Семья как эталонная система ценностных ориентиров ребенка
консультация на тему

Макеева Светлана Михайловна

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.

Поэтому, в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Семья как эталонная система ценностных ориентиров ребенка

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой. Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна.

Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает первые знания об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Её влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.         

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка.  Поэтому воспитательная функция семьи - одна из важнейших её функций.

В целом можно выделить следующие задачи семьи:

- создание максимальных условий для роста и развития индивида;

- обеспечение социально-экономической и психологической защиты человека;

- передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитание чувства собственного достоинства, ценностей собственного «я».

На основе вышеизложенного можно дать такое определение семьи как социокультурного института: семья представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функцию воспроизводства человеческого рода и воспитания подрастающего поколения на основе общности хозяйственно-экономической деятельности и интимных психологических отношений. В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания - семейное воспитание.

Семейное воспитание - это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.

Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:

- любовь, гуманность и милосердие к ребенку;

- постоянное внимание и забота о растущем человеке;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений с детьми;

- последовательность в своих требованиях;

- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.

В истории человечества у всех народов основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного опыта из поколения в поколение, была семья. Семья и в современных условиях является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности.

Формирование личности происходило в семейном кругу, присутствие посторонних при этом не допускалось. Семья была самым святым. В ней решались проблемы жизни и смерти, рождений, свадеб, похорон. Семья свято охраняла свою частную жизнь от чужих глаз, молодежь в ней искала поддержку в жизни и счастья, приют – в несчастье.

Семья – колыбель человечества, первая школа жизни, решающий фактор формирования личности. Именно в семье проходит очень важный период формирования ценностного сознания индивида, когда ценности, имеющие у родителей значение непреложных, механически осваиваются ребенком.

Ценностные приоритеты детей формируются не только целенаправленным воздействием, словом родителей, но и всей их жизнью. Будучи составной частью того или иного этноса, семья выступает как микросреда этнических процессов. Семье принадлежит значительная роль в социализации индивида, в том числе, в формировании у него национального самосознания, этнических черт в нормах поведения, обычаях, привычках и т.д.                 

Кризисные явления в жизни семьи и их воздействие на ориентацию ценностей ребенка

Человеческая семья – это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);

супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; остается невысокой рождаемость; увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания на установление духовной общности с детьми:

 - не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;

- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от неверных поступков;

- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании  внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства. Чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. Нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными.  Преобладает духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством. Также в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.  Безнравственная идеология современного общества (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), может привести к окончательному подрыву семейных устоев. И опыт показывает, что семья не всегда может справиться с кризисными проявлениями, т.к. чаще всего она  некомпетентна в вопросах воспитания.

Жизнь доказывает, что не только общество влияет на семью, но и семья как его необходимая ячейка, оказывает существенное влияние на развитие общества в целом. Она вечна, как вечна сама жизнь. Вечна потому, что семья, это в первую очередь, отношение между мужем и женой, родителями и детьми, которые характерны любому человеческому обществу.

В формировании у детей многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.        Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.

Поэтому, в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью обществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования ценностных ориентиров.

Проект непосредственно - образовательной деятельностис детьмигруппы общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет по познавательному развитию. (Нравственно – этическое воспитание).Интеграция образ...

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

"Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края"

Приобщение детей к истокам родной культуры, любви к малой родине...

Сертификат участника Восьмых педагогических чтений по теме "Ценностные ориентиры духовно- нравственного воспитания"

Сертификат участника Восьмых педагогических чтений по теме " ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания"...

Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена ценностным ориентирам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО...

Название программы: «Доброта детям» Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 45, город Саров. Нижегородской области   Название программы: «Доброта детям» Тематика: «...

Ценностные ориентиры современного образования в условиях применения художественной литературы как средства формирования личности ребенка.

Современное образование нельзя осмыслить без учета сущностных процессов, происходящих в нашем обществе. Новое время порождает новое общество – общество потребителя. Телевидение и интернет стали ...