Экскурсии дошкольников по экологической тропе.
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают педагогов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств, развития экологического мышления у населения планеты.
Педагоги дошкольного образования с большей ответственностью рассматривают программу непрерывного экологического образования, зная, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Культура, если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшим его поступками. 
Реализовать систему непрерывного экологического воспитания в дошкольных учреждениях помогают программы: «Наш дом - природа» (автор Н.А. Рыжкова), «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева), «Мы» (автор Н.Н. Кондратьева). На основе данных программ, с учетом возможностей д/сада, ведется качественная разносторонняя работа формированию экологически грамотного поведения ребенка в окружающем мире и в нашем д/саду «Сказка».
Методика работы с детьми в данном направлении рассматривается мною как сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Иными словами, реализуя программу экологического воспитания дошкольников, а именно, обучение детей бережному отношению и сопричастности всему живому на Земле, необходимо увлечь за собой детей. Именно увлечь. Потому, что ценно только то, что рождается внутри человека добровольно, без насилия и становиться его самостоятельным выбором.
Эта задача решается во время экскурсий по экологической тропе.
Учитывая расположение детского сада, экологическую тропу проложила на территории дошкольного учреждения. 
Экскурсии по экологической тропе осуществляется 3-4 раза в месяц. Длительность экскурсий составляет 40-60 минут. 
Всего на экологической тропе 7 остановок:
Первая остановка - «Зеленая красавица». Вторая остановка - «Солнечная». Третья  остановка - «Спортивная». Четвертая остановка - «Лесная полянка». Пятая остановка - «Лекарственные травы». Шестая остановка - «Лес» 
Седьмая остановка - « Цветочная» 
Каждая экскурсия предполагает 2 -3 остановки:
Выбор остановок во время путешествия в зависимости от плана делаю сама или предлагаю сделать это детям.. А переход от остановки к остановке осуществляем то медленным, то быстрым шагом. 
На первой остановке решаю задачи экологического характера: знакомлю с живой и неживой природой, с пословицами, с поговорками, народными приметами, загадками, стихами, рассказами, рассматривает репродукции картин, делаем зарисовки, любуемся красотой.
На второй остановке решаю задачи физического воспитания: дети играют в подвижные игры, соревнуются в разных эстафетах, выполняют задания спортивного характера, если позволяют погодные условия, то принимают воздушные ванны. 
На третий остановке решаю задачи нравственного характера: провожу беседы, любуемся окружающем миром, собираем познавательный материал, организую уроки доброты с целью обогащения знаний детей о живой и неживой природе.

Длительность урока доброты от 1 до 5 минут.
Тематику уроков доброты выбрала следующую:
1. Что значит быть здоровым?
2. Кто может считаться заботливым?
3. Что такое красота?
4. Как помочь природе?
5. Как вести себя в лесу?
6. Как составить букет?
7. Как вести себя в гостях у животных?
8. Земля - наш общий дом
9. Как беречь воду?
11 .Как защитить растения?
12. Какая опасность может встретиться:
а) животным
б) птицам
в) человеку
13. Как проявить любовь к животным?
14. Что значит быть ответственным?
15. Почему жалеть надо уметь?
16. Как беречь свое здоровье?
17. Почему мы нужны друг другу?
Проводить работу на экологической тропе необходимо регулярно, т.к. дети бывают «проснувшиеся» и «непроснувшиеся». Если вовремя не пробудить детей, то какое будущее ждет Планету? .
На регулярных экскурсиях по экологической тропе легко закрепляются знания детей о том, что вокруг нас есть воздух, вода, почва, солнце, растения, животные, птицы, которые тесно связаны друг с другом и человеком. Экологическая тропа выполняет подсознательную, развивающую, эстетическую и оздоровительные функции. Хозяева экологической тропинки - кукла Гузель и Незнайка. С помощью сказочных персонажей на экологической тропе легко осуществляется:
2. Экологическое воспитание
3. Формирование культуры поведения в природе
4. Обогащение знаний детей о живой и неживой природе
5. Формирование у детей представления о лечебных свойствах растений
6. Преодоление гиподинамии у детей. 
В результате регулярных экскурсий дети понимают самоценность природы, у детей воспитывается уважительное отношение к природе, происходит понятие того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения; обучаются дети и элементарной экологической безопасности, у детей формируются первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов и экологически грамотного поведения в быту, на природе, воспитывается активная жизненная позиция и умение видеть красоту окружающего мира
В итоге дети твердо усваивают главное правило: «Не навреди», и то, что охранять природу необходимо не потому, что она наше «богатство», а потому, что она бесценна, что от соблюдения правил экологической безопасности зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich_tropka.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии дошкольников по экологической тропе. Опыт работы.

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают педагогов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств, развития экологического мышления у населения планеты.
Педагоги дошкольного образования с большей ответственностью рассматривают программу непрерывного экологического образования, зная, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Культура, если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшим его поступками. 
Реализовать систему непрерывного экологического воспитания в дошкольных учреждениях помогают программы: «Наш дом - природа» (автор Н.А. Рыжкова), «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева), «Мы» (автор Н.Н. Кондратьева). На основе данных программ, с учетом возможностей д/сада, ведется качественная разносторонняя работа формированию экологически грамотного поведения ребенка в окружающем мире и в нашем д/саду «Сказка».
Методика работы с детьми в данном направлении рассматривается мною как сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Иными словами, реализуя программу экологического воспитания дошкольников, а именно, обучение детей бережному отношению и сопричастности всему живому на Земле, необходимо увлечь за собой детей. Именно увлечь. Потому, что ценно только то, что рождается внутри человека добровольно, без насилия и становиться его самостоятельным выбором.
Эта задача решается во время экскурсий по экологической тропе.
Учитывая расположение детского сада, экологическую тропу проложила на территории дошкольного учреждения. 
Экскурсии по экологической тропе осуществляется 3-4 раза в месяц. Длительность экскурсий составляет 40-60 минут. 
Всего на экологической тропе 7 остановок:
Первая остановка - «Зеленая красавица». Вторая остановка - «Солнечная». Третья  остановка - «Спортивная». Четвертая остановка - «Лесная полянка». Пятая остановка - «Лекарственные травы». Шестая остановка - «Лес» 
Седьмая остановка - « Цветочная» 
Каждая экскурсия предполагает 2 -3 остановки:
Выбор остановок во время путешествия в зависимости от плана делаю сама или предлагаю сделать это детям.. А переход от остановки к остановке осуществляем то медленным, то быстрым шагом. 
На первой остановке решаю задачи экологического характера: знакомлю с живой и неживой природой, с пословицами, с поговорками, народными приметами, загадками, стихами, рассказами, рассматривает репродукции картин, делаем зарисовки, любуемся красотой.
На второй остановке решаю задачи физического воспитания: дети играют в подвижные игры, соревнуются в разных эстафетах, выполняют задания спортивного характера, если позволяют погодные условия, то принимают воздушные ванны. 
На третий остановке решаю задачи нравственного характера: провожу беседы, любуемся окружающем миром, собираем познавательный материал, организую уроки доброты с целью обогащения знаний детей о живой и неживой природе.

Длительность урока доброты от 1 до 5 минут.
Тематику уроков доброты выбрала следующую:
1. Что значит быть здоровым?
2. Кто может считаться заботливым?
3. Что такое красота?
4. Как помочь природе?
5. Как вести себя в лесу?
6. Как составить букет?
7. Как вести себя в гостях у животных?
8. Земля - наш общий дом
9. Как беречь воду?
11 .Как защитить растения?
12. Какая опасность может встретиться:
а) животным
б) птицам
в) человеку
13. Как проявить любовь к животным?
14. Что значит быть ответственным?
15. Почему жалеть надо уметь?
16. Как беречь свое здоровье?
17. Почему мы нужны друг другу?
Проводить работу на экологической тропе необходимо регулярно, т.к. дети бывают «проснувшиеся» и «непроснувшиеся». Если вовремя не пробудить детей, то какое будущее ждет Планету? .
На регулярных экскурсиях по экологической тропе легко закрепляются знания детей о том, что вокруг нас есть воздух, вода, почва, солнце, растения, животные, птицы, которые тесно связаны друг с другом и человеком. Экологическая тропа выполняет подсознательную, развивающую, эстетическую и оздоровительные функции. Хозяева экологической тропинки - кукла Гузель и Незнайка. С помощью сказочных персонажей на экологической тропе легко осуществляется:
2. Экологическое воспитание
3. Формирование культуры поведения в природе
4. Обогащение знаний детей о живой и неживой природе
5. Формирование у детей представления о лечебных свойствах растений
6. Преодоление гиподинамии у детей. 
В результате регулярных экскурсий дети понимают самоценность природы, у детей воспитывается уважительное отношение к природе, происходит понятие того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения; обучаются дети и элементарной экологической безопасности, у детей формируются первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов и экологически грамотного поведения в быту, на природе, воспитывается активная жизненная позиция и умение видеть красоту окружающего мира
В итоге дети твердо усваивают главное правило: «Не навреди», и то, что охранять природу необходимо не потому, что она наше «богатство», а потому, что она бесценна, что от соблюдения правил экологической безопасности зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по малой экологической тропе "Многообразие форм растительной жизни".

Цели и задачи:1.   Формирование элементарных представлений о многообразии форм растительной жизни.2.   Сформировать представления о характерных признаках деревьев, кустарников и тр...

Экскурсия- наблюдение на экологической тропинке детского сада

Экскурсия- наблюдение на экологической тропинке детского сада...

Экскурсии дошкольников по экологической тропе. Опыт работы.

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают педагогов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств, развития экологического мышления у населения планеты.Педаг...

Интегрированное НОД: Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.

Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.Цели:Воспитание бережного, ответственного и эмоционально – положительного отношения к природе.Уточнение представлений о се...

Сценарий экскурсии по зимней экологической тропе "Следы невиданных зверей"

Название методической разработки: Экскурсия по зимней экологической тропе «Следы невиданных зверей». Область применения разработки: Экологическое воспитание. Возрастная группа: Д...

Экскурсия на станцию экологической тропы «Клумба»

Цель: обобщать и углублять знания детей о садовых растениях.Задачи:расширять представление детей о разнообразии садовых цветов;закреплять знания о правилах ухода за садовыми растениями;активизиро...

конспект экскурсии "Путешествие по экологической тропе

Развитие интереса к миру природы; развитие гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, формирование осн...