Главные вкладки

    Консультация (младшая группа) на тему:
    Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста

    Огнёва Алёна Васильевна

    Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    педагог-психолог

    А.В. Огнева

    Дошкольное детство – короткий период в жизни человека (всего 6-7 лет), а имеет для него очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно; из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную, активную личность; развиваются все стороны психики ребенка и тем самым закладывается фундамент для дальнейшего личностного роста.

    Особенно важным можно назвать возраст 3-4 года, когда ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность и деятельность, научается многому из того, что будет использовать в течение всей дальнейшей жизни.

    В этом возрасте от общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Чаще всего в этом возрасте ребенка отдают в детский сад. Меняется весь привычный образ жизни ребенка, возникают новые отношения с людьми. Малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой детского сада, появлением в их окружении незнакомых взрослых и большого количества чужих детей. Смена обстановки может сопровождаться у малыша повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности, повышением агрессивности. Многие дети 3-4 лет имеют недоразвитие речи или даже совсем не говорят. Речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

    Большое значение для формирования будущих отношений ребенка с другими людьми имеет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Если родители мало общаются с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи  овладении навыками речевого взаимодействие. Так же вреден для речевого развития ребенка такой вариант общения, когда взрослые проговаривают за ребенка любую просьбу, а ребенок не стремится к овладению навыками речевого общения.

    Система коррекционно-развивающей работы

    Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формирование у него мотива общения и потребности в общении, помощь в адаптации ребенка.

    Раздел 1. «Я сам»

    Задачи раздела: осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности, развитие самооценки, развитие способности анализировать собственную реакцию: настроение, мысли, поведение.

    Темы: «Мое имя», «Кто такой я», «Мои умные помощники», «Мои игрушки», «Мои любимые сказки», «Мое настроение».

    Раздел 2. «Я и другие дети»

    Задачи раздела: развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, развитие способности понимать индивидуальность других детей, сочувствовать друг7 другу и взаимодействовать между собой в разных видах деятельности, развитие желания общаться со сверстниками.

    Темы: «Плохо быть одному», «Мы разные», «Мы веселимся», «Говорим рукам и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».

    Раздел 3. «Я и взрослые»

    Задачи раздела: развитие у ребенка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми, развитие чувства доверия и привязанности к близким, развитие способности понимать эмоциональное состояние взрослых и предлагать им посильную помощь.

    Темы: «Все начинается с мамы», «Дружная семья», «Маленький помощник», «Я в детском саду».

    Раздел 4. «Я и культура общения»

    Задачи раздела: формирование норм социального поведения, умения договориться друг с другом, развитие способности к совместным действиям и взаимодействовать с другими людьми.

    Темы: «Секрет волшебных слов», «Мы поссоримся и помиримся», «Давай поговорим», «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Занятия строятся  в доступной  для детей и интересной Форме. Используются развивающие игры, рассматривание рисунков и фотографий, чтение произведений художественной литературы, рассказы взрослого и  детей, слушание музыкальных произведений, рисование.

    Во время занятий дети сидят на стульчиках в виде круга, т.к. форма круга позволяет лучше видеть друг друга, легче устанавливать социальные контакты и взаимодействовать.

    В начале занятия используется песня или игра для настроя детей на совместную работу.

    В ходе занятия взрослый способствует развитию диалоговой формы общения. Тем самым у детей развивается умение задавать вопрос и отвечать партнеру, умение слышать и понимать товарища. На занятии дети учатся интересоваться собеседником и быть интересным ему, т.е. устанавливать эмоциональный контакт.

    Каждый ребенок на занятии принимает участие в играх добровольно, т.е. имеет право отказаться от выполнения того или иного задания. Взрослый предлагает пассивному ребенку возможность спокойно наблюдать за происходящим.

    Взрослый создает атмосферу доверия, заряжает детей  положительными эмоциями, вызывает желание участвовать в играх.

    В процессе практической работы воспитатель может внести изменение в содержание занятий в соответствии с особенностями развития детей.

    Заканчивается занятие спокойными малоподвижными играми или созданием рисунка, который концентрирует в себе полученные на занятии эмоции, знания, впечатления.

    К каждому занятию предлагается система домашних заданий для совместного выполнения их ребенком и родителями. Эти работы направляют работу родителей по развитию эмоциональной сферы детей. Совместное выполнение домашних заданий способствует более частому и продуктивному общению родителей с ребенком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через игру посредством амплификации"

    Статья посвящена проблеме развития  навыков общения у современных детей старшего дошкольного возраста через игру. Рассматривается актуальность данной темы в соответствии с требованиями ФГОС дошко...

    Консультация для педагогов.Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

    Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

    Игры для развития навыков классифицирования у детей младшего дошкольного возраста

    Цели: развивать навыки классификации предметов по признакам; дать основы сравнительного анализа; познакомить с растительным миром.  Развивать умение соотносить предметы по величине, развивать воо...

    рекомендации воспитателям по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

    Методические рекомендации воспитателям направленные на организацию взаимоотношений между детьми...


     

    Комментарии

    Малышкина Александра Николаевна

    Интересный материал, спасибо!!