Статья "Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности"
статья (младшая группа) на тему

Рудницкая Елена Петровна

     …Ребёнка обучи – дашь миру человека.

                                                                  В. Гюго

       Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей.

       Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.

…Ребёнка обучи – дашь миру человека.

В. Гюго

   Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей.

Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей. Правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.Похожее изображение

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из таких перспективных методов  является проектная деятельность.

Проектная деятельности - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,  покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектная деятельность должна занимать прочное место в детском саду. Она является интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектная деятельность   – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются познавательные способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии  педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. 

  Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов по самой своей сути. Картинки по запросу картинки по проектной деятельности

Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», т.е. выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.

Второй этап развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами,  активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий НОД). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Рассмотрим этапы работы над проектом на примере проекта «Будь здоров» Похожее изображение

На первом этапе – подготовительном  определяется тема, выбор проблемы, уточнение целей. Этот проект может быть  приурочен  ко  дню здоровья. В проекте принимают  участие педагоги группы, инструктор физкультуры, воспитанники и их родители, поэтому он относится к проектам групповым, информационным.

Как и в любой деятельности   ставим перед собой различные задачи, но приоритетным направлением нашей деятельности – это повысить стремление родителей использовать двигательную активность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

2 этап планирование: составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов. На этом этапе   намечаются  результаты, к  которым бы вы хотели придти в итоге данной деятельности.

3 этап осуществление проекта:

На этом этапе педагогами осуществляется необходимая практическая работа с привлечением  воспитанников и их родителей. Работа над проектом  затрагивает следующие виды деятельности детей: игровая, познавательная, речевая, продуктивная, работа с родителями.

4 этап – защита проекта: обоснование процесса проектирования; подготовка докладов;  оценка. На этом этапе родители  готовят опыт семейного физического воспитания

 5 этап – презентация проекта: демонстрация результата продукта деятельности, опыт семейного воспитания, распространение памятки, экскурсия, участие в городской акции

 6 этап – Рефлексия: анализ достижения поставленной цели, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается.

 В результате проведенной работы по проекту дети в ходе занятий, игр получают  новые знания о здоровом образе жизни, у родителей повышается интерес к здоровому образу жизни.

Таким образом, если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.Картинки по запросу познавательные способности в проектной деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие познавательных способностей дошкольников

Способности- это свойство личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком- либо виде деятельности. Задатки- природные предпосылки способностей, особенности функци...

Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания....

Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).

Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах  использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...

Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 - 5 лет

Центр " Учимся говорить "  Развитие речи ребёнка - многогранный и сложноорганизованный процесс . В нём " рука об руку " идут восприятие , внимание , память, мышление  , зрительно - моторная ...

Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...

Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников

Значение воображения в развитии познавательных способностей детей  Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки име...


 

Комментарии

Поливода Вера Петровна

Очень грамотный и продуманный подход к своей работе. Видно, что педагог любит и живет жизнью детей! Спасибо за предоставленный материал!