"Нравственно-экологическое воспитание дошкольников"
статья на тему

Дмитриева Ольга Борисовна

Статья "Нравственно-экологическое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-ekologicheskoe_vospitanie_dooshkolnikov.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-экологическое воспитание дошкольников

Знания как основа экологического сознания детей.

Растения и животные как живые.

Внешнее строение конкретных живых организмов, представителей различных видов растений и животных, непосредственно окружающих ребенка. Проявления жизни конкретных растений и животных: питание, дыхание, движение, выделение, рост. Выделение разнообразия этих проявлений у разных групп живого: большинство растений живут на одном месте, питаются тем, что есть в земле, не передвигаются в поисках пищи, дышат всеми частями - листьями, стеблями, корнем, растут долго; животные питаются разной пищей (другими животными, частями растений), передвигаются в ее поисках и т.д. (на конкретных примерах). Жизненно важные функции основных органов и частей растения и животных.

Связи, определяющие особенности живых организмов: связь между строением органов, частей и их назначением, функционированием; связь между отдельной функцией и функционированием всего организма (на конкретном содержании, например: у птицы есть два крыла и две ноги; крылья устроены так, чтобы удобно было летать, ноги устроены так, чтобы удобно было ходить по земле (или плавать, или цепляться за ветви деревьев, прутья клетки, или разрывать землю в поисках пищи и т.д.); птица летает для того, чтобы добывать еду, спасаться от врагов, искать место для жизни и пр.).

Целостность органов конкретных живых организмов как условие их жизни: растение, животное живет только тогда, когда не повреждены его основные органы, когда оно может выполнять жизненно важные функции: питаться, двигаться, дышать и др. (на уровне конкретного, а затем обобщенного представления). В живом организме все взаимосвязано, поэтому нарушение какого-либо органа или функции может привести растение, животное к болезни или гибели (показать на конкретных примерах).

Потребности конкретных растений и животных в условиях среды: в свете, воздухе, оптимальной температуре, пище, месте для обитания, влаге. Конкретное место обитания того или иного живого существа, его условия (например, белка живет в дупле - какое оно, из чего строится, где находится и пр.). Способы удовлетворения основных жизненно важных потребностей растений и животных в условиях определенной среды - как питается (например, животное - как добывает еду, что любит есть, как и где ест и пр., как дышит, двигается и пр.). Показывать при этом зависимость организма (его внешнего строения, вида, образа жизни) от условий среды обитания.

Состояние живого организма как сигнальный признак удовлетворенности или неудовлетворенности его основных потребностей. Признаки хорошего состояния растений и животных (как выглядят, как ведут себя, когда чувствуют себя хорошо). Проявления неблагоприятных изменений в состоянии живых существ. Уметь устанавливать причину того или иного состояния, определяя степень соответствия условий среды обитания потребностям живого существа (на конкретном содержании). Знать, как можно помочь растению или животному в том или ином конкретном случае, что следует делать, а чего следует избегать в деятельности или общении с ними (в пределах доступного детям опыта).

Умение чувствовать изменения условий среды обитания и реагировать на них - важнейший признак живого. Проявпения чувствительности у растений (например, чувствуют нехватку света и реагируют - вытягиваются в сторону источника света, наклоняется стебелек, поворачиваются листочки, желтеют; чувствуют недостаток влаги - и вянут, сохнут); животных (чувствуют голод, холод, боль, радость, привязанность к человеку и др.). И растения, и животные чувствуют отношение к ним человека - как хорошее, доброе, так и злое, жестокое. Они выражают это внешним видом, поведением, состоянием (на конкретных примерах).

Индивидуальное своеобразие, неповторимость и ценность каждого живого существа: в природе нет двух одинаковых растений, животных, каждое неповторимо. Уметь находить своеобразие живых организмов внутри одного вида (например, увидеть отличия двух березок, двух хомячков, кошек и пр., их непохожесть друг на друга при имеющемся сходстве) в конкретных объектах ближайшего природного окружения (на улице, участке детского сада, уголке природы, дома).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения

Статья представляет собой прояснительнкю записку, в которой описан опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников....

«Нравственно-экологическое воспитание».

Важную роль в подготовке детей к школе играет эстетическое развитие ребёнка. У детей следует формировать потребность в эстетических впечатлениях, развивать художественные способности, учить их видеть ...

Научная статья "Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром".

«Мир, окружающий ребёнка, -  это прежде всего мирПрироды с безграничным богатством явлений,  сНеисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,  вечныйИсточник детского разума».В.Сухомлинский...

Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение их к природе

Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении лю...

Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение к природе

Представлен опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14» г. Городца Нижегородской области Татаринцевой Алены Павловны по нравственно-экологическому воспитанию детей старшего дошкольног...

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....