Социально-нравственное воспитание дошкольников
презентация по теме

Зозуля Александра Михайловна

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А.С. Макаренко

«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский

 

- Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

-  Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях.

-  Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая.

-  Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.

 

Содержание социально-нравственного воспитания включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой):

- предварительного,

-  базового,

-  художественно-ознакомительного,

-  эмоционально-действенного.

Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С.А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р.С. Буре и др.).

За период дошкольного детства у детей формируются:

а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов.

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.

Задачи нравственного воспитания

-  Формирование нравственного сознания;

-   формирование социальных эмоций, нравственных чувств к разным сторонам социального окружения;

-  формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

-  воспитание полезных навыков и привычек поведения;

-  формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.

Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.

Например, классификация В.И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:

-  Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).

-  Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).

-  Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

                         методы 

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

-  Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).

-  Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).

-  Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

Средства соц- нравств воспитания

-  Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;

-  Организация деятельности детей – игры, труд и др.;

-  Включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;

-  Общение с природой;

-  Художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература.

Формы организации социально-нравственного
воспитания могут быть представлены в следующих видах.

-  организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время.

-  организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Этапы соц-нравст. воспит

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец и др.

  1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

  2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

  3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

  4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

 

Особенности развития нравственного воспитания

-  у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

-  возрастает действенность нравственных представлений;

-  возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Основные способы нравственного воспитания

  Приучение

  Упражнение

  Воспитывающие ситуации

  Поощрение

  Пример для подражания

  Разнообразие словесных методов

  Разъяснение

  Беседа

 

Воспитание социально - нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots-nravstv._zozulya.pptx859.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Социально – нравственное воспитание дошкольников» Выполнила: Зозуля А.М.

Слайд 2

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С . Макаренко «Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А . Сухомлинский

Слайд 3

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Слайд 4

Н равственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая. Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.

Слайд 5

Содержание. Содержание социально-нравственного воспитания включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой): предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С.А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р.С. Буре и др.).

Слайд 6

За период дошкольного детства у детей формируются: а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию, рождающие чувство гордости, начала патриотизма; б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей; в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние; г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. д ) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.

Слайд 7

Задачи социально-нравственного воспитания: Формирование нравственного сознания; формирование социальных эмоций, нравственных чувств к разным сторонам социального окружения; формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках; воспитание полезных навыков и привычек поведения; формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.

Слайд 8

Методы и приемы. Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания. Например, классификация В.И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания: Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование ). Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью ). Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Слайд 9

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает: Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций). Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку ). Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

Слайд 10

Средства социально-нравственного воспитания: Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми; Организация деятельности детей – игры, труд и др.; Включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел; Общение с природой; Художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература.

Слайд 11

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах. организации совместной деятельности взрослых и детей , под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. организации самостоятельной деятельности детей , под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Слайд 12

Этапы социально – нравственного воспитания дошкольников Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова , А.В. Запорожец и др. 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств; 2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений; 3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций; 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

Слайд 13

Особенности социально-нравственного развития детей в дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Слайд 14

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду. Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Слайд 15

Основные способы социально-нравственного воспитания детей: Приучение Упражнение Воспитывающие ситуации Поощрение Пример для подражания Разнообразие словесных методов Разъяснение Беседа

Слайд 16

Воспитание социально - нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Слайд 17

Только объединив усилия, мы сможем возродить утраченные социально - нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущему .

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом

Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....

"Использование ростовых кукол в развитии социально-нравственных чувств старших дошкольников"

Презентация  к педсовету «Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста".Представление опыта работы по теме: "Сюжетно-р...

«Социально-нравственное становление старшего дошкольника»

Проблема социально-нравственного становления старшего дошкольника на современном этапе жизни общества приобрела особую актуальность и значимость.В современном мире, когда дети развиваются быстрее, чем...

Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»

Актуальность   Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа...

Игра-драматизация, как средство формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников

Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь....

"Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников" (статья)

Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников.   Дошкольный возраст – удивительный период в жизни каждого человека. Именно на этом этапе происх...

Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ

Именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с...