Экскурсии в музей "Деревянных игрушек"
учебно-методическое пособие на тему

Ухова Юлия Александровна

Подбор экскурсий для педагогов  для музея "Деревянных и8грушек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursii_v_mkzey.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

1. Ознакомительная экскурсия в музей деревянной игрушки
«Что такое музей?»

Цель: Познакомить детей с историей создания музеев, и его роли в жизни общества. Напомнить  правила поведения в музеях.

Словарная работа: коллекция, музей, экспонаты, экскурсоводы.

Материалы для занятия: экспонаты музея деревянной игрушки.

Ход экскурсии:

1— Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? (Ответы детей.)

— У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, по суду, игрушки , музыкальные инструменты и. т. д. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.

Коллекций находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, называется музей. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

Первый музей в России появился при царе Петре 1. Называется он Кунсткамера. Этот музей существует и сейчас в городе Санкт-Петербурге. Если вы там будете, обязательно попросите родителей вас туда сводить, и вы увидите там разные диковинные вещи: древние рукописи, старинные пушки. А еще там можно увидеть барашка с восемью ногами, овечку с двумя языками. 

Сейчас существует много разных музеев. Есть даже Музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, которыми играли больше ста лет назад.

А есть музей, где вы можете увидеть чучело динозавра, огромную коллекцию бабочек. Их больше тысячи, и все они разные, со всех концов света. Это Зоологический музей.

В Москве на Красной площади находится один из самых интересных музеев — Исторический. Как вы думаете, что там можно увидеть?(Предположения детей.) Музей называется Историческим, потому что в нем собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны — России, о том, какие люди в ней жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославились.

Если вы пройдете по всем залам Исторического музея, вы сможете увидеть, в каких пещерах жили древние люди, какими орудиями труда они пользовались, какая у них была посуда, одежда.

В Историческом музее можно увидеть первый телефон, пер вую электрическую лампочку, книги, которые люди читали мно го-много лет назад.  В Саратове много разных музеев. Попросите родителей сводить вас в какой-нибудь музей, а потом вы нам всем расска жите, что видели.

2 - В музее работают экскурсоводы, которые знакомят посетителей с разными экспонатами.

Но прежде чем идти в музей, надо знать, как себя там вести. Как вы сами думаете, как надо себя вести в музее? (Предположения детей.)

Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, что бы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда ты узнаешь много интересного.

Нельзя трогать музейные экспонаты руками. Как вы думаете по чему? (Предположения детей.) Представьте себе, если вдруг все будут трогать древние предметы руками, во что они превра тятся?

В нашем детском саду создан музей деревянной игрушки, с экспонатами которого мы будем знакомится в течении года. В музеях можно узнать много нового и интересного.

2. Экскурсия в музей  «Матрешка»

Цель: Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.

Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.

Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.

Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Оборудование: Деревянная игрушка - матрёшка.

Ход экскурсии: Воспитатель ведет диалог от лица матрешки

- Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

- Вот так ребята родилась матрёшка. И я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

- А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)

- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек

- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

- Сколько кукол?

- Кукол пять

- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

3. Экскурсия в музей  «Как люди использовали дерево»

Цель: Познакомить  детей с некоторыми свойствами дерева, уточнить представление детей о том, какие пред меты могут быть сделаны из дерева; развивать логи ческое мышление, любознательность.

 Словарная работа: деревянный, мягкий, твердый, гладкий, шероховатый, легкий;.

Материал: экспонаты музея деревянной игрушки

Ход экскурсии:

Вступительная беседа с показом экспонатов из музея деревянной игрушки.

- Жил-был на свете человек. Не сейчас, а очень-очень давно, когда еще не проносились по небу огромные самолеты и не плавали по морям корабли. Не бегали, но дорогам на резиновых шинах автомобили. Не было ни радио, ни телевидения, ни ракет, ни искусственных спутников. Древние люди пользовались только тем, что давала им сама природа: домом была пещера, еду находили в лесу — корешки, ягоды, плоды, яйца птиц. Позже люди стали делать себе одежду и орудия труда. А из какого материала? (Воспитатель предлагает иллюстрации: орудия труда из дерева, одежда из кожи.)

- Где использовали дерево? Что из него люди научились делать? (Ору дия труда — палки, топоры, мотыги, удочки, стрелы, копья, ловушки, лод ки, плот и т. д. Из стволов, веток строили жилища, из дерева делали сту лья, столы, кровати. Выстругивали детям игрушки, обтачивали украшения, выдалбливали посуду.)

- Так почему же именно дерево использовали древние люди в своей жизни, в быту? (Эти материалы давала сама природа и их легко было добывать.)

Что нас окружает?

- Возьмите в руки деревянный брусок. Давайте рас смотрим его. Как вы думаете, это прочный материал или нет? (И да и нет.)

- С одной стороны, это прочный материал, невозможно разломить его  руками. Но, с другой стороны, дерево можно распилить.

- Давайте приложим дерево  к щеке. Что вы чувствуете? (Тепло.)

- Значит, дерево хорошо удерживает тепло и не пропускают холод. Что еще можно сказать о деревянном брусочке , если провести по нему рукой, потрогать его? (Дерево шершавое, твердое)

- А если мы опустим его в воду, что будет? (Оно плавает.

- Значит, оно тяжелое или легкое? (Легкое.)

- А можно по запаху определить дерево? (Дети нюхают, определяют по запаху, где дерево)

- Вот сколько интересного мы сегодня узнали о дереве. Благодаря его чудесным свойствам человек стал использовать дерево  в своей жизни. Назовем еще раз все свойства  дерева.

Дети закрепляют свойства материалов.

- Ребята, а современный человек использует дерево в своей жизни, в быту? (Использует.)

- Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы сделаны из дерева, в нашем музее (Дети перечисляют.)

- Рабочие, которые обрабатывают дерево, называются столяры и плот ники. В нашей стране много народных умельцев, которые искусно вырезают из дерева красивые игрушки, посуду, украшения. Это художники — резчики по дереву.

4.Экскурсия в музей  «Деревянные игрушки»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление (на примере затачивания карандашей) о том, что мягкие породы дерева легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к её изготовлению, к мастерам резчикам по дереву. Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций к книге А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, рассматривание образцов деревянных игрушек, привлечение детей к заточке карандашей.
Материал : книга А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, карандаши, требующие заточки,  матрёшки, пирамидки , деревянные ложки, кукла Буратино с корзиной, безопасные точилки для карандашей.
Словарная работа: Буратино деревянный, точилка, карандаш, хохломская ложка.
Ход экскурсии:
Часть 1
В группу приходит Буратино. Воспитатель знакомит детей с куклой. Сообщает, что герой сказки “Золотой ключик, или Приключения Буратино” – деревянный мальчик, которого вырезал из бревна папа Карло.(Рассмотреть 2-3 иллюстрации). Буратино всё знает о деревянных предметах: как их вырезают, затачивают, раскрашивают, потому что его самого вырезали ножом из дерева. Буратино сообщает, что у него в корзинке много разных деревянных предметов. Хочет их показать, но воспитатель говорит, что сначала покажет всем, как дерево режут ножом. Сажает куклу и затачивает карандаш, поясняя, что карандаши делают из мягких пород дерева, чтобы их было легко точить, когда они сломаются. Затем детям раздаёт точилки и несколько карандашей, и предлагает самим заточить карандаши. Далее Буратино достает деревянные предметы, воспитатель их показывает и поясняет, как вырезают ложки, доски, стаканчики. Дает детям предметы в руки, просит погладить их, обвести пальцем по контуру, ощутить тепло и запах дерева. После осмотра ставит все предметы на полку и благодарит Буратино за то, что тот их принес. Говорит, что дети уже кое-что знают о деревянных предметах.

Часть 2Воспитатель вместе с детьми проходят к музею деревянной игрушки. Дети показывают кукле Буратино деревянные предметы, игрушки,   ложки находящиеся в музее.

Воспитатель просит рассмотреть деревянные игрушки: матрёшек, пирамидки разной величины.. Просит внимательно осмотреть игрушки: как вырезаны игрушки, как соединены, почему двигаются.  В заключение экскурсии воспитатель напоминает, что все эти игрушки сделаны из дерева мастерами и сними надо обращаться бережно, не ломать.

5. Экскурсия в музей  «История создания деревянной ложки»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения деревянной ложки. Расширять представления детей о процессе создания предметов. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

Материал: Деревянные ложки

Словарная работа: Черенок, черпак, «баклуши»

Ход экскурсии:

- Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая, потом люди стали делать ложки из кости, они не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. А какими ложками ели простые русские люди? (Деревянными)

-Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет! ».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе.

(раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

.Ну, вот ребята, наша экскурсия подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, как их делают, и  из чего?

6. Экскурсия в музей  «Откуда книга пришла»

Цель: Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относится бережно, чтобы книги жили как можно дольше.

Материал: Предметы  сделанные из дерева, книги.

Словарная работа: Лесорубы, сплавщики, писатели, художники, типографские рабочие

Ход экскурсии: Воспитатель обращает внимания детей на экспонаты, находящиеся в музее. - Все предметы разные, но скажите, что их всех  объединяет? ( Они сделаны из дерева)

-Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит книга? Вот об этом мы сегодня узнаем.

- Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда появилась книга. Давным- давно были времена, когда книг не было. В разных странах писали на том материале, который находили вокруг.(На глиняных дощечках писали острой палочкой; в Древнем Риме писали на папирусе. Папирус- это болотное растение, похожее на камыш. В Древней Руси писали на бересте – белой березовой коре. Из всех этих материалах очень трудно было сделать книгу. И вот, наконец, в Китае, придумали. как делать бумагу. Этот секрет изготовления бумаги, они долго держали в тайне. Бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго. Деревья рубят лесорубы топорами  или бензопилой, обрубают ветки, вяжут накрепко стволы и перевозят к реке. Далее деревья поступают на бумажный комбинат,  деревья распиливают, измельчают в опилки, варят, чтобы получить жидкую массу, похожую на жидкое тесто. Специальные машины разливают, р аскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага, которую скатывают в  большие рулоны. А из рулонов делают книги.

-Чей труд вложен в подготовку каждой книги? Какие профессии вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики, писатели, художники, типографские рабочие)

- Вот почему книга попала в наш музей. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось чтобы у вас были книги, относитесь к ним бережно.

7. Экскурсия в музей  «История возникновения кораблестроения»

Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления об истории кораблестроения. Научить детей понимать назначение кораблей (закрепить умение определять форму, части, размеры); Познакомить детей с материалами, из которых построены корабли (дерево, металл, пластмасса и и.т.д); Развивать познавательный интерес.

Словарная работа: штиль, двигатель паровой, тепловой, ледокол;

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками

– Что это? (рюкзак)

– Для чего нужен рюкзак? (для путешествий)

– На чем можно путешествовать?

– Хотите со мной отправиться в путешествие на корабле?

– Что возьмём с собой? (хорошее настроение, дружбу)

Дети отправляются в музей деревянной игрушки.

Дети плывут и поют песню “ По морям, по волнам”

Раздаётся гудок, корабль пристаёт к причалу, где встречает воспитатель– экскурсовод.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хочу пригласить вас на выставку в музей.

– Как нужно себя вести на выставках? (тихо, внимательно слушать)

Подходим к экспонатам - кораблям.

Воспитатель: Очень давно, когда люди жили в пещерах заметили, что упавшее в воду бревно (дерево) не тонет, и стали они переплавляться с одного берега на другой. Но на одном бревне невозможно перевезти добычу. Тогда они соединили несколько брёвен, перевязали тросником и получили плот. Но он по воде двигался медленно, и люди заметили, что бревно с заострённым концом плывёт быстрее, а если будет углубление, то бревно становится лёгким, можно сидеть-так удобнее.

Воспитатель: -Как появилась лодка?

Рассматриваем лодки-какой они формы? Размеров?

– Много прошло времени, пока люди стали использовать силу ветра

– Значит, какие корабли появились? (парусные)

– Всегда ли бывает ветер? Нет, поэтому корабли стояли в ожидании ветра (штиль)

– Поэтому ученые изобрели паровой двигатель, так появились пароходы. Двигатели изобретали разные – тепловые, электрические, а потом и атомные.

– Как вы думаете, из чего строили корабли? (из дерева). Какие они? (деревянные). Из металла (металлические.)

– Самые прочные корабли – ледоколы.

– Какие корабли вы знаете (пассажирские, туристические, грузовые, военные.)

Воспитатель: ребята вы сегодня узнали много про корабли, а теперь отгадайте загадки про них:

Под водою дом плывёт

Смелый в нём народ живёт

Даже под полярным льдом

Может плавать этот дом

(Подводная лодка)

Распрекрасный дворец

По морю плывет

Белеет на волнах

Гигант…

(Теплоход)

По волнам плывёт отважно

Не сбавляя быстрый ход

Лишь гудит машина важно

 Что такое?.(Пароход)

Плывёт белый гусь

Брюхо деревянное

Крыло полотняное

(Яхта)

На морях, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный и скорый

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей

(Катер)

Сначала дерево свалили

Потом нутро ему долбили

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили

(Лодка)

Ни корабль, ни лодка

Ни вёсел, ни паруса

А плывёт –не тонет

(Плот)

От ветра он не прячется

А грудь поставив катится

(Парусник)

Молодцы! А теперь отправляемся в обратный путь.

8. Экскурсия в музей «Знакомство с  изделиями русского  народно - прикладного искусства – Хохлома»

Цель: Познакомить детей с изделиями народно-прикладного искусства Хохлома. Учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус. Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, расширять и обогащать знания детей.

Материал: Изделия хохломских мастеров.

Словарная работа: Хохлома

Ход экскурсии:

Воспитатель (читает стихотворение)

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

- Ребята, вы уже догадались, что это красивое стихотворение написано про изделия, которые вы видите в нашем музее. А расписаны  они прекрасными мастерами. Роспись эта называется хохломской.

- Давным - давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. Все эти предметы изготовлены из дерева, а потом расписаны. Обратите внимание, что рисунок кажется золотым, но никакого золота в приготовлении этих вещей не применяется. Деревянные изделия покрывали жидкой глиной – «вапой», пропитывали сырым льняным маслом, шпаклевали, покрывали олифой. Когда она высыхала, изделия покрывали слоем алюминиевого порошка. Затем их расписывали красками, сушили, натирали олифой, два раза покрывали лаком и закаливали в печи. Лак темнел и придавал изделию золотистый оттенок. Видите сколько раз брал мастер в руки одну и туже вещь, как долго и с любовью трудился. В украшении и росписи изделий мастера использовали растительный орнамент: ягоды, цветы, листья. Использовали красные, зеленые, желтые, черные цвета.

- Эти вещи служат прекрасным украшением любой комнаты, и в тоже время они нужны в быту.

9. Экскурсия в музей «Матрешка»

Цель: 
- познакомить детей с русской деревянной игрушкой;
- формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;
-
Оборудование: Деревянная игрушка матрешка
 Ход экскурсии:

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти .
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
А внутри пустая
В ней живет – шестая
А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят
- Сколько вас? – у них мы спросим
И ответят куклы.

Воспитатель:- Дети кто из вас был внимательным, сколько кукол? (восемь, ответы детей)
- А кто знает, что это за куколки ? (ответы детей)
Рассказ воспитателя.
Сегодня  ребята мы познакомимся с одной из самых любимых игрушек в нашей стране, матрешкой.
- Матрешка у нас появилась очень давно. Это красивая, расписная кукла. Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. ( Рассказ сопровождается показом)
В ней еще фигурка и так до десяти - двенадцати кукол. 
Для изготовления матрешки используют сухую березу или липу. Деревья спиливают весной и очищают от коры. Из высушенных заготовок вытачивают фигурку. Начинают с самой маленькой.
Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Каждая игрушка хороша по- своему: одна веселая, другая – задумчивая, третья - озорная. Все зависит от художника.
- Матрешка – это русская игрушка, она отражает образ русской женщины.
Она «одета в русский костюм»: платок, фартук, сарафан.
( Рассматривание матрешек)

Экскурсия «Прошлое и настоящее богородской деревянной игрушки»

Цель: Способствовать обогащению художественной культуры детей и воспитанию эмоционального восприятия произведений народного искусства. Познакомить детей с историей создания богородской деревянной игрушки. Вызвать чувство восхищения трудолюбием народных мастеров, их преданностью делу, способностью на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивать и совершенствовать свое искусство, сохраняя эту чудо-игрушку для детей России. Воспитывать гордость за свой народ, уважение Рассказать детям о художественных достоинствах богородской деревянной игрушки, и о том, что работы мастеров представлены в коллекциях главных музеев нашей страны

Материал. Богородские игрушки, изображение столярных инструментов: плотницкий топор, стамеска, нож.

Ход экскурсии. Воспитатель организует живое, непосредственное восприятие детьми всех имеющихся богородских деревянных игрушек. Предлагает вспомнить название народного промысла и известные им художественные и технические достоинства богородской деревянной игрушки. Затем воспитатель рассказывает детям о богородской игрушке:

«Давным-давно, в небольшом селе, поселились люди и назвали его Богородское. Со всех сторон это село было окружено лесами, поэтому с давних пор люди использовали древесину для строительства домов и изготовления домашней утвари (мебели, посуды и т.п.)

Жители села любили сажать вокруг своих домов липы, которые вырастали высокими и стройными, с красивыми листья и очень ароматными цветами. Богородцы любовались красотой деревьев и использовали мягкую древесину лип для своих поделок.

У жителей села Богородское были дети. Вы знаете, что все дети любят играть с игрушками и получать их в подарок. Но в те далекие времена в России не было заводов по изготовлению игрушек и многих материалов, из которых в настоящее время изготовлены ваши игрушки, тоже тогда не было. Что было делать? Как порадовать детей? Подумав, жители села Богородское решили для изготовления игрушек использовать дерево.

Деревянные игрушки детям очень понравились. Их было приятно взять в руки и ощутить тепло деревянной поверхности. Игрушки из дерева были  


прочными и во время игры не ломались. Все животные, которых вырезали из дерева народные мастера, были добрыми и очень похожими на настоящих. Кроме того, игрушки были занимательными – они радовали детей движением: могли двигать лапками, хлопать крыльями и т.п. (воспитатель показывает детям эти движения игрушек).

После того, как богородские мастера увидели, что их деревянные игрушки нравятся детям, они начали делать их на продажу. Игрушки продавались на ярмарках, их с удовольствием покупали многочисленные паломники, люди, которые приходили и приезжали молиться в Троице-Сергиевский монастырь, который находился недалеко от села Богородское, в городе Сергиев Посад.

В те далекие времена в городе Сергиевом Посаде тоже было много игрушечников – людей, которые из разных материалов: ткани, дерева, бумажной массы (папье-маше) изготавливали для детей игрушки. Игрушечникам Сергиева Посада изделия богородских мастеров очень понравились, и они стали заказывать им вырезанные из дерева игрушки, которые затем раскрашивали. Еще они заказывали богородским мастерам деревянные резные формы, которые использовали для многослойного оклеивания бумагой и изготовления игрушек из папье-маше. Если вы, дети, захотите, то мы с вами тоже можем таким старинным способом изготовить игрушки, а затем их раскрасить.


Постепенно игрушки богородских мастеров становились очень популярными в России. С деревянными солдатиками, лошадками, веселыми медвежатами, зайчатами, бельчатами и другими игрушками дети с удовольствие играли, а родители охотно покупали их для детей. Так как потребность в приобретении деревянных игрушек у людей была очень велика, то богородские мастера вместе со своими семьями начали их изготавливать в большом количестве. С этого момента отличительной особенностью села Богородское от других сел России было то, что все его жители, и взрослые и дети, занимались резьбой по дереву и изготовлением разнообразных деревянных игрушек.

Обучать детей резьбе по дереву начинали рано – с четырех лет. Учителями ребят были их родители - отец и мать. Вначале дети только наблюдали за работой взрослых и привыкали к острому ножу: вырезали игрушки по своему желанию. Затем детей постепенно привлекали к участию в настоящей работе. Отец обработает деревянный чурбачок острым топором, наметит основную форму игрушки, а затем отдает ее своим детям, чтобы они обработали зарубленные формы ножом или стамеской (воспитатель показывает детям изображения инструментов). Резать ножом деревянную поверхность слабыми детскими руками было очень трудно, а резать дерево в нужном направлении и при этом без ошибок, потому что неверно отрезанный кусочек дерева нельзя возвратить на место, маленькому ребенку особенно было трудно. Поэтому заканчивали работу над игрушкой, взрослые, потому что изготовленные игрушки продавались и к качеству игрушки предъявлялись высокие требования. На полученные от продажи деньги жила вся семья.

Главную роль в обучении детей (и мальчиков и девочек) в семьях богородцев играл отец. Матери, которые тоже резали игрушки, так же принимали большое участие в обучении, но кроме того они жалели своих детей и старались помочь им: лечили порезанные ножом руки, успокаивали при неудачах и всячески поощряли усилия детей, направленные на приобретение навыков резьбы по дереву.  Хранятся богородские игрушки и в настоящих музеях как очень ценные экспонаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экскурсия в магазин игрушек."

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ  по теме:   Обобщение пройденного материала «ЭКСКУРСИЯ В МАГАЗИН ИГРУШЕК»...

конспект НОД "Экскурсия в музей игрушек"

Интегрированное занятие в средней группе "Экскурсия в музей игрушек"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Экскурсия на фабрику игрушек»

Конспект логопедического занятиядля детей подготовительной к школе группе.  Цель: Закреплять произношение звука (Л), автоматизация звука в словах...

Экскурсия в "Музей игрушек"

19 декабря дети, воспитатели и родители нашей группы совершили увлекательную   экскурсию в Санкт-Петербургский  «Музей игрушек».Музей игрушки создан как музей художественный, призванный...

Конспект экскурсии в "Магазин игрушек"

Экскурсия для детей средней группы. Цель: расширение знаний об объектах родного города, формирования  правил поведения в общественных местах....

Экскурсия на фабрику игрушек "Бирюсинка"

Знакомство с изготовлением игрушки....