Социально - коммуникативное развитие
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Молодчая Татьяна Владимировна

Социально - коммуникативное развитие - основа нравственности дошкольника в современном мире. Материал для работников дошкольных образовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для работников дошкольных образовательных учреждений в рамках КПК «Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».

31.03.2015 г.

«Социально – коммуникативное развитие: нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия, становление интереса детей к разным видам труда и творчества, основы безопасного поведения.»

(опыт работы ГБОУ Школа №1381 СПДС №1958)

Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют выстраивания новой системы психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольного образования при осуществлении образовательной деятельности.

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества».

Осознанное участие ребёнка в жизни общества способствует развитию и формированию жизненного опыта. Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Сегодня детский сад и семья являются важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка дошкольного возраста. Дошкольная образовательная организация оказывает своё воспитательное воздействие на ребёнка в самый сензитивный (чувственный, восприимчивый) период его жизни.

Давайте проследим изменения в образовательных программах дошкольного уровня за последние 5 лет.

Раздел "Социальное развитие" содержал перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

Каждая тема рассматривалась как предмет.

По ФГТ содержание дошкольного образования разделяется на 10 образовательных областей и социально – личностное направление представляют области «Социализация», «Безопасность», «Труд». При этом остальные образовательные области интегрируются – что коренным образом меняют подход к образовательному процессу.

Вступает в силу ФГОС ДО, который выделяет образовательную область – «социально – коммуникативного развития» ребёнка. В содержание области уже входят понятия: безопасность, труд человека, общение, нравственность, семья и общество. Указывается обязательная интеграции области со всеми другими (развитие детей в 5 взаимодополняющих областях).

И, на мой взгляд, область наиболее соответствует принципу ФГОС ДО – «поддержка разнообразия детства».

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Это  проблема в подходе воспитания детей. Специалисты утверждают, что дети, которые самостоятельно принимают решения, учатся на собственном опыте, наблюдают за поведением взрослых в типичных «ситуациях», развиваются быстрее и менее подвержены депрессии, чувству безысходности и попыткам суицида. Таким образом, участие детей в общественной жизни следует поощрять с раннего возраста, причем соответствующим этому возрасту образом. Начиная с детских лет, степень участия должна постепенно расти, формируя базу для осуществления участия в более широком контексте общества.

Наиболее эффективная модель развития – это та, согласно которой дети «сотрудничают», выступая друг для друга своеобразным источником, принимая различные роли и обязательства в соответствии с их собственным пониманием и опытом.

Несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть.  

Содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами;

Произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

Отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

С детьми вырабатывают правила:

  1. Улыбайтесь. Излучайте положительные эмоции. Весёлый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.
  2. Интересуйтесь собеседником, как личностью.
  3. Называйте собеседника по имени.
  4. Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.
  5. Поддерживайте тему разговора, которые предложил собеседник.

Желание общаться – один из целевых ориентиров образования дошкольного возраста. Ребёнок должен обладать  положительной установкой в общении, активно взаимодействовать и при этом учитывать интересы  и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам.

Умение планировать свои высказывания является также немаловажным фактором общения.

Умение слушать и понимать говорящего.

Знание норм и правил общения – результат большого труда: воспитания и образования ребёнка. При этом осуществляется контроль за речью, корректирование высказываний, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувства веры в себя, стараться разрешать конфликты.

Общение детей – это основной культурный способ деятельности.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности развивать саморегуляцию, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. 

Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (в культурологической парадигме образования) рассматривается как процесс и результат необратимых качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности.

Социально-коммуникативное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Лев Семёнович Выготский), подлинного культуроосвоения и культуротворчества (Владимир Товиевич Кудрявцев). Ребенок не только присваивает, но и творит культуру.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности.

В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Давид Иосифович Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками».

Особое внимание педагоги ДОО уделяют  развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям.

C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира.

Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности.

Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов. 

Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми.

У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть,  учиться  обдумывать свои действия, планировать деятельность.  В старшем дошкольном возрасте происходит формирование   произвольного поведения.

Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум [2]. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок.

Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Потенциал детского развития можно усилить или ослабить в зависимости от характера заботы и внимания, которые дети получают от родителей, друзей, родственников, соседей, учителей и других взрослых.

Формы работы:

  • Игровые и проблемные ситуации (а так же моделирование ситуации);
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Мимические и дыхательные гимнастики;
  • Сеансы активизирующего общения;
  • Творческие объединения по интересам;
  • Досуги, конкурсы и праздники;
  • Детско – родительские проекты;
  • Наблюдения;
  • Экскурсии;
  • Развивающие игры;
  •  Театральные этюды и импровизации;
  • Акции.

Мы рассмотрели основные формы работы, которые наполняют организацию образовательной деятельности в детском саду.

Теперь давайте составим вместе таблицу по формам организации.

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

· по количественному составу участников,

· характеру взаимодействия между ними,

· способам деятельности,

· месту проведения.

Организация

Мероприятия

Дела

Игры

Организованная образовательная деятельность

события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Самостоятельная образовательная деятельность

общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен. Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации.

Реализация цели СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ возможна при условии правильного подбора содержания взаимодействия педагога с детьми, отражающего разные виды социальной культуры, доступные восприятию и усвоению в разные возрастные периоды:

  • в младенческом и раннем возрасте – народная, нравственно-этическая и семейно-бытовая культура;
  • в младшем дошкольном возрасте содержание социального воспитания обогащается ценностями гендерной и национальной культуры;
  • в старшем дошкольном возрасте – ценностями правовой, этнической и конфессиональной культуры.

Правомерность такого распределения видов социальной культуры предопределяется основаниями социальной идентификации в период дошкольного детства:

  • видовой (ребенок – человек),
  • родовой (ребенок – член семьи),
  • половой (ребенок – носитель половой сущности),
  • национальной (ребенок – носитель национальных особенностей),
  •  этнической (ребенок – представитель народа),
  • правовой (ребенок – представитель правового государства).

Условия.

  1. Решающее условие – высокий уровень культуры педагога.
  2. Деятельностный подход.
  3. Становление деятельности, сознания и личности происходит параллельно…

В качестве целевых ориентиров социально-коммуникативного развития в ФГОС дошкольного образования представлены:

  • — «самостоятельность, целенаправленность, и саморегуляция собственных действий» как личностные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого осуществлять выбор вида деятельности, способов взаимодействия с другими людьми, путей решения прикладных и творческих задач; способность определять цели деятельности и выбор действий по ее осуществлению в соответствии с заранее определяемым результатом; наличие способов регуляции своего поведения в соответствии с нормами социальной культуры;
  • — «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других людей и самого себя;
  • — «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной культуры в объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей, чувств, намерений других людей в ситуациях межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;
  • — «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, «сорадости», содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуациях социальной коммуникации.

Создатели программ для детей уделяют особое внимание условиям, которые могут облегчить формирование и сохранение партнерских отношений. Взрослым часто необходимы особые навыки открытого и взаимно уважительного общения с детьми, и прежде всего, способность как слушать, так и участвовать в открытом, честном, а иногда и «смелом» диалоге.

Парциальная программа социально – эмоционального развития дошкольника «Я, ты, мы», авторы Ольга Львовна Князева , Рина Стёркина. состоящая из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».

 «Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель.

«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.

«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.

«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.

Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:

интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;

творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.

Технологии.

ЮНЕСКО

Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Любая технология - процесс, поддающийся описанию.

М.В. Кларин выделяет три компонента, которые должны быть представлены в технологии:

  • личностный компонент,
  •  инструментальный
  •  методологический. 

В российском образовательном процессе имеется широкий спектр инновационных технологий. Для системы дошкольного образования и воспитания представляют интерес следующие педагогические технологии:

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Гуманно - личностные технологии своей гуманистической сущностью исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Слайд 27.  Общедидактические технологии:

В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов)

К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности - А. Кушнир, саморазвития - М. Монтессори); их основная идея состоит в опоре на заложенные в ребенке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сензитивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят

  • технологию развивающего обучения,
  • педагогику сотрудничества,
  • технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков);
  • на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов). 

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  1. идти в ногу со временем,
  2. стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
  3. наставником в выборе  компьютерных программ,  
  4. сформировать основы информационной культуры его личности,
  5. повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Преимущества компьютера:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. обладает стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  7. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  1. Недостаточная методическая подготовленность педагога
  2. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  3. Бесплановость, случайность применения ИКТ
  4. Перегруженность занятия демонстрацией.

Поможет сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения в различных ситуациях, знания о правилах безопасного поведения, умение действовать в тех или иных ситуациях, оценивать собственные возможности по преодолению опасности; выработать привычку соблюдать меры предосторожности.

После введения ФГОС. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Содержание образовательной области “Безопасность” в ДОУ направлено на достижение следующих целей: 

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Это первая программа, нацеливающая педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Программа содержит шесть разделов (блоков):

Ребенок и другие люди.

Ребенок и природа.

Ребенок дома.

Здоровье ребенка.

Эмоциональное благополучие ребенка.

Ребенок на улицах города.

В основу выделения блоков авторами положено группирование опасных ситуаций по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания ребенка (2,3,4); впервые выделен блок социальных опасностей (1); а также знания о здоровом образе жизни (4) и психическом здоровье (5).

Составители программы отмечают, что ее содержание должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищенными от представленных в нем опасностей окружающего мира. Кроме того, авторы указывают, что важно не просто передать детям сумму знаний о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками опыта безопасного поведения.

В методическом комплекте  Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой имеется парциальная программа «Детская безопасность», автор  В.А. Шипунова.

Содержание работы:

Ознакомление детей с трудом взрослых: знакомство с профессиями, оценка значимости труда для жизни общества, проявление уважения к людям труда и результатам труда.

Обучение навыкам труда: ребёнок в роли помощника, самообслуживание, ручной труд, труд в природе, умственный труд, организация и планирование деятельности.

Организация труда детей: поручения: индивидуальные, общие,  дежурства: по столовой, подготовке к занятиям, в уголке природы, коллективный труд.

Труд в семье: самостоятельный труд в семье, взаимодополняющий труд, совместная деятельность детей и взрослых.

Формы организации трудовой деятельности.

  • Ранний возраст
  • Самообслуживание
  • Трудовые действия
  • Вовлечение в труд взрослых
  • Младший возраст
  • Хозяйственно – бытовой труд
  • Общие поручения
  • Средний возраст
  • Ручной труд
  • Дежурство
  • Старший возраст
  • Коллективный труд
  • Труд в игре

В пособие  Людмилы Викторовны Куцаковой представлена технология работы по формированию представлений о труде взрослых через разные формы организации детской деятельности; дана методика формирования у детей навыков самообслуживания, участия в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, оказания помощи младшим детям и взрослым. 

Ознакомление  с социальной действительностью является информационной основой социального воспитания. Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. В процессе повседневного общения со сверстниками дети в детском саду учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Основные характеристики организации процесса описаны в пособии Н.А.Коротковой  «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

А.А.Майер «Введение детей в проблемы социальной действительности. Родиноведческий характер».

Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения

Игра и дошкольник.// Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой

Переживания, эмоции и чувства других людей и самого субъекта познания, все это относится к эмоциональной сфере.

Социальный интеллект – взаимоотношения людей, понимание причин управления своим социально ориентированным поведением.

Сегодня психологами признана ценность эмоционального интеллекта (способность управления эмоциями) и социального интеллекта (часть социального познания, обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в сфере человеческих взаимоотношений.) 

Эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека. Под успехом понимается не только профессиональная карьера, но и успех в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении.

Изучая проблемы понимания эмоций детьми дошкольного возраста психологи приходят к таким выводам:

  1. Формирование представлений об эмоциях опережает становление эмоций. Это определяет принцип С.Л.Рубинштейна «внешнее через внутреннее». Механизм социализации в раннем возрасте ребёнка опирается прежде всего на внешний опыт, возможность понять себя лежит в основе понимания другого.
  2. Дети младшего дошкольного возраста легко понимают эмоции по ситуациям.
  3. До 5-летнего возраста у детей нет чёткого различия между реальными и видимыми эмоциями. В старшем возрасте начинает формироваться это интегрированное понятие.

Методический комплект программы «От рождения до школы».  Пособие Розы Буре раскрываются теоретические основы социального становления личности дошкольника; описываются средства и методы формирования у детей осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали, воспитания гуманных чувств и отношений, а также нравственно-волевых качеств; раскрываются педагогические условия, способствующие решению задач социально-нравственного воспитания дошкольников, приводятся примеры из опыта работы педагогов ДОУ.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самопринятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Усвоение ценностей общества

Представления ребенка об окружающем мире: 

  • о культуре народа, его традициях, творчестве;
  • о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
  • об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
  • о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

Пособие Алёшиной

Созданы парциальные программы, отражающие региональный компонент. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой — именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов. 

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе Раздел «Коммуникативное развитие» Тема: «Книга Загадок»

Цель  – Закрепление навыков в загадывания загадок с помощью признаков  и сравнений объектов между собой.Задачи:Образовательные:- Закрепить модель при составлении загадок;-Учить детей в...

Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...