесовик: Ой, какие вы молодцы, а я думал вы не справитесь с этим заданием. Но у меня есть еще, и теперь посложнее, но мне нужны помощники. Смотрите внимательно.

Выполняется задание "Немая загадка": группа детей выполняет экологические этюды, изображая живую и неживую природу, остальные отгадывают.

Ведущий: Лесовик, по-моему у тебя слишком легкие задания, ребята их быстро выполнили. Давай-ка посмотрим, справятся ли они с моими так же быстро.

Проводится задание "Как бы я поступил, если…"

Лесовик: Справились! Молодцы ребята! А теперь давайте поиграем.

Проводится игра "Разноцветные стихи"

С началом стихотворения дети идут друг за другом по кругу.

Над дорогой, над селом

Катит солнце колесом,

Желтое, красное,

Катит солнце ясное.

Из общего круга образуется 4 маленьких круга.

Вслед за солнцем — облака,

Ярко-белые бока,

Пышные, важные,

В них туманы влажные,

В них дожди прохладные

Радуги нарядные.

Выбегают заранее назначенные дети — "ветерки". С концом строфы они должны встать в середину своего круга.

Лугом наперегонки

Мчат цветные ветерки

Розовый — по кашкам,

Белый — по ромашкам,

Желтый, красный, голубой, —

Не поймать их нам с тобой!

Все на зависть ветеркам

Синий мчит по василькам

По траве зеленой мчит

И товарищам кричит:

Ни за что вам, братцы, за мной не угнаться!

Выбегает синий "ветерок". Остальные "ветерки" его догоняют. Дети, стоящие в кружках, поднимают сцепленные руки и пропускают только своего "ветерка". Выигрывает тот круг чей "ветерок" первый дотронется до синего братца. Игра повторяется.

Лесовик: Понравились вы мне, ребята, шустрые, веселые. Я хочу вас пригласить к себе в гости в лес. Но прежде нам нужно повторить лесные правила.

Проводится задание "Знаки-памятки"

Ведущий: Спасибо тебе, Лесовик, за приглашение, мы с ребятами обязательно придем. Но и мы тебе приготовили приятный сюрприз — танец солнечных лучиков. Если хочешь, потанцуй с нами.

Исполняется танец солнечных лучиков.

Лесовик: Спасибо, ребята. Я к вам теперь все время буду приходить. Ну а сейчас мне пора домой. До свиданья.

Таким образом, экологическая досуговая деятельность играет большую роль в экологическом воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Формирование у дошкольников математических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. Знания

Знания по математике необходимы всегда. И, поэтому, формирование математических представлений у детей необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...