Взаимодействие с родителями
материал по теме

Шевчук Светлана Николаевна

Во взаимодействии педагога-психолога с родителями и педагогами возможно:

- повышения уровня их компетентности по отношению к собственным детям;

- изменение психологической установки педагогов и родителей на повышение роли семьи в формировании личности;

- провести диагностику семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

- оказание психолого-педагогической помощи семье, просвещение (родительские собрания, консультации, презентации, семинары).

Выписка из протоколов родительских собраний

Опрос родителей об удовлетворенности работой педагога-психолога

Проект "Детки-конфетки"

Программа ГКП "Играем и развиваемся вместе с мамой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено приказом

Зав. ДОУ № 99 от 26.08.2015г.

План работы педагога-психолога во взаимодействии с педагогами и родителями на 2015-2016 гг.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Оформление рабочей документации.

2.  Наблюдение за детьми в группах в период адаптации к детскому саду.

3. Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.

4. Подготовка диагностического инструментария для проведения обследования.

1. Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. Заполнение социального паспорта.

2. Разработка плана работы с проблемными семьями.

3. Составление плана взаимодействия 
со специалистами.

4. Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации.

1. Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование и др.

2. Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

3. Оформление информационного стенда на тему "Адаптация" (1-я младшая группа, 2-я младшая группа).

4. Участие в общем родительском собрании

Октябрь

1. Диагностическое обследование детей старших и подготовительных групп.

2. Формирование коррекционных групп.

3. Изучение социального статуса и самооценки детей в старших и подготовительных группах (методики "Социометрия", "Секрет", "Лесенка").

4. Комплексное диагностическое обследование детей из проблемных семей. Составление психолого-педагогических заключений.

1.Помощь в организации детских подгрупп для проведения специально организованных занятий.

2. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.

3. Выявление детей группы риска: 
с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).

4. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам.

2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

3. Оформление в группах уголков психологической консультации: "Психологическая готовность к школе" (подготовительная группа);

"Домашняя работа для пальчиков" (все группы);

"Наказывая, подумай!" (средняя группа); Кризис 3 лет" (младшая группа);

  • "Если ребенок не хочет ходить в детский сад" (1-я младшая группа).

4. Изготовление и распространение памяток:

  • "Возрастные особенности ребенка";

"Утомляемый, истощаемый ребенок".

Ноябрь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей
и подготовительной группы.

2. Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого-медико-педагогическому консилиуму ДОУ) и ТРПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии). Составление психолого-педагогических заключений.

3. Выявление категорий детей с определенными способностями с целью содействия раскрытию и реализации их потенциала педагогами ДОУ.

1. Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, представляемых на ПМПк. Участие в составе ПМПк.

2. Изучение стилей психологического климата педагогического коллектива посредством наблюдения и анкетирования.

3. Проведение анкетирования "Эмоциональное выгорание педагогов" (тест В.В. Бойко). Составление рекомендаций.

1. Оформление в группах уголков психологической консультации (средняя – подготовительная группы):

  • "Сверхподвижный ребенок";
  • "Агрессивный ребенок";
  • "Отдавать ли 6-летнего ребенка 
    в школу?".

2. Индивидуальное консультирование родителей проблемных детей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, разработка плана оказания помощи, выдача рекомендаций.

3. Оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений "Полезные подсказки для взрослых"

Декабрь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Диагностическое обследование вновь прибывших детей (старшая группа, подготовительная группа).

3. Изучение микроклимата во всех группах. Разработка рекомендаций.

1. Встречи с воспитателями групп, 
в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности.

2. Оформление брошюры "Как помочь непопулярному ребенку?"

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • "Как заставить ребенка убирать игрушки?";
  • "Детская ложь".

2. Индивидуальные консультации 
с опекунскими семьями (профилактическая работа).

Январь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Сбор и анализ информации о результатах адаптации выпускников ДОУ к школе (сравнение результатов прогнозирования).

3. Проведение контрольно-итоговых коррекционно-развивающих занятий 
в старшей и подготовительной группах.

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера).

1. Психологическая справочная (напольный стенд с набором полочек для размещения информационного материала по определенной теме):

  • "Расширяем кругозор" (подготовительная группы);
  • "Медлительные дети" (старшая группы);
  • "Капризы и упрямство" (средняя группы).

2. Семейная беседка "Родительские секретики" – размещение стендовой информации .

Февраль

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Диагностическое обследование детей средней группы, составление психологических характеристик для представления на ПМПк (выявление проблемных категорий детей).

 

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Оформление памяток 
для воспитателей:

а) "Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?";

б) "По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку применяется насилие?";

в) "Какие действия должен предпринять педагог 
в случае насилия над ребенком со стороны взрослых?".

3. Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами, письменные рекомендации) 
по теме "Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических травм"

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • "Расскажу о школе" (подготовительная группа);
  • "Леворукий ребенок" (старшая группа).

2. Выступления на родительских собраниях 
(по плану воспитателей).

 

3. Разработка памяток для родителей:

  • "Кризис 7 лет";
  • "Ребенок со страхами".

Март

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Участие в составе ПМПк ДОУ.

1. Участие в проведении педагогического совета. Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе 
с дошкольниками".

1. Оформление информационного 
стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).

2. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПк (разъяснительная работа, консультации).

3. Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ):

  • "Тревожный ребенок";
  • "Медлительный ребенок"

Апрель

1. Диагностическое обследование детей подготовительной группы.

2. Участие в составе ПМПк.

3. Заполнение индивидуальных психологических карт на детей, выпускающихся в школу.

4. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.

5. Проведение контрольно-итоговых коррекционно-развивающих занятий 
в старшей и подготовительной группах.

1. Подборка развивающих игр 
и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации.

2. Встречи с психологами других ДОУ.

3. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Детская агрессивность как индикатор психологического здоровья дошкольников".

1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.

2. Проведение конкурса среди родителей "Письмо в будущее".

Май

1. Написание аналитических отчетов:

  • о готовности детей подготовительной группы к школе;
  • о проделанной работе за учебный год.

2. Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе.

3. Проведение выставки детских рисунков. Темы: "Здоровье", "Самый добрый человек" (с детскими комментариями).

1. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Анализ готовности выпускников ДОУ к школе. Прогноз адаптации".

2. Изучение пожеланий педагогов по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ посредством оформления макета "Дерево желаний".

1. Составление домашнего задания на лето для выпускников ДОУ, недостаточно подготовленных к школе.

2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

3. Оформление памятки "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?".



Предварительный просмотр:

Утверждено приказом

Зав. ДОУ № 114/1 от 31.08.2016г.

План работы педагога-психолога во взаимодействии с педагогами и родителями на 2016-2017 гг.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Оформление рабочей документации.

2.  Наблюдение за детьми в группах в период адаптации к детскому саду.

3. Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.

4. Подготовка диагностического инструментария для проведения обследования.

1. Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. Заполнение социального паспорта.

2. Разработка плана работы с проблемными семьями.

3. Составление плана взаимодействия 
со специалистами.

4. Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации.

1. Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование и др.

2. Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

3. Оформление папки передвижки (1-я младшая группа, 2-я младшая группа).

4. Участие в общем родительском собрании

Октябрь

1. Диагностическое обследование детей старших и подготовительных групп.

2. Формирование коррекционных групп.

3. Изучение социального статуса и самооценки детей в старших и подготовительных группах (методики "Социометрия", "Секрет", "Лесенка").

4. Комплексное диагностическое обследование детей из проблемных семей. Составление психолого-педагогических заключений.

1.Помощь в организации детских подгрупп для проведения специально организованных занятий.

2. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.

3. Выявление детей группы риска: 
с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).

4. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам.

2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

3. Оформление в группах уголков психологической консультации: "Психологическая готовность к школе" (подготовительная группа);

"Домашняя работа для пальчиков" (все группы);

"Наказывая, подумай!" (средняя группа); Кризис 3 лет" (младшая группа);

  • "Если ребенок не хочет ходить в детский сад" (1-я младшая группа).

4. Изготовление и распространение памяток:

  • "Возрастные особенности ";

"Утомляемый, истощаемый ребенок".

Ноябрь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей
и подготовительной группы.

2. Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого-медико-педагогическому консилиуму ДОУ) и ТРПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии). Составление психолого-педагогических заключений.

3. Выявление категорий детей с определенными способностями с целью содействия раскрытию и реализации их потенциала педагогами ДОУ.

1. Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, представляемых на ПМПк. Участие в составе ПМПк.

2. Изучение стилей психологического климата педагогического коллектива посредством наблюдения и анкетирования.

3. Проведение анкетирования "Эмоциональное выгорание педагогов" (тест В.В. Бойко). Составление рекомендаций.

1. Оформление в группах уголков психологической консультации (средняя – подготовительная группы):

  • "СДВГ ребенка";
  • "Агрессивный ребенок";

2. Индивидуальное консультирование родителей проблемных детей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, разработка плана оказания помощи, выдача рекомендаций.

3. Оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений "Полезные подсказки для взрослых"

Декабрь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Диагностическое обследование вновь прибывших детей (старшая группа, подготовительная группа).

3. Изучение микроклимата во всех группах. Разработка рекомендаций.

1. Встречи с воспитателями групп, 
в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности.

2. Оформление брошюры "Как помочь непопулярному ребенку?"

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • «Если ваш ребенок не хочет убирать игрушки?";
  • "Почему дети врут?".

2. Индивидуальные консультации 

Январь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Сбор и анализ информации о результатах адаптации выпускников ДОУ к школе (сравнение результатов прогнозирования).

3. Проведение контрольно-итоговых коррекционно-развивающих занятий 
в старшей и подготовительной группах.

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера).

1. Психологическая справочная (напольный стенд с набором полочек для размещения информационного материала по определенной теме):

  • "Расширяем кругозор" (подготовительная группы);
  • "Медлительные дети" (старшая группы);
  • "Капризы и упрямство" (средняя группы).

Февраль

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Диагностическое обследование детей средней группы, составление психологических характеристик для представления на ПМПк (выявление проблемных категорий детей).

 

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Оформление памяток 
для воспитателей:

а) "Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?";

б) "По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку применяется насилие?";

в) "Какие действия должен предпринять педагог 
в случае насилия над ребенком со стороны взрослых?".

3. Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами, письменные рекомендации) 
по теме "Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических травм"

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • «Расскажу о школе» (подготовительная группа);
  • «Леворукий ребенок» (старшая группа).

2. Выступления на родительских собраниях 
(по плану воспитателей).

 

3. Разработка памяток для родителей:

  • «Кризис 7 лет»;
  • «Что такое детские страхи и где они живут?»;
  • «Что делать, если ребенок закатил истерику?»;
  • «Если ваш ребенок дерется»;
  • «Почему дети часто упрямятся?»;
  • «Что делать, если ребенок рассеян»;
  • «Что делать, если ребенок ябедничает»;
  • «Что делать если ребенок проявляет злость и жестокость?».

Март

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Участие в составе ПМПк ДОУ.

1. Участие в проведении педагогического совета. Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе 
с дошкольниками".

1. Оформление информационного 
стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).

2. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПк (разъяснительная работа, консультации).

3. Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ):

  • "Тревожный ребенок";
  • "Медлительный ребенок"

Апрель

1. Диагностическое обследование детей подготовительной группы.

2. Участие в составе ПМПк.

3. Заполнение индивидуальных психологических карт на детей, выпускающихся в школу.

4. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.

5. Проведение контрольно-итоговых коррекционно-развивающих занятий 
в старшей и подготовительной группах.

1. Подборка развивающих игр 
и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации.

2. Встречи с психологами других ДОУ.

3. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Детская агрессивность как индикатор психологического здоровья дошкольников".

1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.

Май

1. Написание аналитических отчетов:

  • о готовности детей подготовительной группы к школе;
  • о проделанной работе за учебный год.

2. Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе.

3. Проведение выставки детских рисунков. Темы: "Здоровье", "Самый добрый человек" (с детскими комментариями).

1. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Анализ готовности выпускников ДОУ к школе. Прогноз адаптации".

2. Изучение пожеланий педагогов по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ посредством оформления макета "Дерево желаний".

1. Составление домашнего задания на лето для выпускников ДОУ, недостаточно подготовленных к школе.

2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

3. Оформление памятки "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?".



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

 - наличии чувства доверия к миру;

 - способности проявлять гуманные чувства;

 - способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

 - наличии положительных эмоций и чувства юмора;

 - способности и потребности в телесном контакте;

 - в удивлении;

 - вариативности поведения;

 - способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

 - способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

 - способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

- биологические – врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д.;

- психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

 - принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

 - создание в семье атмосферы положительных эмоций;

 - создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

 - поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);

 - в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);

 - включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей

От четырех до шести лет:

 - ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);

 - начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;

 - становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;

 - проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);

 - ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

От шести до семи лет:

 - склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;

 - очень восприимчив к эмоциональным травмам;

 - может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;

 - формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;

 - начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;

- чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;

- может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. 

Симптомы эмоциональных проблем

От трех до шести лет:

 - частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;

 - частые и тяжелые конфликты с другими детьми;

 - постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;

 - общая неспособность следовать правилам и указаниям;

 - нежелание разговаривать и договариваться;

 - внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;

 - постоянная меланхолия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Утверждено приказом

Зав. ДОУ № 115/1 от 04.09.2017г.

План работы педагога-психолога во взаимодействии с педагогами и родителями на 2017-2018 гг.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Оформление рабочей документации.

2.  Наблюдение за детьми в группах в период адаптации к детскому саду.

3. Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.

4. Подготовка диагностического инструментария для проведения обследования.

1. Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. Заполнение социального паспорта.

2. Разработка плана работы с проблемными семьями.

3. Составление плана взаимодействия 
со специалистами.

4. Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации.

1. Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование и др.

2. Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

3. Оформление папки передвижки (1-я младшая группа, 2-я младшая группа).

4. Участие в общем родительском собрании

Октябрь

1. Диагностическое обследование детей старших и подготовительных групп.

2. Формирование коррекционных групп.

3. Изучение социального статуса и самооценки детей в старших и подготовительных группах (методики "Социометрия", "Секрет", "Лесенка").

4. Комплексное диагностическое обследование детей из проблемных семей. Составление психолого-педагогических заключений.

1.Помощь в организации детских подгрупп для проведения специально организованных занятий.

2. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.

3. Выявление детей группы риска: 
с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).

4. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам.

2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

3. Оформление в группах уголков психологической консультации: "Психологическая готовность к школе" (подготовительная группа);

"Домашняя работа для пальчиков" (все группы);

"Наказывая, подумай!" (средняя группа); Кризис 3 лет" (младшая группа);

  • "Если ребенок не хочет ходить в детский сад" (1-я младшая группа).

4. Изготовление и распространение памяток:

  • "Возрастные особенности ";

"Утомляемый, истощаемый ребенок".

Ноябрь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей
и подготовительной группы.

2. Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого-медико-педагогическому консилиуму ДОУ) и ТРПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии). Составление психолого-педагогических заключений.

3. Выявление категорий детей с определенными способностями с целью содействия раскрытию и реализации их потенциала педагогами ДОУ.

1. Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, представляемых на ПМПк. Участие в составе ПМПк.

2. Изучение стилей психологического климата педагогического коллектива посредством наблюдения и анкетирования.

3. Проведение анкетирования "Эмоциональное выгорание педагогов" (тест В.В. Бойко). Составление рекомендаций.

1. Оформление в группах уголков психологической консультации (средняя – подготовительная группы):

  • "СДВГ ребенка";
  • "Агрессивный ребенок";

2. Индивидуальное консультирование родителей проблемных детей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, разработка плана оказания помощи, выдача рекомендаций.

3. Оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений "Полезные подсказки для взрослых"

Декабрь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Диагностическое обследование вновь прибывших детей (старшая группа, подготовительная группа).

3. Изучение микроклимата во всех группах. Разработка рекомендаций.

1. Встречи с воспитателями групп, 
в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности.

2. Оформление брошюры "Как помочь непопулярному ребенку?"

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • «Если ваш ребенок не хочет убирать игрушки?";
  • "Почему дети врут?".

2. Индивидуальные консультации 

Январь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Сбор и анализ информации о результатах адаптации выпускников ДОУ к школе (сравнение результатов прогнозирования).

3. Проведение контрольно-итоговых коррекционно-развивающих занятий 
в старшей и подготовительной группах.

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера).

1. Психологическая справочная (напольный стенд с набором полочек для размещения информационного материала по определенной теме):

  • "Расширяем кругозор" (подготовительная группы);
  • "Медлительные дети" (старшая группы);
  • "Капризы и упрямство" (средняя группы).

Февраль

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Диагностическое обследование детей средней группы, составление психологических характеристик для представления на ПМПк (выявление проблемных категорий детей).

 

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Оформление памяток 
для воспитателей:

а) "Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?";

б) "По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку применяется насилие?";

в) "Какие действия должен предпринять педагог 
в случае насилия над ребенком со стороны взрослых?".

3. Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами, письменные рекомендации) 
по теме "Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических травм"

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • «Расскажу о школе» (подготовительная группа);
  • «Леворукий ребенок» (старшая группа).

2. Выступления на родительских собраниях 
(по плану воспитателей).

 

3. Разработка памяток для родителей:

  • «Кризис 7 лет»;
  • «Что такое детские страхи и где они живут?»;
  • «Что делать, если ребенок закатил истерику?»;
  • «Если ваш ребенок дерется»;
  • «Почему дети часто упрямятся?»;
  • «Что делать, если ребенок рассеян»;
  • «Что делать, если ребенок ябедничает»;
  • «Что делать если ребенок проявляет злость и жестокость?».

Март

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Участие в составе ПМПк ДОУ.

1. Участие в проведении педагогического совета. Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе 
с дошкольниками".

1. Оформление информационного 
стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).

2. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПк (разъяснительная работа, консультации).

3. Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ):

  • "Тревожный ребенок";
  • "Медлительный ребенок"

Апрель

1. Диагностическое обследование детей подготовительной группы.

2. Участие в составе ПМПк.

3. Заполнение индивидуальных психологических карт на детей, выпускающихся в школу.

4. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.

5. Проведение контрольно-итоговых коррекционно-развивающих занятий 
в старшей и подготовительной группах.

1. Подборка развивающих игр 
и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации.

2. Встречи с психологами других ДОУ.

3. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Детская агрессивность как индикатор психологического здоровья дошкольников".

1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.

Май

1. Написание аналитических отчетов:

  • о готовности детей подготовительной группы к школе;
  • о проделанной работе за учебный год.

2. Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе.

3. Проведение выставки детских рисунков. Темы: "Здоровье", "Самый добрый человек" (с детскими комментариями).

1. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Анализ готовности выпускников ДОУ к школе. Прогноз адаптации".

2. Изучение пожеланий педагогов по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ посредством оформления макета "Дерево желаний".

1. Составление домашнего задания на лето для выпускников ДОУ, недостаточно подготовленных к школе.

2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

3. Оформление памятки "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?".



Предварительный просмотр:

Утверждено приказом

Зав. ДОУ № 87 от 07.08.2018г.

План работы педагога-психолога во взаимодействии с педагогами и родителями на 2018-2019 гг.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Оформление рабочей документации.

2.  Наблюдение за детьми в группах в период адаптации к детскому саду.

3. Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.

4. Подготовка диагностического инструментария для проведения обследования.

1. Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. Заполнение социального паспорта.

2. Разработка плана работы с проблемными семьями.

3. Составление плана взаимодействия 
со специалистами.

4. Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации.

1. Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование и др.

2. Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

3. Оформление папки передвижки (1-я младшая группа, 2-я младшая группа).

4. Участие в общем родительском собрании

Октябрь

1. Диагностическое обследование детей старших и подготовительных групп.

2. Формирование коррекционных групп.

3. Изучение социального статуса и самооценки детей в старших и подготовительных группах (методики "Социометрия", "Секрет", "Лесенка").

4. Комплексное диагностическое обследование детей из проблемных семей. Составление психолого-педагогических заключений.

1.Помощь в организации детских подгрупп для проведения специально организованных занятий.

2. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.

3. Выявление детей группы риска: 
с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).

4. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам.

2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

3. Оформление в группах уголков психологической консультации: "Психологическая готовность к школе" (подготовительная группа);

"Домашняя работа для пальчиков" (все группы);

"Наказывая, подумай!" (средняя группа); Кризис 3 лет" (младшая группа);

  • "Если ребенок не хочет ходить в детский сад" (1-я младшая группа).

4. Изготовление и распространение памяток:

  • "Возрастные особенности ";

"Утомляемый, истощаемый ребенок".

Ноябрь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей
и подготовительной группы.

2. Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого-медико-педагогическому консилиуму ДОУ) и ТРПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии). Составление психолого-педагогических заключений.

3. Выявление категорий детей с определенными способностями с целью содействия раскрытию и реализации их потенциала педагогами ДОУ.

1. Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, представляемых на ПМПк. Участие в составе ПМПк.

2. Изучение стилей психологического климата педагогического коллектива посредством наблюдения и анкетирования.

3. Проведение анкетирования "Эмоциональное выгорание педагогов" (тест В.В. Бойко). Составление рекомендаций.

1. Оформление в группах уголков психологической консультации (средняя – подготовительная группы):

  • "СДВГ ребенка";
  • "Агрессивный ребенок";

2. Индивидуальное консультирование родителей проблемных детей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, разработка плана оказания помощи, выдача рекомендаций.

3. Оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений "Полезные подсказки для взрослых"

Декабрь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Диагностическое обследование вновь прибывших детей (старшая группа, подготовительная группа).

3. Изучение микроклимата во всех группах. Разработка рекомендаций.

1. Встречи с воспитателями групп, 
в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности.

2. Оформление брошюры "Как помочь непопулярному ребенку?"

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • «Если ваш ребенок не хочет убирать игрушки?";
  • "Почему дети врут?".

2. Индивидуальные консультации 

Январь

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Сбор и анализ информации о результатах адаптации выпускников ДОУ к школе (сравнение результатов прогнозирования).

3. Проведение контрольно-итоговых коррекционно-развивающих занятий 
в старшей и подготовительной группах.

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера).

1. Психологическая справочная (напольный стенд с набором полочек для размещения информационного материала по определенной теме):

  • "Расширяем кругозор" (подготовительная группы);
  • "Медлительные дети" (старшая группы);
  • "Капризы и упрямство" (средняя группы).

Февраль

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Диагностическое обследование детей средней группы, составление психологических характеристик для представления на ПМПк (выявление проблемных категорий детей).

 

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Оформление памяток 
для воспитателей:

а) "Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?";

б) "По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку применяется насилие?";

в) "Какие действия должен предпринять педагог 
в случае насилия над ребенком со стороны взрослых?".

3. Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами, письменные рекомендации) 
по теме "Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических травм"

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • «Расскажу о школе» (подготовительная группа);
  • «Леворукий ребенок» (старшая группа).

2. Выступления на родительских собраниях 
(по плану воспитателей).

 

3. Разработка памяток для родителей:

  • «Кризис 7 лет»;
  • «Что такое детские страхи и где они живут?»;
  • «Что делать, если ребенок закатил истерику?»;
  • «Если ваш ребенок дерется»;
  • «Почему дети часто упрямятся?»;
  • «Что делать, если ребенок рассеян»;
  • «Что делать, если ребенок ябедничает»;
  • «Что делать если ребенок проявляет злость и жестокость?».

Март

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

2. Участие в составе ПМПк ДОУ.

1. Участие в проведении педагогического совета. Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе 
с дошкольниками".

1. Оформление информационного 
стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).

2. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПк (разъяснительная работа, консультации).

3. Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ):

  • "Тревожный ребенок";
  • "Медлительный ребенок"

Апрель

1. Диагностическое обследование детей подготовительной группы.

2. Участие в составе ПМПк.

3. Заполнение индивидуальных психологических карт на детей, выпускающихся в школу.

4. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.

5. Проведение контрольно-итоговых коррекционно-развивающих занятий 
в старшей и подготовительной группах.

1. Подборка развивающих игр 
и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации.

2. Встречи с психологами других ДОУ.

3. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Детская агрессивность как индикатор психологического здоровья дошкольников".

1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.

Май

1. Написание аналитических отчетов:

  • о готовности детей подготовительной группы к школе;
  • о проделанной работе за учебный год.

2. Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе.

3. Проведение выставки детских рисунков. Темы: "Здоровье", "Самый добрый человек" (с детскими комментариями).

1. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Анализ готовности выпускников ДОУ к школе. Прогноз адаптации".

2. Изучение пожеланий педагогов по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ посредством оформления макета "Дерево желаний".

1. Составление домашнего задания на лето для выпускников ДОУ, недостаточно подготовленных к школе.

2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

3. Оформление памятки "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...