Статья "Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности"
статья (младшая группа) на тему
…Ребёнка обучи – дашь миру человека.
В. Гюго
Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей.
Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 278.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.
…Ребёнка обучи – дашь миру человека.
В. Гюго
Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей.
Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей. Правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из таких перспективных методов является проектная деятельность.
Проектная деятельности - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектная деятельность должна занимать прочное место в детском саду. Она является интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются познавательные способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Ее можно представить как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов по самой своей сути.
Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», т.е. выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.
Второй этап развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий НОД). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Рассмотрим этапы работы над проектом на примере проекта «Будь здоров»
На первом этапе – подготовительном определяется тема, выбор проблемы, уточнение целей. Этот проект может быть приурочен ко дню здоровья. В проекте принимают участие педагоги группы, инструктор физкультуры, воспитанники и их родители, поэтому он относится к проектам групповым, информационным.
Как и в любой деятельности ставим перед собой различные задачи, но приоритетным направлением нашей деятельности – это повысить стремление родителей использовать двигательную активность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
2 этап планирование: составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов. На этом этапе намечаются результаты, к которым бы вы хотели придти в итоге данной деятельности.
3 этап осуществление проекта:
На этом этапе педагогами осуществляется необходимая практическая работа с привлечением воспитанников и их родителей. Работа над проектом затрагивает следующие виды деятельности детей: игровая, познавательная, речевая, продуктивная, работа с родителями.
4 этап – защита проекта: обоснование процесса проектирования; подготовка докладов; оценка. На этом этапе родители готовят опыт семейного физического воспитания
5 этап – презентация проекта: демонстрация результата продукта деятельности, опыт семейного воспитания, распространение памятки, экскурсия, участие в городской акции
6 этап – Рефлексия: анализ достижения поставленной цели, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается.
В результате проведенной работы по проекту дети в ходе занятий, игр получают новые знания о здоровом образе жизни, у родителей повышается интерес к здоровому образу жизни.
Таким образом, если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности
С введением ФГТ существенно изменились подходы к организации НОД...
Диагностика и развитие познавательных способностей дошкольников
Способности- это свойство личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком- либо виде деятельности. Задатки- природные предпосылки способностей, особенности функци...
Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»
В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания....
Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).
Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...
Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 - 5 лет
Центр " Учимся говорить " Развитие речи ребёнка - многогранный и сложноорганизованный процесс . В нём " рука об руку " идут восприятие , внимание , память, мышление , зрительно - моторная ...
Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.
Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...
Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников
Значение воображения в развитии познавательных способностей детей Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки име...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень грамотный и продуманный
Очень грамотный и продуманный подход к своей работе. Видно, что педагог любит и живет жизнью детей! Спасибо за предоставленный материал!