Статья. "Педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения"
статья на тему

Ляпота Валентина Романовна

Формы и принцыпы педагогического процесса ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения

1. Понятие «педагогический процесс».

 - понимание сущности ПП;

 - формы организации ПП;

 - ПП как деятельность и как система;

 - Условия протекания ПП;

 - Принципы ПП.

2. Основные характеристики педагогического процесса и своеобразие их проявления в педагогическом процессе ДОУ (целенаправленность, целостность и т.д.)

3. Педагогический процесс как педагогическая деятельность.

4. Этапы педагогического процесса.

5. Организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ.

  1. Понятие «педагогический процесс».

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. Авторы различных определений ПП: Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, Н.Ф. Родионова, В.А. Сластенин, Н.В. Бордовская, А.А. Реан, В.И.Смирнов, И.П. Подласый.

ПП – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитателей, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А.Сластенин).

Педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Педагогический процесс ДОУ – специально организованная, развивающаяся во временив рамках определенного вида ДОУ, система взаимодействия педагогов и воспитанников, направленная на развитие целостной природы ребенка-дошкольника, его уникальности, своеобразия.

Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности (ребенка)

Формы организации ПП: образование, воспитание, обучение.

ПП как система характеризуется структурностью, целостностью, открытостью, множественностью описаний системы.

ПП как деятельность. Единица ПП – задача.

Компетентность – способность к решению поставленных разнообразных задач.

Три группы компетентностей:

  1. ключевые:

 - социальная компетентность (установление контакта с разными группами социума);

 - поликультурная компетентность (способность взаимодействовать с другими культурами);

 - информационная компетентность (способность осваивать новые способы получения информации):

 - предметно-деятельностная компетентность (способность решать задачи в рамках отдельных учебных дисциплин);

2. Базовые – способность человека решать типичные для данной профессиональной деятельности задачи:

 - видеть ребенка;

 - проектировка и организации ПП;

 - установление взаимосвязи с другими субъектами;

 - среда, которая позволяет осуществлять задачи;

 - самообразование, повышение квалификации, культуры;

3. Специальные компетентности – способность педагога к решению конкретных задач, относительно специальности.

Что позволяет осуществляться ПП:

Фактор – условия, влияющие на протекание ПП.

  1. социальные факторы:

 - макрофакторы (космос, государство);

 - мезофакторы (город, район, село);

 - микрофакторы (семья, ближайшее окружение, коллеги, друзья);

2. Внутренние факторы – характеристики, которые могут влиять отрицательно или положительно.

3. Специально-создаваемые педагогические условия (среда, методика обучения).

Средства – особые инструменты, которые использует педагог для организации ПП.

Это могут быть различные технические средства, общение. Опосредованные средства: работа с детьми, родителями, коллектив, СМИ и т.д.

Способы осуществления ПП: метод, методика, технология, прием.

Метод – способ достижения цели, прием – путь достижения. Прием – честь метода, способ достижения локальной задачи.

Методика – совокупность методов, образующих систему действий по достижению цели. Комплекс действий конкретного педагога иногда становится авторской методикой.

Технология – поэтапное достижение цели, имеет четко выраженное описание промежуточных результатов, что позволяет избежать ошибки на ранних этапах создания технологии.

Принципы:

  1. Культуросообразности.
  2. Социообразности.
  3. Природосообразности.
  4. Педагогической сообразности.

2. Такое общее определение дает нам возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса ДОУ.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:

· целенаправленность;

· целостность;

· наличие связей между участниками;

· системность и процессуальность (деятельностный характер).

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Целенаправленность педагогического процесса. Рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей. Однако сама цель педагогического процесса понимается по-разному.

Характер целей педагогического процесса ДОУ обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования. Характеристика цели педагогического процесса определяется рядом простых вопросов: зачем ребенку нужен детский сад? Для чего родители приводят ребенка в дошкольное учреждение?

Современная философия образования, тенденции развития детской психологии и дошкольной педагогики позволяют рассматривать дошкольное образовательное учреждение как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром — опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру.

Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия, всесторонним развитием, целостностью составных частей педагогического процесса (воспитание, обучение, развитие, образование). Педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Причины появления целей педагогического процесса понимаются в современной педагогике неоднозначно — от диктуемого социального заказа общества до следования личностным потребностям и интересам ребенка. Цели педагогического процесса часто отождествляются с целями деятельности педагога, разными авторами трактуемой весьма широко — от деятельности по формированию, управлению и руководству до деятельности-помощи, содействия и поддержки.

Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих.

Ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями педагогической позиции, интерпретацией философии детства, своеобразием ценностного отношения к ребенку, понимания приоритетных задач дошкольного образования.

Целевые установки образовательного учреждения. Цели педагогического процесса определяются теми нормативными документами, в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данного образовательного учреждения. На ступени школьного и профессионального образования такими документами в первую очередь являются государственные образовательные стандарты. Детский сад как образовательное учреждение особого типа менее подвержен стандартизации. Его целевые установки определяются концепцией дошкольного образования и, конечно же, задачами выбранной образовательной программы.

Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели педагогического процесса определяются индивидуальными особенностями воспитанников. Имеющийся в арсенале педагогической науки и практики современный диагностический инструментарий, педагогическая интуиция и мастерство позволяют изучать воспитанников, корректировать цели их развития и воспитания.

Учет социальных запросов родителей. Цели педагогического процесса определяются с учетом того, как видят родители пребывание своего ребенка в детском саду. Это может быть желание присмотра и ухода за ребенком, организации его общения и игр со сверстниками, раннего специального обучения и подготовки к школе.

Сложность определения целей педагогического процесса заключается в том, чтобы найти гармоничное единство часто противоречащих друг другу составляющих. Они равноценны и их равнозначный учет определяет в конечном счете результативность педагогического процесса. Проектирование целей - систематизирующее условие, обеспечивающее гармоничное и целостное развитие ребенка.

Целостность педагогического процесса. Одной из ведущих характеристик педагогического процесса является его целостность. Целостность как внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов педагогического процесса характеризует высший уровень его организации.

В отличие от системы школьного образования в детском саду нет четкой границы в формах организации воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагогического процесса рассматривается неоднозначно. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта.

Целостный педагогический процесс:

  • педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензитивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.
  • педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. Необходима согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов детской деятельности, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов.
  • педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только педагогический процесс детского сада, но и окружающая дошкольника жизненная среда.
  • педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых. Эффективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир — задачи, объединяющие и педагогов, и родителей в общем ходе развития ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала.
  • педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Характер связей между участниками педагогического процесса.

Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие — особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.

Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:

· процесс воздействия;

· процесс бездействия;

· процесс содействия.

Взаимодействие как воздействие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью.

Эффективность педагогических воздействий и успешность развития детей оцениваются по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низкими, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в практике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако при воздействии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается.

Взаимодействие как бездействие характерно для педагогов либерального или формального типа. Формальная организация педагогического процесса, жизнедеятельности детей проявляется в том, что педагог лишь номинально выполняет возложенные на него функции. Способы и формы взаимодействия носят обобщенный характер, рассчитанный на «среднего» ребенка, педагог не вникает в детские проблемы, поверхностно решает задачи педагогического процесса. Такой тип взаимодействия, пожалуй, наиболее опасен и, к сожалению, в силу целого ряда причин, присутствует в практике детского сада.

Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей.

При таком типе взаимодействия педагог использует способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую «палитру» ролевых взаимоотношений и сотрудничества. Процесс содействия наиболее сложен в практической реализации, поскольку педагог не только определяет задачи собственной деятельности, но и проектирует задачи деятельности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные.

Особое отношение педагога к ребенку. Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта — проявления истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха» с точки зрения достижений. В этом случае процесс развития ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не процессом исправления имеющихся недостатков.

Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает (О. С. Газман):

· рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;

· отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;

· оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей в ситуациях затруднения и переживания успехов.

Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в поддержании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально-единичного качества, которое заложено в каждом конкретном человеке и развивается им.

Межсубъектное взаимодействие в ДОУ призвано прежде всего обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Во взаимодействии с детьми дошкольного возраста, воспитатель проявляет материнскую функцию. Она связана с заботой о детях. Воспитатель должен уметь успокоить, приласкать, понять радости и огорчения ребенка, сопереживать. Во взаимодействии с детьми важен телесный контакт.

Воспитатель обеспечивает процессы жизнедеятельности детей (питание, одевание, посещение туалета, сон). Воспитатель должен обеспечивать эмоциональное благополучие детей в связи с разрешением детских конфликтов. Должен уметь предвидеть поступки детей, останавливать нежелательные проявления.

Личные качества воспитателя: мягкость, внимательность, настойчивость, терпение, спокойствие и чувство юмора, оптимизм.

Дети младшего дошкольного возраста ценят больше всего доброту и ласку. Начиная со среднего возраста ценят способность к сотрудничеству (воспитатель играет с детьми, читает, рассказывает что-либо, радуется вместе с детьми). В старшем возрасте дети ценят эрудицию, начинают видеть в воспитателе учителя, ценят справедливость, доверие. В зависимости от взрослых, воспитатель меняет форму общения с детьми. В раннем и младшем возраста – непосредственно эмоциональное и деловое общение. Деловое общение помогает осваивать разные виды деятельности. К концу младшего возраста – познавательная форма общения (воспитатель должен удивляться вместе с детьми, испытывать радость от нового знания). Воспитатель должен инициировать вопросы детей. В раннем и младшем возрасте общение преимущественно индивидуальное. Ср. возраст – деловое, познавательное общение. В старшем возрасте воспитатель использует и личностную форму общения (обсуждение проблем, связанных с переживаниями, мечтами, рассказы воспитателя о себе). Воспитатель использует гибкую тактику, т.е. в зависимости от поставленной цели может занимать по отношению к ребенку:

 - позицию передачи социального опыта (во время занятий воспитатель обучает);

 - позицию равного партнерства – косвенное воздействие на ребенка. Воспитатель действует используя игровых персонажей;

 - позицию опекаемого – воспитатель открыто демонстрирует детям свои ошибки, рассуждения, вызывая у детей активность, сотрудничество.

Все позиции используются начиная с раннего и младшего дошкольного возраста.

Системность и процессуальность (деятельностный характер) педагогического процесса. Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки.

Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания.

Структурность. Структура педагогического процесса включает целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный компоненты.

Открытость. Педагогический процесс детского сада — открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека.

Множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет увидеть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении.

Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую его важную характеристику, как процессуальность или осуществление во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой деятельность последовательно сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач. Сама же педагогическая задача, как результат осознания педагогом целей развития и воспитания ребенка, а также условий и способов их реализации на практике, является единицей или «кирпичиком» педагогического процесса, в ходе организации которого педагог решает задачи разные по содержанию, уровню сложности и масштабности результатов. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.

Процессуальность педагогического процесса детского сада представляет собой решение воспитателем разнообразных, педагогических ,последовательно сменяющих друг друга задач. Воспитатель знает цели и задачи развития ребенка, но цели и задачи каждый раз решаются по-разному в зависимости от данных диагностики, интересов детей, их желания. Нужно создать условия для реализации выбранной стратегии взаимодействия с детьми в практической деятельности. Воспитатель решает стратегические, тактические и оперативные задачи. Стратегические задачи представляют цель, которая заложена в программе. Тактические задачи решаются в определенной возрастной группе. Оперативные задачи – элементы тактических задач. Это задачи конкретного занятия, дидактических игр, совместной деятельности с ребенком. Движение педагогического процесса детского сада осуществляется как переход от одной задачи к другой. Задача может быть спонтанно-возникшая или спроектированная.

3. ПП как педагогическая деятельность

Педагогический процесс детского сада разворачивается во времени и включает в себя повседневную деятельность детей и организованное обучение.

Повседневная деятельность включает совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей в развивающей среде. Совместная деятельность педагога с детьми проходит в разных формах, вариативных по содержанию, часто включает в себя проблемные ситуации, опыты. Развивающая среда предоставляет свободный выбор. Ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься.

Организованное обучение имеет определенные формы:

 - коллективные занятия;

 - подгрупповые занятия;

 - индивидуальные занятия.

Количество занятий определяется образовательной программой, по которой работает детский сад. Занятия направлены на систематизацию и обобщение опыта детей, на освоение новых умений, на освоение сложных способов познания. Занятия связаны с организацией сложной познавательной деятельности.

В детском саду проводятся:

 - занятия по физическому развитию;

 - занятия по ознакомлению с социальным миром;

 - занятия по краеведению;

 - занятия по ознакомлению с природным миром;

 - художественная деятельность: музыкальные занятия, лепка, рисование и т.д.

 - занятия по математическому развитию;

 - занятия по речевому развитию.

В раннем и младшем возрасте одно занятие утром, одно после сна. В среднем и старшем – 2 занятия утром, перерыв между ними – 10 минут (подвижные и дидактические игры).

4. Этапы педагогического процесса.

Педагогический процесс детского сада имеет следующие этапы:

  1. Целеполагание. Задачи и цели, положенные в образовательных программах, преобразуются в конкретные цели, связанные с особенностями детей.

На целеполагание влияют факторы:

 - сезонность;

 - интегративность (взаимосвязи задач и содержания разных разделов образовательной программы) Пр.: воспитатель предполагает создать ситуацию «Кукла Маша заболела», задачи: социально-эмоциональное развитие, проявление сочувствия, сопереживания, способность общения, развитие речи дошкольника, обогащение словарного запаса ребенка младшего дошкольного возраста;

 - единство тематического содержания (определяя цель, воспитатель планирует на 1-2 неделю, вокруг которой выстраивается образовательное содержание). В детском саду одни и те же цели и задачи могут часто повторятся в небольшими усложнениями и повторениями. Продвижение по программе происходит небыстрыми темпами.

  1. Целеосуществление.

Происходит в процессе взаимодействия воспитателей и детей в каждый момент ПП. Взаимодействие педагогов и детей связано с необходимостью мотивации и постановки перед детьми целей предстоящей деятельности. Наиболее традиционна игровая и проблемная ситуации. Воспитатель использует разнообразные методы, средства, формы для решения поставленных задач. Воспитатель предоставляет детям возможность действовать, дети выполняют деятельность, воспитатель осуществляет стимулирование детской деятельности, контроль, оказывает поддержку.

Заканчивается этап оперативной педагогической  диагностикой.

Помогает определить степень достижения результатов (анализ продуктов детской деятельности).

 На этом этапе воспитатель учитывает факторы:

 - организация совместного образа жизни детей, воспитатель создает условия для эмоционального благополучия каждого ребенка; определяет единые для всех детей правила сосуществования в детском обществе (например, равенство прав, взаимная доброжелательность, проявление внимания к сверстнику, готовность прийти на помощь и т.д.);

 - соблюдает принципы гуманистического сопровождения детей (забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку);

 - использование различных позиций: «научи меня», «смотри, как делаю я», «давай вместе»;

 - установление взаимоотношений с родителями воспитанников (демонстрировать успехи их ребенка, обозначить пути преодоления трудностей, привлечь родителей к преодолению).

В детском саду категорически запрещены домашние задания. Если у ребенка что-то не получается это задача воспитателя научить его индивидуально, а не родителей.

  1. Этап анализа и оценки полученных результатов.

Связан с проведением педагогической диагностики и с интерпретацией ее результатов.

5. Организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ.

В основе ПП детского сада – режим дня детей – разумное, физиологически обусловленное сочетание активности ребенка и отдыха, поэтому ПП строится в соответствии с режимными моментами.

Начинается ПП с утреннего приема детей:

 - утренняя гимнастика;

 - завтрак;

 - организованное обучение на занятиях;

 - прогулка;

 - обед;

 - тихий час;

 - свободная деятельность детей;

 - полдник;

 - прогулка;

 - уход детей домой.

Условно ПП делится на первую половину дня (до тихого часа) и вторую половину дня (после тихого часа).

Особенности ПП в 1-ой младшей группе

Очень много времени отводится выполнению режимных моментов (питание, одевание и т.п.).

В 1-ую очередь вовлекаются быстро утомляющиеся дети, которые плохо владеют навыками, или тех, кто не занят игрой. Приучают действовать в общем ритме и темпе, проявлять самостоятельность, помогать друг другу. Утром воспитатель встречает детей, начиная с 7 утра. Разговаривает, спрашивает, включает каждого ребенка в игровую деятельность (игры с матрешками, пирамидами); индивидуально привлекает детей к уходу за растениями и животными; организует хороводные игры. Воспитатель строит общение на уровне глаз ребенка. Организует уборку игрушек и проводит утреннюю гимнастику. После утренней гимнастики – мыть руки небольшими подгруппами детей, вытирает руки и сажает детей за столы. Воспитатель проверяет осанку детей, учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Потом детей привлекают к уборке посуды. Занятия от 10-15 минут. Во время одевания на прогулку детей учат самостоятельно обращаться с просьбой. Во время прогулки – подвижные игры, гимнастические упражнения. Обращает внимание детей на состояние природы, погоду. Важно следить за внешним видом детей. С прогулки сначала уводят младших детей, потом вторую подгруппу детей. Сон – 2 ч. 40 минут. Сначала поднимают тех, кто уже проснулся, потом тех, кто еще спит. Далее – сюжетно-ролевые игры, можно организовать трудовые поручения. Особенность работы воспитателя – высокая речевая активность.

Особенности ПП во 2-ой младшей (3-4 года) и средней (4-5 лет) группах

Утренний прием такой же, детям предлагаются индивидуальные или групповые игры, индивидуальная работа с детьми (формирование навыков рисования или лепки). Ср.гр. – характер предстоящего занятия. Утренняя гимнастика – 6-8 минут, более продолжительна. Во время завтрака воспитывает аккуратность и самостоятельность детей. В мл. гр. одно занятие, 2-ое после тихого часа, в ср. гр. 2 занятия в первую половину дня. Между занятиями небольшой перерыв, переход от игры к занятию организуется при помощи сюрпризного момента, проблемной или игровой ситуации. Обеспечивается смена видов деятельности во время занятия.

В промежутке между завтраком и занятием – подвижные игры. После занятий дети одеваются на прогулку. Во время прогулки наблюдают за природой, материал для сюжетно-ролевых игр, трудовая деятельность (поручение – помочь собрать листья). Дети чувствительны к поддержке и оценке воспитателя. Поэтапно, в течение дня воспитатель оценивает успех детей, поддерживая их. 4-5 лет, выполняют различные поручения: сервировка стола, разложить материал для занятия. Средняя группа – 1-ые полгода дежурство по столовой, 2-ая половина – по занятиям. Воспитатель создает уголок дежурств. В уголке помещены фото детей, специальная одежда (интерес детей к деятельности дежурного). В средней группе складываются симпатии между детьми, формируются устойчивые игровые объединения. Воспитатель способствует возникновению отношений между детьми, учит выполнять деятельность вместе.

Особенности ПП в старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группах

Высокая степень самостоятельности в бытовых процессах, складываются навыки самоорганизации. Организм становится более выносливым. Сокращается время на выполнение бытовых процессов, сокращается время дневного сна – 1 ч. 45 мин. Меняется продолжительность занятий 1 ч.20 мин. – 1 ч. 30 мин. Увеличивается время игр после дневного сна 40-50 мин. Возникает усложнение сюжетно-ролевой игры. Разные дополнительные занятия после дневного сна (ритмика, театральный кружок).

1 раз в неделю организуется коллективная деятельность детей (коллективный труд по украшению группы к празднику и т.д.) Имеет очень важное значение, позволяет детям сплотиться, установить взаимоотношения. Меняется характер занятий, дети самостоятельно решают более сложные учебные задачи. Часто учебные задачи решаются на основе взаимодействия в парах или маленьких подгруппах. Возможность оценивать ребенка не только в занятии, но и результат деятельности детей. Вводятся элементы, связанные с занятиями в школе. Изменения связаны с подготовкой детей к школе.

Источники: лекции О.В.Солнцевой, А.Г. Гогоберидзе. Разные учебники по педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕДИАТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются медиатехнологии как форма организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова: медиатехнологии, информационная культура, медиакультура...

«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошколь...

Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в летний период

Организация воспитательно-образовательного  процесса  дошкольного образовательного учреждения в летний период...

Мастер-класс по теме «Газетная публикация как средство вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения»

Цель мастер-класса: "Формирование у педагогов практических навыков создания газетных публикаций в программе Microsoft Publisher 2010"...

«Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает ...

Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование ...